Конспект урока по математике «Письменное вычитание с переходом через десяток в случаях вида: 50 – 24»
план-конспект урока по математике (2 класс)
Знакомство с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока «Письменное вычитание с переходом через десяток в случаях вида: 50 – 24» | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Письменное вычитание с переходом через десяток в случаях вида: 50 – 24.
Тип урока: формирования новых знаний и умений.
Цель. Знакомство с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.
Задачи: познакомить с приемом письменного вычитания двузначных чисел в случаях вида: 50 – 24; продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; что такое уравнение; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, в том числе с переходом через разряд, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; записывать задачу кратко; решать уравнения.
Метапредметные
регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции;
познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи; аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Современные образовательные технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые (игра-соревнование).
Ресурсное обеспечение: учебник, презентация, сундучок с сюрпризом.
Ход урока
I. Организационный момент
-Улыбнулись, поприветствовали друг друга кивком головы, сели и начинаем.
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
Складывать и вычитать. Слайд 2
- Ребята, а вы смотрели мультфильм «Вовка в тридевятом царстве»?
- Представьте себе, Вовка снова взялся за старое, не хочет учиться, решать примеры и писать, стал опять лениться. И так как он не хотел ни чего делать, он снова попал в сказку. Он очень растерялся, расстроился и просит вас помочь ему добраться до Тридевятого царства и оттуда попасть домой.
- Ну что, возьмёмся помочь ему?
- И сказка наша называется «Новые приключения Вовки в Тридевятом царстве».
II. Актуализация знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
40 40 40 40 ...
24 24 24 24...
2. Устный счёт. Игра-соревнование «Математический баскетбол».
И вот Вовка очутился в красивом, сказочном городе. Погуляв немного по городу, он встретил царя, царь сидел в своём троне и скучал. Слайд 3
- Озорник Вовка решил немного развеселить царя и поиграть с ним в «Математический баскетбол», а так как Вовка в математике не силён, вы ему должны помочь забросить все мячи точно в кольцо. Но мячи не простые, а волшебные, мяч можно бросить в кольцо, только тогда, когда вы решите пример, который написан на мячике.
И так, начнём! Кто посчитал, поднимет руку и даст ответ, если он правильный, значит, вы кидаете мяч в кольцо. Слайд 4
9+7=16 13-7=6
9+4=13 11+7=18
14-9=5 15-6=9
7+3=10 9+9=18
6+8=14 15-8=7
-Молодцы!
- Как рад Вова, вы и ему помогли и царя потешили. Царь в благодарность показал дорогу на Тридевятое царство. И Вова пошёл дальше.
3. Логическая разминка. Слайд 5
• Когда из аквариума взяли 9 рыбок, то в нём осталось 11 рыбок. Сколько рыбок было в аквариуме? (9+11=20 рыбок)
• У Вовки было 2 яблока и две половинки. Сколько яблок у Вовки? (3)
- Сжалилась рыбка и рассказала, что надо найти полянку, на которой проходит «Слёт юных Василис», вот они ему и укажут, куда идти дальше. слайд 6
III. Самоопределение к деятельности.
1. Создание проблемной ситуации.
- Вова побежал дальше и нашёл полянку, на которую юные Василисы прилетели из разных сказок для обмена премудростями. И Вовка прибежал туда кстати, они решали примеры в столбик. Слайд 7
- Они предлагают и вам решить примеры в столбик.
- Какие правила мы соблюдаем, когда записываем примеры в столбик? (Единицы пишу под единицами, десятки под десятками. Каждая цифра пишется в отдельной клеточке).
(на слайде 8) - примеры записаны в столбик
67-14=
41+24=
70-24=
50-24=
- Решите примеры самостоятельно в тетрадях.
– Какое числовое выражение вызвало у вас затруднение? (50 -24)
И у нашего героя тоже возникли проблемы с этим примером, давайте все вместе разбираться.
- Посмотрим на выражение. Можно ли из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого? (Нет, так как оно меньше).
- Примеры какого вида мы будем сегодня учиться решать? (50-24)
О б ъ я с н е н и е: из числа пятьдесят вычесть число двадцать шесть. Вычитаем единицы. Из нуля единиц нельзя вычесть четыре единицы, поэтому займём один десяток из пяти десятков. (Отметим точкой над цифрой пять, чтобы не забыть, что один десяток заняли.) Один десяток – это десять единиц. Из десяти единиц вычесть четыре единицы, получится шесть единиц. Записываем под единицами шесть. Вычитаем десятки. Было пять десятков, но один десяток заняли, значит, осталось четыре десятка. Из четырех десятков вычесть два десятка получится два десятка. Два десятка и шесть единиц – это двадцать шесть.
