Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс 8 вид
рабочая программа по математике (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Математические представления" для 1 класса 2 вариант 8 вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_predstavleniya.docx60.53 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

1 КЛАСС

(вариант 2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика».

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

     Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи программы:

  • формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;
  • формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
  • формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
  • формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Общая характеристика учебного предмета:

     В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 33 часа,1час в неделю, 33 учебные недели.

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений  ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

пп

п

+

.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (с помощью);

-  определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

Планируемые предметные результаты коррекционной работы:

- Называет (показывает) конструкцию.

- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора

- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).

- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.

- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.

- Играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям).

- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).

- Рассматривает объемную фигуру — куб.

- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.

- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом

- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),

- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).

- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.

- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком, катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.

- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (неговорящий – показывает под ноги на фигуру).

– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.

-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).

-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.

- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.

- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).

-Переносит с одного места на другое разных предметов.

-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).

- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.

     Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

  • «Представления о форме»
  • «Представления о величине»
  • «Пространственные представления»
  • «Временные представления»
  • «Количественные представления»

Принципы организации учебного процесса:

  • Принципы государственной политики РФ в области образования. 
  • Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности детей и расширение их «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
  • Принцип преемственности (взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся класса на всех этапах обучения).
  • Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав.
  • Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися класса всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативного общения и нормативным поведением.  
  • Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации.
  • Принцип сотрудничества с семьей.
  • Принцип психолого-педагогического изучения детей.
  • Принцип учета возрастных границ (предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития).
  • Принцип дозирования осваиваемых дидактических единиц (продуманная регламентация объема изучаемого материала по всем разделам программы, учет реальных возможностей ребёнка в его усвоении).
  • Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала (системный подход в обучении и развитии обучающейся).
  • Принцип соблюдения линейности и концентричности.
  • Принцип вариативности программного материала.
  • Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР.
  • Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР.
  •  Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы.

Методы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.        

     В Федеральном компоненте государственного стандарта «Математические представления» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование учебного материала на 2018/2019 учебный год.

 Математические представления. 1 «г» класс (Вариант 2). Преподаватель: Козлова О.П.

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

1 модуль. Формирование представлений о форме.

5

1

«Круг». «Квадрат».ТБ.

1

2

«Маленькие квадраты». «Большие квадраты».

1

3

«Предметы похожие на круг, квадрат».

1

4

«Раскрашивание круга, квадрата».

1

5

«Обведение круга, квадрата по контуру».

1

2 модуль. Формирование представлений о величине.

7

6

«Штриховка круга». ИОТ и ТБ.

1

7

«Штриховка  квадрата».

1

8

 «Большой-маленький».«Длинный-короткий».

1

9

«Большие и маленькие игрушки».

1

10

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине.

1

11

 «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

1

12

«Подбери ленты для кукол».

1

3 модуль. Формирование пространственных представлений.

6

13

«Постройка башни». ИОТ и ТБ.

1

14

«Длинный мост, короткий мостик»

1

15

 «Вверху-середина-внизу»

1

16

«Разложи игрушки по полкам».

1

17

«Разложи одежду по полкам».

1

18

«Ориентация на листе бумаги».

1

4 модуль. Формирование временных представлений

6

19

«Вверх-середина». «Середина – низ».ИОТ и ТБ.

1

20

 «День-вечер-ночь».

1

21

«Части суток».

1

22

«День-вечер-ночь».

1

23

«Режим дня».

1

24

«Ночной режим».

1

5 модуль. Формирование количественных представлений

4

25

«Знакомство с понятием «один» и «много».

1

26

«Знакомство с цифрой 1».

1

27

«Один-много». «Цифра 1».

1

28

«Выполнение различных действий: один — много хлопков».

1

6 модуль. Формирование пространственных представлений.

5

29

«Поровну-больше».

1

30

«Пространственные понятия: поровну - больше, к, от».

1

31

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

1

32

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

1

33

Закрепление темы: «поровну-больше». Итоги года.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • мячи разного диаметра, цвета;;
  • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
  • сухой (шариковый) бассейн;
  • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
  •  сенсорные панели;
  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
  • звучащие предметы для встряхивания;
  • игрушки разных размеров;
  • мозаики;
  • различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
  • пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей); пазлы вкладыши;
  • шнуровки;
  • пирамидки разные по величине, высоте;
  • карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
  • цветные карандаши;
  • листы бумаги;
  • рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
  • презентации по темам;
  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....