Технологическая карта урока математики 4 класс "Единицы длины.Километр"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Щетко Татьяна Станиславовна

УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx34.19 КБ
Файл konkurs.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Щетко Татьяна Станиславовна

ГОУ средняя общеобразовательная школа №429 имени Героя Российской Федерации М.Ю. Малофеева,

Петродворцового района, Санкт-Петербурга

УМК «Школа России»

Математика

4 класс

«Лучший урок математики»

Тема: Единицы длины. Километр

Тип: открытие нового знания

Цель урока:

  • познакомить с единицей длины – километр;
  • дать представление об использовании новой единицы измерения на практике;

Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомить с новой единицей измерения –километром;
  • усвоить соотношения между единицами длины, уметь их применять при решении задач;
  • познакомить с задачами на встречное движение и движение в противоположном направлении, вносить изменения в условия задачи в соответствии с её моделью;

Метапредметные:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  находить способы её осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
  • умение включаться в диалог с учителем и  сверстниками, в коллективное обсуждение проблем.
  • овладение логическими действиями анализа, классификации.
  • умение оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Ресурсы урока:

рабочая программа, таблица единиц длины, УМК « Школа России», М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 1 с.36-37, презентация 

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Здравствуйте,ребята.

  Начнём нащ урок.

- Если мы с вами не знаем правило, оно для нас новое, значит, сегодня на уроке нам с вами предстоит открыть новое … (знание).

- А вы умеет открывать новые знания?

-  Мы это делали много раз. Как мы это делали? 

 Учитель открывает на доске карточки: "что я не знаю?", "сам найду способ")

(-Сначала нужно понять, что мы не знаем, а потом самому найти способ)

    Внимание на учителя.

   Настраиваются на работу.

 

  • Отвечают на вопросы….

Актуализация необходимых знаний

Учитель организует устный счёт с целью актуализации знаний.

- Скажите, с чего же мы с вами начнем? (С повторения)

Учитель открывает карточку «Повторю необходимое»

- Скажите, а мы с вами будем повторять все,  что мы  знаем?

- Что нам нужно повторить? 

Начнём  с устного счёта, вычислите примеры:

(презентация)слайды 2,3,4,5,6  

253785 -700 =

716 000 : 10 =

30 000 +5000 + 300 + 4 =

9284 – 900 =

60 * 70 =

840 : 80=

90000 : 300 =

Учитель открывает карточку с названиями разрядов

- Смотрите, что появилось?

- Что мы с вами можем повторить, используя данную карточку?

– Найдите у себя на столах карточку с названиями разрядов. Запишите в них числа,  в которых:

2 сотни, 8 десятков;

2 сотни, 6 десятков, 2 единицы;

5 единиц, 4 десятка, 3 сотни;

2 сотни, 3 тысячи, 7 десятков;

7 тысяч, 3 десятка, 2 сотни;

 1 единица, 2 тысячи, 3 сотни;

Прочитайте числа, которые записали…..         

В процессе проверки чтения и записи чисел, на доске появляются карточки с числами.

Итак, что мы с вами сейчас повторили?

  Учитель вывешивает карточку  «Запись многозначных чисел»

– Сколько единиц в числах: 280? 2301?

– Сколько десятков в числах: 262? 3270?

– Сколько сотен в числах: 345? 7230?

- Сколько единиц тысяч в числах: 280? 7230?

- Ребята, что мы повторили сейчас?

Учитель вывешивает карточку «Разрядный состав числа»

– Где в жизни мы с вами встречаемся с похожими числами? Для чего они нужны?

- Скажите, почему повторили именно это? -  (Понадобиться для открытия нового знания)

  • Ответы детей:

(-Нет.)

- Только то, что нам понадобиться на уроке для открытия нового знания.)

  • Дети отвечают устно.

  • Дети отвечают.
  • Дети записывают числа в тетради в таблицу

   280,

   262,

   345

   3270

   7230

   2301

  • Дети зачитывают ответы.

