Урок русского языка
план-конспект урока по математике (2 класс)

Скидан Татьяна Владимировна

Тема: От значения слова к правильной букве.
 

Цель: познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для  слов - предметов: от значения слова – к правильной букве

 

Задачи:

  1. Создавать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
  2. Обучать решению орфографических задач в корне названий предметов: учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного.
  3. Приучать детей задумываться над значением слов.
  4. Показывать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок.
  5. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-Б классе 
по УМК « Гармония»

МБОУ СОШ №8
«От значения слова к правильной букве»

Учитель начальных классов: Скидан Т.В.



Тема: От значения слова к правильной букве. 

Цель: познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для  слов - предметов: от значения слова – к правильной букве

Задачи:

  1. Создавать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
  2. Обучать решению орфографических задач в корне названий предметов: учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного.
  3. Приучать детей задумываться над значением слов.
  4. Показывать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок.
  5. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока – презентация.

                                                       Ход урока.

1.Организационный момент. 

2.Приветствие гостей (слайд 2).

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием порадуются за наши успехи.


3.Психологический настрой.

-А вы ребята, возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вашими добрыми помощниками.

-Перед вами 3 ладошки: красного, зеленого и синего цвета.

Красная - вы полны энергии, готовы активно работать.

Зеленая – вы спокойны.

Синяя – вы испытываете чувство тревоги, беспокойство.

-Выберите ту, которая соответствует вашему настроению.

-Пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения. Успехов вам и удач. Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

3. Работа в тетрадях.

1) число, классная работа .

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

2) минутка чистописания .

Лл

мир

(учитель на доске показывает с объяснением написание букв и слова)

-Назовите однокоренные слова к слову «мир».

(мирный, мирное, миру, мириться-учитель записывает их на доске)

-Что мы знаем о корнях в однокоренных словах?

(корни в однокоренных словах записываются одинаково)

-Придумайте предложение с любым однокоренным словом..

-Запишите предложение под  диктовку.

(лучшее предложение ученик записывает на доске с объяснением орфограмм)

4. Словарная работа (слайд 3).

 1)-Прочитайте слова, записанные на слайде

(дети читают хором)

М.роз, сн . жинка, к.пуста, вет.р, сн . говик, сн. жок.

- Что у них общего? (все слова обозначают предметы)
- На какие 2 группы можно их разделить?

 (1 группа - словарные слова, 2 группа-не словарные слова, слова с проверяемой безударной гласной)

(к доске идут 2  ученика и делят слова на группы)

-Запишите: в 1 столбик - слова с проверяемыми орфограммами в корне слова, а во 2 столбик – словарные слова, вставляя буквы и выделяя орфограммы.

   

    снежинка             мороз

    снеговик              капуста

    снежок                  ветер

-Как мы можем назвать все слова во 1 столбике? (однокоренные )

- Объясните написание пропущенных орфограмм ( безударные гласные  в корне слова)

-Подберите проверочное слова для этих однокоренных слов (снег)

-Запишите его и выделите корень во всех однокоренных словах.

(корень- снеж и снег – произошла замена букв в корне г-ж)

 (ученик у доски объясняет написание орфограмм, а дети сигналами проверяют объяснения)

- Где можно проверить правильность написания  словарных слов?

 (в словарике)

- Назовите проверяемую орфограмму в слове «мороз»

  (парный согласный  з/с на конце слова, проверочное слово-морозы)

- Как быть с другой орфограммой? (безударная гласная в корне слова - запомнить написание  орфограммы)

- Назовите «секрет корней» однокоренных слов (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

-Подберите однокоренные слова к слову – мороз

(учитель записывает на доске, а дети в тетрадях : морозный, заморозить, морозец)

-Выделите корни в этих словах (корень – мороз)

-Назовите синоним к слову: морозный (холодный).

- Назовите антоним к слову: холодный (теплый).

-Молодцы!

2)Вывод (слайд 4)

-Мы знаем, что надо проверять?( безударные гласные и парные согласные)

-Где надо проверять? (в корне слова)

-Как надо проверять? (подбирать родственные слова)

5. Изучение нового материал.

