Урок русского языка
план-конспект урока по математике (2 класс)
Тема: От значения слова к правильной букве.
Цель: познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для слов - предметов: от значения слова – к правильной букве
Задачи:
- Создавать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
- Обучать решению орфографических задач в корне названий предметов: учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного.
- Приучать детей задумываться над значением слов.
- Показывать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок.
- Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-Б классе
по УМК « Гармония»
МБОУ СОШ №8
«От значения слова к правильной букве»
Учитель начальных классов: Скидан Т.В.
Тема: От значения слова к правильной букве.
Цель: познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для слов - предметов: от значения слова – к правильной букве
Задачи:
- Создавать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
- Обучать решению орфографических задач в корне названий предметов: учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного.
- Приучать детей задумываться над значением слов.
- Показывать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок.
- Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока – презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Приветствие гостей (слайд 2).
Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием порадуются за наши успехи.
3.Психологический настрой.
-А вы ребята, возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вашими добрыми помощниками.
-Перед вами 3 ладошки: красного, зеленого и синего цвета.
Красная - вы полны энергии, готовы активно работать.
Зеленая – вы спокойны.
Синяя – вы испытываете чувство тревоги, беспокойство.
-Выберите ту, которая соответствует вашему настроению.
-Пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения. Успехов вам и удач. Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
3. Работа в тетрадях.
1) число, классная работа .
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
2) минутка чистописания .
Лл
мир
(учитель на доске показывает с объяснением написание букв и слова)
-Назовите однокоренные слова к слову «мир».
(мирный, мирное, миру, мириться-учитель записывает их на доске)
-Что мы знаем о корнях в однокоренных словах?
(корни в однокоренных словах записываются одинаково)
-Придумайте предложение с любым однокоренным словом..
-Запишите предложение под диктовку.
(лучшее предложение ученик записывает на доске с объяснением орфограмм)
4. Словарная работа (слайд 3).
1)-Прочитайте слова, записанные на слайде
(дети читают хором)
М.роз, сн . жинка, к.пуста, вет.р, сн . говик, сн. жок.
- Что у них общего? (все слова обозначают предметы)
- На какие 2 группы можно их разделить?
(1 группа - словарные слова, 2 группа-не словарные слова, слова с проверяемой безударной гласной)
(к доске идут 2 ученика и делят слова на группы)
-Запишите: в 1 столбик - слова с проверяемыми орфограммами в корне слова, а во 2 столбик – словарные слова, вставляя буквы и выделяя орфограммы.
снежинка мороз
снеговик капуста
снежок ветер
-Как мы можем назвать все слова во 1 столбике? (однокоренные )
- Объясните написание пропущенных орфограмм ( безударные гласные в корне слова)
-Подберите проверочное слова для этих однокоренных слов (снег)
-Запишите его и выделите корень во всех однокоренных словах.
(корень- снеж и снег – произошла замена букв в корне г-ж)
(ученик у доски объясняет написание орфограмм, а дети сигналами проверяют объяснения)
- Где можно проверить правильность написания словарных слов?
(в словарике)
- Назовите проверяемую орфограмму в слове «мороз»
(парный согласный з/с на конце слова, проверочное слово-морозы)
- Как быть с другой орфограммой? (безударная гласная в корне слова - запомнить написание орфограммы)
- Назовите «секрет корней» однокоренных слов (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
-Подберите однокоренные слова к слову – мороз
(учитель записывает на доске, а дети в тетрадях : морозный, заморозить, морозец)
-Выделите корни в этих словах (корень – мороз)
-Назовите синоним к слову: морозный (холодный).
- Назовите антоним к слову: холодный (теплый).
-Молодцы!
2)Вывод (слайд 4)
-Мы знаем, что надо проверять?( безударные гласные и парные согласные)
-Где надо проверять? (в корне слова)
-Как надо проверять? (подбирать родственные слова)
5. Изучение нового материал.
