Проектная задача как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные стратегии ее решения. Через опыт решения серии задач младшие школьники осваивают основы проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnye_zadachi.docx | 92.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Автор статьи: Астраханцева Ирина Ивановна
Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) повлияло на пересмотр уже сложившегося взгляда на образование, но и разрешило учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Отличительной особенностью нового стандарта начального образования (ФГОС НОО) является деятельностный подход, ставящий главной целью образовательной деятельности развитие личности обучающегося.
Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начальной школы. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т. п. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта .
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте освоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение "умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- учебные мотивы,
- учебную цель,
- учебную задачу,
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Все сказанное предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Анализ педагогического опыта выявил попытку решить данную проблему в начальной школе через организацию проектной деятельности, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников.
Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Построение системы проектных задач позволяет решать современные проблемы начального образования, и в частности перейти на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе.
У учащихся начальных классов более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Она лучше, быстрее запоминается и прочнее сохраняет в памяти конкретные сведения, события, лица, факты, чем определения, описания, объявления. Лучше запоминается все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик.
Поэтому учителю необходимо учесть этот факт и подбирать различные виды заданий, связанные с использованием наглядных средств, в соответствии возрастным возможностям детей младшего школьного возраста так, чтобы возрастные особенности детей полно раскрывались в процессе их целенаправленного обучения. Так как стихийно или сознательно учитель воздействует на характер возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, способствует их правильности течению.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать "качество" каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и младший школьник учится использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.
Через опыт решения серии подобных задач на протяжении четырёх первых лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи. В 4 классе целесообразно вместо упорядоченной системы заданий использовать их неупорядоченный набор; в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае некоторые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.
Итак, проектная задача — это система (для младших классов— набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Почему задачи такого типа получили название «проектные»?
Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий. Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?
- Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
- Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
- Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
Построение системы проектных задач позволяет решать современные проблемы начального образования, и в частности перейти на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе.
Педагогическая значимость проектной задачи заключается в том, что она задает реальную возможность организации взаимодействия детей между собой при решении поставленной ими самими задачи; учит способу проектирования (без явного на то указания); позволяет обучающимся осуществлять «перенос» известных им способов действий в модельную ситуацию; ставит ученика в позицию активного участника процесса обучения; дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы; открывает возможности формирования жизненного опыта; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведет учащихся по ступенькам роста личности; формирует информационную компетенцию; учит работать в команде. Одновременно это способствует решению воспитательных задач: сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. В процессе решения проектных задач создается обстановка общей увлеченности и творчества.
Особое значение имеет то, что в процессе работы над проектными задачами каждый учащийся познает мир, делает для себя открытия, удивляется, приобретает опыт общения, а все вместе — учитель и ученики — делают одно дело, учась друг у друга.
Как можно использовать проектные задачи в образовательном процессе?
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.» ( Л. Выготский )
Одна из главных задач начальной школы — сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество.
Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Единицей учебного сообщества в 1—4 классах является организованная взрослым, но действующая без его непосредственного участия и руководства группа одноклассников. Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Групповая работа позволяет:
1) детям:
- получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких
и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер; - попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
2) учителю:
- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
- органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.
Разные способы группового взаимодействия должны специальным образом выстраиваться и отслеживаться учителем в классе. Такую педагогическую задачу можно решать с помощью специальных проектных задач, которые можно вводить в учебный процесс, начиная уже с первой четверти 1 класса.
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).
Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.
Как устроена проектная задача?
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».
- Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?
- Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?
- Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.
- Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
- Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
- Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.
- Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».
