Конспект урока математики 2 класс. Смысл умножения
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Вафина Надежда Геннадьевна

Конспект составлен по требованиям ФГОС. Используемая образовательная система «Гармония". Используемый учебник Математика Н.Б.Истомина Смоленск, изд. «Ассоциация ХХIвек», 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Вафиной Н.Г. НС(к)ОШ№87

Математика 2 класс

Используемая образовательная система «Гармония»

Используемый учебник Математика Н.Б.Истомина Смоленск, изд. «Ассоциация ХХIвек», 2006.

Тема: Смысл умножения

Цели: Ввести новое арифметическое действие умножение, раскрыть его смысл и практическую целесообразность. Познакомить с соответствующей терминологией и символикой.

Задачи:

Развивающая: формирование умения анализировать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия.

Воспитывающая: воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество, аккуратность при выполнении письменных работ.

Коррекционное: способствовать формированию навыков оценивания результата своей деятельности на уроке.

Планируемые достижения учащихся:

  1. Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способности к самооценке
  2. Познавательные УУД: выполнять замену суммы одинаковых слагаемых произведением и наоборот, используя соответствующую терминологию и символику; объяснять, что обозначает каждое число в записи примера на умножение; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, строить речевые высказывания в устной форме, и т.д.
  3. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
  4. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы, принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения:

  1. Проблемные «классические» и «сокращенные»
  2. Репродуктивные (повторение изученного)
  3. Словесные (информационное сообщение учителя. Стихи, беседа)
  4. Наглядные (работа с таблицами и схемами)
  5. Частично-поисковый (исключение лишнего, определение темы, постановка учебных задач)
  6. Исследовательский (выбор рационального способа)

Методы стимулирования и мотивации:

  1. Стимулирование интереса детей через игровой сюжет
  2. Стимулирование долга и ответственности

 Методы контроля и самоконтроля:

  1. Устный контроль
  2. Сверка с образцом
  3. Компьютерный

Средства обучения:

  1. Презентация power point к уроку
  2. Карточки для индивидуальной работы

Учебные пособия:

Математика Н.Б.Истомина Смоленск, изд. «Ассоциация ХХIвек», 2006.

Этапы работы

Содержание этапа

  1. Мотивация к учебной деятельности

Задача учителя: подготовить учащихся к работе на уроке. Создание ситуации успеха, доверия.

Метод: беседа, стимулирование

Задачи учащихся: получить мотивацию к учебной деятельности

-Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас будет необычный урок математики, мы узнаем что-то новое, интересное, что еще не умели делать, а помогать нам будут в этом герои мультфильма «Простоквашино», посмотрите, нас встречают добрые друзья, кто это?

1слайд(кот Матроскин и Шарик) Они желают нам успехов в нашем путешествии.

        2)Актуализация знаний 

Задача учителя: актуализировать те, имеющиеся знания, которые будут необходимы для изучения нового материала

Метод: контроля и самоконтроля, дискуссия, беседа

Задача учащихся: уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку

-но сначала предлагая нам проверить, правильно ли они справились с домашним заданием. Мы им в этом поможем ?(Да)

- Кто нам скажет, в чем заключалось задание? (Надо было выражение каждого столбика разбить на 2 группы).

_ Что для этого надо было сделать? (Найти общее  и различное в выражениях каждого столбика)

- Кто быстро и легко справился с этим задание поднимите желтую сигнальную карточку.

- Молодцы!

- У кого возникли трудности, но они с помощью родителей справились с заданием – зеленую карточку.

- Молодцы!

- Давайте, теперь проверим, как с этим заданием справились наши друзья.

2 слайд

- Как вы думаете, правильно ли распределили выражения I столбика (Да)

- По какому признаку? (Iгр.– однозначные слагаемые,IIгр.- однозначные + двузначные)

-Можно ли было по другомураспределить на 2 группы? (Да) Как?

