Конспект урока математики во 2 классе "Конкретный смысл действия умножение"
план-конспект урока по математике (2 класс)
Конспект урока математики с использованием технологии исследовательского обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_romanova_s_i.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный профессиональный конкурс методических разработок
«Современный урок: технология исследовательского обучения»
Номинация
«Методическая разработка урока в начальной школе с применением технологии исследовательского обучения»
«Урок математики во 2 классе по теме
«Конкретный смысл действия умножения»
Автор:
Романова С.И., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с.Кривандино»
Г.о. Шатура
2018
Тема: Конкретный смысл действия умножения.
Цель урока:
Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением . Научиться понимать смысл действия умножения как формы записи сложения одинаковых слагаемых, применять полученные знания на практике. Развивать вычислительные навыки, развивать логическое мышление( операции сравнения, классификации, анализа), коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
Предметные: Создать условия для введения соответствующей математической терминологии и символики, условия для повышения интереса процесса обучения и активного восприятия учебного материала, совершенствования вычислительных навыков; научиться заменять сумму одинаковых слагаемых произведением.
Метапредметные : проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на основе сравнения;
– выделять в явлениях существенные и несущественные признаки;
Личностные:
– создать условия для понимания роли математики в жизни человека;
– интереса к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
Основные понятия: умножение.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы, документ-камера, сигнальные карточки.
Ход урока.
- Оргмомент, чистописание.
-Ребята, какой праздник будет скоро отмечать наша страна? (23 февраля, День защитника Отечества)
- А вы, ученики, как должны защищать свою Родину?
(Хорошо трудиться, а наш труд - учеба.)
- Какой наш девиз? (слайд 2)
Мы подрастем, и Родине будем служить,
Но сначала нужно отличные знания получить.
-Я вижу, что вы все готовы к новым открытиям! Надеюсь, что наш сегодняшний урок будет успешным и интересным. А кто догадался, какую цифру мы сегодня пропишем в тетради?(23)
-Пропишите красиво число 23. ( Дети прописывают целую строку).
-Давайте исследуем это число. Что вы про него можете сказать?
(Это двузначное число; оно нечетное; сумма разрядных слагаемых 20 и 3; в числе 23 2 десятка и 3 единицы; в числе23 десятков на 1 меньше, чем единиц, а единиц на одну больше, чем десятков; «соседи» числа 23 – 22 и 24)
2. Актуализация знаний .
(презентация, слайды 3-5)
Слайд 3: Проверь вычисления:
27+3=40 22+15 =37
61-7=65 60-9=71
34 +13 = 47 70 - 40 = 20
90- 15 = 85 49 + 9 = 57
Ребята проверяют и называют выражения, в которых вычисления выполнены неверно, пересчитывают, называя правильный ответ
Слайд 4:Математический диктант
Запиши только ответы:
- Уменьшаемое 40, вычитаемое 9. Найди разность.
- Запиши число, которое на 3 меньше, чем 82
- Найди разность чисел 43 и 22.
- Первое слагаемое 16. Второе слагаемое 17. Найди сумму чисел.
5. Уменьшаемое 75. Вычитаемое 31.Чему равна разность?
6. Найди разность 26 и 7.
7. Найди сумму чисел 29 и 8.
(Самопроверка, слайд : 31 79 21 33 44 19 37) Правильность выполнения учащиеся оценивают значком в тетради и сигнальной карточкой.
Слайд 5: Реши задачу
Купили 3 ананаса, это на 9 меньше, чем киви.
Сколько купили киви?
Слайд 6: Реши задачу
Цена ананаса 2 доллара. Сколько долларов нужно
заплатить за 7 таких ананасов?
-Как узнали, сколько долларов нужно заплатить за 7 ананасов?
2+2+2+2+2+2+2=14(д.)
3.Самоопределение к учебной деятельности.
- Посмотрите на выражения и определите, что в них общего.
20+20+20+20
5+5+5+5
32+32+32+32
16+16+61+16
(Общее: это суммы; в каждой сумме 4 слагаемых)
-Какое выражение лишнее и почему?
(Второе выражение: слагаемые - однозначные числа, во всех других выражениях - двузначные числа. Четвёртое: не все слагаемые одинаковые, как в остальных)
Постановка проблемы: -Можно ли суммы одинаковых слагаемых записать как-либо иначе?(Не знаем)
Работа в группах. (Все ребята делятся на 3 группы и проводится исследование. Каждая группа получает листы формата А4 разного цвета с нарисованными точками и фломастер)
- Ваша задача – сосчитать количество точек.
- Сколько точек получили? (1 группа -40, 2 – 39, 3 - 41)
- Как вы думаете, как легче сосчитать количество точек? Вспомним русский язык, как мы изучаем слова? (Большими группами - по частям речи.)
- Давайте попробуем посчитать точки группами. Возьмите фломастер и обведите группы линией. Для каждой группы ребят своё число точек в группе: 1 группа – по 5 точек, 2 группа – по 8 точек, 3 группа – по10 точек. Считайте число точек внимательно , прежде чем обвести её линией.
- Молодцы. Составьте выражение к своему рисунку и найдите его значение.
5+5+5+5+5+5+5+5=40
8+8+8+8+8=40
10+10+10+10=40
- Замечательно. Какая группа сосчитала правильно сразу? (Дети называют)
(Работы вывешиваются на магнитную доску). А потом?
Дети делают вывод, что значения получились одинаковые у всех групп, никто не ошибся.
Ребята сели на свои места. Решим задачу.
- В классе трём ученикам в один день День рождения. Каждому ученику подарили ручку по цене 10 рублей. Сколько рублей стоит покупка? (Показать ответ веером)
(Дети показывают 30.)
- Как получили 30 рублей? Какое выражение составили?
