Занятие кружка "Умники и Умницы" 4 класс
олимпиадные задания по математике (4 класс)
Систематические занятия кружка помогут успешно выполнить ВПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kruzhka.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка «Умники и Умницы» 4 класс
Цель: 1. Формирование логического мышления, умения анализировать,
обобщать и выделять главное;
- Расширение представлений о математике, как науке,
способствующей познанию окружающего мира;
- Обучение приёмам оформления и решения задач;
- Формирование умений применять полученные знания в жизни;
- Воспитание самостоятельности, трудолюбия и интереса к математике.
Оборудование: Доска, ватман.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Оргмомент.
- Разминка:
- Назови 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дни недели.
Д: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
- На доске:
((573638 + 937621) • 15 • 21 – 147182) • 0
((743102 – 674456) • 23 + 89) : 0
96 : 3 + 28851 • (192 – 189) • 0
У: Что написано на доске?
Д: Это выражения.
У: Что у них общего?
Д: Все выражения в несколько действий, есть скобки, число 0,
знаки +, -, .
У: Чем отличаются выражения?
Д: Количеством действий. Значением выражений.
У: Какое выражение может быть лишним? Почему?
Д: Первое, потому что нет деления.
Второе, потому что не имеет смысла, так как делить на 0
нельзя.
Третье. Единственное выражение, где есть пятизначное число
и нет двойных скобок.
У: Значение какого выражения, имеющего смысл, найти
быстрее? Почему?
Д: Первого, так как умножается всё выражение на 0, и
получается 0.
У: Каково значение третьего выражения?
Д: 32.
- Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую его сторону увеличить в 2 раза?
Д: У квадрата длины всех сторон равны, поэтому площадь
квадрата можно найти по формуле:
S = а • а
Если же каждая сторона увеличилась в 2 раза, то формула
изменится так:
S = 2 • а • 2 • а , S = 4 • а • а
Значит, площадь квадрата увеличится в 4 раза. Можно
проверить на примере:
а1 = 3см, значит, S1 = 3 3 = 9 (см2)
a2 = 2 3 = 6см, значит, S2 = 6 6 = 36 (см2)
36 : 9 = 4 (раза) Площадь квадрата увеличилась в 4 раза.
- 1. Начерти прямоугольники, периметр которых равен
длине отрезка АВ – 12см. Длины сторон могут быть
только целыми числами в см. Найди площади
прямоугольников.
Д: Если периметр прямоугольников равен длине отрезка АВ,
значит, он равен 12см, так как длина отрезка 12см.
Периметр прямоугольника находят по формуле:
(a + b) • 2 = P□
Разделим периметр пополам ( на 2 ) и получим одну
сумму сторон или решим уравнение.
(a + b) = P : 2
a + b = 12 : 2
a + b = 6
Способом подбора мы можем найти длины сторон
прямоугольников и вычислить их площадь:
а1 = 1см b1 = 5см S1 = 1 • 5 = 6 (см2)
а2 = 2см b2 = 4см S2 = 2 • 4 = 8 (см2)
а3 = 3см b3 = 3см S3 = 3 • 3 = 9 (см2) это квадрат
а4 = 4см b4 = 2см S4 = 4 • 2 = 8 (см2)
а5 = 5см b5 = 1см S5 = 5 • 1 = 6 (см2)
Дети чертят 5 прямоугольников, отмечая сходство и различие первого и
четвёртого, второго и пятого прямоугольников (их как будто повернули).
- Периметр квадрата №1 равен 24 см, периметр квадрата №2 на 8 см короче. Найдите площадь самого №2
маленького квадрата, если известно, №1
что сторона первого квадрата при
пересечении со стороной второго
квадрата делит его сторону пополам.
Оформление краткой записи:
Д: Краткую запись можно оформить:
- схематический рисунком;
- чертёжом;
- словесной записью.
Удобнее объединить схематический рисунок и словесную запись.
№2
P1 - 24 см №3
P2 - ? см , на 8 см м. №1
а3 - ? см, ½ а2
S3 - ? см
Д: Нам надо узнать площадь
маленького квадрата №3 (показать его).
Для этого надо знать длину
стороны квадрата, так как у него все стороны равны.
Длина стороны маленького квадрата №3 – это половина
стороны квадрата №2. Мы её не знаем. Чтобы её узнать,
нам надо знать или P или его S. В задаче сказано, что
периметр квадрата №2 на 8 см короче периметра квадрата
№1, а его мы знаем – 24 см. Значит, можем найти периметр
квадрата №2.
P2 = 24 – 8 = 16 см,
значит, а2 = 16 : 4 = 4 см,
поэтому а3 = 4 : 2 = 2 см,
значит, S3 = 2 2 = 4 см2
Ответ: площадь самого маленького квадрата 4 см2 .
- 1. Расстояние между Атосом и Арамисом, едущими
верхом по дороге в полдень, 20 лье. За 1 час Атос
проезжает 4 лье, а Арамис – 5 лье. Какое расстояние
будет между ними через 1 час?
У: Кто такие Атос и Арамис?
Д: Мушкетёры.
У: Где они жили?
Д: Во Франции.
