ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Этап самоопределения к деятельно-сти | 2 мин | - Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь. Великая радость – работа. В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счёта- Всё счастье земли – за трудом! – Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. |
Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.
| Р: Выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса |
Актуализация знаний и мотивация | 5 мин | Устный счет - Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку. “Лежит кучка поросят, кто ни тронет – завизжат» Чтобы узнать, кто же это, вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесёте их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку. Работать вы будите в парах. ( Примеры записаны на доске) Ё 4 х 8 – 30 : 5 =26 Ч 6 х (32 – 30) =12 Ы 6 х 7 +30 =72 П 30 – 3х 9 =3 Л 90 – (3х6 +30) =42 /пчёлы/ - Достаньте ручку другого цвета: зеленого или черного. Кто-то будет зачитывать пример и ответ с буквой. Если решение выполнено верно, то рядом ставьте знак «+», если же решено не верно, то «-». Итак, кто назовет ответы в порядке возрастания? Хорошо. И какое же слово получилось у вас? - Молодцы, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке. Нам придется выполнить задания, мы узнаем много интересного. Итак, в путь за пчелой. Давайте решим задачку. В поле пчелки летали, Лепестки цветов считали. На одном цветке их пять. Сможете вы сосчитать, Сколько будет лепестков, Если шесть всего цветков? (5 х 6 = 30) Зайцы по лесу бежали, Волчьи следы по дороге считали. Стая большая волков здесь прошла. Каждая лапа в снегу их видна. Оставили волки 40 следов. Сколько, скажите, здесь было волков? ( 40:4=10) -Чтобы решить задачу, какие знания вы применили? |
Слушают учителя.
Выполняют задание в парах. 3 12 26 42 72 П Ч Ё Л Ы
Пчёлы.
5 х 6 = 30
40:4=10
Таблицу умножения. | Р: целеполагание, коррекция.
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей
П.: Понимать информацию, представленную в изобразительной форме для решения различных учебных задач.
|
Постановка учебной задачи | 5-6 мин | - Какие вы молодцы. - Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа. - На прошлом уроке вы уже начали изучение темы деление с остатком. Тема нашего урока остается той же, что и на том уроке. Кто-нибудь может назвать тему урока? -Молодец, правильно. - А какую цель вы можете поставить для себя?
-Каким должен быть остаток? (при делении остаток всегда должен быть меньше делителя) -Как вы думаете, над чем мы с вами будем сегодня работать? -Сегодня мы продолжим работу над делением с остатком. -Разделите число 19 на 5(в тетради). -Как вы выполняли деление с остатком на предыдущем уроке? -Удобно ли использовать рисунок или палочки при решении этого примера? -Каким способом вы предлагаете решить это пример? -Какое самое большое число до 19 делится на 5 без остатка? -Что мы с вами сейчас сделали? -А откуда вы знаете это число? -Какой получим ответ? -Давайте проверим, остаток меньше делителя? -А теперь проверим, что нужно для этого сделать? Посмотрите на экран, проверьте: 3*5+4=19 -У всех так? Молодцы правильно! |
Записывают число.
Деление с остатком.
Уметь делить с остатком
При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.
Деление с остатком.
19:5=3 остаток 4
Делали рисунки, выкладывали палочки.
Нет, это не удобно. Число 19 большое.
15.
Вспомнили самое большое число до 19, которое делится на 5 без остатка. Это число из таблицы умножения. 3, остаток 4
да, 4<5
Делитель умножить на частное и прибавить остаток. | П.: Понимать информацию, представленную в изобразительной форме для решения различных учебных задач.
П: определение основной и второстепенной информации
Р: целеполагание, коррекция.
|
Открытие детьми нового знания | 5-6 мин | - Ребята! а как вы думаете, умение решать столбиком это полезное умение или же лучше всегда получать ответ с помощью калькулятора? - А если нужно умножить многозначное число, а рядом нет калькулятора, то умение умножения столбиком вам пригодится? - Тогда давайте начнем учиться правильному оформлению деления чисел с остатком. - Откройте учебник, на стр. 28 № 1. Рассуждает так же, выполни деление с остатком. -Первый пример, мы с вами решим вместе по алгоритму. -Посмотрите на экран, вы видите алгоритм деления с остатком. -Записываем его 17:4. Сначала находим самое большое число, меньше делимого, которое делится на делитель. Итак, какое же это число до 17 и делится на 4 без остатка? Правильно. 2.Находим частное, для этого 16:4=4. 3.Находим остаток, для этого нужно из 17 вычесть 16, остаток равен 1. 4.Проверяем: остаток меньше делителя. 1<4? Да, значит решили правильно. -Остальные примеры будем решать у доски с таким же подробным объяснением. (ученики выходят решают примеры с объяснением.) -Молодцы ребята. | - Нужно уметь решать столбиком. Так расширяется наш кругозор и калькулятор в нужный момент может не оказаться рядом с нами.
- Да.
Слушают учителя.
Это число 16.
Да.