(10+10+10=30 (руб)
-Сколько слагаемых записали? (3) Почему? (Потому что 3 ученика).
- Давайте решим ещё задачу. (Текст задачи записан на слайде)
-К 23 февраля волонтеры отправляли посылки 100 военнослужащим – нашим землякам. Масса одной посылки -5 кг. Узнай массу всех посылок.
- Ребята, а кто такие волонтеры? (Добровольные помощники)
Составить выражение к этой задаче.
(Один из учеников пытается записать решение задачи сложением на доске, но у него не получается, очень много слагаемых.).
- Почему неудобно составлять выражение к этой задаче. (Много слагаемых, невозможно записать).
-Как можно короче его записать? Подумайте, пофантазируйте. ( Выслушиваются ответы детей, если найдется ребенок, который знаком уже с умножением, он скажет, если нет, то – учитель)
- Правильно, нам необходимо новое арифметическое действие – умножение.
Давайте вместе запишем решение задачи:
Сколько раз по пять надо взять? (100 раз). Почему ?(100 военнослужащих)
5+5+5+..+5=5·100
100 раз
- Какое слагаемое взяли?(5)Сколько раз? (100 раз)
- Итак, задачу можно решить 5·100=500 (кг)
Умножение таких чисел мы будем изучать позднее..
3.Какая тема урока? (Умножение)
- Так, что же такое умножение? (Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.)
- Какая цель нашего урока? (Научиться записывать суммы одинаковых слагаемых умножением.)
4.Работа по теме
1.Работа с учебником.
-Что нам поможет лучше понять, что такое умножение? (Учебник)
- Самый главный наш помощник – это учебник. Откройте учебники на с.47.
(Самостоятельно прочитайте текст )
- Подготовьте вопросы по тексту учебника. ( Ребята задают вопросы классу.)
Например, что такое умножение? С помощью какого значка записывается действие умножение? И др.
-В математике операция нахождения суммы одинаковых слагаемых называется – умножением.
Это новое арифметическое действие, которое обозначается вот такими знаками:
Х – в печатном тексте, • - на письме. Знак умножения — математический знак действия умножения, его принято обозначать как крестик, точку или звёздочку.
Физкультминутка (игра на внимание «Карлики-великаны»)
2.Вернёмся к нашим работам, которые вы выполняли по группам.
- Замените суммы умножением.
( Один ученик из каждой группы записывает полученное выражение.)
5· 8 =40 8 ·5=40 10·4=40
5.Первичное закрепление
Составьте самостоятельно суммы одинаковых слагаемых , замените их умножением. Несколько составленных ребятами выражений записывается на доске:
13+13+13+13+13=13·5
7+7+7 = 7·3
-Что обозначает первое число в выражении? (Какое слагаемое повторяется)
-Что обозначает второе число? (Сколько раз повторяется это слагаемое)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа на карточках.
Самопроверка на интерактивной доске через документ-камеру. Комментирование ошибок.
Повторение
Работа по учебнику
1. Задача.
-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. №2 на с.48.
-Прочитайте задание. Что прочитали? (условие задачи)
Поставьте такой вопрос к задаче, чтобы она решалась двумя действиями.
(Сколько лип росло на двух аллеях?)
-Запишем её кратко. Что известно в задаче?
-Что нужно узнать?
Какие опорные слова возьмем для краткой записи?
1 аллея - 12л.
2 аллея - ? 4 л. меньше, чем на первой.
( Решите её)
-Проверка: Назовите решение задачи.
2.Решение выражений изученных видов
Учебник, с.48, №4 –решение выполняем столбиком. Самопроверка по эталону на интерактивной доске.
9. Рефлексия, подведение итогов.
- Какое открытие вы сделали сегодня?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
- С какими трудностями вы столкнулись?
-Замените сложение умножением 36+36+36=.
- Какое задание вам показалось самым интересным?
-Как оцените работу всех детей на уроке?
Домашнее задание.
- Придумайте и запишите несколько выражений на сложение одинаковых слагаемых и замените сложение умножением или придумайте и нарисуйте рисунок, чтобы можно было сложение заменить умножением.
Использованные интернет-ресурсы:
- https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/urok-vo-2-klassie
- https://infourok.ru › Начальные классы
- https://kopilkaurokov.ru/.../uroki/urok-vo-2-klassie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками"
Для учителей работающих по УМК "Начальная школа 21 века под редакцией Н. Ф. Виноградовой" конспект урока математики по теме "Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками" с применением...
Конспект урока математики в 3 классе "Табличное умножение и деление" Итоговый урок.
Конспект урока математики в 3 классеТема урока: «Табличные случаи умножения и деления» (Итоговый урок)Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели: повторение и закрепление табличного и внетаблич...
Золотина И. В. Конспект урока математики на тему "Порядок действий в выражениях без скобок".
Конспект урока математики во 2 классе в соответствии требованиям ФГОС....
Конспект урока математики. Тема: Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Закрепление. 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
Конспект урока математики с применением Сингапурской методики обучения. Тема: Порядок выполнения действий со скобками и без скобок. Закрепление. 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока математики 2 класс. Смысл умножения
Конспект составлен по требованиям ФГОС. Используемая образовательная система «Гармония". Используемый учебник Математика Н.Б.Истомина Смоленск, изд. «Ассоциация ХХIвек», 2006....
Конструкт урока по теме «Конкретный смысл действия умножения» с применением лего конструктора. 2 Класс УМК «Школа России»
На данном уроке при изучении темы умножения при актуализации знаний, используются детали лего конструктора для формирования смысла умножения и связи со сложением. При использовании лего конструтора мы...
Урок по математике 2 класс Смысл действия умножения
Конспект урока математики по теме "Раскрытие смысла действия умножения"...