Прямоугольник. Квадрат. Урок открытия нового материала.
учебно-методический материал по математике (2 класс)
Цели:
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о прямоугольнике и квадрате, уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат», выявить основные свойства прямоугольника, учить распознавать их на основе существенных свойств,
продолжить работу по формированию навыков изображения прямоугольников и вычисления периметра этих фигур.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Виктория Игоревна
МАОУ «Лицей №36»г. Саратов
Математика
2 класс
Прямоугольник. Квадрат.
Урок открытия нового материала.
Тема: Прямоугольник. Квадрат.
Цели:
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о прямоугольнике и квадрате, уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат», выявить основные свойства прямоугольника, учить распознавать их на основе существенных свойств,
продолжить работу по формированию навыков изображения прямоугольников и вычисления периметра этих фигур.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к математике.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, проектор,
авторская презентация,
учебник «Математика» 2 класс Л.Г.Петерсон,
карточки для устного счёта (геометрические фигуры), на которых записано математическое выражение,
набор разрезных геометрических фигур,
альтернативный тест- таблица для приёма «Верные и неверные утверждения»
сигнальные карточки «настроение» в виде личика - смайлика
1. Орг. момент.
Учитель:
- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - «настроение» в виде личика).
2. Фаза вызова. Актуализация знаний.
Учитель:
- Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по увлекательной стране «Геометрии». А поможет нам наша знакомая. А кто, вы узнаете, выполнив задание. ( слайд1)
а) Появляется задание ( числа записаны внутри геометрических фигур)
10 …. 20 25 …. …. 40 …. 50 …. 60
- Предложите задание, что здесь можно сделать?
( Дети предлагают определить закономерность и вставить пропущенные числа)
- Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел? (счёт через 5)
Восстановите ряд.
Ученики называют пропущенные числа.
На доске появляется запись, числа внутри геометрических фигур) ( сл 2)
10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60
Если ответ правильный под числами появляются буквы (сл.3)
15 30 35 45 55
т о ч к а
- В какой стране живёт точка?
Дети:
-Это математика (геометрия)
Учитель
-Как вы думаете, какую тему урока предлагает нам точка?
Дети
- Я думаю, что мы будем говорить о геометрических фигурах. ( т.к. все числа записаны в геометрических фигурах)
б) Работа в паре. Игра «Собери картинку» (по рядам)
(На каждой парте лежит геометрическая фигура, на которой записано математическое предложение. Одно задание на двоих)
-Что будем делать? Кто догадался?
Дети:
- Составлять выражение, записывать его и вычислять значение.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
50-7+22= 54+13-9= 60-6+13=
70-8+36= 80-24+6= 38+12-9=
76-23+42= 17+33-25= 84-34-18=
95-32-5= 98-18-15= 6+64-8=
53+7-28= 13+6+31= 33-23+78=
Ответы:
65, 98, 95,58,32 58, 62, 25, 65, 50 67, 41, 32, 62, 88
На доске изображены 3 квадрата, разделённых на фигуру, внутри которых написаны числа - ответы, которые получились у детей)
Учитель
Соберите картинку.
Дети выходят к доске и прикрепляют фигуру с ответом на своё место.
- Назовите фигуры, с помощью которых получилась картинка.
Дети.(называют все фигуры)
- Это треугольники и четырёхугольники.
Учитель.
- Молодцы.
На партах лежит набор фигур. Он соответствует тому набору, что выделен детьми на доске.
Предложите своё задание.
Дети.
- Разделить на треугольники и четырёхугольники. (выполняют на партах в парах)
Учитель.
- Предложите задание для четырёхугольников.
Дети.
- Я думаю, что их можно разделить на группы.
- Я предлагаю разделить на прямоугольники и непрямоугольники.
(2 ребёнка работают у доски)
Самопроверка.
Учитель.
- Проверьте себя.
- Что заметили?
Дети.
- Я заметила, что в одной группе оказались прямоугольники и квадраты.
Учитель.
- Почему?
Дети.
- Потому что у всех фигур прямые углы.
Учитель.
- Сформулируйте тему урока.
Дети.
- Мы будем говорить о прямоугольниках и квадратах.
3. Стадия осмысления. Открытие новых знаний.
а) Приём «Верные и неверные высказывания»
Учитель.
- У вас на партах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что…»
Вы обсуждаете в паре. Если верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1. Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые.
2. Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом.
3. Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны.
4. Верите ли вы, что квадрат является прямоугольником.
5. Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые.
6. Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны.
Дети заполняют таблицу.
Учитель.
- На все ли вопросы мы ответили верно, мы узнаем после того, как внимательно изучим новую тему урока.
б) Офтальмологическая физминутка для глаз.
в) Выведение определений прямоугольника и квадрата.
Учитель.