У: Что такое ЛЬЕ?
Д: Эта мера длины во Франции.
У: Какая мера длины была раньше в России?
Д: Верста.
У: А сейчас?
Д: Километры, метры и т.д.
У: Как удобнее выполнить краткую запись задачи?
Д: Схемой или чертежом.
У: С помощью фломастеров на ватмане начертите
чертёж в масштабе в 10 см 5 лье.
Д:
Атос Арамис
20 лье
В задаче не хватает данных, так как не указано
направление движения. Но есть и лишнее данное –
полдень. Нам это не потребуется.
Так как не указано направление движения, для более
быстрого рассмотрения всех вариантов удобнее краткую
запись выполнить при помощи схем.
4 5
4 + 20 + 5 = 29 (лье) , так как
расстояние за 1 час - это скорость.
20
4 5 20 + 5 – 4 = 21 (лье)
20
20 + 4 – 5 = 19 (лье)
4 5
20
20 – 5 – 4 = 11 (лье)
4 5
20 Ответ записывается к каждому варианту движения.
- Две бригады посадили 220 яблонь. Первая бригада сажала в день 40 саженцев, вторая – 50. Вторая бригада начала работу на 1 день позже, чем первая. Сколько яблонь посадила каждая бригада?
У: Как удобнее выполнить краткую запись задачи?
Д: При помощи таблицы:
За 1 день | Количество дней | За все дни |
40 с. 50 с. | ? дн. ? дн., на 1 д. < | ? с. 220 с. ? с. |
Чтобы ответить на вопрос задачи, мы должны знать,
сколько каждая бригада сажала яблонь за 1 день и
сколько дней работала хотя бы одна бригада.
- 220 – 40 = 180 (с.) – посадили вместе;
- 40 + 50 = 90 (с.) – вместе за 1 день;
- 180 : 90 = 2 (дн.) - работали вместе ИЛИ работала 2
бригада;
- 50 • 2 = 100 (с.) - посадила 2 бригада;
- 220 – 100 = 120 (с.) – посадила 1 бригада.
Ответ: 100 саженцев посадила 2 бригада и 120 –
1 бригада.
Если кто-то узнавал, сколько дней работала 1 бригада, то необходимо
выяснить более рациональный ход решения.
У: Попробуем решить эту задачу при помощи
уравнения. Что возьмём за x?
Д: Пусть 1 бригада работала х дней, тогда вторая – (х-1).
Первая бригада посадила 40 х саженцев, а вторая –
50 • ( х – 1), а вместе посадили 220 деревьев. Получаем
уравнение:
40 • х + 50 (х – 1) = 220
40 • х + 50 х – 50 = 220
90 • х – 50 = 220
90 • х = 220 + 50
90 • х = 270
х = 270 : 90
х = 3 (дня) – работала 1 бригада
40 • 3 = 120 (с.) – посадила 1 бригада
220 – 120 = 100 (с.) – посадила 2 бригада
Ответ: 120 саженцев посадила 1 бригада; 100 саженцев
посадила 2 бригада.
Кто быстрее?
20481 : (141 – 138) + 71421 : 7
7 ч. 3 мин. 2 + 8 ч. 15 мин. 4
- Рефлексия: Сегодня на занятии я узнал …( Научился …Понял …Мне было интересно …)
- Домашнее задание (по желанию):
- Придумай или найди интересное задание на движение.
- Сколько км в 1 версте?
Чему равно 1 лье?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "БУМАЖНАЯ СКАЗКА" мастер-класс по оригами для 1-2 классов
На основе данного авторского конспекта Громовой Н.А. был составлен мастер-класс по оригами для воспитателей ГПД на районный семинар-практикум по декоративно-прикладному творчеству, прошедшему в ГБОУ С...
Внеклассное занятие на тему «Мой класс- мои друзья» (2 класс).
Внеклассное занятие на тему «Мой класс- мои друзья» (2 класс)....
Методическая разработка занятия в ГПД 4 класса Лобачевой Лилианы Михайловны. Тема занятия: Такие разные птицы.
Цель занятия: систематизировать знания учащихся о многообразии птиц, выделить существенные признаки птиц, на основании которых их можно разделит на группы.Задачи:Образовательная: расширить знани...
Методическая разработка. Психологическое занятие во 2-м классе по теме «Активное и пассивное слушание». Из программы занятий по социально-психологической адаптации учащихся 1-4 классов «Солнышко».
Программа «Солнышко» — это 4-летний курс для детей начальной школы. Занятия данного курса помогают адаптироваться первоклассникам, вновь прибывшим ученикам и детям с повышенной трево...
Тематическое занятие (воспитательский час) «Игрушка из лыка. История народного промысла.» Занятие для обучающихся 4 класса.
Цель: познакомить детей с истоками русской культуры, бытом и традициями русского народа, с помощью создания игрушки из мочала воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к предметам народного твор...
Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»
Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...
Занятие для детей 2 класса группы продленного дня Тема занятия: «Изготовление игрушки с подвижными деталями. Фантастические животные»
Конспект занятия в группе продленного дня. Изготовление игрушки. Подвижное крепление деталей....