В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
В 4 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Деятельность педагога и учащегося
на каждом этапе работы над проектной задачей
Этапы работы | Деятельность | Деятельность | Формируемые УУД у |
над проектной | учителя | учащегося | младшего школьника |
задачей | |||
1 этап. | 1. Создает | Вживаются в | Личностные УУД- |
Постановка | мотивацию у | ситуацию, | У учащихся формируется |
задачи | учащихся на | осуществляют | внутренняя позиция, |
(мотивационный) | деятельность. | уточнение | адекватная мотивация |
Цель и задачи: | 2. Помогает | целей и задач, | учебной деятельности, |
1.Перевод | сформулировать | объединяются | включая учебные и |
проблемы в задачу. | проблему проекта, | в рабочие | познавательные мотивы. |
2. Определение | цель и задачи. | группы. | Регулятивные УУД – |
замысла проектной | 3. Организует | Учащиеся овладевают всеми | |
задачи. | поиск учащимися | типами учебных действий, | |
3. Планирование | оптимального | направленных на | |
деятельности по | достижения | организацию своей работы, | |
решению | поставленных | включая способность | |
поставленной цели | целей, задач. | принимать и сохранять цель | |
с распределением | 4. Наблюдает, | и задачу, планировать их | |
обязанностей. | контролирует. | реализацию, контролировать | |
5. Консультирует | и оценивать свои действия. | ||
учащихся. | Познавательные УУД – | ||
учащиеся учатся искать | |||
информацию, овладевают | |||
действием моделирования. | |||
Коммуникативные УУД – | |||
учащиеся приобретают | |||
умения организовывать и | |||
осуществлять инициативное | |||
сотрудничество в поиске и | |||
сборе информации, | |||
оценивать и точно выражать | |||
свои мысли. | |||
2 этап. | 1. Сохраняет | Получают | Личностные УУД – |
Выполнение | мотивацию у | задания, | формирование мотивации |
заданий | учащихся на | распределяют | учебной деятельности, |
(деятельностный) | деятельность. | роли в группах, | личной ответственности, |
Цель и задачи: | 2. Оказывает | работают над | развитие познавательных |
1. Реализация | консультативную | решением | интересов, чувства |
замысла проектной | помощь (по | поставленной | взаимопомощи. |
задачи (темы, | запросу | задачи. | Регулятивные УУД – |
целей, конечного | участников) в | формирование всех типов | |
продукта). | создании | учебной деятельности, | |
«продукта». | направленных на | ||
2. Анализ | 3. Фиксирует все | организацию своей работы, | |
полученного | идеи. | умение планировать | |
результата | 4. Наблюдает, | деятельность и действовать | |
контролирует. | по плану, умение | ||
5. Заполняет | взаимодействовать со | ||
оценочный лист. | сверстниками в учебной | ||
деятельности. | |||
Познавательные УУД – | |||
умение сравнивать данные, | |||
находить отличия. | |||
Коммуникативные УУД – | |||
учащиеся учатся | |||
договариваться, находить | |||
общее решение, | |||
аргументировать свое | |||
предложение, убеждать, | |||
понимать позицию других | |||
людей, уступать им. | |||
3 этап. | Практическая | Представляют | Личностные УУД – |
Представление | помощь (по | продукт | самоопределение, действия |
результатов | необходимости) | деятельности | нравственно – этического |
(рефлексивно – | (зрителям или | характера. | |
оценочный) | экспертам), | Регулятивные УУД – | |
рефлексия. | учащиеся учатся | ||
определению | |||
последовательности | |||
высказываний с учетом | |||
конечного результата. | |||
Познавательные УУД – | |||
учащиеся учатся строить | |||
сообщения в устной форме. | |||
Коммуникативные УУД - | |||
учащиеся учатся адекватно | |||
использовать речевые | |||
средства для решения | |||
коммуникативных задач. | |||
Из представленной таблицы видно, что метод решения проектных задач актуален и очень эффективен. Учащийся получает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что поможет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Итог решения проектной задачи.
Реальный «продукт»: текст, схема, макет, график, таблица и др.
Нематериальный «продукт»: качественное изменение ребенка.
Сколько проектных задач должно быть в учебном году?
Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе.
Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели.
Очень важно овладеть основами способа проектирования и сформировать интерес к нему ещё на этапе начальной школы. Эта цель может быть достигнута с помощью решения проектных задач.
Решение проектных задач не является ещё одной педагогической техникой, которая может быть просто добавлена к уже существующим учебным, практическим, исследовательским или творческим задачам. Проектные задачи меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогом, отбор учебного содержания, составления расписания учебных занятий.
