Сложение ивычитание величин
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тетерева Наталья Петровна

создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися способа письменного сложения и вычитания величин;

-формирование умения решать задачи изученных видов;

-совершенствование вычислительных навыков;

-повторить единицы длины, массы, времени;

развивающие: развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте;

воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сложение и вычитание величин351 КБ

Предварительный просмотр:

Математика. 4  класс.

Тема урока: «Сложение и вычитание величин»

Тип урока: ОНЗ

Цели:

обучающие: 

-создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися способа письменного сложения и вычитания величин;

-формирование умения решать задачи изученных видов;

-совершенствование вычислительных навыков;

-повторить единицы длины, массы, времени;

развивающие: развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте;

воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к математике.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся познакомятся с письменным приемом сложения и вычитания величин, научатся работать по алгоритму; усовершенствуют умения решать задачи;

Метапредметные:

     регулятивные - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; осуществлять самоконтроль и  самооценку  учебных действий; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников;

     познавательные - ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, оценивать правильность решения примеров, выбирать из предложенных вариантов более рациональное;

     коммуникативные - продолжать развивать у учащихся умение вести диалог с учителем, работать в группе и в паре; находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

 Личностные: развивать положительное отношение учащихся к изучению математики, развивать интерес  к различным видам решения поставленной  учебной задачи и к расширению  математических  знаний.

Методы и формы обучения: наглядно-образный, словесный, письменный.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа.

Оборудование: экран, проектор, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы,

Образовательные ресурсы, литература:

  1. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013. – (Школа России) . – 112 с.
  2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки  по математике. 4 класс – М.: ВАКО, 2014. – 464 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. 3000 задач и примеров по математике: 3-4-й кл. / О.В. Узорова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. –

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Организационный момент

 (мотивация к учебной деятельности)

Цель: дать положительный настрой на урок

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова: «Лучший способ изучить  – это  самому открыть»

- Над чем будем работать на уроке?

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Работаем сегодня в  парах. А для этого нужно вспомнить, какие правила нужно выполнять при совместной работе? (на столах – листочки с правилами).

- Правила работы в  парах?

 -Каждая группа имеет оценочный лист, в который команда выставляет себе бал успешности за каждое выполненное задание.

(5 баллов – высокий уровень, 4 балла – допущена 1 ошибка, 3 балла – допущены 2-3 ошибки, 2 балла – 4ошибки, , 1 балл– 5 и более ошибок)

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

+ …над открытием новых знаний.

+(каждая группа прочитывает по 1 правилу)

  1. Каждый ученик должен высказывать своё мнение.

2.Необходимо до конца выслушивать мнение каждого.

3.Нельзя перебивать друг друга.

4.При необходимости нужно помогать друг другу.

К – планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками.

Л – понимание значения  знаний для человека; имение  желание учиться; проявление интереса к изучаемому предмету

2. Устный счет

Цель: активизация мыслительной деятельности

- Запишите многозначные числа.

- Наш город Иркутск основан в 1661 году.

-Численность населения - 2375021 человека.

-Площадь –774800 км².

-  Расстояние от Иркутска до Москвы по железной дороге — 5192 км

-360 лет исполняется Иркутску

 

 - Сколько сотен, десятков единиц в каждом из чисел?(360)

Самооценка в группе.

 

Записывают  многозначные числа.

Самопроверка.

0ед,6дес,3сот

Выставляют оценку в баллах в оценочном листе.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

а) - Какую тему мы изучали на последних уроках математики?

- Зачем они нам нужны?

- А теперь повторим соотношение величин, решив небольшой кроссворд (на доске, у каждой группы на столах – кроссворд).

– Чья группа первой решит кроссворд, поднимет карточку.

1. Промежуток времени в 100 лет (век)

2. Отрезок, равный 100 см  (метр)

3. 1/100 часть дм  (миллиметр)

4. Отрезок, равный 1/10 метра     (дециметр)

5. 1/24 часть суток (час)

6. Расстояние равное 1 000 м?           (километр)

7. 1/60 часа? (минута)

8. Самая маленькая единица времени? (секунда)

– Прочитайте, какое ключевое слово кроссворда?

– Что такое величина?

 Экспресс-опрос:

- Сколько мм в 1 см?

- Сколько секунд в 1 минуте?

-Сколько см² в 1 дм²?

- Сколько см в 1 дм?

- Сколько м² в 1 км²?

- Сколько кг в 1 центнере?

- Сколько кг в 1 тонне?

 

Самооценка работы группы.

3. Постановка проблемы

- Найдите лишнюю запись.