- Дайте общее название этим фигурам. (фигуры на доске)
Д ети.
- Я думаю, что это прямоугольники, т.к. у них все углы прямые.
Учитель.
- Что такое прямоугольник?
Дети.
- Прямоугольник - это фигура, у которой все углы прямые.
Учитель.
- Откройте учебник стр.50 и убедитесь, в точности ваших суждений.
Дети (читают)
- Четырёхугольник, у которого все углы прямые называется прямоугольником.
Учитель.
-Наша гостья - точка решила проверить вашу наблюдательность.
Проанализируйте вновь прямоугольники.
Какую особенность вы заметили?
Дети.
- У некоторых прямоугольников все стороны равны.(можно измерить с помощью линейки)
Учитель.
- Кто знает, как называются такие фигуры?
Дети.
-Квадрат.
Учитель.
- Что такое квадрат, вы узнаете самостоятельно, если прочтёте учебник стр.50.
Учитель.
- Что нового вы узнали о квадрате?
Дети.
- Я узнал, что квадрат - это особенный прямоугольник.
- А я, что у квадрата все стороны равны.
Во время вывода детьми правила, на доске появляются постепенно понятия (сл 4 )- выстраивается схема
четырёхугольник
г) Выведение существенных признаков прямоугольника и квадрата.
Учитель.
- Что общего у этих фигур?
Дети.
- Это прямоугольники. (появляется сл.5)
четырёхугольник
прямоугольник
Учитель.
- В чём различие у этих фигур?
Дети.
- Я думаю, что у квадрата все стороны равны.
- А у прямоугольника разные.
Учитель.
- Нам поможет разобраться учебник стр.№50 (читают)
- Что нового вы узнали?
Дети.
- Я узнал, что у прямоугольника противоположные стороны равны. Большую сторону называют длиной прямоугольника.
- А я узнала, что меньшую сторону называют - шириной.
На доске выстраивается схема ( сл 6)
четырёхугольник
прямоугольники
квадрат
длина
ширина стороны равны
д) Самостоятельна я работа с самопроверкой.
Учитель.
- Предлагаю выполнить задание №5 и проверить свои знания.
Задание №5(а)
Начертите прямоугольник, длина которого 6 см, а ширина на 2 см. меньше.
Найдите его периметр.
Выполняют самостоятельно, один ученик на доске.
Проверка.
Решение.
1). 6-2=4(см)-ширина прямоугольника
2). 6+6+4+4=20(см)- периметр.
Учитель.
- Попробуйте начертить прямоугольник, изменив длину и ширину, с тем же периметром.
(варианты решений 7см и 3см, 8см и 2см, 9см и 1см, квадрат 5см)
Взаимопроверка.
(дети называют свои варианты)
Учитель.
- Какими знаниями вы пользовались?
Дети.
- Я вспомнила, как найти периметр.
- А я вспомнил, что у квадрата все стороны равны.
е) Физ. минутка.
ж) Повторение изученного. Возврат к вопросам.
Учитель.
- А теперь давайте вернёмся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. В 3-й строке вы ставите нужный знак.
( выполняют)
1. Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые.
2. Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом.
3. Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны.
4. Верите ли вы, что квадрат является прямоугольником.
5. Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые.
6. Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны.
Учитель.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните почему?
- По каким вопросам изменилось?
- Почему?
4. Рефлексия.
- Какая тема была сегодняшнего урока?
-Что нового вы узнали? (дети называют то, что новым явилось для них)
- Что вам понравилось?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- А как вы думаете, мы уже всё узнали про прямоугольники?
- Конечно же, нет. В дальнейшем на уроках математики и геометрии мы узнаем много нового об этих интересных фигурах. Но это будет позже.
- А пока наш урок заканчивается, нашей гостье - точке и мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке.
Выставление оценок.
Учитель.
- С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - «настроение» в виде личика).
- Огромное спасибо вам за сотрудничество.
5. Домашнее задание (инвариант)
№5(б) стр.51
№3 стр.51
правила стр.50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Тема: «Площадь прямоугольника» Тип: Урок «открытия» нового знания.Технологическая карта урока математики в 3 классе
Обеспечить усвоение детьми способа нахождения площади прямоугольника.Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей....
4 класс Урок «Окружающий мир» УМК – «Школа России» Тема урока: Пётр Великий Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения Тип урока: изучение нового материала и первич
4 классУрок «Окружающий мир»УМК – «Школа России»Тема урока: Пётр ВеликийДидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебно...
Технологическая карта урока открытия новых знаний. Математика - 3 класс.Тема :"Площадь прямоугольника".УМК "Школа России".
Дана разработка технологической карты урока математики в 3 классе. Тема: "Площадь прямоугольника". Тип урока: "Открытие новых знаний". УМК "Школа России"....
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...
Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс
Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...