Конспект урока по математике 3 классе по теме "Таблица умножения и деления с числом 9"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Доржиева Валентина Владимировна

Составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над её запоминанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока

«Математика» по ФГОС

для 3 класса

ФИО разработчика:

Доржиева Валентина Владимировна

УМК «Школа России»

Конспект урока по математике

Тема: «Таблица умножения и деления с числом 9»

Предмет

Математика

Тема урока

«Таблица умножения и деления с числом 9»

Практическая реализация

Открытый урок

Подробный конспект урока

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Форма урока

Урок с применением ИКТ

Методы

Частично-поисковый, исследовательский, иллюстрированный, творческий

Цель урока

Составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над её запоминанием.

Задачи урока

Образовательные:

познакомить с приёмом умножения на 9;

познакомить с приёмом деления на 9;

закреплять таблицу умножения.

Развивающие:

развивать вычислительные навыки;

развивать логические операции: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

развивать самооценку, умение работать самостоятельно и самостоятельность при выполнении заданий.

Воспитательные:

воспитывать умение вести учебный диалог;

совершенствовать коммуникативные навыки.

Формировать УУД:

Личностные: 

  • формировать положительное отношение к учению,
  • уважительное отношение к собеседнику,
  • развивать интерес  к различным видам решения поставленной  учебной задачи  и  к  расширению  математических  знаний.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке;
  • учиться совместно с учителем  обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять   самооценку  учебных действий;

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • ориентироваться  в предложенном материале, находить нужную информацию
  • отличать новое от  уже известного;  добывать новые знания.

Коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь работать в паре, группе;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты.

Обучающиеся:

  • закрепят  знания изученных таблиц, устных  приёмов вычисления примеров разного вида;
  • усовершенствуют  умения решать задачи;
  • повторят  понятия  уравнения, подбор корня уравнения;
  • усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале,  в нахождении  периметра.
  • смогут проанализировать, найти закономерности при составлении таблицы;
  • смогут составить, усвоить и частично запомнить таблицу умножения на 9;
  • сумеют применить полученные знания на практике;
  • смогут сотрудничать при групповой работе и работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения.
  • будут адекватно себя оценивать на  уроке;

Организационный момент

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. Садитесь,  а теперь  закройте глазки, улыбнитесь, откройте глазки, погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовалась работа сердца, погладьте голову, чтобы она хорошо работала, погладьте правую руку (Карина и Толя левую) чтобы она красиво писала, а теперь повернитесь, улыбнитесь соседу, пожелайте ему успехов!.

Начнём урок с хорошего настроения как у нашего солнышка. ( 2 Слайд)

Девиз нашего урока : (хором)

«Математику учить ум точить!»

Законы урока:

Вести себя спокойно, не выкрикивать, уважать друг друга. (3 слайд)

Актуализация знаний

Устный счёт

Минута чистописания

 Перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.

  • Какое сегодня число?
  • Дайте полную характеристику этого числа
  • Скажите ребята, а число 30 встречается в изученном нами табличном умножении? (5Х6;6Х5;3Х10)
  • Что вы можете сказать о словах – ноябрь, работа, классная?
  • Какими частями речи они выражены?

Откройте свои тетради, положите их правильно под наклоном, проверьте ПОСАДКУ.

Запишите число 30 ноября.  Классная работа. Пока записывают Дом.задание если выполнено аккуратно чисто и красиво, я дотронусь до вашего плеча.

Ребята, сегодняшний урок мы начнём с весёлого устного счёта.

Записываете в тетрадь только ответ

- Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека.(6Х10=60)

- Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число.(50)

- Количество месяцев в году разделить на число голов Змея Горыныча.(4)

- Количество букв в слове БУРАТИНО разделите на число крыльев у орла. (4)

- Число дней в неделе увеличьте в 10 раз. (  70)

-  Молодцы!

А сейчас нас ждут не менее интересные задачки. Будьте внимательны. Теперь вам надо в тетради  записать решение задачи и ответ. На экран

4 слайд  (задачу читает один ученик)

К двум  зайчатам в час обеда                                                                                 Прискакал  один   сосед.                                                                                            В огороде зайцы сели                                                                                                  И по три  морковки съели.                                                                                       Кто считать, ребята, ловок?                                                                                                 Сколько съедено морковок?  (3 х 3 = 9 (м.))

