конспект урока математики в 1 классе "Число 7. Состав числа 7. Муравьи"
материал по математике (1 класс)

Тема: «Состав числа 7. Числа 1-7. Жизнь муравьёв».

Данный урок математики разработан по учебнику Математика 1 класс (авторы М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова).

Тип урока – комбинированный.

Урок построен с использованием компьютерных технологий, позволяющих организовать эффективное изучение учебного материала; применив системно-деятельностный подход, способствовать восприятию нового учебного материала.

На этапе закрепления нового материала Интернет-ресуры помогают добиться эффективных результатов, так как метод наглядности в начальной школе является ведущим в восприятии и закреплении знаний. Данная структура урока развивает познавательную активность школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Лосева Галина Михайловна МБОУ СОШ№8 ст.Новорождественской                

Тема: «Состав числа 7. Числа 1-7. Жизнь муравьёв».

Педагогическая
цель

Создать условия для открытия состава числа 7 и закрепления знаний состава изученных чисел; развития навыков счёта.

Тип, вид урока

Урок открытия нового знания с мультимедийным сопровождением.

Планируемые
результаты
(предметные)

Определить состав числа 7, знать состав чисел 2-6,  решение простых  задач.

Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)

Личностные. Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получить возможность для формирования: ценностно-смысловой ориентации  в отношении к школе, учения  и поведения  в процессе учебной деятельности; соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке; действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами.

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные. Уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные. Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; получить возможность научиться: уметь выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям на основе выполнения универсальных логических действий.

Коммуникативные. Научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; строить понятные для партнера высказывания, уметь осуществлять взаимопроверку.

Формы и методы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Межпредметные связи.

Окружающий мир.

Основное содержание
темы, понятия и термины

Знать состав чисел 2-7.

Образовательные (цифровые) ресурсы

Учебник, счетный материал, сюжетные картинки; магнитная доска, геометрические фигуры, цветные карандаши

Сценарий урока.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

1

2

3

4

5

6

1.Мотивация учебной деятельности.

(  2 минуты)

Цели: 

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Слушают и отвечают на вопросы учителя

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок.

Чудесный день!

И настроение чудесное – подстать!

Так разрешите мне урок

с улыбки доброй к вам начать!

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых.

И сегодня первый класс

На урок позвал всех Вас!

Сегодня, ребята,  вы будете муравьями (слайд 2)

Муравьи живут большими и дружными семьями(сдайд 3). В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике царица.

Маленький муравьишка для своей царицы выкладывает узор. Давайте поможем ему.

Личностные УУД

Особое внимание уделяется на оказание помощи во время работы героям учебника или соседу по парте

Коммуникативные УУД

Нам нужно научиться сотрудничать с соседом по парте и уважать его мнение.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

2. Актулизация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

(8 минут + 1минута физ.миннутка)

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организует фиксирование учащимися инд. затруднения.

 - выявляет место (шаг, операция) затруднения;

- анализ  ситауции.

2.1.Повторение.

Анализируют узор, выделяют закономерность в узоре.

Используют наглядный материал для решения учебной задачи.

Переносят узор в тетрадь, соблюдая закономерность. Взаимопроверка.

Контролирует выполнение задания.

На доске узор: (слайд 4)

– Рассмотрите узор.

– Какую закономерность заметили?

– Перенесите узор в свои тетради и продолжите его, соблюдая подмеченную вами закономерность.

– Составьте из данных фигур свой узор
и выполните его в тетради.

Помните, что вы должны соблюдать составленную вами закономерность

Осуществля ют анализ объектов.

Познавательные УУД

Владение общими приёмами выполнения заданий.

Выполнять задание на основе рисунка;

Строить объяснение в устной форме.

Регулятивные УУД

Отличать верно выполненное задание от неверно выполненного.

Объясняют написание цифр и выполняют задание.

Контролируют правильность и аккуратность собственных записей.

Организовывает работу в тетради.

Оценивает правильность выполнения задания.

Муравьи разные по размеру и по окраске, но внешне они очень похожи и у всех по паре антеннок-усиков. Усики помогают муравью различать запахи и по запаху находить свой путь.  У каждого муравья 6 лапок, а всего в муравейнике почти 2 миллиона лапок.

