Конспект урока по математике 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)

Бальжиева Мэдэгма Самбуевна

Конспект урока по математике в 1 классе по теме "Текстовые задачи в два действия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики на тему

"Текстовые задачи в два действия" 1-й класс.

         Цель: развивать умения применять изученные приемы вычислений, решать задачи изученных видов, подготовить к решению составных задач, развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта.

          Планируемые результаты (предметные):  учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

         Универсальные учебные действия (метапредметные):

         Регулятивные: уметь выполнять контроль и самопроверку.

         Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи.

         Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

         Личностные: проявляют положительное отношение к школе, к изучению математики.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем гостей своей улыбкой. А я вам желаю удачного урока!

  1. Актуализация знаний
  1. Минутка чистописания
  2. Устный счет.

На числовой линейке покажите число, которое:

- идет при счете после числа 15;

- стоит между числами 13 и 15

- стоит перед числом 14

- меньше числа 11 на 1

- больше числа 4 на 10

3. На доске даны примеры. С каждого ряда выходит ученик и решает один столбик. Каждому ответу соответствует своя буква. Как решите, получится одно слово.

№4

6 + 4 + 9 =                        12 – 2 -7 =                     9 + 1 + 6 =

16 – 6 – 7=                        8 + 2 + 7 =                    19 – 9 – 7 =                    

19       17        3     16

Ч          З         А     Д

17     3    16     3   16    3

З      А     Д     А   Ч     А

- Какое слово получилось? Прочитайте.

Так, о чем будем говорить сегодня на уроке?   (О задаче)

  1. Работа над задачами в группах.

Давайте вспомним правила работы в группе (на доске)

Говорим вежливо,

 называем собеседника по имени,

 говорим по очереди, не перебивая друг друга,

 внимательно слушаем,

 четко высказываем свое мнение,

 соблюдаем порядок на парте.

А теперь выполним задание в группе.

Вам необходимо найти задачи – ловушки, исправить ошибки и решить. Что значит  задача-ловушка?  

Давайте вспомним, из каких четырех частей состоит задача?

 (условие, вопрос, решение, ответ)

А в задаче-ловушке может быть пропущена какая-то часть.

(Каждая группа получает по 3 задаче). Время работы 3 минуты.

  • На горке играли 4 девочки и 5 мальчиков. В обед 6 детей ушли домой. Сколько всего детей играло в песочнице до обеда? ловушка
  • У Оли 5 кукол, а у Риты 4 куклы. Сколько всего кукол у девочек?
  • Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало 14. Сколько кактусов было на подоконнике сначала?

Через 3 минуты детям предлагается продемонстрировать, что у них получилось.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте задачу и придумайте к ней второй вопрос так, чтобы получилась цепочка задач. Схема к задаче на доске.

Витя на каникулах прочитал 8 сказок, а рассказов – на 3 больше. Сколько рассказов прочитал Витя?

( Ребята, придумайте второй вопрос к задаче.)  

Сколько всего сказок и рассказов прочитал Витя на каникулах?

- На какой вопрос будем отвечать сначала? Почему?

 (сначала надо узнать, сколько рассказов прочитал Витя, а потом мы сможем ответить на второй вопрос)

- Как ответ на вопрос первой задачи поможет решить вторую задачу?

 (мы узнаем, сколько рассказов прочитал Витя и поставим это число в решение второй задачи)

Кто назовет  тему урока. Какая цель урока? О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

  1. Работа по теме урока.

Решите устно:

1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке?

2) На первой проволоке 10 шариков, а на второй 7. Сколько всего шаров на двух проволоках?

-Прочитайте внимательно эти задачи.

-Что в них общего?

-Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей.)

Открываю задачу, записанную на доске:

На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке?

-Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?

-А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках?

Стираю второй вопрос.

-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.

Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.

-Давайте вместе с вами её решим. (ученик у доски).

-Что нам известно в задаче?

-Что сказано про число шариков на второй проволоке?

-Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? “}”.

-Какой вопрос в задаче будет главным?

-Можем ли мы на него ответить? ( Нет.)

-А на какой вопрос можем?

На доске наборное полотно с шариками.

-Что мы знаем о шариках на второй проволоке?

-Что значит на 3 меньше? (их 10 без 3).

-Где находятся шарики на второй проволоке? (за полоской).

-Как узнать сколько их?

1) 10 – 3 = 7(ш.)

-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

2) 10 + 7 = 17(ш).

-Решение этой задачи можно записать числовым выражением:

-Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? (было), пишем 10+.

-А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем:

10 + (10 – 3) = 17

Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.

-Задачи в два действия называются составными.

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление изученного материала.

Первичная проверка понимания нового материала.

Решение задачи из учебника. ( Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. С. В. Степанова.), стр.62 № 2.

“В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?”.

Ученик решает у доски с объяснением.

-Что обозначает число 8?

-В выражении 8 + 10 = 18 что обозначает число 10, а что – 8 + 10?

Закрепление изученного материала.

На наборном полотне показано условие задачи:

-Составьте задачу по рисунку и решите её.

(Например: Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?).

-Составим вместе план решения задачи.

-О чём говорят два знака вопроса?

-Какой вопрос главный?

-Что мы можем узнать сначала? Каким действием?

-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

-Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно.

(Два ученика записывают решение задачи у доски.) Проверка с объяснением.

№ 3стр 62

  1. Рефлексия

Задания с электронного приложения

-Молодцы, вы все хорошо потрудились на уроке.

  1. Подведение итогов урока

Какие задачи мы решали на уроке?

Кто понял, как решается цепочка задач?