  • Отвечают на вопросы….

Организация познавательной деятельности

-  Расставьте буквы в порядке убывания чисел, которые им соответствуют, и прочитайте слово.

79 034

790 340

709 043

7934

7903

730 430

790 034

7900

Ч

В

И

И

Н

Л

Е

Ы

Какие величины вы знаете? … (длина, время, объем, площадь)

-Что общего у всех величин? (Их можно, складывать, вычитать, сравнивать)

-Верно, ребята. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой и метром. А что же существовало до того, как все это изобрели?

презентация

слайды 7,8,9

-Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями.

Слайды 10,11

 -В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра.

-До сегодняшнего дня сохранилось выражение « не подпустить на пушечный выстрел».

- А кто знает, какие меры длины использовали на Руси?

Слайды 12,13,4,15,17

Давайте, запишем меры длины, которые люди использовали на Руси.

Сажень=3 аршина= 7 футов= 2 м 13 см (расстояние между раскинутыми в стороны руками).

Фут=12 дюймов=30 см 5 мм

Аршин=71 см ( с персидского локоть).

Вершок= 4 см 4 мм

Дюйм= 2 см 5 мм

- Отлично, молодцы.

-Ребята, а кто мне скажет , в каких единицах измеряют длину?

- Какая из названных длины самая крупная? (метр).

  • Учитель предлагает измерить длину стороны клеточки в тетради, выбрать единицу измерения. Построить отрезок длиной 24 клеточки, вычислить его длину в миллиметрах, проверить измерения, выразить  длину отрезка   разными единицами измерения.
  • Организует практическую деятельность в парах: измерить длину класса, доски, окна. Спрашивает,  какой единицей измерения удобнее пользоваться?.
  • Предлагает выйти в коридор измерить длину коридора шагами.

Выясняем причину , почему получились разные результаты.

  • Пробуем определить расстояние от школы до стадиона школы  на глаз.

-А если на необходимо измерить расстояние между городами,

 какой из известных вам мер длины я могу воспользоваться?  ….

– Мнений мы услышали много. Теперь надо выяснить, кто же прав?

Давайте запишем единицы в порядке их возрастания, установим их соотношение. Запишите рядом с числами их соответствие:

1 дм = ….  см = …. мм.

1 м = ….дм = …..= …..см = …….мм             

1 км = ……?

- Ребята, где возникло у нас затруднение?

- Что мы с вами не знаем?

Вывешивается карточка 1 км = ? под карточкой «Что я не знаю»

- Мы выполняли с вами вот это шаг "что я не знаю?"?

   -Что мы с вами не знаем?

- Что сегодня будем изучать на уроке? Назовите тему урока.

На доске появляется карточка с темой урока

“ Единицы длины. Километр”      Слайд 17

- Какие задачи мы поставим на данный урок? ( познакомиться с новой единицей длины. научиться пользоваться ею, узнать о соотношении ее уже с изученными единицами длины).

Учитель организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

- Откройте учебники на стр. 36  и прочитайте, как называется новая единица длины? (километр).

-В названии единицы длины – километр, часть слова  нам уже знакома – метр, а часть слова кило – нет. Это слово взято из французского языка и означает – тысяча.

Кто нам сейчас расшифрует секрет этой единицы длины?

На доске табличка: кило – тысяча

Чему равен километр? ( 1км= 1000 м).(слайд).

-Прочитайте текст рядом с красной чертой.

№148 с.36

-Что измеряют в км? ( расстояние между городами, деревнями и т.д).

-Прочитайте задание № 149 на стр. 36.

- Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? ( сколько метров в 1 км).

- Ребята, мы выяснили, сколько у нас метров в 1 км?

-Сколько шагов нужно сделать мужчине? ( Примерно 1000 шагов).

