Число ноль. Цифра 0
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний (1 урок по данной теме)
УМК: «Начальная школа XXI века»
Ф.И.О. учителя: Никитенко В.Н.
Тема | Число ноль. Цифра 0 |
Дидактическая задача | Формировать представление о числе 0 и цифре 0, познакомить с основными свойствами. |
Цели | Образовательные: Ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчета на числовом отрезке. Научить писать цифру 0 и познакомить с основными свойствами. Совершенствовать навыки счёта. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; сопоставлять результаты своей работы с образцом. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях; находить ответы на вопросы через выполнение практической деятельности; составлять ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Научить писать цифру 0 и познакомить с основными свойствами ноля. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; сопоставлять результаты своей работы с образцом (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы через выполнение практической деятельности; составлять ответы на вопросы.; составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
|
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа. |
Методы | Словесный (рассказ, проблемный диалог), деятельностный (практическая работа). |
Ход.
I Организация. Внимание уделяется правильной посадке.
II Эмоциональный настрой. (дети повторяют за учителем)
-Я в школе на уроке.
- Сейчас мой любимый урок – математики.
- Я буду внимательным, проявлю смекалку, справлюсь со всеми заданиями.
- У меня все получится.
III. Сообщение темы.
- Ребята, как всегда к нам урок математики приходят наши друзья, которые помогают нам решать примеры, задачи, сравнивать числа. Сегодня они пришли все вместе. Назовите их. (Катя, Петя, Вова, Лена).
-Ребята хотят познакомить вас с одним интересным числом. Каким вы потом скажите сами, а сейчас Катя, Петя, Вова и Лена приготовили для вас задания.
IV. Математическая разминка.
Это задание приготовила Катя .
- Продолжите ряд чисел.
61 52 . . . .
Задание Пети.
Работать будете в парах. На партах у вас карточки. Вам нужно расставить карточки с числами в порядке возрастания и прочитать вместе предложение, которое получилось.
Ничего 1 | не 2 | стоящий, 3 | не 4 | знающий 5 | человек. 6 |
- Какая пара готова прочитать составленное предложение?
- В народе о таком человеке говорят, что, ноль без палочки, он пустое место.
- Как вы думаете, это хорошо когда так говорят?
- Вы ученики, первоклассники, чтобы я хотела о вас услышать?
- Для этого вы должны стараться, не лениться, быть внимательными и старательными.
-Теперь переверните карточки, разделите выражения на 2 группы.
- Какие группы у вас получились. (группа, где суммы и группа, где разность)
- Первый вариант находит значение суммы. Второй вариант находит значение разности.
(с обратной стороны написано)
2+3 | 4+1 | 3+2 | 6-1 | 7-2 | 8-3 |
Проверка:
- Возьмите веера, покажите результаты. Что вы заметили?
- Покажите число предшествующее числу 5.(4)
Следующее за число 5.(6)
- Какое число находится между числами 6 и 8? (7)
- Какое число стоит справа от числа7? (8)
- Слева от число 3 (2)
- Молодцы, Петя доволен вашими ответами.
Сейчас Лена хочет проверить какие вы смекалистые. Она предлагает вам решить интересные задачки.
- На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 4 . Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьев на грядке? (Нисколько, они улетели)
- Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? ( нисколько, на дубе яблоки не растут)
- Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведерка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет.
(нисколько, все съест кот)
V. Практическая часть.
- Возьмите карточку, где у вас нарисована геометрическая фигура. Как она называется? (прямоугольник, замкнутая ломаная, замкнутая кривая – по рядам) Передайте мне свои карточки.
- Остались у вас на партах карточки с геометрическими фигурами? (нет)
VI. Актуализация знаний.
Работа по учебнику.
- Откройте учебники, давайте поможем Пете выполнить задание №1 страница 20.
- Из чего сделан снеговик? ( из снежных шаров)
- Почему около первого снеговика стоит карточка с 5 точками? ( у него 5 шаров)
- Что происходит со снеговиком? ( он таит)
- Сколько точек нарисовано на последней карточке? (пусто) Почему?
- Нам надо ставить туда точку. (нет, не можем)
- Ребята, Петя не может ответить на вопросы, давайте ему поможем..
- Сколько дедушек учится в нашем классе?
- Сколько говорящих собак вы знаете?
- Сколько знакомых вам кошек умеют вышивать?
- Что общего в задания которые мы сейчас выполняли? (получали ноль)
- Люди давно уже заметили, что в некоторых случаях ничего не получается. Так возникла необходимость введения нового числа, которое называется ноль или нуль.
VII «Открытие» нового знания.