 1)Работа над предложением ( слайд 5-7).

-Прочитайте предложение.(В нашем классе Дима настоящий шукутук русского языка)

-Что заметили? (есть непонятное слово)

-Это слово ничего не называет.

-Такого слова нет в русском языке.

-Что мы должны сделать с этим словом? (заменить на подходящее по смыслу)

-Слово должно иметь значение. А если мы не знаем значение слова, мы должны обращаться к толковому словарю.)

-Замените непонятное слово на слово, подходящее по смыслу (знаток)

-Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная)

 2) Повторение способов проверки орфограмм в корне слова.

-Какие способы проверки орфограммы в корне вы знаете? (слайд №8)

  1. Изменить слово по числам.
  2. Изменить слово по «команде» вопросов.
  3. Назвать предмет ласково.

- Давайте попробуем проверить безударную гласную в наших словах, подберем проверочное слово  для данной группы однокоренных слов, используя изученные способы проверки (слайд 9):

      1.Изменим слова по числам (знатоки).

       - Есть ли среди этих слов проверочные слова? (нет)

       2. Изменим слова по «команде» вопросов.

- Много чего? (знатоков).

- Есть ли среди этих слов проверочные? (нет)

        3.  Назовём слова ласково (невозможно).

- Смогли ли мы найти проверочное слово?

Вывод:  ни одно слово не является проверочным, то есть не подходит для проверки. У нас нет полной уверенности в том, что мы правильно сможем написать орфограмму. Как быть? (слайд 10)

- Так, что нам сегодня предстоит открыть на уроке?  ( новый способ подбора проверочного слова) (слайд 11)

- Ваши предложения?

-Кто такой знаток? Мы постараемся найти ответ, не применяя толковый словарь.

-Знаток-это человек, имеющий глубокие знания о чем-нибудь(слайд 12,13)

-Так какое же слово является проверочным? (знания- однокоренное слово с заменой  буквой т/н  в корне слова)

Учитель и дети записывают : знаток-знания(поставить ударение, выделить орфограмму и корень)

3) физминутка

4)-Какие действия мы должны совершить, чтобы подобрать проверочное слово новым способом?

(последовательность нахождения проверочного слова новым способом

слайд 14).

  1. Определить значение слова с помощью однокоренного слова.
  2. Выделить букву гласного звука под ударением в проверочном слове.
  3. Записать такую же букву  в проверяемом слове.

6. Закрепление изученного материала.

Работа в учебнике.

  1. Стр. 47, упр. 374 (слайд 15,16).

(ученик читает задание вслух, подсказку в учебнике на стр. 47, разбирают значение слов на слайде и одновременно записывают на доске и  в тетрадь, выделяя ударение, орфограмму и корень)

грязнуля-грязный              краска-красят

чистюля-чистый                  указка-указывает

силач-сильный                    конюшня-кони

слабак-слабый                     кофейник-кофе

2)Вывод (слайд 17).

-От значения слова мы приходим к правильной букве.

      3) физминутка для глаз

      4) Самостоятельная работа (работа по вариантам (слайд 18,19)

-Запишите слова, исправляя ошибки.

    1в.        2в.

салонка                    хлапушка

ленейк                     воренье

молыш                     хробрец

( 2 ученика работают на доске самостоятельно, а затем объясняют свои исправления)

солонка - соль                    хлопушка-хлопает

линейк-линии                    варенье-варят

малыш- маленький          храбрец-храбрый

7.Итог урока (слайд 20).

-Какой новый способ проверки вы узнали?

(от значения слова к правильной букве)

-Почему его так назвали? ( подбираем проверочное слово, используя значение слова)

8.Самооценка  (слайд 21).

-Оцените уровень своих знаний:

1.Понял - красный сигнал.

2. Понял, но нужна помощь – зеленый сигнал.

3. Ничего не понял – синий сигнал.

9.Рефлексия.

Можете ли вы сказать: ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ И УМЕЮ?

10.Выставление отметок за урок.

11.Домашнее задание – упр. 375(слайд 22).

 – Спасибо за урок! (слайд 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....