Демонстрирует образец записи. Напоминает, что значение частного при делении двух величин всегда будет показывать, сколько раз делитель содержится в делимом и не является величиной.

-Отлично, молодцы.

-Посмотрите на задание №150. Определите на глаз длину данных отрезков.

-Хорошо. А теперь проведите измерения, проверьте себя.

-Запишите длины отрезков в виде неравенства. ( AB< CD>KM, 3 см< 8см>5 см) / ( AB

Учитель открывает карточку «Потренируюсь»

- Возьмите на столах карточку с заданиями. Его вы выполнять будете в парах.

Работа осуществляется в парах на отдельных листочках.

а) Дополните до 1 км:             б) Заполните пропуски:

999 м + ….. = 1 км;                      5487 м = ……. км …….м;

800 м + ….. = 1 км;                      4867 м = …….км …….м;

750 м + ….. = 1 км;                       12456 м = …….км…….м;

980 м + ….. = 1 км;                       1598 м= …….км ……м ;                    

ВИДЕОФИЗМИНУТКА

Прочитайте задачу №153 на странице 37.

-Прочитайте условие задачи. Какое уточнение пропущено?

-Какие виды движения вы знаете?

- Посмотрите на первый чертеж под задачей. Как движутся пешеходы по данному чертежу? (навстречу друг другу).

-Расстояние между ними, увеличивается или уменьшается?

( уменьшается).

- Сколько прошел 1 пешеход? ( 140 м).

-Сколько прошел 2-ой? ( 160 м).

- Чему равно расстояние между остановками? ( 1 км).

-Что нужно сделать, чтобы можно было продолжать решать задачу?

-Произошла ли встреча пешеходов?

-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

-Почему? ( т. к. мы не знаем сколько всего м прошли пешеходы вместе).

-Как мы это можем узнать? ( сложив их расстояния).

1) 160+140=300(м). –расстояние, которое прошли оба пешехода.

- Зная, сколько всего метров между остановками и сколько оба пешехода прошли вместе, что мы можем найти? ( каким стало расстояние между пешеходами, после того, как они прошли 140 и 160 м навстречу друг другу).

- Каким действием мы это найдем? ( из 1000 м вычтем 300 м.)

2) 1000-300= 700(м).- расстояние между пешеходами.

Ответ: 700 м.

Посмотрите на чертеж номер 2.  Как движутся пешеходы на данном чертеже? ( в разные стороны).

- Итак, каким условием дополним задачу? ( пешеходы двигались  в разные стороны).

-Хорошо. При этом расстояние между остановками измениться? ( нет).

- А между пешеходами? ( да, т.к они будут удаляться друг от друга).

-Расстояние увеличивается или уменьшается? ( увеличивается).

Один ученик к доске, остальные в тетрадях.

-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

-Почему? ( т. к. мы не знаем сколько всего м прошли пешеходы вместе).

-Как мы это можем узнать? ( сложив их расстояния).

1) 160+140=300(м). –расстояние, которое прошли оба пешехода.

Зная, сколько всего метров между остановками и сколько оба пешехода прошли вместе, что мы можем найти? ( каким стало расстояние между пешеходами, после того, как они прошли 140 и 160 м в разные стороны).

Каким действием мы это найдем? ( к 1000 м прибавим 300 м).

2) 1000+300= 1300 (м).- расстояние между пешеходами.

Переведем 1300 м в км. 1 км и 300 м.

Ответ: 1 км 300 м.

-Теперь давайте сравним решения данных задач. Какой вывод мы можем сделать? (-если добавить одно условие меняется решение задачи и ответ.)

Что нам ещё необходимо сделать?

Учитель открывает карточку «Потренируюсь»

Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя»

Учебник с.37

Ответ:1560м =1 км 560 м

Домашнее задание

Учебник: стр. 37 №154

Р. Т. : стр. 24, № 28-30.