(Iгр. – количество слагаемых 4,IIгр.- количество слагаемых 5)

3 слайд – 2 столбик

- Вы согласны с тем, как  здесь разделили на 2 группы? (Да)

- По какому признаку они это сделали? (Я думаю, Iгр. – все слагаемые одинаковые,IIгр.- одинаковые)

- Можно использовать другой способ (Да) какой?

(По количеству слагаемых)

-Хорошо, молодцы! И последний 3 столбик (4 слайд)

- По какому признаку разбили выражения на группы? Верно? (Я думаю, неверно, т.к. надо было Iспособ- по количеству слагаемых,II способ – одинаковые или разные слагаемые )

- Кто думает по-другому? (Я думаю верно, т.к. Iгр.- в слагаемых разные цифры,II- одинаковые десятки)

- Как мы можем оценить  выполнения домашнего задания Кота Матроскина и Шарика? (хорошо, они справились)

3)Проблемное объяснение нового знания Постановка учебной задачи

Задача учителя: : создание условия для интеллектуального затруднения, для выявления «чего мы еще не знаем», помочь ученикам понять, что необходимы новые знания, недостаточно, имеющихся проблемное объяснение, разъяснение предметного смысла действия умножения

Методы: проблемный, поисковый, групповой,

Задача учащихся:  осознать проблемы и словесно их оформить, свободно высказывать свое мнение по поводу решения проблемы

- Кот Матроскин приготовил к нашему приезду молочка от своей любимой коровы, разлил его в банки по 2 литра в каждую и просит нас посчитать, сколько молока у него всего?

5 слайд

-Как это можно сделать? (2+2+2+2+2+2= 12 л. ) ПРОВЕРКА С ДОСКОЙ.

_ что интересного вы заметили в этом выражении? (одинаковые слагаемые)

- Где нам встречались такие выражения? (в домашнем задании)

- Как вы думаете, можно ли эти выражения с одинаковыми слагаемыми прочитать гораздо быстрее, чем все время повторять одно  и тоже число? Кто попробует? (число 2 сложить 6 раз, по два сложить 6 раз, по 2 взять 6 раз). Давайте потренируемся читать выражения вернуть слайд 4 (дети читают: по 12 взять 4 раза, по 34 взять 4 раза и т.д.) (Но среди этих примеров появляется пример с разными слагаемыми) Какой пример мы не смогли прочитать таким способом?( 12+12+12+13=49)

- а почему? (есть другое слагаемое)

-Верно, попробуйте сформулировать о каких выражениях мы сегодня будем с вами говорить, т.е.  тему нашего сегодняшнего урока?(Сложение нескольких слагаемых) А поточнее (сумма одинаковых слагаемых)

- Верно, значит сегодня нас будет интересовать сумма одинаковых слагаемых?

- Кот Матроскин запутался и  просит вас помочь ему посчитать сколько будет литров молока у него  через 3 дня , если он так же разливает в 5 банок каждый день, по 2 литра. Сколько банок у него будет за три дня? (15)  А как же найти сколько литров ? (по 2 сложить 15 раз) (Вызываются к доске 2 ученика) Как вы думаете? (сложить по 2 15 раз) Проверяют ребята. Теперь проверьте сами у себя. Быстро ли вы справились с этим заданием ?(нет) А почему? (слишком долго надо писать, можно запутаться)

- Так как вы думаете чему мы с вами, сегодня должны научиться? (коротко записывать сумму одинаковых слагаемых, заменять выражения с одинаковыми слагаемыми на другое, более короткое)

-Верно!

Прочитайте еще раз это выражение:

2+2+2+2+2+2 (по 2 взять шесть раз)

-Раз мы читаем это выражение по 2 взять 6 раз, подумайте и предложите свой способ записи этого выражения (Обсуждение версий)

-Можем ли мы это записать известными математическими символами? (нет, нужен новый) может кто-нибудь уже знает какой именно?

