Прямоугольник. Квадрат. Урок открытия нового материала.
учебно-методический материал по математике (2 класс)

Васильева Виктория Игоревна

Цели:

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о прямоугольнике и квадрате, уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат», выявить основные свойства прямоугольника, учить распознавать их на основе существенных свойств,

продолжить работу по формированию навыков изображения прямоугольников  и вычисления периметра этих фигур.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Виктория Игоревна

МАОУ «Лицей №36»г. Саратов

Математика

2 класс

Прямоугольник. Квадрат.

Урок открытия нового материала.

Тема: Прямоугольник. Квадрат.

Цели:

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о прямоугольнике и квадрате, уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат», выявить основные свойства прямоугольника, учить распознавать их на основе существенных свойств,

продолжить работу по формированию навыков изображения прямоугольников  и вычисления периметра этих фигур.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к математике.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, проектор,

авторская презентация,

учебник «Математика» 2 класс Л.Г.Петерсон,

карточки для устного счёта (геометрические фигуры), на которых записано математическое выражение,

набор разрезных геометрических фигур,

альтернативный тест- таблица для приёма «Верные и неверные утверждения»

сигнальные карточки «настроение» в виде личика - смайлика

1. Орг. момент.

Учитель:

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте»  мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку  - «настроение» в виде личика).

2. Фаза вызова.  Актуализация знаний.

Учитель:

- Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по увлекательной стране «Геометрии». А поможет нам наша знакомая. А кто,  вы  узнаете,  выполнив задание.  ( слайд1)

а) Появляется задание ( числа записаны внутри геометрических фигур)

10      ….       20       25     ….        ….       40      ….          50      ….       60

- Предложите задание, что здесь можно сделать?

( Дети предлагают определить закономерность и вставить пропущенные числа)

- Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел? (счёт через 5)

Восстановите ряд.

Ученики называют пропущенные числа.

На доске появляется запись, числа внутри геометрических фигур) ( сл 2)

10        15        20         25      30         35         40        45       50       55       60

Если ответ правильный под  числами появляются буквы (сл.3)

15           30             35          45          55

т               о              ч            к            а

- В какой стране живёт точка?

Дети:

-Это математика (геометрия)

Учитель

-Как вы думаете, какую тему урока предлагает нам точка?

Дети

 - Я думаю, что мы будем говорить о геометрических фигурах. ( т.к. все числа записаны в геометрических фигурах)

б) Работа в паре.  Игра «Собери картинку» (по рядам)

(На каждой парте лежит геометрическая фигура, на  которой записано математическое  предложение.  Одно задание на двоих)

-Что будем делать? Кто догадался?

Дети:

- Составлять выражение, записывать его и вычислять значение.

1 ряд                                   2 ряд                                 3 ряд

50-7+22=                            54+13-9=                           60-6+13=

70-8+36=                            80-24+6=                           38+12-9=

76-23+42=                          17+33-25=                         84-34-18=

95-32-5=                             98-18-15=                         6+64-8=

53+7-28=                            13+6+31=                         33-23+78=

Ответы:

65, 98, 95,58,32                  58, 62, 25, 65, 50               67, 41, 32, 62, 88

На доске изображены 3 квадрата, разделённых на фигуру, внутри которых написаны числа - ответы, которые получились у детей)

Учитель

Соберите картинку.

Дети выходят к доске и прикрепляют  фигуру с ответом на своё место.

- Назовите фигуры, с помощью которых получилась картинка.

Дети.(называют все фигуры)

- Это треугольники и четырёхугольники.

Учитель.

- Молодцы.

На партах лежит  набор фигур. Он соответствует тому набору, что выделен детьми на доске.

Предложите своё задание.

Дети.

- Разделить на треугольники и четырёхугольники. (выполняют на партах в парах)

Учитель.

- Предложите задание для четырёхугольников.

Дети.

-  Я думаю, что их можно разделить на группы.

- Я предлагаю разделить на прямоугольники и непрямоугольники.

(2 ребёнка работают у доски)

                                                     

Самопроверка.

Учитель.

 - Проверьте себя.

- Что заметили?

Дети.

- Я заметила, что в одной группе оказались прямоугольники и квадраты.

Учитель.

- Почему?

Дети.

- Потому что у всех фигур прямые углы.

Учитель.

- Сформулируйте тему урока.

Дети.

- Мы будем говорить о прямоугольниках и квадратах.

3. Стадия осмысления. Открытие новых знаний.

а) Приём  «Верные  и  неверные высказывания»

Учитель.

- У вас на партах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске.

1

2

3

4

5

6

Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что…»

Вы обсуждаете в паре. Если верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1. Верите ли вы,  что в прямоугольнике все углы прямые.

2.  Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом.

3. Верите ли вы,  что в прямоугольнике противоположные стороны равны.

4. Верите ли вы,  что квадрат является прямоугольником.

5. Верите ли вы,  что в квадрате все углы прямые.

6. Верите ли вы,  что у квадрата все стороны равны.

Дети заполняют таблицу.

Учитель.

- На все ли вопросы мы ответили верно, мы узнаем после того, как внимательно изучим новую тему урока.