22:6 1.18 2.18:3=6 3.22-18=4 4.4<6 | 27:5 1.25 2.25:5=5 3.27-25=2 4.2<5 | 59:9 1.54 2.54:9=6 3.59-54=5 4.5<9 | 27:7 1.21 2.21:7=3 3.27-21=6 4.6<7 |
| К: умение слушать и понимать речь других
К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
П: определение основной и второстепенной информации К.: Работа в группе(команде)- умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
Первичное закрепление | 9 мин | -Теперь давайте прочитаем задачу под № 2. Брат собрал 18 стаканов клюквы, а сестра – 6. Чтобы сварить варенье из этой клюквы, мама брала на каждый стакан ягод 2 стакана сахара. Сколько стаканов сахара ей потребовалось? Каждый читает сам про себя. -Теперь кто-нибудь прочитает нам ее вслух.(читает ученик) -Итак, как удобнее записать эту задачу кратко? -Что нужно узнать в задаче? Какой главный вопрос? -Что такое 18 и 6? -Хорошо, что еще известно в задаче? - Теперь давайте заполним с вами таблицу и запишем название столбцов. Перед вами на парте лежит пустая таблица.
| Расход сахара на один стакан клюквы |
Количество клюквы |
Общий расход сахара | Брат |
2 ст. | 18 ст. | ? |
? | Сестра | 6 ст. | ? |
-Давайте подумаем, как мы назовем столбцы. Посмотрите, некоторые данные написаны в таблице. -Что в первый столбик мы дописываем? -Второй столбик, расход сахара на один стакан клюквы. -Третий, количество клюквы. -И четвертый столбик общий расход сахара. Заполните данные, которые нам известны и не известны. Теперь сверьте с доской. -Можете решать задачу. Решение задачи нужно записать одним выражением. -Кто-нибудь хочет выйти и записать решение задачи? -Хорошо, молодцы, присаживайтесь. Не забудьте записать ответ. Какой ответ будет? | Слушают учителя. Читают задачу.
С помощью таблицы. Сколько стаканов сахара потребовалось на варенье. Количество стаканов клюквы. Количество стаканов сахара на стакан клюквы 2.
Сестра
Решают задачу. Записывают решение. 1способ: (18+6)*2=48(с.) 2 способ: 18*2+6*2=48(с.)
Маме потребовалось 48 стаканов сахара. | К.: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
К.: Формулировка собственного мнения и позиции.
Л.: Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся |
Самостоятельная работа с самопроверкой | 5 мин | -На парте у вас лежат чистые листочки. Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили тему нашего урока. На экране вы видите 2 столбика примеров, 1 вар решает 1 столбик, 2 вариант 2 столбик. Вариант 1 Вариант 2 18:5= 28:6= 29:7= 47:5= 37:9= 75:9= 23:3= 50:8= -Так ребята время вышло, берем карандаш или ручку другого цвета, меняемся листочками с соседом по парте, кто сидит один проверяет сам у себя. На экране вы видите правильные ответы. Напротив верно решенного примера ставим «+», неверного ставим «-». Поменяйтесь обратно. Поднимите, у кого все правильно сделано, молодцы. У кого 1 ошибка, поднимите руку, вы тоже молодцы, У кого 2 ошибки, ребята вам нужно быть внимательнее. Отложите листочки. | Слушают учителя. Выполняют работу.
3, ост 3 4, ост 1 4, ост 1 7, ост 2 | 4, ост 4 9, ост 2 8, ост 3 6, ост 2 |
| П:Установление причинно – следственных связей П:Структурирование знаний Р: принимать и сохранять учебную задачу. К.: Работа в группе(команде)- умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
Включение в систему знаний, повторение | 8-9 мин | -Посмотрите на № 4 в учебнике. 1) Длина одной шестой части отрезка АВ равна 15 мм. Начерти этот отрезок. 2)Длина отрезка СD 28 мм. Сколько мм в одной седьмой части этого отрезка. 1 вариант выполняет задание под цифрой 1, 2 вар под цифрой 2. Два ученика пойдут работать у доски. Кто хочет? (выходят 2 ученика) Все выполняют самостоятельно. -Давайте проверим, у всех так как на доске? -У всех так же получилось? Молодцы.
-Теперь откройте свои рабочие тетради на стр.34 № 89. Найди ошибки и запиши верное решение. Выполняем все примеры, говорим верно, оно или нет, если нет говорите правильное решение. На выполнение у вас 3 минуты.
- Следующий № 91. Работаем в парах. На выполнение 4 минуты у вас. -Посмотрите на экран и сравните, так ли у вас или нет. | Слушают учителя. Работают у доски самостоятельно.
АВ = 15 * 6 = 90 (мм) Надо начертить отрезок длиной 9 см, так как 90 мм = 9 см. 2) 28 : 7 = 4 (мм) - в 1/7 отрезка CD. Ответ: 4 мм.
Выполняют задание. Отвечают по цепочке. 37:7=5 ост.2+ 19:3=5 ост.4+ 47:5=9 ост.1– (2+) 65:9=7 ост.2+ | 23:4=5 ост.2- (3+) 57:9=6 ост.1- (3+) 49:3=15 ост.4 + 78:8=9 ост 5- (6+) |
Выполняют задание. 7*7-5=44 7*8+4=60 7*9+7=70 5*6-8=22 | 54:6-4=5 49:7+5*6=37 63:8+16=25 32:4+43=51 |
| Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П:Установление причинно – следственных связей.
Р.: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Рефлексия деятельности | 2 мин | - Итак, какая у нас была тема урока? - А кто-нибудь помнит нашу поставленную цель? - Какие вы внимательные. Как вы думаете, цель была достигнута? - Чему новому научились? -Давайте оценим вашу сегодняшнюю работу. Кто считает, что на сегодняшнем уроке у него все получилось, понял тему и не допустил ошибок, поднимите руку. Теперь поднимите руку те, кто понял тему, но допустил несколько ошибок. -хорошо. А теперь поднимите руку те, кто ничего не понял. Не расстраивайтесь вам нужно быть внимательнее на уроке. -Запишите домашнее задание стр. 28 № 5,6. -Ребята, спасибо вам за урок, Желаю вам удачи. До свидания! | Деление с остатком. Уметь делить с остатком. Да.
Мы научились делить столбиком с остатком. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К:.Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
|