6200 - 2300

3 дм 8 см…40 см

8кг+300гр

124м 75см+39м 85см

- Лишняя запись — 6200 - 2300

- Почему? (Выражение не содержит величин.)

- А какие из данных заданий мы умеем выполнять?

(Сравнивать. Преобразовывать.)

- Выполним их.

- Я вижу, что два последние задания вызывают у вас затруднение в нахождении быстрого ответа.

.

 

+ Величины.

+ Приводят примеры из жизненного опыта.

Работают над кроссвордом

+ Величина.

+ Величина– это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.

+ 10 мм

+ 60 сек

+100 см²

+ 10 см

+ 10 000 м²

 +100 кг

+ 1 000 кг

Выставляют оценку в баллах в оценочном листе

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, 
- формулирование собственного мнения.

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

  1. Выявление места и причины затруднения

Цели: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

или в виде темы урока.

  - Какова же цель нашего урока? (Научиться складывать и вычитать величины

-  

+ Величины с разными наименованиями..

+ Как сложить и вычесть величины, с разными наименованиями.

+ Сложение и вычитание величин.

+ Научиться выполнять сложение и вычитание величин письменно

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

вывести памятку – алгоритм письменного вычисления величин, выраженных разными единицами, сформировать способность к её использованию при решении практических задач.

а) - Предлагаю искать ответ на этот вопрос    

+7 км 035 м = 7 035 м

7 035 м – 598 м = 6 437 м = 6 км 437м

+ Записать столбиком

-7 035

     598

   6435

б) – Как можно проверить наши предположения?

- Открываем учебник на стр. 67.

в) - Какие величины можно складывать?

- Как выполнить действия с величинами, выраженными разными единицами.

- Какие шаги нужно сделать?

+ Выразить в одних единицах измерения.

+7 км 035 м = 7 035 м

7 035 м – 598 м = 6 437 м = 6 км 437м

+ Записать столбиком

-7 035

     598

   6435

+ Прочитать в учебнике.

Читают и объясняют.

+ Складывать и вычитать можно одинаковые величины.

Формулируют  вывод. Составляют памятку.

1. Привести величины к одной единице;

2. Сложить (вычесть) столбиком, как обычные многозначные числа.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

6.Физкультминутка

Цель: снятие напряжения, усталости; восстановление работоспособности

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

7.Первичное закрепление и включение в систему знаний.

Цель: проговаривание нового знания, решение практической  задачи.

- стр. 67 №313

- стр. 67 №314.

- Кто сможет сам решить? Решайте.

  16 м 31 см           27 т 145 кг            

  6 ч 23 мин                    2 кг 348 г

- стр. 67 №316

(разбор условия задачи, запись краткого условия, составление плана решения). Поднимите руки, кто может сам решить задачу. Решайте. Остальные работают с учителем. Кто справиться быстрее, тот попробует решить задачу другим способом.

Самооценка работы группы

Устное объяснение решения.

Проверка решения.

12 м 86 см + 3 м 45 см = 1286 + 345= 1631см =16 м 31см

5 ч 48 мин + 35 мин = 348 + 35= 383мин = 6ч 23 мин

45 т 275 кг – 18 т 130 кг = 45275 – 18130 = 27145 кг= =27 т 145 кг

26 кг 350 г – 24 кг 002 г =26350-24002 = 2348 г =  

= 2 кг 348 кг

I фильм- 1 ч 38 мин

II фильм -1 ч 27 мин             210 мин

III фильм - ?, 23 мин

Решение.

  1. 98 мин. + 87 мин. = 185 мин.
  2. 210 мин. ˃ 185 мин. Да.
  3. 185 мин. + 23 мин = 208 мин. 210 мин. ˃ 208 мин. Можно записать

Выставляют оценку в баллах в оценочном листе

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель – проверка усвоения материала по теме урока.

Разноуровневые карточкиhttp://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpghttp://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpghttp://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpg

3.

Самостоятельно выбирают карточку, решают

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. 

9. Итог урока

Цель: выяснить степень усвоения нового материала

- Что мы повторили на уроке?

- Что нового узнали?

10. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Настало время оценить свою работу.

Какая группа получила наивысший балл?

- Мы очень рады за вас! Умники!

- Кто получил «4»? Молодцы!

- Сегодня вы хорошо работали на уроке.

А сейчас попробуйте ответить на вопросы , который покажет мне уровень понимания материала

- На полях своей тетради нарисуйте кружок, который покажет мне  уровень понимания нового  материала. Спасибо.

