Урок по математике "Доли"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Тема «Доли»
Тип урока изучение нового материала
Место урока в курсе урок в теме «Числа от 1 до 100»
Задачи:
1.Образовательные:
- ввести новое понятие «доля числа»;
- учить определять долю числа, записывать дроби;
- познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».
2.Развивающие:
1) развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление;
2) создать условия для развития компетентностей:
учебно-познавательные – умение ставить цель и организовывать её достижение; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения;
культурологической – уважения культуры русской нации;
информационной - умения получать информацию из разных источников (компьютер, практическая работа, живое слово);
коммуникативной – умения вступать в общение, работать в группе;
здоровьесберегающей – умение использовать многообразие двигательного опыта в организации урока.
3.Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
- ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Цель:
Познавательные: познакомить с понятием «доля числа»;
Практические: познакомить с тем, как образуются, называются и записываются доли; совершенствовать умение решать задачи.
Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения деления на доли; работать над устойчивостью внимания учащихся.
Методические приемы: работа в группах при логическом задании, беседа о понимании деления предмета на равные части - доли.
Методические приемы контроля: мгновенная проверка.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация.
Для учащихся: шоколадка одна на двоих, цветные карандаши, линейки, сигнальные карточки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_3_klass_doli.doc | 66 КБ |
doli.pptx | 946.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
3 класс
УМК «Школа России»
Тема «Доли»
Тип урока изучение нового материала
Место урока в курсе урок в теме «Числа от 1 до 100»
Задачи:
1.Образовательные:
- ввести новое понятие «доля числа»;
- учить определять долю числа, записывать дроби;
- познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».
2.Развивающие:
1) развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление;
2) создать условия для развития компетентностей:
учебно-познавательные – умение ставить цель и организовывать её достижение; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения;
культурологической – уважения культуры русской нации;
информационной - умения получать информацию из разных источников (компьютер, практическая работа, живое слово);
коммуникативной – умения вступать в общение, работать в группе;
здоровьесберегающей – умение использовать многообразие двигательного опыта в организации урока.
3.Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
- ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Цель:
Познавательные: познакомить с понятием «доля числа»;
Практические: познакомить с тем, как образуются, называются и записываются доли; совершенствовать умение решать задачи.
Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения деления на доли; работать над устойчивостью внимания учащихся.
Методические приемы: работа в группах при логическом задании, беседа о понимании деления предмета на равные части - доли.
Методические приемы контроля: мгновенная проверка.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация.
Для учащихся: шоколадка одна на двоих, цветные карандаши, линейки, сигнальные карточки
Структура урока
Оргмомент.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт.
Повторение.
- Отгадаем кроссворд. Работаем в группах (слайд 2).
- Найдите в кроссворде имя девочки, которая поможет нам провести урок (Алиса) ЩЕЛЧЕК
- В каких литературных произведениях встречается такая героиня («Гостья из будущего» Кир Булычев, «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл)
- А какая девочка нам поможет? Подсказка: это девочка поучаствовала в необычном чаепитии. («Алиса в стране чудес»)ЩЕЛЧЕК
- А кто вспомнит, почему же чаепитие в сказке было необычным? (в нем участвовали Кролик, Шляпочник и Соня; герои чаепития, что бы не мыть посуду, пересаживались)
- Правильно. А у нас тоже будет необычное математическое чаепитие, правда пересаживаться, чтобы только не мыть посуду, мы не будем – это негигиенично, посуду нужно мыть обязательно, так как через чужую посуду можно заразиться какой-нибудь болезнью, а в остатках пищи и напитков размножаются опасные бактерии. Мы пойдем в гости.
3. Устный счет.
- Что обычно ставят на стол, когда приглашают гостей к чаю? (красивую посуду, сладости, фрукты) – слайд 3
- Сейчас мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом, чтобы узнать тему нашего урока. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано. Возьмите листочки с примерами и запишите ответы.– СЛАЙД 4
-На экране шифр.Напротив ответов напишите соответствующую букву и вы узнаете как называется мультфильм. СЛАЙД 5
4. Постановка темы.
Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8)
- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)
- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)
- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (доли) – СЛАЙД 6
5. Работа по теме.
- К чаю принято подавать угощения. У вас есть шоколадки. Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (половинка)
- Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. Проверьте. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (2)
- Сколько долей у каждого из вас? (по одной).
- Значит, у каждого из вас одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так – ½ - СЛАЙД 7
- Читается эта запись – одна вторая часть. Кто может расшифровать запись, что обозначает здесь каждое число? (1 – это доля, которую мы взяли, а 2 – общее количество долей, т.е. это одна из двух частей).
- А теперь каждый из вас разломит свою половинку пополам. Сколько частей шоколадки теперь получилось? (4)
- Возьмите одну такую дольку. Как записать теперь, какую долю вы держите в руках? (1/4) - ЩЕЛЧОК
- Прочитайте запись (одна четвертая доля)
- Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼? Почему? (чем больше частей, тем меньше каждая часть).ЩЕЛЧОК
- Запись доли называется дробь. Верхняя часть дроби называется числителем (ЩЕЛЧОК), а нижняя – знаменателем.(ЩЕЛЧОК) Что обозначает знаменатель в записи дроби? (на сколько частей разделили предмет)
- Что обозначает числитель? (сколько частей взяли) СЛАЙД 8
- Ой, к нам пришли гости (ЩЕЛЧОК). Давайте и их угостим шоколадкой. На сколько частей нужно разделить шоколадку? (на три части)
- Какую долю получит каждый гость? (1/3)
- Запишите дробь. Проверьте себя ЩЕЛЧОК,ЩЕЛЧОК
- А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой ЩЕЛЧОК
- На сколько частей надо ее разделить? (6гостей, значит на 6частей)ЩЕЛЧОК
- Какую долю получит каждый гость? (1/6)ЩЕЛЧОК
- Запишите дробь. ЩЕЛЧОК
А теперь давайте сравним доли. ЩЕЛЧОК Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)
- Но ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть)
- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается меньше, чем 1/6.
- А теперь посмотрите, как разрезали торт. СЛАЙД 9 Сколько частей получилось?
- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?
(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)
- Можем ли мы эти части записать дробью? (нет, так как это не доли, доли – это равные части)
6. Закрепление.
- После сладкого хочется чего-нибудь кисленького. Давайте съедим яблочко? Откроем учебник на с.80 и прочитаем правило. На сколько частей разделили яблоко сначала? Как можно назвать каждую часть яблока? (половина, одна вторая доля).
- Как разделили яблоко потом? (Каждую половину еще пополам, получилось 4 части)
- Как можно назвать каждую часть яблока? (четвертинка, четверть, одна четвертая доля).
- А давайте к чаю испечем капустный пирог. Заодно разомнемся и отдохнем, подготовим руки к работе в тетради.
7. Физминутка «Капуста» - движения руками
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту мнем, мнем.
- Так, мы нарубили капусту и приготовили начинку, а теперь испечем пирог. Начертите в тетради квадрат со стороной 6 см - № 1. Это у нас будет пирог с капустой. Разделите его на 6 одинаковых частей.
- Как можно разделить по-разному?
- Закрасьте одну шестую долю пирога. А теперь разделите каждую часть пирога пополам. Сколько гостей можно угостить теперь пирогом? Закрасьте одну двенадцатую часть пирога.
- Какая часть больше 1/6 иди 1/12? Почему?
- А вот как разделила пирог Алиса (СЛАЙД 10) . Сколько долей получилось? (Нельзя сказать, сколько долей, так как части разные)
- Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Смотрите на картинки и записывайте доли
- Пока гости угощаются, Мышь пригласила подругу полакомиться сыром СЛАЙД 11. Какая доля досталась каждой мышке? ЩЕЛЧОК Запишите.
- А вот прибежали еще две мышки ЩЕЛЧОК и с ними пришлось делиться. Сколько теперь частей у мышек? Запишите, какая доля у каждой мышки.