1)Работа над предложением ( слайд 5-7).
-Прочитайте предложение.(В нашем классе Дима настоящий шукутук русского языка)
-Что заметили? (есть непонятное слово)
-Это слово ничего не называет.
-Такого слова нет в русском языке.
-Что мы должны сделать с этим словом? (заменить на подходящее по смыслу)
-Слово должно иметь значение. А если мы не знаем значение слова, мы должны обращаться к толковому словарю.)
-Замените непонятное слово на слово, подходящее по смыслу (знаток)
-Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная)
2) Повторение способов проверки орфограмм в корне слова.
-Какие способы проверки орфограммы в корне вы знаете? (слайд №8)
- Изменить слово по числам.
- Изменить слово по «команде» вопросов.
- Назвать предмет ласково.
- Давайте попробуем проверить безударную гласную в наших словах, подберем проверочное слово для данной группы однокоренных слов, используя изученные способы проверки (слайд 9):
1.Изменим слова по числам (знатоки).
- Есть ли среди этих слов проверочные слова? (нет)
2. Изменим слова по «команде» вопросов.
- Много чего? (знатоков).
- Есть ли среди этих слов проверочные? (нет)
3. Назовём слова ласково (невозможно).
- Смогли ли мы найти проверочное слово?
Вывод: ни одно слово не является проверочным, то есть не подходит для проверки. У нас нет полной уверенности в том, что мы правильно сможем написать орфограмму. Как быть? (слайд 10)
- Так, что нам сегодня предстоит открыть на уроке? ( новый способ подбора проверочного слова) (слайд 11)
- Ваши предложения?
-Кто такой знаток? Мы постараемся найти ответ, не применяя толковый словарь.
-Знаток-это человек, имеющий глубокие знания о чем-нибудь(слайд 12,13)
-Так какое же слово является проверочным? (знания- однокоренное слово с заменой буквой т/н в корне слова)
Учитель и дети записывают : знаток-знания(поставить ударение, выделить орфограмму и корень)
3) физминутка
4)-Какие действия мы должны совершить, чтобы подобрать проверочное слово новым способом?
(последовательность нахождения проверочного слова новым способом
слайд 14).
- Определить значение слова с помощью однокоренного слова.
- Выделить букву гласного звука под ударением в проверочном слове.
- Записать такую же букву в проверяемом слове.
6. Закрепление изученного материала.
Работа в учебнике.
- Стр. 47, упр. 374 (слайд 15,16).
(ученик читает задание вслух, подсказку в учебнике на стр. 47, разбирают значение слов на слайде и одновременно записывают на доске и в тетрадь, выделяя ударение, орфограмму и корень)
грязнуля-грязный краска-красят
чистюля-чистый указка-указывает
силач-сильный конюшня-кони
слабак-слабый кофейник-кофе
2)Вывод (слайд 17).
-От значения слова мы приходим к правильной букве.
3) физминутка для глаз
4) Самостоятельная работа (работа по вариантам (слайд 18,19)
-Запишите слова, исправляя ошибки.
1в. 2в.
салонка хлапушка
ленейк воренье
молыш хробрец
( 2 ученика работают на доске самостоятельно, а затем объясняют свои исправления)
солонка - соль хлопушка-хлопает
линейк-линии варенье-варят
малыш- маленький храбрец-храбрый
7.Итог урока (слайд 20).
-Какой новый способ проверки вы узнали?
(от значения слова к правильной букве)
-Почему его так назвали? ( подбираем проверочное слово, используя значение слова)
8.Самооценка (слайд 21).
-Оцените уровень своих знаний:
1.Понял - красный сигнал.
2. Понял, но нужна помощь – зеленый сигнал.
3. Ничего не понял – синий сигнал.
9.Рефлексия.
Можете ли вы сказать: ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ И УМЕЮ?
10.Выставление отметок за урок.
11.Домашнее задание – упр. 375(слайд 22).
– Спасибо за урок! (слайд 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....