Технологическая карта по русскому языку на тему "Личные местоимения" 4 класс УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цели деятельности учителя: Ознакомление с грамматическими признаками личных местоимений; формирование умения определять их лицо и число;
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь:
- определять лицо, число местоимений;
- заменять существительные местоимениями в речи;
Знать:
- понятие местоимения, роль местоимений в речи;
- грамматические признаки личных местоимений.
Личностные:
- формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
- развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
- воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Личные местоимения" | 171 КБ |
Презентация на тему "Личные местоимения" | 931.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 26.02.2019 ФИО учителя Кузнецова Вероника Викторовна
Школа: 152 ФИ студента Нагорняк Анжелика
Класс: 4-б ФИО методиста Кондратьева Ирина Ивановна
Кабинет: 213
Технологическая карта урока русского языка.
Тема: «Личные местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного числа»
Цели деятельности учителя: Ознакомление с грамматическими признаками личных местоимений; формирование умения определять их лицо и число;
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь:
- определять лицо, число местоимений;
- заменять существительные местоимениями в речи;
Знать:
- понятие местоимения, роль местоимений в речи;
- грамматические признаки личных местоимений.
Личностные:
- формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
- развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
- воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013, презентация, карточки.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте ребята, меня зовут Анжелика Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Итак, давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тонкая тетрадь, карандаш, ручка. - Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому. Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке. Я говорю начало предложения, а вы продолжение. 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … 4. Если хочешь отвечать – Надо … | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Садятся. Продолжают высказывания. (внимательным) (не перебивая.) (понятно) (руку поднимать) | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа | 5 мин | Фронтальная работа - Что такое местоимение? - На какие вопросы отвечают местоимения? - Какие вы знаете местоимения? - Как они называются? - Назовите местоимение, которое хвалит себя. - Назовите местоимение, которое говорит и о себе, и о других. - Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? - К нескольким лицам? - А к кому мы ещё обращаемся на Вы? - Как мы будем писать данное обращение? - Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо? | (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их, то есть заменяет существительное) (отвечают на вопросы существительных) (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они) (личные) (я) (мы) (ты) (вы) (обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям) (он, она, они) | Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
III. Постановка учебной задачи Практический: выполнение пробного задания Словесный: подводящий диалог
| 3 мин | - Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с признаками личных местоимений. - Почему они называются личными? Задание: Разделите личные местоимения на 3 группы, по лицам (на слайде) Ученики: Мы не знаем, как это сделать. - Сегодняшний урок мы и посвятим изучению нашей проблеме. - Ребята откройте учебник на с.54 и сформулируйте тему нашего урока. - А какие цели мы поставим? | (личные местоимения указывают на лицо) (личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа) (узнать, какое лицо бывает у местоимений; будем учится определять лицо местоимения, различать местоимения) | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа по таблице Наглядный: анализ таблицы Наглядный: наблюдение за использованием местоимений в определенных речевых ситуациях Практический: составление обобщающего ответа на грамматическую тему. | 5 мин. | - Посмотрите на слайд и попробуйте самостоятельно разобраться какие бывают личные местоимения. Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лица. -2 ученика у доски, отвечают используя личные местоимения. – Как скажете, когда вы будете говорить о себе? - Когда будете рассказывать вместе? - А как вы скажете, когда будете обращаться друг к другу? - Как вы скажете, когда будете рассказывать о мальчике? - А про девочку? - Про дерево? - А как вы скажите про детей из другого класса? (ОНИ) - Какие местоимения относятся к 1, 2, 3 лицу? - Откройте учебник на с. 54 упр.112. Работаем в парах - Расскажите соседу как изменяются личные местоимения, какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам? (вывод на слайде) - Несколько учеников отвечают вслух. - Ребята, кто может подвести итог, в каком лице мы говорим о себе, когда обращаемся к собеседнику, когда говорим о тех, кого нет рядом? - Отвечает один ученик. Итог: 1 лицо- о себе; 2 лицо- обращаемся к собеседнику; 3 лицо- о тех, кто не участвует в беседе или собеседникам | (Я) (МЫ) (ТЫ) (ОН) (ОНА) (ОНО) Участвуют в разговоре Отвечают на вопросы (я, мы местоимение 1 лица) (ты, вы - 2 лица) (он, она, оно, они 3 лицо) Работают с учебником, рассуждают в парах (изменяются по лицам, числам) (местоимения 3-го лица ед.числа изменяются по родам) | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