Значение разности чисел пятьдесят и двадцать четыре равно двадцати шести.
-Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать?(Ответы одинаковые)
-Какой способ удобнее? (Второй).
О б ъ я с н е н и е: из числа пятьдесят вычесть число двадцать шесть. Вычитаем единицы. Из нуля единиц нельзя вычесть четыре единицы, поэтому займём один десяток из пяти десятков. (Отметим точкой над цифрой пять, чтобы не забыть, что один десяток заняли.) Один десяток – это десять единиц. Из десяти единиц вычесть четыре единицы, получится шесть единиц. Записываем под единицами шесть. Вычитаем десятки. Было пять десятков, но один десяток заняли, значит, осталось четыре десятка. Из четырех десятков вычесть два десятка получится два десятка. Два десятка и шесть единиц – это двадцать шесть.
Значение разности чисел пятьдесят и двадцать четыре равно двадцати шести.
-Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать?(Ответы одинаковые)
-Какой способ удобнее? (Второй).
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с вычислительным приёмом.
- Василисы Премудрые предлагают найдите значение разности чисел 50 и 24 устно.
50 -24=(50 - 20) – 4=30 – 4=26
Рассмотрите внимательно запись:
50
24
26
– Объясните, как выполнили вычитание.
О б ъ я с н е н и е: из числа пятьдесят вычесть число двадцать шесть. Вычитаем единицы. Из нуля единиц нельзя вычесть четыре единицы, поэтому займём один десяток из пяти десятков. (Отметим точкой над цифрой пять, чтобы не забыть, что один десяток заняли.) Один десяток – это десять единиц. Из десяти единиц вычесть четыре единицы, получится шесть единиц. Записываем под единицами шесть. Вычитаем десятки. Было пять десятков, но один десяток заняли, значит, осталось четыре десятка. Из четырех десятков вычесть два десятка получится два десятка. Два десятка и шесть единиц – это двадцать шесть.
Значение разности чисел пятьдесят и двадцать четыре равно двадцати шести.
-Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать?(Ответы одинаковые)
-Какой способ удобнее? (Второй).
О б ъ я с н е н и е: из числа пятьдесят вычесть число двадцать шесть. Вычитаем единицы. Из нуля единиц нельзя вычесть четыре единицы, поэтому займём один десяток из пяти десятков. (Отметим точкой над цифрой пять, чтобы не забыть, что один десяток заняли.) Один десяток – это десять единиц. Из десяти единиц вычесть четыре единицы, получится шесть единиц. Записываем под единицами шесть. Вычитаем десятки. Было пять десятков, но один десяток заняли, значит, осталось четыре десятка. Из четырех десятков вычесть два десятка получится два десятка. Два десятка и шесть единиц – это двадцать шесть.
Значение разности чисел пятьдесят и двадцать четыре равно двадцати шести.
-Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать?(Ответы одинаковые)
-Какой способ удобнее? (Второй).
О б ъ я с н е н и е: из числа пятьдесят вычесть число двадцать шесть. Вычитаем единицы. Из нуля единиц нельзя вычесть четыре единицы, поэтому займём один десяток из пяти десятков. (Отметим точкой над цифрой пять, чтобы не забыть, что один десяток заняли.) Один десяток – это десять единиц. Из десяти единиц вычесть четыре единицы, получится шесть единиц. Записываем под единицами шесть. Вычитаем десятки. Было пять десятков, но один десяток заняли, значит, осталось четыре десятка. Из четырех десятков вычесть два десятка получится два десятка. Два десятка и шесть единиц – это двадцать шесть.
Значение разности чисел пятьдесят и двадцать четыре равно двадцати шести.
- Какой способ вычисления удобнее: в строчку или в столбик?
- Вова очень удивлён, что он смог разобраться с примером и ему даже понравилось. Вот это мы потрудились!
Тут Василисы попрощались с мальчиком и показали ему дорожку, идя по которой он придёт в Тридевятое царство.