(кто-то из детей может предложить 2*6,

     4)Первичное закрепление во внешней речи

Задача учителя: помочь ученикам усвоить смысл умножения и использовать в речи новые понятия

Метод: дискуссия, беседа 

Задачи учащихся: научиться объяснять, что обозначает каждое число в записи примера на умножение, использовать термины и символы. Учиться сотрудничеству

- Это выражение можно записать так

                  2∙6

Слайд5

- откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Сколько клеток надо отступить от домашней работы (4 клетки)

Запишите равенство

2+2+2+2+2+2= 2∙6

- На столе у вас лежат карточки с выражениями. Поработайте в паре и запишите эти выражения, заменяя новым. Выработайте и составьте алгоритм, как вы это делали.

(8+8+8+8= 8∙4

4+4+4+4+4= 4∙5

9+9+9= 9∙3

3+3+3+3+3+3+3+3=3∙8

- Кот Матроскин и Шарик записали так: слайд 6

- Какой новый знак мы использовали для сокращения записи выражений (Точку), верно, это знак нового действия       ∙

- Кто-нибудь знает как это действие называется? (Умножение , и т.д._

-Это знак нового действия – умножения! И используется этот символ  ∙.

-Напомните мне какова тема сегодняшнего урока, которую мы сегодня определили? (сумма одинаковых слагаемых)

- А теперь уточните как по-новому можно назвать эту же (Умножение)

- Кто может сделать вывод, что же такое умножение (Умножение – это сложение одинаковых слагаемых, учитель помогает строить речевые высказывания в устной форме)

Выражения (показывается запись в рамках слайд 6) называют произведениями, а числа, которые умножают множителями

Слайд 7

Физминутка зарядка для глаз

- Мы устали, и наши друзья предлагают нам отдохнуть

- Откройте учебники на странице 118, прочитайте №363.

- Как можно прочитать выражение (9∙5 или по 9 взять 5 раз и т.д.)

- Какое число повторяем, сколько раз, кто догадался, что обозначает первый множитель? ( первый множитель показывает, какие слагаемые складываю)

(второй множитель – сколько раз складывают) (сколько таких слагаемых)

- Посмотрите кот Матроскин уже посчитал  и записал значение этих выражений

Слайд 8

- А кто догадался, как называют результат действия умножения? (произведение)

- Молодцы!

- Посмотрите на слайд (возвращается слайд 7)повторим хором, результат умножения называют значением произведения, как нам проверить, верно ли кот Матроскин нашел значение произведения? (Сложить одинаковые слагаемые)

- Что такое умножение? (умножение  - это сложение одинаковых слагаемы, заменим сложением)

- Сделаем запись в тетради (по одному ученику у доски)

9∙5= 9+9+9+9+9= 45

-Прочитай (по 9 взяли 5 раз)

7∙4 = 7+7+7+7= 28 (по 7 взяли 4 раза)

8∙5= 8+8+8+8+8 = 40

- Кот Матроскин ошибся, значит произведение равно 40

и.д.

     5)Самостоятельная работа с самопроверкой 

Задачи учителя: учить детей самостоятельной работе, и умения рефлексии

Метод: продуктивный

Форма- фронтальная, индивидуальная

Задачи учащихся: усвоение детьми определения умножения, как сложения одинаковых слагаемых, осознание ими новой математической записи. Использование приемов сравнения, выбора, преобразования.

I задание. Цель: соотнесение математической записи и рисунка № 364

Самостоятельная работа с самопроверкой

II задание. № 365 Выбор записи

а) коллективно. Соответствие данному рисунку

б) самостоятельно работаю  

IIIзадание. Замена суммы произведением и наоборот

Слайды 9, 10,11 (ученик рассуждает и ведет за собой класс)

6)  Включение нового знания в систему знаний и повторение

Задачи учителя: закрепить и включить новое знание в систему знаний учащихся

Метод: репродуктивный

Форма- фронтальная, индивидуальная

Задачи учащихся: самостоятельное закрепление полученных знаний на уроке, осознание своих пробелов