- Ой, на запах сыра прибежали еще мыши СЛАЙД 12 придется для них еще головку сыра достать ЩЕЛЧОК На сколько частей надо поделить сыр? Запишите, какая доля досталась каждой мышке ЩЕЛЧОК
- Проверьте себя СЛАЙД 13
½, ¼, 1/8
- Какая из этих долей будет самая большая по размеру? Обведите ее в кружок.
- Какая самая маленькая? Подчеркните.
- Давайте проверим ЩЕЛЧОК
- Какой мы можем сделать вывод? (чем больше частей, тем меньше каждая часть)
- А теперь проверим вашу сообразительность. Вот вам еще одна головка сыра СЛАЙД 14 . Её нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее в группах. Подготовьтесь для объяснения.
После выступления детей с вариантами решения, проверка по СЛАЙД 15
- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)
Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.
- Ой, Шляпочник смотрит на часы ЩЕЛЧОК. Пора заканчивать ЩЕЛЧОК. Какое время показывают часы? (5 часов 15 минут)
- Какую долю от часа составляют 15 минут? Как это узнать? (надо узнать сколько раз по 15 поместиться в часе)
- Как это узнать? (в часе 60 минут, надо 60 разделить на 15)
- Запишите решение в тетрадях самостоятельно, можете консультироваться с соседом.
- Какой ответ у вас получился? (в часе 4 раза по 15 минут)
- Давайте проверим ЩЕЛЧОК
- Какая это доля? (1/4) – ЩЕЛЧОК
- Как по-другому называется ¼ часть? (четверть)
- Как по-другому можно назвать время на часах? (четверть шестого)
8. Итог урока.
- Ну что же, наше математическое чаепитие закончилось. Пора уходить. Нужно поблагодарить хозяев – СЛАЙД 17
- Расскажите им, что вам больше всего понравилось делать в гостях? Что вы узнали нового?
- Что такое доля?
- Оцените свою работу на уроке с помощью цветочного настроения. Закрасьте столько долек, на сколько вы поняли тему урока. СЛАЙД 18 Завтра мы еще поработаем с темой «Доли», чтобы лучше все усвоить. Будем учиться решать задачи с долями и те, кто чего-то не понял, завтра обязательно поймут.
9. Домашнее задание слайд 19
- А дома вы еще раз прочитайте правило на с.80, выполните устно задания на этой странице, чтобы повторить то, что мы сегодня изучили.
А письменное задание по выбору:
№ 3 на с.81
Или для любителей математики задание по карточкам.
Задача на карточке.
На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.
(Решение: делим 3 пряника на 2 части – 6 частей раздаем гостям, и 2 пряника на 3 части – и раздаем 6 долей гостям)
Литература:
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1984.
Математика. Учебник для 3 класса. В 2 ч. Ч. 2/ под ред. Моро М.И. и др., 2007
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
с у м м а л л м и е м т п е р м е р т н а с м и и т т и р е д п л о щ а ь Результат действия сложения р Самая маленькая изученная единица длины Сумма длин всех сторон фигуры Единица длины равная 10 мм Чтобы найти … прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.
Приглашаем на чай!
Разгадай шифр 8 . 4 75 - 24 3 . 9 81: 9 36 + 56 64 : 8 0 . 4 1 . 12 4 – у 51 – п 27 – е 32 – а 92 – ь 9 – л 0 – и 8 – с 82 – к 12 - н
Апельсин
Тема урока: «Доли»
1 2 1 4 ЧИСЛИТЕЛЬ ЧИСЛИТЕЛЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬ
1 3 1 3 1 3 1 6 1 6 1 6 1 6 1 6 1 6 1 6 1 3
Проверь себя! 1 4 1 2 1 8
Как разрезать головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза?
2 доли 4 8 долей Какая часть сыра осталась на блюде? Как разрезать головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза?
Оценим нашу работу Все легко и просто! Надо повторить еще раз. Совсем не понятно.
Домашнее задание Правило на с.80, выполните устно задания на этой странице, чтобы повторить то, что мы сегодня изучили. А письменное задание по выбору: № 3 на с.81 Или для любителей математики задание по карточкам .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...