V. Фикультминутка. Слайд 9
- А по пути в царство Вовка увидел «Двух из ларца одинаковых с лица», и вот тут решил наш герой отдохнуть и сделать зарядку.
А теперь все по прядку
Дружно делаем зарядку.
Стойка смирно, руки вниз,
Гнись пониже, не ленись!
Кто с зарядкой дружит смело,
Тот с утра прогонит лень,
Будет сильным и умелым
И веселым целый день. (Ходьба на месте)
(Ноги вместе, руки вдоль туловища)
(Наклоны вперед, приседания)
(Прыжки на месте, хлопки в ладоши)
(Ходьба на месте).
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа над задачами.
- Устал наш Вовка, еле идёт, есть захотелось и видит, перед ним Печка. А Печка ему и говорит, чтобы съесть её пирожки надо решить задачи.
Слайд 10
Задача №2 (стр. 19)
-Прочитайте задачу.
(Учащиеся выделяют условие, вопрос, данные и искомое числа, а затем под руководством учителя составляют краткую запись)
-Прочитайте условие.
-Что шили в ателье? (Платья, костюмы, брюки)
-Знаем, сколько сшили платье? (26)
-Знаем, сколько сшили костюмов? (Неизвестно. Ставим вопрос, на 4 больше, чем платьев)
-Знаем, сколько сшили брюк? (Неизвестно. Ставим вопрос, на 10 меньше, чем костюмов)
-Прочитайте вопрос. Как отметим главный вопрос задачи? (Обведем в кружок)
Под руководством учителя составляют краткую запись.
-Как узнать, сколько костюмов сшили? (26+4=30 (к.)-костюмов)
-Запишите самостоятельно 1 действие.
-Теперь, заем, сколько сшили костюмов. сможем узнать, сколько сшили брюк?
(30-10=20 (б.))
-Запишите самостоятельно 2 действие.
-Прочитайте еще раз вопрос задачи. Запишите самостоятельно ответ. (В ателье сшили 20 брюк.)
Взаимопроверка.
Самостоятельное решение задачи, данной в задании «Проверь себя». (стр. 19)
Двое обучающихся выполняют работу на закрытой доске. Фронтальная проверка.
2. Самостоятельная работа. Слайд 11
- Ура, закричал Вовка, Печка накормила Вовку. Поблагодарил он Печку и пошёл дальше.
И вот вдалеке показался красивый замок, это был замок Тридевятого царства. Подбежал он к воротам, а его не пускают стражники, чтобы попасть в царство надо решить
задание № 3 стр.19 (Проверяют правильность решения данных уравнений)
задание № 4 стр.19 (Находят значение данных выражений)
Самопроверка.
- Очень рад Вова, что вы ему помогли добраться до Тридевятого царства, просил передать вам спасибо. Открылись ворота и впустили Вовку в царство. А оттуда сказочные жители отправили его домой.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Нарисуйте на полях смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Всё ли было вам понятно?
- Какое задание вам показалось особенно трудным?
- Добрался Вова домой и с большим интересом начал заниматься математикой. А ещё Вовка в знак благодарности передал вам сундучок.
Слайд 12
- Откроем его?
- Спасибо, за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту урока по математике «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток».
Презентация для интерактивной доски....
Разработка урока по математике "Письменный прием вычитания вида 52–24"
Разработка урока по математике "Письменный прием вычитания вида 52–24" Класс: 2 класс.Цель: Знакомство с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Образовательная: Отработать...
Конспект урока по математике " Письменные приёмы сложения вида 50-24"
Данный конспект урока составлен для 2 класса по программе "Школа России" по теме "Письменные приёмы сложения вида 50-24"...
Конспект урока по математике "Письменные приёмы сложения и вычитания"
Конспект урока по математике во 2 классе "Письменные приёмы сложения и вычитания"...
Конспект урока по математике: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.
Тема: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель: организовать деятельность обучающихся по осмыслению новых предметных ЗУНов по изучени...
Конспект урока по математике "Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24"
В данном материале представлен конспект урока по математике во 2 классе по программе "Школа России" на тему "Письменный приём вычитания в случаях вида 50-24. Данный урок ориентирован на...
Конспект урока по математике «Письменный приём вычислений с переходом через разряд», УМК «Перспектива» 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Письменный приём вычислений с переходом через разряд»Цель деятельности учителя: формирование способности к сложению и вычитанию двузначных чисел с ...