«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс.
В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.
Из вышесказанного следует вывод о том, что в целом технология решения проектных задач в начальной школе является эффективной и инновационной, она значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, общее интеллектуальное развитие и обеспечивает формирование познавательных универсальных учебных действий.
Применение проектных задач в учебном процессе начальной школы помогает формированию умений у младших школьников, необходимых не только для будущей проектной деятельности в основной школе, но и создает основу для формирования у учащихся готовности и способности творчески и самостоятельно осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Литература
- Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. -- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -- 104 с.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. Москва: Просвещение, 2011.-152с.
- Воронцов А.Б.,. Проектные задачи в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2010. - №2.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. – 180 с.
- Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
- Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2011.
- Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. – С. 59.
- Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2012, № 8-9, с.151-157
- Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
- Интернет-ресурсы https://fgos.ru/
Приложение.
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА «ПОЕЗДКА НА ДАЧУ»
Паспорт проектной задачи
Название | проектной | «Поездка на дачу». | |||||||
задачи | |||||||||
Предмет | Математика | ||||||||
Класс | 4, 4 четверть | ||||||||
Тип задачи | Предметная одновозрастная | ||||||||
Цели | и | педагогические | Цель: Обучение младших школьников | ||||||
задачи | (педагогический | ||||||||
совместному решению задач. | |||||||||
замысел) | Задачи: | ||||||||
Закрепить | знания обучающихся по математике. | ||||||||
Учить применять приобретенные знания в | |||||||||
нестандартной ситуации. | |||||||||
Развивать коммуникативную компетентность | |||||||||
обучающихся. | |||||||||
Знания, умения и способы | Умение вычленять необходимую информацию; | ||||||||
действий, | на | которые | Систематизировать знания по теме: измерение | ||||||
опирается задача | длины и площади; задачи на движение, на | ||||||||
нахождение доли; стоимости. | |||||||||
Совершенствовать вычислительные навыки, | |||||||||
умения решать задачи. | |||||||||
Работа в группе: организация работы, | |||||||||
взаимодействие и взаимопомощь в ходе | |||||||||
решения задачи, взаимоконтроль. | |||||||||
Планируемый | Демонстрация учащимися: | ||||||||
педагогический результат | • освоения предметного материала и | ||||||||
возможностей применять его в | |||||||||
нестандартных условиях; | |||||||||
• умения, работать в малой группе, создать | |||||||||
конечный «продукт» - таблицу: смету | |||||||||
расходов для поездки на дачу. | |||||||||
Способ | и | формат | При подведении итогов работы оценивается: | ||||||
оценивания | результатов | • Владение предметными знаниями и | |||||||
работы | умениями; | ||||||||
• Умение применять их для решения | |||||||||
конкретно-практической задачи. | |||||||||
Замысел проектной задачи
Данная проектная задача является итоговой и охватывает все основные знания и умения, освоенные учащимися при изучении курса математики 4 класса в течение учебного года, а также общеучебные умения. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 2 ч.
- Описание проектной задачи 1 этап: постановка задачи
− Семья Ивановых давно мечтала купить дачу. И вот их мечта сбылась. Ваша задача – помочь им составить смету. Смета – это документ, в котором вычисляется сумма затрат, расписанная по статьям расходов. Какие могут быть у них расходы? (поездка, покупка семян, саженцев, удобрений, …)
− Значит, цель урока? (помочь составить смету) − Какие задачи?
− ( надо выяснить, в какую сумму обойдется …..)
− Для решения этой задачи вам будут предложены несколько заданий разной сложности. Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы к концу 2 урока успеть выполнить все задания, и чтобы участвовали все ребята из вашей группы. Затем вы должны выбрать одного участника вашей группы, который и представит всем вашу работу.
2 этап: Решение проектной задачи.
- знакомство с материалом, планирование работы в группе,
- распределение заданий внутри группы
- индивидуальное выполнение задания
- подводится итог – коллективно проверяется выполнение задания, заполняется таблица – смета (Приложение 1).