б) Офтальмологическая  физминутка  для глаз.

в) Выведение определений прямоугольника и квадрата.

Учитель.

- Дайте общее название этим фигурам. (фигуры на доске)

Д ети.

- Я думаю, что это прямоугольники, т.к. у них все углы прямые.

Учитель.

- Что такое прямоугольник?

Дети.

- Прямоугольник - это фигура, у которой все углы прямые.

Учитель.

- Откройте учебник стр.50 и убедитесь, в точности ваших суждений.

Дети (читают)

- Четырёхугольник, у которого все углы прямые называется прямоугольником.

Учитель.

-Наша гостья - точка решила проверить вашу наблюдательность.

Проанализируйте вновь прямоугольники.

Какую особенность вы заметили?

Дети.

- У некоторых прямоугольников все стороны равны.(можно измерить с помощью линейки)

Учитель.

- Кто знает,  как называются такие фигуры?

Дети.

-Квадрат.

Учитель.

- Что такое квадрат, вы узнаете самостоятельно, если прочтёте учебник стр.50.

Учитель.

- Что нового вы узнали о квадрате?

Дети.

- Я узнал, что квадрат - это особенный прямоугольник.

- А я, что у квадрата все стороны равны.

Во время вывода детьми правила, на доске появляются постепенно понятия (сл  4 )- выстраивается схема                                  

                                        четырёхугольник

г) Выведение существенных признаков прямоугольника и квадрата.

Учитель.

- Что общего у этих фигур?

Дети.

- Это прямоугольники. (появляется сл.5)      

                                         четырёхугольник

                                       прямоугольник

Учитель.

- В чём различие у этих фигур?

Дети.

- Я думаю, что у квадрата все стороны равны.

- А у прямоугольника разные.

Учитель.

- Нам поможет разобраться учебник стр.№50 (читают)

- Что нового вы узнали?

Дети.

- Я узнал, что у прямоугольника противоположные стороны равны. Большую сторону называют длиной прямоугольника.

- А я узнала, что  меньшую сторону называют  - шириной.

На доске выстраивается схема ( сл 6)        

                                         четырёхугольник

                                         прямоугольники

                                                                                       квадрат

                длина

               ширина                                                            стороны равны

 

д) Самостоятельна я работа  с самопроверкой.

Учитель.

- Предлагаю выполнить задание №5 и проверить свои знания.

Задание №5(а)

Начертите прямоугольник, длина которого 6 см, а ширина на 2 см. меньше.

Найдите его периметр.

Выполняют самостоятельно, один ученик на доске.

Проверка.

Решение.

1). 6-2=4(см)-ширина прямоугольника

2). 6+6+4+4=20(см)- периметр.

Учитель.

- Попробуйте начертить прямоугольник, изменив длину и ширину, с тем же периметром.

(варианты решений 7см и 3см, 8см и 2см, 9см и 1см, квадрат 5см)

Взаимопроверка.

 (дети называют свои варианты)

Учитель.

- Какими знаниями вы пользовались?

Дети.

- Я вспомнила, как найти периметр.

- А я вспомнил, что у квадрата все стороны равны.

е)  Физ. минутка.

ж) Повторение изученного.  Возврат к вопросам.

Учитель.

- А теперь давайте вернёмся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях.

- Я снова  читаю вопросы. В 3-й строке вы ставите нужный знак.

 ( выполняют)

1. Верите ли вы,  что в прямоугольнике все углы прямые.

2.  Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом.

3. Верите ли вы,  что в прямоугольнике противоположные стороны равны.

4. Верите ли вы,  что квадрат является прямоугольником.

5. Верите ли вы,  что в квадрате все углы прямые.

6. Верите ли вы,  что у квадрата все стороны равны.

Учитель.

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните почему?

- По каким вопросам изменилось?

- Почему?

4. Рефлексия.

- Какая тема была сегодняшнего урока?

-Что нового вы узнали?  (дети называют то, что новым явилось для них)

- Что вам понравилось?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- А как вы думаете, мы уже всё узнали про прямоугольники?

- Конечно же,  нет. В дальнейшем на уроках математики и геометрии мы узнаем много нового об этих интересных фигурах. Но это будет позже.

- А пока наш урок заканчивается, нашей гостье - точке и мне  очень понравилось, как  вы сегодня работали на уроке.

Выставление оценок.

Учитель.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте»  мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку  - «настроение» в виде личика).

- Огромное спасибо вам за сотрудничество.

5. Домашнее задание (инвариант)

 №5(б) стр.51

№3 стр.51

правила стр.50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Тема: «Площадь прямоугольника» Тип: Урок «открытия» нового знания.Технологическая карта урока математики в 3 классе

Обеспечить усвоение детьми способа нахождения  площади прямоугольника.Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей....

Технологическая карта урока открытия новых знаний. Математика - 3 класс.Тема :"Площадь прямоугольника".УМК "Школа России".

Дана разработка технологической карты урока математики в 3 классе. Тема: "Площадь прямоугольника". Тип урока: "Открытие новых знаний". УМК "Школа России"....

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...