Видеозапись. ( дети смотрят сюжет, где на разных примерах показано как получается число ноль и где мы встречаем это число)
- А теперь скажите, с каким числом мы сегодня познакомились и будем дальше с ним работать?
VIII Запись числа
- Число ноль или нуль записывают знаком, то есть цифрой 0.
Читает ученик
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
- Цифра ноль пишется в половине клеточки. Начинаем писать снизу, далее ведем вверх и замыкаем получившийся овал.
- Обведите образец простым карандашом.
Объявляется конкурс красоты. Работа в учебнике с. 20 № 4
- Вам нужно написать цифру 0, но не просто через клеточку, а какая закономерность там прослеживается? (1 раз ноль пишем, пропускаем клеточку, 2 раза подряд ноль пишем, снова пропускаем клеточку, 3 раза подряд ноль пишем пропускаем клеточку и так далее)
Лучше всех написала ………, она получает жетон от числа ноль.
- Ребята, а вот Вова не знает, где должно стоять число 0 на числовом отрезке. Как вы думаете? ( в начале отрезка)
IX. Физминутка.
1 упр. «Массаж ушей»
Двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх и вниз 18 раз, затем уши закрыть ладонями, а пальцами приложить к затылку, сблизив кончики: пальцами слегка постукивать по затылку до 3 раз. Такое упражнение тонизирует кору головного мозга.
2 упр. «Ленивые восьмерки»
Ставят большой палец правой руки, протягивая руку вперед, на ровне глаз. Пальцем в воздухе пишем большие восьмерки глазами следим за пальцем. Затем другой рукой и обеими руками.
X. Свойства ноля.
-Найдите на странице 21 №5.
-Посмотрите на этот рисунок. Составьте к нему выражение. 2 -1
-Закройте глаза. Посмотрите что изменилось. Какое выражение получили? 1-1.
- Снова закройте глаза. Что теперь изменилось? Какое же здесь составим выражение 1-1= 0
- Если вместо числа 1 поставим букву а, то у нас получится свойство
а – а = 0
-Где вместо а можно поставить любое число. Читается оно так.
Если к из любого числа вычесть это же число, то получится ноль.
- Придумайте сами похожий пример.
- Какой скоро праздник? Новый год.
- Для украшения елки у Кати 3 шара. Посмотрите на рисунок.
- Сейчас посмотрите, что изменилось на следующем рисунке? (ничего). Составьте к нему выражение.
0 + 3=3
Если заменим число 3 буквой а, то получится другое свойство.
0 + а = а
Читается оно так:
если ноль прибавить к любому числу, то получим это же число
Посмотрите на это свойство.
а + 0 = а
Какой закон использовали здесь? (от перестановки слагаемых сумма не изменяется)
Если к любому числу прибавить ноль, то получится это же число.
- А как вы думаете, что же будет, если из любого числа отнимем ноль.
Давайте проверим. Возьмите 4 палочки, а теперь уберите ноль палочек, сколько останется. 4
Значит, если мы из числа вычтем ноль, то получится то же число.
Эти свойства мы еще будем изучать, а теперь. Посмотрите на сюда (кресты) и найдите те свойства, которые мы еще не изучили.
0 + 0 = 0
0 - 0 = 0
- Назовите их.
XI. Первичное закрепление (Тренировочные упражнения.)
Возьмите веера.
- Я буду показывать выражение, а вы показываете его значение.
8-0=8 0+7=7
2+0=2 9-0=0
0-0=0 0+0 =0
- Теперь давайте подведем итог.
- Дополните до конца предложение:
- Если к любому числу прибавить или вычесть ноль то получится, ………….(это число).
- Если из любого числа вычесть это же число, то получится…………… (ноль)
- Ноль минус ноль будет …… (ноль)
XI Дифференцированная работа .
Красная карточка – 10 примеров
Синяя карточка – 5 примеров.
Выберите ту карточку, где все примеры решите быстро и правильно.
Дома в тетрадях пропишите цифру ноль.
XIII. Рефлексия..
Работали хорошо, число ноль дарит всем вот жетоны в виде солнышка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
число и цифра ноль
Познакомить с образованием числа ноль...
Конспект урока на тему "Число ноль. Цифра 0".
Урок математики в 1 классе (УМК "ШКОЛА 2100")....
Урок математики в 1 классе Число ноль, цифра 0.
Урок математики в 1 классеЧисло ноль, цифра 0 на основе сказки "Колобок"...
Математика. 1 класс. Урок 49. Число ноль. Цифра 0 - Презентация
ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_49_chislo_nol_cifra_0/2012-12-02-142 Урок 49. Число ноль. Цифра 0 В презентации отображены: ...

Материал к уроку по теме "Число ноль. Цифра ноль"
Логика составления презентации соответствует основным этапам урока по ФГОС.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15497339","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 280...

Конспект урока по математике 1 класс по программе Петерсон. Тема " Число ноль. Цифра ноль"
. Урок для 1 класса по программе Петерсон. Основные аспекты урока: 1 Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке. 2.Научить писать цифру...

Конспект урока по математике в 1 классе "Число ноль. Цифра 0."
Конспект урока по математике в 1 классе Тема: Число ноль. Цифра 0.Цель: на основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию...