Открытый урок по математике Тема: « Сложение и вычитание в пределах 100»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Белова Лариса Геннадьевна

Тема: « Сложение и  вычитание в пределах 100»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_matem._4_klass.doc156.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья                                                      городского округа Павловский Посад Московской области

Региональный семинар

«Психологическое сопровождение обучающихся, воспитанников с отклонениями в интеллектуальном  развитии в системе работы школ (школ-интернатов YIIIвида, проводимого в рамках программы Педагогической академии по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

 

Открытый  урок

Тема: « Сложение и  вычитание в пределах 100»

4  класс

                                                   Учитель начальных классов

                                                                    Белова  Лариса  Геннадьевна

Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100.

Состав класса: 10 человек  с легкой степенью умственной отсталости.

                           Из них 2 инвалида детства.

Цель: закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания        

           в пределах 100.

Задачи:

             1.Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 100.

             2. Развитие логического мышления, внимания, воображения.

             3. Воспитание бережного отношения к природе.

             4.Сохранение психического здоровья, повышение мотивации

                к учебной деятельности.

Оборудование: иллюстрация  картины  И.С. Остроухова  «Золотая осень»,        

                           рисунок  тучи, осенние кленовые листья с примерами,

                           карточки с изображением шишки, магнитофон, диск с запи-

                           сью музыки П.И.Чайковского «Времена года-осень»

                                                   Ход  урока:

I.Организационный  момент.  

-Доброе утро, ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними. (Дети здороваются с гостями).

-А теперь, вы,  поприветствуйте  друг друга. Повернитесь лицом к своему

 соседу по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и обнимите его.

 -Молодцы!

 Цель: создание благоприятного психологического фона.

II.Сообщение темы урока:  

 Сегодня у нас урок повторения по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100»

Учитель:

         Будьте все внимательны,

         А еще старательны.

         Будем сегодня задачи решать,

         Будем складывать и вычитать.

Цель: концентрация внимания.

Учитель:

-Ребята, у меня на столе лежит конверт.

-Давайте, посмотрим, что там?

   (Ученик достает из конверта лист и читает отрывок из стихотворения                                     .   А. Твардовского  «Лес осенью).

  Меж редеющих верхушек

   Показалась синева.

   Зашумела у опушек

   Ярко-желтая листва.    

                                                           

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Какие изменения произошли в природе с наступлением осени?

Цель : развитие речи и мыслительной деятельности.

Учитель:

       Приглашаю Вас, друзья,

       В осенний лес сегодня я.                                                                                      (На доске висит картина  И. С.Остроухова «Золотая  осень»).

-Посмотрите, какой красивый осенний лес!                        

F:\2665.JPG

Лес, ребята, в который мы пойдем, необычный - математический. Чтобы попасть  туда, нужно выполнить задания.

1. Устный счет.

Учитель: 1 задание.

 --    Назову я вам число,

        Всем известное оно.

        Попрошу вас, не зевать,

       «Соседей» у числа назвать

…40…                 …54…              …77…

…29…                 …99…              …61…

Учитель:

    Вдруг приплыли тучки дождевые,          (На доске  висит картинка тучи)

    Дождинки пляшут как живые.

Учитель:Новый точечный рисунок (3).bmp

- Назовите самое маленькое (большое) число.

-Назовите числа в порядке возрастания (убывания).

-Найдите среди чисел круглый десяток.

-Увеличьте число 40 на 2 десятка.

-Уменьшите это число на 3 десятка.

-Найти разность чисел 24 и 20

-Чему равна сумма 58 и 2?

-Чему равна разность 66 и 6?

-Найти сумму чисел 15 и 10.

-В сентябре было  16 ясных дней, а в октябре  на 6 дней меньше. Сколько ясных дней было в октябре?

-А сколько всего ясных дней было в сентябре и октябре?

Цель: развитие вычислительных навыков,  мышления, внимания.

-Закройте глаза, зажмурьтесь и послушайте, как тихо в осеннем лесу.

-Почему такая тишина?

-Улетая, птицы собираются в большие группы. Как называются эти группы?

2.Составление и решение задачи.

На доске краткая  запись:

I стая- 34 птицы

                                                                                    ?птиц

II стая- ? на 4 птицы меньше, чем в I стае

Учащиеся составляют задачу по краткой записи.

Учитель:

-О чем говорится в задаче?

-Что мы знаем о 1 стае? О 2 стае?

-Что надо узнать в задаче?

-Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

-Во сколько действий решается задача?

-Что мы узнаем 1 действием?

-Что мы узнаем  2 действием?

(Ученик решает задачу на доске, остальные – в тетрадях).

1) 34-4=30(пт.) - во второй стае

2) 34+30=64(пт.)

Ответ:64 птицы в двух стаях.

-А некоторые птицы остались на зиму в лесу. Как мы можем им помочь перезимовать?

 Цель: развитие логического мышления,  воспитание любви к природе.

III. Физкультминутка.

Дыхательное упражнение «Певец».  Играет  музыка  П.И. Чайковского «Времена года- осень».  Дети выполняют упражнение стоя.