Задание № 1.
Семья Ивановых, давно мечтала купить дачу. И вот их мечта сбылась. Они купили дачу в 25 км от города. Рассчитайте, каким транспортом дешевле добираться до дачи, если известно, что их в семье четверо: папа, мама, сын и дочь (дочери купят детский билет).
Расход горючего для их семейного автомобиля составляет 6 л на 100 км.
Литр бензина стоит 34р. На автобусе взрослый билет до дачи стоит 28 рублей 70 копеек, а детский билет – в 2 раза дешевле.
На поезде взрослый билет стоит 19 рублей 40 копеек, что в 2 раза дороже, чем детский билет
Данные занесите в таблицу.
Вид транспорта | Расход |
□ автомобиль | |
□ автобус | |
□ поезд | |
Задание № 2.
Необходимо выполнить закупку удобрений. 100 г удобрений стоит 27 рублей. На каждый 10000 см2 необходимо 10 г удобрений.
Посадочная | Длина поля, см | Ширина поля, м | Площадь, м2 | ||
культура | |||||
Картофель | 40 | 12 | |||
Морковь | 12 | 4 | |||
Лук | 12 | 2 | |||
Цветы | 8 | 1 | |||
Общая площадь, м2 | |||||
Количество удобрений, кг | |||||
Расход на закупку удобрений, р | |||||
Задание № 3. | |||||
Надо купить посадочный материал: | |||||
Картофель – 80 кг |
Лук – 3 кг
Семена моркови – 15 г
Семена свеклы – 15 г
Необходимо выполнить закупку семян по самой выгодной цене.
Три магазина предлагают семена. Выберете тот, который предлагает наиболее выгодные условия.
Магазин | Семена | Семена моркови | лук | картофель | ||
свеклы | (за 5 г) | (за 1 кг) | (за 1 кг) | |||
(за 5 г) | ||||||
«Тюльпан» | 18 р. | 15 р. | 350 р. | 17 р. | ||
«Садовод» | 16 р. | 19 р. | 320 р. | 19 р. | ||
«Веселый | 19 р. | 15 р. | 340 р. | 18 р. | ||
фермер» | ||||||
Данные занесите в таблицу. | ||||||
Название магазина | Расход на закупку семян |
- «Тюльпан»
- «Садовод»
- «Веселый фермер»
Задание 4.
Надо покрасить забор. Площадь участка 6 а, ширина 20 м. Участок обнесен забором высотой 1 м. Используя данные таблицы, узнай, что выгоднее купить: лак или краску?
Во сколько это обойдется?
Расход на 1 слой | Число слоев | Цена (1 л) | |||
краска | 120 г на 1 м2 | 2 | 135 р. | ||
лак | 100 г на 1 м2 | 3 | 80 р. | ||
Данные занесите в таблицу. | |||||
Вид лакокрасочных изделий | Расход на закупку |
- краска
- лак
3этап. Презентация работы (защита проекта)
На | этом этапе | группами проводится предъявление | результатов |
выполненной работы | (выступление докладчиков), которая | оценивается | |
написанием отзывов на работу, выполненную другой группой. |
4 этап. Самоконтроль, взаимоконтроль учащихся по итогам решения проектной задачи.
Оценивание работ каждого участника группы. Заполнение листа самооценки.
Поставь отметки на оценочных шкалах:
1.Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2.Оцени, насколько сложным для тебя оказались предложенные задания.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 910
3.Оцени свой вклад в решение задачи( насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).
0 1 2 3 4 5 6 7 8 910
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 910
5.Хотел бы ты работать еще раз в той же группе( Обведи)
Да Нет
Почему?
__________________________________________________________
Оценивание работ группы с помощью луча достижений.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5 этап: подведение итогов
- Была ли достигнута цель? Что способствовало этому?
- Какие умения помогли в решении проектной задачи, а каких знаний и умений было недостаточно?
- Каким способам деятельности научились?
- Что нового узнали о роли математики в вашей жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...
Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...
статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...
Проектная задача как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надп...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это до...
Организация проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в ...