Полина сказала, что у муравья пара усиков, а сколько это?

Итак, вы уже догадались написание каких цифр мы повторим.

2

6

А наш гость Мурик выберет самые красивые цифры (приложение 1).

Графическая запись цифр  2 и 6.

Личностные УУД

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Используют наглядный материал для решения учебной задачи.

Фронтальная работа по рисункам. Самопроверка.

Контролирует действия учащихся.

Муравьи – самые старые насекомые на Земле. Учёные говорят, что сто миллионов лет назад они уже были и выглядели точно так же, как и сейчас. Некоторые виды муравьёв способны передавать информацию. Учёные обнаружили, что муравьи умеют даже считать.

а)Игра «Построй муравьёв по порядку»(слайд 5);

б) Прямой и обратный счёт;

в) Назови число, которое стоит …(перед числом 5, 8, после 4,6, между числами 5 и 7, 3 и 5, назови соседей числа 8.

Прямой и обратный счёт в пределах 10, место нахождение чисел в ряду.

Познавательные УУД

Выполнять задание на основе рисунка.

Проводить классификацию.

Строить объяснение в устной форме.

Формировать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Декламируют стихотворение, выполняя движения.

Проводит физминутку.

(Слайды 6 - 8)

Выполнения задания и показывают получившийся результат.

Контролирует ответы детей.

Муравей  в кубики играл, 1 кубик потерял.

Закружилась голова. Было 3, осталось …(2)

К  двум маленьким муравьишкам прибежали 3 братишки.

Всем пора это знать, что их будет ровно …(5)

На пенёчке муравьишки. Стала мама их считать.

Рыжих - 5 и чёрных – 5. Сколько вместе, не понять?

5 рыжих муравьят на дерево залезть спешат.

2 испугались и внизу остались.

Сколько храбрых муравьят на дереве сидят?

Решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение

суммы, остатка).

Познавательные УУД

Умение анализировать, делать выводы, доказывать.

Регулятивные УУД

Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке.

Формирование умения прогнозировать предстоящую работу.

Формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

2.2.Обобщение.

Слушают задание, обсуждают алгоритм его выполнения, выполняют задание.

У каждого ученика свой листик, дети считают пример и свой листик отправляют на склад (примеры на закрепление состава чисел 2-6) Поясняют ход выполнения задания и показывают получившийся результат.

Организовать фронтальную работу.

Муравьишки - Торопышки.
Не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке.
Тащат зёрнышки и крошки.
Муравью нельзя лениться.
Муравей живёт трудом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!!!

Главные муравьи в семье имеют крылья, у остальных крыльев нет, их называют рабочие муравьи. Муравьи большие труженики. Один тащит веточку больше себя, другой личинку, два муравья волокут больного. Они ухаживают за больными и старыми муравьями, а лентяев – убивают.

Итак, мы рабочие муравьи, собираем листики и раскладываем по складам (приложение 2)

Состав чисел  2-6.

Личностные УУД

Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Познавательные УУД

Владение общими приёмами выполнения заданий.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать речь других.

Умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2.3. Новое задание.

2.4. Пробное действие.

2.5.Определение затруднения.

– Проверка (по слайду читаем хором)

(слайд 10)

– Оцените себя. Поднимите руки, кто не ошибся. Молодцы!

– Мы можем назвать жильцов домика числа 7? (нет)

(слайд 11)

Познавательные УУД

Умение сравнивать собственную запись с предложенным вариантом.

Регулятивные УУД

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

Осуществлять самоконтроль.

3. Выявление причины затруднения.

( 2 минуты)

Цели:

- организует постановку цели следующего этапа урока;

- определяет средства.

- организует  выполнения  учащимися  пробного  учебного  действия

- выявляет место  затруднения

- поиск  выхода  из  затруднения

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Учитель консультирует, советует, помогает, включает учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

– В чем проблема? (Мы не изучали состав числа 7.

– Значит, какую проблему мы должны сегодня решить. (Из каких чисел состоит число 7)

– Мы будем исследовать состав числа 7.

Самостоятельное выделение и формулирование познаватель ной цели.

Познавательные УУД

Учитывать степень сложности задания  и определять для себя возможность/ или невозможность его выполнения.

Формировать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

4. Построения проекта выхода из затруднения.