Глубокий вдох, руки медленно поднимаем вверх. Задерживаем дыхание. Выдох с открытым сильным звуком «а-а-а-а-а», медленно при этом опускаем руки. Снова задерживаем дыхание.                                                             Делаем глубокий вдох через нос, поднимая руки до уровня плеч через стороны. Задерживаем дыхание. Во время выдоха поем «о-о-о-о-о», обнимая себя за плечи. Задерживаем дыхание на выдохе.                                       Делаем глубокий вдох, руки при этом медленно поднимаем до уровня груди вперед и снова задерживаем дыхание. Медленно выдыхаем с сильным звуком «у-у-у-у», опуская при этом руки вниз, а голову на грудь. (Этот комплекс повторить 3 раза, шагая медленно на месте).                                          

-Молодцы, ребята!

Цель: профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

IV. Решение примеров.

-Отдохнули. А теперь, вспомним приемы сложения и вычитания двузначных чисел.

 ( Учитель читает примеры, а ученики записывают и решают с объяснением  примеры  на доске и в тетрадях).

-67 увеличить на 13.

-40 уменьшить на 17.

-Уменьшаемое 55, вычитаемое 25. Найти разность.

-1-е слагаемое 24, 2-е слагаемое 16. Найти сумму чисел.

-К 22 прибавить 36.

-Найти разность чисел 30 и 12.

-Найти сумму чисел 20 и 57.

-Уменьшить число 85 на 40.  

-Вы, молодцы! Решили все правильно.

Цель: развитие внимания, мышления.                                                                        -                  

V.Самостоятельная работа

Вдруг в нашем лесу  подул  ветер и все листья разлетелись. Вот и к вам попали некоторые листочки. Посмотрите, что там  написано?

(У каждого  ученика   на парте лежит осенний  кленовый листок. На одной стороне записаны примеры, c  учетом индивидуальных способностей детей, а на  другой стороне- буква).

Самостоятельное решение примеров в тетрадях. Взаимопроверка.

-А теперь, прикрепит свой листик с буквой  на доску.

Цель: развитие самостоятельности.

Мы хорошо погуляли в осеннем математическом лесу и собрали красивые листики. А теперь, послушайте загадку.

VI.Геометрический материал/

Учитель:

          С ветки на ветку  

          Быстрый, как мяч,

          Скачет по лесу

          Резвый циркач.

          Вот на лету он шишку сорвал,

          Прыгнул на ствол

          И в дупло убежал.

-Кто это за циркач ? (Белка).

-А зачем белке шишка ?

(У каждого ученика рисунок шишки).

-Измерьте длину  этой   шишки.          

 -Начертите отрезок, равный  длине шишки.

-А теперь начертите второй   отрезок на 2 см короче, чем первый.

-Какой длины получился второй отрезок?

-Как вы узнали?

Цель: развитие глазомера, моторики рук.

VII. Педагог- психолог.

-А теперь пора возвращаться. Отдохнем перед дорогой.  Сядьте  поудобней, облокотитесь на спинку стула. Руки свободно висят вдоль туловища. Глаза закрыты.                                                                                        

 Звучит спокойная музыка П.И.Чайковского «Времена  года- осень».

Упражнение «Релаксация»

Мы с вами в лесу. Какие красивые деревья с желтыми, красными и бордовыми листьями.  Все птицы улетели. Мы смотрим на небо и видим там солнце, которое выглядывает из-за тучи. Тихо в лесу и свежо по-осеннему. Мы с вами идем не спеша по лесной тропинке, под ногами  шуршат листья. Постепенно выходим из леса. Возвращаемся в класс. Открываем  глаза. Сделаем  глубокий вдох. И выдох.

 Цель: снятие  психо - физического  напряжения)

VIII. Итог урока.

- А теперь,  давайте, посмотрим на  наши собранные кленовые  листики на доске.

Новый точечный рисунок (5).bmpНовый точечный рисунок.bmp    Новый точечный рисунок (2).bmp Новый точечный рисунок (3).bmpНовый точечный рисунок (2).bmp   Новый точечный рисунок (7).bmpНовый точечный рисунок (6).bmp 

-Ребята,  составьте слово из данных букв.                                                                                                                

Ученики составляют слово на доске.   (МОЛОДЦЫ).

Цель: развитие логического мышления, внимания.

 МОЛОДЦЫ!  Вы сегодня очень хорошо работали.

-Понравился вам наш урок?

-Давайте поаплодируйте  себе.

 Выставление оценок.

Цель: благотворное воздействие на психику.

IХ.  Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Примеры на сложение вычитание в пределах 10.

1 класс. Примеры на сложение вычитание в пределах 10....

Сложение чисел в пределах 20 с переходом черех разряд 1 класс

Сложение чисел в пределах 20 с переходом черех разряд 1 класс...

Презентация Сложение и вычитание пределах 10.

В презентации содержится материал к уроку в 1  классе по теме:  "Сложение и вычитание пределах 10"....

Повторение темы сложение вычитание в пределах 100

Цели урока: 1. Повторить сложение и вычитание в пределах 100; повторить правила сложения и вычитания чисел от 1 до 100....

Тренажёр по математике. Таблица сложения - вычитания в пределах 9.

Треугольная таблица сложения (вычитания) в пределах 9 к учебнику Л.Г. Петерсон "Математика 1 класс" УМК "Перспектива"...

Урок математики во 2 классе, приемы устного сложения, вычитания в пределах 100

P { margin-bottom: 0.21cm; } приемы устного сложения, вычитания в пределах 100...

Сложение ивычитание величин

создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися способа письменного сложения и вычитания величин;-формирование умения решать задачи изученных видов;-совершенствование вычислител...