-Что мы изучали сегодня на уроке? (умножение)

- Кто мне повторит, что же такое умножение? (сумма одинаковых слагаемых)

А кто запомнил как называются числа при умножении? (1,2 множитель),

- а как называется само выражение? (произведением)

- а результат умножения? (результатом произведения)

-Молодцы, вы хорошо потрудились, а чтобы запомнилось еще лучше, вам необходимо поработать и дома. Ваше домашнее задание:

  1. Индивидуальное задание 2-3 ученикам: Подготовить сообщение «Кто придумал умножение», найти в интернете стихи про умножение,
  2. Остальным: № 86,87 в тетради на печатной основе

- Оцените свою деятельность на уроке?

(своей работой на уроке зеленая карточка – я доволен, желтая – не совсем, красная – не доволен потому,что и т.д)

- Над чем еще надо поработать?

Учитель выставляет отметки за урок

7) Рефлексия учебной деятельности на уроке

Задачи учителя: учить детей рефлексии, самоконтролю, высказывать свое мнение

Метод: беседа

Задачи учащихся: учиться высказывать свое мнение по поводу своей работы на уроке и работе одноклассников

- А давайте оценим  работу сегодняшних активных учеников, Как работали Ксюша, Толя, Петя, Зина (совместно с учителем)

- Оцените свою деятельность на уроке?

(своей работой на уроке зеленая карточка – я доволен, желтая – не совсем, красная – не доволен потому, что и т.д)

Аргументируйте, почему именно так оценили себя?

- Над чем еще надо поработать?

Оценка  и выставление отметок за урок с учетом всех высказываний

Приложение.

                1 сл. «Простоквашино»                                     2 сл. 7+8+8+6        

                Кот Матроскин и Шарик                                      9+5+1+5+5 и т.д.                                                                                              

      3сл. 9+9+9+9+9                                                          4 сл. 12+12+12+12

              7+7+7+7+7 и т.д.и.т.д.

      5 сл. 2л 2л2л2л2л2л                                           6 сл. 8+8+8+8= 8∙4

       Появляется запись                                                     и т.д.

       2+2+2+2+2+2=12л

       2+2+2+2+2+2= 2∙6

              7 сл

      1множ.    2 множитель                                         8 сл 9∙5 = 45

         2          ∙      6      =     12                                           7∙4 = 28         12∙4 =46

Произвед.         Произвед.                                    8∙5 = 46          28∙3  = 74

      9 сл. Сосчитать сколько

    Рыбок в аквариуме и т.д.

                                                                                            11 сл.  Сколько лапок

                                                                                         У 12 куриц? И т.д.

     10 сл. Сосчитать сколько

      Лапок у утят и т. Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по математике "Конкретный смысл умножения. Закрепление."

Интегрированный урок по математике на тему "Конкретный смысл умножения. Закрепление."...

Разработка урока математики "конкретный смысл умножения" с презентацией.

Разработка урока математики "конкретный смысл умножения" с презентацией. 2 класс. "Школа России"....

Конспект урока математики "Конкретный смысл действия умножения" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)

Конспект урока математики "Конкретный смысл действия умножения" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)...

Урок математики Конкретный смысл умножения 2 класс

Урок по математике "Конкретный смысл умножения" 2 класс "Белоснежка и семь гномов"...

Конспект урока математики: "Конкретный смысл умножения и деления." ( УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: Конкретный смысл умножения и деления.Цели деятельности учителя:   формирование умений заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; совершенствование вычислительных навыков и умений ...

Технологическая карта урока математики "Конкретный смысл умножения"

Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема: "Конкретный смысл действия умножения". Урок построен в форме путешествия....

Урок математики "Конкретный смысл умножения"

Предмет: математикаПрограмма: УМК «Школа России», «Математика», 2 часть, концентр «Сотня»Класс: 2Раздел: Умножение и делениеТема: «Конкретный  смысл умно...