(2 минуты)

Цели:

- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;

- фиксирует преодоление затруднения.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Работают с информацией, представленной на слайде, с целью  поиска и выделения необходимой информации.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач.

Среди муравьёв есть муравьи-разведчики. Нашёл он добычу и от добычи к дому отмечает свой путь капельками пахучей жидкости. Зовёт рабочих муравьёв, и они отправляются за добычей

(слайд 12).

Мы становимся муравьями разведчиками, идём по тропе знаний, чем сегодня ещё будем.  (В школе мы учимся находить ответы на многие вопросы. Очень интересно узнавать про что-то самое-самое.)

Расскажите, про что вы узнали, какими источниками пользовались.

(Мы много узнали про муравьёв, работали группами. Изучали дополнительную литературу в библиотеке, в интернете, рисовали.)

Что мы получили в результате совместной работы? (Собрали много материала о муравьях для проекта)

На уроках и в жизни все ваши исследования пригодятся.

– Давайте, определим тему урока.(Состав числа 7)

– Определим цели урока. (Изучить состав числа 7, повторить пройденный материал и продолжим исследовать жизнь муравьёв)

Регулятивные УУД

Формирование умения работать по коллективно составленному плану;   оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

5. Реализация построения проекта.

( 6 минут + 1 минута физ. минутка)

Цели:

- реализует   дальнейшие  действия  в  соответствии  с  планом

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану.

 Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка)

Учитель помогает, советует.

Учитель организовывает работу в группах.

Учитель консультирует.

Жизнь муравьёв во многом похожа на жизнь людей? Как и мы, муравьи живут в домах, причем в домах многоэтажных, которые они строят сами. Дом у муравьёв крепкий. Муравьи склеивают с помощью своей слюны веточки, хвоинки, с маленькими кусочками глины и земли, причем склеивают очень аккуратно сверху вниз, чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике всегда было сухо (слайд 13).

На дворе осень, и муравьи утеплили свои дома. Трудились «До седьмого пота» «Пролили  семь потов» – Что означает? (Много и хорошо потрудился).

Наш Мурик любит фрукты, как и все муравьи  и принес вам. Сколько фруктов, посчитаем?

– Муравей  предлагает вам разложить для угощения 7 яблок в две тарелочки разными способами. Результат записывать. (На группы даны по 7 фруктов, 2 тарелочки, листы с домиком числа 7)

– Результат записывайте на листах.

Сравниваем с эталоном, исправляем ошибки. Оцените работу в группах, поставьте +, если правильно выполнили, исправьте ошибки

Покажите 1 группа, 2, 3,…

Всем аплодисменты.

– Покажите, как дружно вы работали? (Руки вверх и в замочек)

Исследовать число 7 и изучить его состав .

Регулятивные УУД

Работать по плану.

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

Коммуникативные УУД

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Личностные УУД:

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Физминутка с муравьём.

6. Первичное закрепление в речи. (3 минуты)

1. Запись выражений на основе состава чисел.

Цели : организовать первичное закрепление полученных знаний

Формулируют    на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Учитывают  степень сложности задания  и определяют  для себя возможность/ невозможность его выполнения.

Организовывать работу в тетрадях.

– Молодцы, ребята, садитесь.

– Запишите свои результаты в домик 7

(слайд 13)

Вывод: Что мы исследовали? (Состав числа 7). 

– Для чего нам нужно знать состав числа 7?

Муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! (слайд 14) Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с туалетом. И самое интересное, что в муравьином домике даже есть помещение, куда выбрасывают мусор. У нас люди в лесу его разбрасывают, а в муравейнике мусора нет.

Какой вывод можно сделать из этого сообщения? (не мусорить)

– Зная состав числа 7, какие числовые выражения можно записать?

– В тетрадях запишем числовые выражения, значение которых 7. (Запись в тетрадях, один ученик у доски.)

Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 7.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других.

Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи.

Познавательные УУД

Формировать умения ориентироваться в своей системе знаний с  помощью учителя.

2. Решение задачи (4 минуты)

Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых суждений

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Я - муравей. Нас называют лесными санитарами

(слайды 15 – 17).

Мы уничтожаем вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Не разоряйте муравейник! Мы друзья людей. Каждый день с весны до осени мы приносим  в свой дом столько насекомых, что они могли бы уместиться в ранце школьника! И это только в один муравейник! Там, где много муравьев, лес здоровый и чистый.

