Методика работы над задачей в 1 классе
презентация к уроку по математике (1 класс)
Материал для начинающего учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для начинающего учителя начальных классов | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решение задач — это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать Математик и педагог Д.Пойа
Задача – что это? Задача - упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления .
До школы Поступая в школу, ребёнок должен уметь решать простые задачи. Решение задач – то, с чего обычно начинают в семье, садике математическое образование детей. Дети учатся получать правильный ответ задачи пересчётом, сводя решение задач лишь к элементарной вычислительной деятельности.
Для чего задачи? Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Формируя умение решать простые задачи, учитель развивает все психические процессы, учит рассуждать , доказывать , аргументировать действия, способствует усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Арифметические задачи помогают раскрыть основной смысл арифметических действий, связать их с определённой жизненной ситуацией, формировать пространственные и количественные представления, расширять кругозор детей.
Умственные операции Процесс решения задач оказывает положительное влияние на умственное развитие детей, так как он требует выполнения умственных операций: - анализа (вопроса от условия, выделение данных и искомых); - синтеза (определение плана решения); - конкретизации (представление условия); - сравнения; - обобщения (при многократном решении задач).
Виды задач: Задачи на нахождение суммы; Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; Задачи на нахождение неизвестного слагаемого; Задачи на нахождение остатка; Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого; Задачи на нахождение уменьшаемого; Задачи на разностное сравнение; Задачи с косвенными вопросами.
Обучение - это процесс создания новых привычек Чтобы научить ребенка решать задачи, необходимо, прежде всего, сформировать привычку решать задачи, да еще привычку делать это с удовольствием.
Что значит научить? Научить детей решать задачи – значит, научить их устанавливать связи между данными и искомыми и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметическое действие. Известно, что при решении задач дети испытывают большие трудности, поэтому перед тем, как решать задачи, проводится подготовительная работа.
Подготовительная работа: действия с конкретным материалом (пересчёт); конкретный смысл действия сложения и вычитания; усвоение структуры задачи (предметная иллюстрация): задачи с недостающим данным, сравнение задачи с рассказом, задачи с искажённым вопросом, задачи с выбором вопроса, задачи с постановкой вопроса, отличие задачи от загадки.
Можно выделить несколько этапов решения задачи: исследование задачи; планирование решения; выполнение решения; проверка результата.
Как работать над задачей? Прочитай задачу. Найди условие и вопрос. Выдели опорные (главные) слова. Установи связь между данными и искомым. Выполни модель, которая поможет тебе решить задачу: а)краткую запись; б)чертёж; в)рисунок; г)таблицу. Запиши решение. Проверь решение задачи. Запиши ответ полностью.
В вазе стояли 4 ромашки и 5 васильков. Сколько всего цветов стояло в вазе? Текст задачи:
В вазе стояли 4 ромашки и 5 васильков. Сколько всего цветов стояло в вазе? Находим условие и вопрос
В вазе стояли 4 ромашки и 5 васильков . Сколько всего цветов стояло в вазе? Выделяем опорные слова:
Краткая запись: Ромашки – 4 ц . Васильки – 5 ц . Всего - ? ц .
Виды краткой записи задачи: Р. – 4 ц. В. - ? на 1 больше В. – 5 ц. Р. - ? на 1 меньше Всего – 9 ц. Р. – 4 ц. В. - ? ц. Р. – 4 ц. на ? ц. В. – 5 ц.
Чертёж: Р. – ? ц . В. -
Рисунок: ? ц.
Таблица: Ромашки Васильки Всего 4 ц . 5 ц . ? ц .
Решение: 4+5=9 (ц.)
Ответ: 9 цветов.
Сколько всего? Сколько осталось? Сколько было? На … меньше На … больше + + - - + Запомни!
Фрагмент урока по теме «Задача» Проект «Задача»
Первый этап ! Подумать
Диалог учителя и класса: Что такое задача? Какие мысли приходят вам в голову? Ответы детей: текст, числа, вопрос. Как вы думаете, на какой из этих карточек написана задача? Сразу скажу, что в задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи.
Второй этап Условие Вопрос
Третий этап «Узнать из книг» Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (из учебника). Исследуйте страницу 80 и найдите подсказку.
Четвёртый этап О каких других частях задачи вы узнали из учебника? Решение Ответ
Пятый этап Наблюдение Эксперимент Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает? Давайте устно решим их.
Шестой этап ? Задача Условие Вопрос Решение Ответ
Обобщение Итак, какую информацию мы собрали о задаче за урок? Смотрим свои записи в листочках? Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу? Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?
Седьмой этап Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока. А теперь нужно одному ученику рассказать все то, что мы добыли всем классом, т.е. выступить с сообщением, как это делают настоящие взрослые ученые. Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. Условие задачи можно записать кратко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над задачами по технологии УДЕ
В предлагаемом материале описана методика работы над задачами с применением технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) (автор П.М. Эрдниев).Ключевым моментом технологии является решение прямой ...
методика работы над задачей
Некоторые варианты работы над задачей по программе "Школа2100" 2 класс...
МЕтодика работы над задачей
Методика работы над задачей, из опыта работы, начиная с 1 класса...
"Методика работы над задачами. Решение задач разного вида."
Конспект урока математики...
Готовимся к контрольной работе. Решаем задачи. 4 класс, 2 четверть, программа Гармония.
Учимся решать задачи. Проверяем свои умения....
Методика работы над задачами в 1 классе в технологии деятельностного метода обучения.
Вопросы повышения мотивации учеников занимают нас на протяжении всей педагогической деятельности,может быть и эта статья поможет кому-то....
Методика работы над задачами по учебнометодическому комплекту «Гармония» ( пособие для учителя)
Методика работы над задачами по учебнометодическому комплекту «Гармония» ( пособие для учителя)...