V. Первичное закрепление Словесный: морфологический разбор Практический: списывание с грамматическим заданием Практический: списывание с восстановлением морфологического состава предложений | 7мин | Работа в парах. - Проверьте друг друга, работая в паре. Один показывает местоимение на карточке, другой называет лицо и число. Потом наоборот. Проверка - Кто не сделал ошибок? - Молодцы! - Откройте ваши тетради, отступите и запишите число: сегодня 26 февраля классная работа. - Теперь потренируемся в определении лица местоимений. Выпишите местоимения, укажите лицо и число. Выполняем по образцу упр.113. - Катя прочитай стихотворение. - Коля выполняет за отворотом у доски, остальные самостоятельно в тетради. - Затем сверяем с образцом на доске. - Нарисуйте зеленый кружок те, у кого все верно, желтый кружок, если есть одна ошибка, и красный кружок, если 2 и более ошибок. - Поднимите руки те, у кого зеленый кружок, теперь желтый, красный. - Давайте оценим работу Коли, что ему необходимо было сделать, справился ли он с заданием? Какую оценку поставим? Итог: - Кто может подвести итог, для чего служит местоимение в речи? - Замечательно! - Записываем в тетради упр.114. - Оля, прочитай задание. - Выполняем по цепочке у доски. Выполняем 2 первых предложения, остальные в тетради самостоятельно. - Лена, прочти нам свой ответ. Ребята, поднимите руки, у кого по-другому? - Петя читай следующий ответ. Поднимите руки, у кого другой ответ? - Молодцы ребята! Задание «Отгадайте местоимение» (на слайде)( по признакам) | Работают в парах. Проводят взаимопроверку Выполняют упражнение, сверяют с образцом. Оценивают правильность выполнения. (Вы (2-е л., мн.ч.), мы (1-е л., мн.ч.), ты (2-е л., ед.ч.)) Оценивают работу у доски (для того, чтобы не было повтора имени существительного) Выполняют задание. (1. Бабушка, ТЫ тоже маленькой была. (А. Плещеев) 2. ВЫ со мной знакомы близко. Я – приветливая киска. (В. Стоянов) 3. Перемыли МЫ посуду, навели порядок всюду. (В. Нестеренко). 4. Злой тоской удручена, к муравью ползет ОНА. (И. Крылов)) (МЫ; ВЫ;ОНИ;ОН ОНА ОНО) | Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи. Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса |
Физминутка | ||||
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практический: списывание Словесный: беседа | 7мин | Самостоятельная работа с самопроверкой - Самостоятельно прочтите задания к упр.116. - Выполняем самостоятельно в тетради, затем сверяем с образцом на слайде. - Если все верно, ставим «5» в тетради, если одна ошибка «4», 2 и более ошибок «3». - Встаньте те, у кого «5», садитесь. Теперь «4», «3». - Молодцы, вы отлично справились с заданием! Итог: Назовите личные местоимения 3-го лица ед. числа и соответствующий ему род (на слайде) | Выполняют самостоятельно. (1. Снег теперь уже не тот- потемнел ОН в поле. (С. Маршак) 2. Весна идет сторонкой, да где ж сама ОНА? (А. Блок) 3. Знать, солнышко утомлено, за горы прячется ОНО. (В. Жуковский). Оценивают свою работу, ставят оценку | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
VII. Включение в систему знаний Практический: письмо по памяти Словесный: беседа, языковой анализ | 7-9мин | - Посмотрите упр.115. Прочтите его. - Почему мелодия дождя названа однообразной и прекрасной? - С какой целью использованы в предложениях местоимения? - Вместо какого существительного употреблено в предложении местоимение она? - Сколько предложений дано? (2) - Закройте учебники и запишите предложения по памяти. - Теперь откройте учебник и проверьте себя. - Поднимите руки, кто все записал точно так же, как в учебнике? - Молодцы! - Разберите 1-е предложения по членам. - Ира выполняет у доски. Итог: Каким членом предложения является местоимение? (подлежащим) - Поднимите руки, у кого выполнено по-другому? Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. Задания на карточках. Я, он, на, ты. Мы, они, вы, но. Нас, нами, нос, нам. Тебя, тебе, тобой, табун. - Один ученик отвечает. Все остальные слушают и проверяют (на слайде) - Откройте дневники, запишите домашнее задание: Слова с.55 упр.117 | (для того чтобы не повторять слово дождь) (дождя) Записывают по памяти текст. Самостоятельно проверяют правильность написания. Выполняют задание (на- предлог) (но-союз) (нос-существительное) (табун-существительное) Записывают домашнее задание. | Познавательные: осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение; Регулятивные: осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. Коммуникативные: используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания. |
VIII. Рефлексия деятельности Практический: тестирование Словесный: ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ. | 5мин | Тест 1.Укажите местоимение 2-го лица. 1) я, мы 2) ты, вы 3) он, она, оно, они 2.Укажите строку, где все местоимения единственного числа. 1) я, ты, вы, она, он 2) ты, он, она, я, оно 3) мы, они, вы 3.Укажите местоимение 3-го лица. 1) я, ты 2) мы, вы 3) он, она, оно, они 4.Личные местоимения: 1) называют предметы 2) указывают на предметы 3) указывают на признак предмета 5.Укажите грамматические признаки местоимения, которое употреблено в стихотворении. - Белая медведица! - Во льдах живет она? - Метель и гололедица Медведям не страшна? А.Барто - Обменяйтесь карточками и сверьте с образцом (на слайде) напротив каждого правильного ответа ставим +. - Теперь поставьте оценку, используя критерии оценки. (на слайде критерии оценивания) - Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Чем мы сегодня занимались? Какую цель мы ставили? Достигли мы ее? Молодцы, я за вас рада! И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился. - Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. | Выполняют тест, сверяют с образцом, ставят оценку. Ответы: 1. 2 2. 2 3. 3 4. 2 5. 2 Подводят итог урока Отвечают на вопросы Оценивают свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России»)
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России») Тема: "Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж."...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урокаДидактические:познакомить ...
Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:знать, как подчеркивается глагол при письме;уметь о...
Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения", 3 класс, УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Содействовать формированию навыка распознавать личные местоимения среди других частей речиЗадачи урокаДидактические:Закрепить понятие ...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание приставок", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Правописание приставок. Закрепление»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление у учащихся представлений о правописании приставо...
Технологическая карта урока русского языка «Род местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов". 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о особенностях изменения глаголов по временам и о особенностях каждой временной формы глагола...