Чему мы учились на уроке?

Поднимите солнышко кому понравился урок и кто понял решение задач в два действия.



Предварительный просмотр:

Конспект урока математики 1 класс.

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □+2, □+3

Цель: рассмотреть случаи сложения 9+2, 9+3, развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся моделировать приём выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Личностные результаты

Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового

Универсальные учебные действия

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – определяют особенность приёма сложения 2, 3 с переходом через десяток.

Коммуникативные: умеют работать в паре, группе, контролировать друг друга

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно

На урок торопит нас

Математика сейчас…

 Ребята,  в нашем классе сегодня необычный день. У нас гости.

 Повернитесь к гостям -   поздоровайтесь, повернитесь друг к другу – улыбнитесь.

Мы рады приветствовать

Гостей в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но, пусть в нашем классе

Всем будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло.

Ждёт нас сегодня работа важная

Что не знаем, будем узнавать

Что забыли, будем вспоминать..

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, да не в простое, а космическое. Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась.

- Когда? (12 апреля 1961 г)

- Кто первым в мире полетел в космос и осуществил мечту многих поколений людей? (Юрий Алексеевич Гагарин)  (слайд 1)

- На каком космическом корабле поднялся  Ю.А. Гагарин? (Восток) (слайд 2)

Он облетел вокруг Земли  за 108 минут. Это  1 ч и 48 мин., а мы должны  облететь за 45 мин. (слайд 3)

- Итак, внимание!!! Объявляется предстартовая готовность.

  1. Актуализация знаний.  (устный счёт)

- Дополни до 10 следующие числа:  6,  9,  3,  5, 8           (слайд 4)

- Увеличь на 1: 10, 14, 17, 19                                              (слайд 4)

- Уменьши на 10: 12, 15, 18, 20                                          (слайд 4)

 - Прочитайте  числа, которые   здесь  записаны?   8,  11, 14, 5, 19, 3

-Прочитайте  только  однозначные  числа.

-Почему  называются  они  однозначными?

-Назовите  самое  маленькое  однозначное  число. Почему?

-Назовите  самое  большое  однозначное  число. Почему?

-Прочитайте  двузначные  числа.

-Из каких разрядов состоят двузначные числа?

 -Назовите  самое  маленькое  двузначное  число. Почему?

-А  кто  знает  самое  большое  двузначное  число? Почему?

-Назовите число,  которые  находятся  между  числами 16 и 18 ,  11 и 13.

-Назовите  соседей  числа 14, 19.

-Какое  число  следует  за  числом 15?  17? 19?

-Какое  число    предшествует  11? 13? 15?

- Молодцы! Оценим свою готовность к полёту.    (смайлики: - я молодец, я доволен своей работой; - у меня не всё получилось, могу работать лучше; - я плохо поработал, я собою недоволен)

- Ведём отсчёт времени к пуску ракеты (хором) 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4,  3, 2, 1 пуск (слайд 5)

- Во время полёта космонавты ведут бортовые журналы. Откройте свои бортовые журналы и запишите дату нашего полёта.

- К полёту в космос готовы 3 экипажа. Хотя мы летим тремя экипажами, но мы едины и цель у нас одна. А чтобы определить цель нашего полёта,  мы выполним следующее задание.

- Найдите «лишний» пример.  (слайд 5)

9 + 1 =                7 + 2 =                    6 + 3 =
8 – 2 =               14 – 4 =                    7 – 4 =
9 + 2 =                8 + 3 =                     9+ 3=

(Лишний пример в каждом столбике на вычитание.)

- Со всеми ли примерами из оставшихся примеров на сложение вы легко справились?

- Примеры внизу вызвали затруднения, так как  такие  мы еще не решали.

- Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока. (Научиться складывать однозначные числа с переходом через десяток, вида □+2, □+3)

- Попробуем объяснить решение данных примеров. Составим план действий (алгоритм) при решении однозначных чисел, ответ которых больше 10.

1. Найди число, которое дополняет 1 слагаемое до 10.

2. Представить 2 слагаемое  в виде двух частей, одна из которых  равна найденному числу.

3. Сложить по частям.

9 + 2 = 9 + 1 + 1 = 11      (запись на доске и в тетради)

8 + 3 = 8 + 2 + 1 = 11

9 + 3 = 9 + 1 + 2 = 12

- Данные примеры надо запомнить.

ФИЗМИНУТКА

- Во время полёта космонавтам приходится выполнять много различных  расчётов. Чтобы расчёты вычислить быстрее, выполним задание в парах.  (задание дано на карточках и на слайде 6)

-  Соедини примеры 1 столбика с примерами 2 столбика и сосчитай

6 + 5                              8 + 2 + 2 =

7 + 4                              7 + 3 + 2 =

8 + 4                               7 + 3 + 1 =

7 + 5                                6 + 4 + 1 =

- Проверка. Оцените свою работу в паре.  (смайлики)

-Время полёта подходит к концу, но чтобы удачным было наше приземление нам надо решить задачу. (работа с учебником)

с. 66  № 2

В клетку – 6 т.

В линейку -? на 2 т. <}?

1). 6 – 2 = 4 (т.) – в линейку.

2). 6 + 4 = 10 (т.)

Ответ: 10 тетрадей купила Зина.

Рефлексия

- Внимание!!! Закрыть бортовые журналы. Приготовиться к приземлению. Наша ракета благополучно приземлилась. Чтобы покинуть ракету, вспомните цель нашего полёта.

- Удалось ли решить её?

- Оцените свою работу на уроке. Поместите звёздочку на лесенку достижений.

- Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...