Внимание, следующая задача. 5 слайд  

 Пять зайчат сидят в углу,                                                                        Чистят репу на полу.                                                                                                      Насчитали 45                                                                                                  

Как делить забыли вдруг.                                                                                         Мамы с папой нет нигде…                                                                                                        Помогите им в беде!            (45 : 5 = 9 (шт.))

-Проверим по эталону, на экран  6  слайд

Скажите, а какой ответ мы получили в каждой из предложенных задач? (9)

На минутке чистописания мы с вами пропишем цифру 9. (характеристика числа 9)

 Аккуратно, не торопясь, пропишите цифру 9.                                                                                            Вспомните ещё раз, как правильно она пишется.    

Молодцы!                                                      

Определение темы урока

Постановка цели и задач урока

Физминутка

Первичное закрепление

Самостоятельная работа

Работа с геометрическим материалом

Рабочие тетради

Рефлексия

Домашнее задание

Инструктаж по его выполнению

Оценки за урок

с комментированием

- У меня на доске два столбика с числовыми выражениями.

9х3= 27                            3х9=

9х4= 36                            4х9=

9х5= 45                            5х9=

9х6= 54                            6х9=

9х7= 63                            7х9=

9х8 =72                            8х9=

- Посмотрите на числовые выражения первого и второго столбиков.

- Скажите, чем они отличаются? (множители поменялись местами)

- Давайте найдём значение числовых выражений первого столбика. Цепочкой записывают произведение.

Фронтальная работа. (Записала ответы в первый столбик)

- Изменится ли результат числовых выражений во втором столбике? (нет)

- Почему? Какое правило мы знаем? (от перестановки множителей произведение не изменяется)

- Поэтому мы смело можем вписать результаты числовых выражений во второй столбик. 

- Давайте проведём исследование первого столбика. Что мы видим? (первый множитель не изменяется, второй множитель увеличивается на 1).

- А как изменяется произведение? (произведение увеличивается на 9)

- Ещё все произведения двузначные и сумма цифр в произведении равна 9) 

- Во втором столбике первый множитель увеличивается на 1, второй множитель одинаковый, а произведение также увеличивается на 9.

- Ребята, скажите, а каких числовых выражений не хватает?

(9х9)

- Как вы думаете, почему  я их  не написала? (Таблицу умножения с числом 9 мы ещё не изучали)

-Так какова же тема нашего урока? Кто догадался?

(Таблица умножения  и  деления  с числом  9)

-Какую  цель  мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?     (Составить, записать таблицу умножения и деления с числом 9 и научиться её использовать). 

-Как найти значение произведения 9 Х 9? (9+9+9+9+9+9+9+9+9=81  или

 8 х 9+9=81

-Какой пример на деление мы запишем? 81:9=9

 Работа в парах

- В парах составьте и запишите  таблицу деления  числа 9. (Проверка по эталону слайд)

-А теперь наша задача состоит в том, чтобы научиться  практически  использовать таблицу и запомнить её.

Давайте  запишем  таблицу в тетради, но я вам предлагаю записать только 1 пример.  Почему?               Откройте учебники на стр. 65

-Почему пример написан в красной рамке? (нужно его запомнить)

- Давайте сделаем ВЫВОД, что мы сейчас с вами составили и записали? (таблицу умножения и деления с числом 9))

Давным- давно люди открыли ещё одно волшебство

-Вы готовы к волшебству? Игра «Волшебство» 11 слайд

- Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец по порядку означает соответствующее число: первый слева-1, второй-2, третий-3 ит.д.до 10

- Сейчас ваши пальчики превратятся в счетные машинки

Чтобы умножить 9 на какое либо число, достаточно загнуть палец с таким номером. Перед вами ответ: количество пальцев слева – показывает число «десятков», а количество пальцев справа – число «единиц».
Например, мы хотим  умножить   9 на 3. Загибаем   третий палец. Слева 2 пальца = 2 десятка. Справа 7 пальцев = 7 единиц. Ответ: 27. И ещё пример 9Х2

Решите примеры  в парах на ваших счётных машинках, т.е пальчиках

9Х4              9Х5             9Х7  (на доске примеры)

       -  Помогите  своему соседу, если он не понял.  

-Когда эти знания смогут вам пригодиться? (когда вы неуверенны в ответе)

-Что такое умножение? (Стихотворение Илья -? Или хором прочитать  

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать все целый час.

Умножения таблица

Всем нам в жизни пригодится

И не даром названа

УМНОжением она!

Итак.  Где найдёт применение знание  таблицы умножения?

 Неизвестно, кто первым составил таблицу умножения, но впервые она появилась в Китае 2200 лет назад. Ещё  я хочу добавить,  что  без таблицы умножения и деления невозможны  были бы многие  открытия  в математике, а значит и нашей жизни не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого к чему мы привыкли в жизни.

Надеюсь новые знания вы будете активно применять.

- А теперь отдохнём  (Включить физминутку)

-Хорошо работаем дальше.

Самостоятельная работа

Работа  по учебнику № 1 (с. 65)

Самостоятельное  выполнение. По вариантам.

 Взаимопроверка. Ответы записаны на доске: в столбик

I-8,8,9,7:

ӀӀ- 49,64,81,36;      Взаимооценка

 

Решение задачи

 Задача  № 4  (стр.65)  Сделать схематический разбор в тетради и на доске.

- Прочитайте условие задачи.

- О чём говорится в задаче? (О проводе длиной 50 м).

- Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8м, потом 7 м).

- Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось).

-А сейчас представьте, что вы мастера участков и вам надо отрезать 8м провода и 7м.

- Как вы это будете делать? (Сначала отрезали 8м, потом ещё 7м).

- Как ещё можно найти остаток провода? (Сначала отрезали вместе 8м и 7м).

Решите задачу разными способами

  1. 50-8-7=
  2. 50-(8+7)=

- На своей парте найдите КОНВЕРТ  

- Он один на двоих, так как работать будете  в парах.

-  В конвертах геометрические фигуры.   Если в вашем конверте квадрат, найдите  его периметр.

Если прямоугольник,  найдите его  площадь.

-Чему равен периметр  квадрата? (  см.

-Чему равен площадь прямоугольника? (   см.2

- Как найти периметр квадрата? ( Все стороны прибавить или  две стороны прибавить и умножить на 2)

-Как найти площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину или ширину умножить на длину)

Проверка: 1 пара, периметр и площадь,

Тем, кто быстро справился с работой  Рабочие тетради № 104 стр. 41

Вывод:

- Скажите, какая тема урока у нас была сегодня? (таблица умножения и деления с числом 9)

- Чему мы должны были научиться? (составить таблицу умножения и деления на 9, и научиться использовать её)

Ребята, послушайте одну притчу. 

Шёл мудрец и встретил 3 работников.

« Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.

Первый ответил:- «Я работал ниже своих возможностей».

Второй ответил:- «Я  старался».

Третий ответил:- « Я работал эффективно, творчески, активно».

- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником. Возьмите личика и нарисуйте улыбку, в зависимости от того, каким работником вы были на уроке . (14 слайд)

-Ребята, покажите мне  каким работником вы были на уроке.

 Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания.

Если вы испытываете трудности, на последующих уроках у нас будет время потренироваться, и мы справимся со всеми сомнениями и трудностями.

Выучить таблицу умножения на 9; № 1 (3,4 ст.) (с. 65)

Инструктаж по его выполнению

-Урок окончен!    (15 Слайд )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...

Контрольная работа по математике для 4 класса по теме "Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями"

Контрольная работа по математике    для 4 класса по теме " Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями"...

Технологическая карта урока по математике на тему: «Таблица умножения и деления с числом 4» 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока:Таблица умножения и деления с числом 4Цели урока:Составить таблицу умножения и деления с числом 4 и работать над ее запоминанием; закреплять знание порядка выполнения действий в выражениях,...

Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.

Урок изучения нового материала проведён по  теме "Таблица умножения и деления  с числом 9" ФГОС  на муниципальном уровне по программе "Школа России"....

План-конспект урока математики в 3 классе. Тема: «Таблица умножения и деления с числом 6»

Урок открытия нового знания.План урока построен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....