C:\Users\User\Desktop\итог семинара\img_v99718914_1_14.jpgC:\Users\User\Desktop\итог семинара\img10.jpg

C:\Users\User\Desktop\итог семинара\img30.jpg

Рисуют кружки:

Листностные:

- развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

11. Домашнее задание Технология уровневой дифференциации

Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний

+ стр. 67 (запомнить алгоритм работы над сложением и вычитанием величин), №315, 317 (2 столбик с письменными вычислениями); № 318 (по желанию)

Кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Промежуток времени в 100 лет.

2. Отрезок, равный 100 см  

3. 1/100 часть дм.  

4. Отрезок, равный 1/10 метра.

5. 1/24 часть суток.

6. Расстояние равное 1 000 м?          

7. 1/60 часа?

8. Самая маленькая единица времен

Кроссворд.

1

 

2

3

4

5

6

7

8

1. Промежуток времени в 100 лет.

2. Отрезок, равный 100 см  

3. 1/100 часть дм.  

4. Отрезок, равный 1/10 метра.

5. 1/24 часть суток.

6. Расстояние равное 1 000 м?          

7. 1/60 часа?

8. Самая маленькая единица времен

Лист оценки

Умения, знания

Баллы

1

Умение записывать многозначные числа.

2

Знание соотношений величин

3

Умение заменять крупные величины мелкими

4

Умение формулировать тему и цель урока

5

Умение находить выход из затруднения

6

Умение самостоятельно применять новые знания

7

Умение оценивания  своих знаний

Всего

Лист оценки

Умения, знания

Баллы

1

Умение записывать многозначные числа.

2

Знание соотношений величин

3

Умение заменять крупные величины мелкими

4

Умение формулировать тему и цель урока

5

Умение находить выход из затруднения

6

Умение самостоятельно применять новые знания

7

Умение оценивания  своих знаний

Всего

Лист оценки

Умения, знания

Баллы

1

Умение записывать многозначные числа.

2

Знание соотношений величин

3

Умение заменять крупные величины мелкими

4

Умение формулировать тему и цель урока

5

Умение находить выход из затруднения

6

Умение самостоятельно применять новые знания

7

Умение оценивания  своих знаний

Всего

Лист оценки

Умения, знания

Баллы

1

Умение записывать многозначные числа.

2

Знание соотношений величин

3

Умение заменять крупные величины мелкими

4

Умение формулировать тему и цель урока

5

Умение находить выход из затруднения

6

Умение самостоятельно применять новые знания

7

Умение оценивания  своих знаний

Всего

Лист оценки

Умения, знания

Баллы

1

Умение записывать многозначные числа.

2

Знание соотношений величин

3

Умение заменять крупные величины мелкими

4

Умение формулировать тему и цель урока

5

Умение находить выход из затруднения

6

Умение самостоятельно применять новые знания

7

Умение оценивания  своих знаний

Всего

Лист оценки

Умения, знания

Баллы

1

Умение записывать многозначные числа.

2

Знание соотношений величин

3

Умение заменять крупные величины мелкими

4

Умение формулировать тему и цель урока

5

Умение находить выход из затруднения

6

Умение самостоятельно применять новые знания

7

Умение оценивания  своих знаний

Всего

1 уровень                                                                                                                      

http://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpg

3 уровеньhttp://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpghttp://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpg

2 уровеньhttp://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpg

2 уровень

                 1уровень

3уровеньhttp://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpg

2 уровеньhttp://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpg

5 баллов – 0 ошибок

4 балла – 1 ошибка

3 балла –  2-3 ошибки

2 балла – 4 ошибки

1 балл– 5 и более ошибок

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/446208-metodicheskaja-razrabotka-uroka-matematiki-4-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Сложение величин" УМК "Школа России"

Урок смоделирован в технологии проблемного обучения. Организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций....

Урок закрепления знаний по предмету математика Тема: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин». 6 класс

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает  внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А. Маркушевич).Просто читать уче...

Математика. 1 класс. Урок 79. Сравнение. Сложение и вычитание величин - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_79_sravnenie_slozhenie_i_vychitanie_velichin/2013-02-08-172  Урок 79. Сравнение. Сложение и вычитание величин...

Математика. 1 класс. Урок 81. Сложение и вычитание величин - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_81_slozhenie_i_vychitanie_velichin/2013-02-15-174  Урок 81. Сложение и вычитание величин В презентации отображ...

Сложение и вычитание величин

Урок по математике в 4 классе. Познакомить с письменными приемами сложения и вычитания величин....

Урок математики для 4 класса (программа "Школа России") на тему "Величины. Сложение и вычитание величин"

Разработка урока выполнена для обучающихся 4 класса, сопровождается презентацией, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме , сделатьурок  более ярким, наглядным.Цель: научить выполнять уст...