  • Дети расставляют числа в порядке убывания.
  • Затем подставляют буквенные  значения и у них получается слово….ВЕЛИЧИНЫ

  • Дети отвечают на вопросы

 

  • Дети просматривают  презентацию и слушают.

  • Дети записывают в тетради слова

(САЖЕНЬ, ФУТ, АРШИН, ВЕРШОК, ДЮЙМ)

  • Дети отвечают
  • Действуют по плану предложенному учителем. Демонстрируют умение пользоваться чертёжными инструментами.

  • Называют тему урока.

  • Знакомство с новой единицей измерения.

  • Отвечает ученик. Высказывают своё мнение.

  • Дети записывают ( 1км= 1000 м)

  • Под руководством учителя составляют план решения задачи. Определяют, что надо узнать, сколько раз по 1м содержится в 1 км, т.е. выполнить деление

  • Определяют длину отрезков на глаз, проверяют измерением.

  • Дети работают на карточках.
  •  Затем меняются и выполняют взаимопроверку  по образцу на экране.

  • Читают и осмысливают задачу.

( -в каком направлении двигались пешеходы?

-  навстречу друг другу, в разные стороны, друг за другом)

  • Рассуждают и отвечают на вопросы.

  • Высказывают мнение ( перевести 1 км в метры. 1км=1000м).

 

  • Один ученик к доске, остальные в тетрадях.

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке

Учитель  предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

-Какая тема была сегодня на уроке? Чему вы сегодня научились?

-Какие цели мы стали в начале урока и достигли ли мы их?

 Обведите вариант, который больше всего подходит вам.

Слайд 19

  • Дети обводят на листочках вариант ответа , который больше отражает его состояние.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика 4 класс Тема урока: «Единицы длины. Километр» Учитель ГОУ школы №429 и мени М.Ю. Малофеева Щетко Татьяна Станиславовна

Слайд 2

Устный счет Вычислите: 253 785- 700= 253 085

Слайд 3

7 1 6 000:10= 7 1 600

Слайд 4

3 0 000+5000+300+4= 3 5 3 04 9284 - 9 000= 284

Слайд 5

60*70= 4200 840:4= 2 10

Слайд 6

640 : 80= 8 90 000: 300= 300

Слайд 12

Фут=12 дюймов=30 см 5 мм

Слайд 13

Аршин=71 см

Слайд 14

Вершок= 4 см 4 мм

Слайд 15

Дюйм= 2 см 5 мм

Слайд 17

к ило - тысяча 1км= 1000м

Слайд 18

Домашнее задание Р. Т: стр. 24, № 28-30. Учебник: стр. 37 №154

Слайд 19

3)На уроке мне многое было не понятно, и были трудности в понимании нового материала 1)На уроке мне было все понятно и не было трудностей 2) На уроке мне было все понятно, но были трудности в понимании нового материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики "Величины длины .Километр."

Разработка урока математики 4 класс....

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему «Единицы измерения длины. Километр»

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему  "Единицы измерения длины. Километр" по учебнику "Математика. 4 класс" М.И...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ в 4 классе "Единицы длины. Километр"

middot;        познакомить с единицей длины – километр;дать представление об использовании новой единицы измерения на практике...

Конспект и технологическая карта урока математики 4 класс по теме "Единица длины - километр"

Данный конспект соответствует уроку открытия нового знания по учебнику математики М. Моро  УМК "Школа России". Соответствует ФГОС. Содержит презентацию к уроку....

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Единица длины - километр" с использованием образовательной платформы "Учи.ру

Технологическая карта урока содержит основные этапы урока и ссылки на пример использования карточек с сайта Учи.ру...

Технологическая карта урока математики «Единицы длины. Километр» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: Познакомить с единицей длины-километр.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:формирование представления о новой единицы длины «Километр»;совершенствование устных и пис...

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы длины. Километр", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с новой единицей измерения длины - километр.Задачи урока:Дидактические:1. Дать понятие о новой единице измерения длины – к...