Составление и решение задачи по рисунку и схеме (слайд 18)

Решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение

суммы, остатка).

Познавательные УУД

 осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других.

Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

7. Самостоя  тельная работа.

( 5 минуты)

Цели:

- организует  выполнение  самостоятельной  работы  на  закрепление  знаний, полученных  по различным  образовательным  предметам;

-  организует  самопроверку

Дети самостоятельно

решают  и  записывают  ответы  в  «окошках»

Организовывать сам.работу.

Сегодня на уроке вы  закрепляли состав чисел в пределах 7. А теперь каждый из вас выполнит подобную работу. Муравьи – это опылители какао

(слайд 19).

А из какао делают шоколад. И если бы не муравьи, мы бы  шоколад не ели. Опыляем какао – выполняем самостоятельную работу. (У каждого ученика перфокарта цветок какао – дифференцированное задание).

Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 7.

Познавательные УУД

Находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

8. Включение в систему знаний. (3 минуты)

Цели : организовать повторение полученных знаний

Работают с картой и записывают результаты в «окошках».

Учащиеся дают оценку деятельности своей группы по её результатам.

Учитель организовывает работу в группах.

В нашем крае тоже есть муравейники.

А как называется наш край? (Краснодарский)

А как по-другому называют наш край? (Кубань)

Какой город главный? (Краснодар)

МОЛОДЦЫ!

А теперь задание  для групп

(приложение 3)

У каждой группы на столе карта Краснодарского края. В нашем крае много разных городов, станиц, сёл и деревень, т.е населённых пунктов. Ваша задача за минуту найти населённые пункты, которые начинаются с буквы К. Затем посчитайте, сколько населённых пунктов вы выделили и запишите в пустое окошко и его состав.

Состав чисел 5, 6, 7.

Личностные УУД

Проявлять интерес к своему краю.

Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

9. Рефлексия.

(3 мин)

Цели:

- вспоминает содержание основных этапов урока;

-  рефлексирует и оценивает

собственную учебную деятельность.

Оценивают работу свою и класса в целом.

Показывают карточки настроения.

Объясняют свой выбор.

– Какая была цель урока?

– Удалось вам ее решить? Каким способом?

(Учитель анализирует и оценивает успешность
в достижении цели и определяет перспективу последующей работы).

– Какие открытия сделали?

– Что больше всего понравилось?

Оценим нашу общую работу на уроке.

4

7

3

1

2

5

6

И

О

Л

О

Т

Ч

Н

Посмотрите на таблицу и расположите буквы в порядке увеличения чисел.

1

2

3

4

5

6

7

О

Т

Л

И

Ч

Н

О

А ещё  изобразите пиктограммой своё настроение (улыбка).

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет

– Спасибо всем за работу! Урок окончен.

Царица муравьёв благодарит Вас за работу.

Личностные УУД

Самооценка на основе критерия успешности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 1 класс " Число10. Состав числа 10"

Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон " Число10. Состав числа10"...

Урок математики в 1 классе. "Состав числа 9. Образование столбика таблицы сложения"

Задачи урока: обучить написанию соответствующих равенств, их употребление; повторить знание состава чисел 5, 6, 7, 8; компонентов при сложении и вычитании; развивать логическое мышление, внимание, пам...

Урок математики в 1 классе "Состав числа семь".

Урок математики в 1 классе "Состав числа семь" - обычный, рабочий обучающий урок. С опорой на презентацию и наглядный материал учащиеся самостоятельно добывают знания по теме урока, анализируют состав...

Конспект урока математики во 2 классе "Состав числа 12. План действий"

Конспект урока математики во 2 классе по программе "Гармония". Тема "состав числа 12. План действий" . К конспекту урока также прилагаются интерактивные игры....

Конспект урока математики 1 класс. Тема: "Состав числа 6"

Конспект урока математики 1 класс. Тема: "Состав числа 6". Урок-путешествие. Знакомство с составом числа "6"...

Урок математики в 1 классе "Состав числа 7"

Урок математики по теме "Состав числа 7" разработан для учеников 1 класса. Данный урок разработан , учитывая возрастные особенности первоклассников....