Обобщение опыта педагогической деятельности по теме "Развитие аналитической деятельности учащихся в работе над задачами"
презентация к уроку (2 класс)
Исходя из общих положений концепции математического образования, одна и основных задач начального курса математики - обеспечить интеллектуальное развитие и сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в общества. Одним из основных показателей уровня математического развития ребенка, глубины освоения им учебного материала является умение решать задачи. Текстовые задачи занимают значительное место в начальном курсе математики. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе – умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для повышении эффективности решения текстовых задач на основе выбора оптимальных методов, форм, приемов развития аналитической деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyta.ppt | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия возникновения опыта Работая над формированием у младших школьников навыков решать задачи на протяжении многих лет, я обнаружила, что одни – быстро и легко усваивают последовательность, приемы работы над задачами, для других учащихся решение задач превращается в определенную степень трудностей, разочарований. Начало этой проблемы исходит из того, что у пришедших первоклассников преобладает в большей мере наглядно-образное мышление. Дети ещё не умеют оперировать такими мыслительными операциями, как синтез, сравнение, обобщение, классификация, свойственные аналитическому мышлению. Не умеют осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.
Противоречие Аналитическая деятельность учащихся Трудность задачи
Диагностика исходного уровня сформированности умений решать задачи Уровень сформированности умения решать задачи Результативность Чел. % Высокий 12 42,8 Средний 11 39,2 Низкий 5 17,8 Результаты диагностики показали, что в классе из 28 обучающихся присутствуют три категории учащихся: с высоким, средним, низким уровнем сформированности умений решать текстовые задачи. Группа с низким уровнем самая малочисленная, однако она присутствует.
Проблема Определение наиболее эффективных методов, форм и приемов для развития аналитической деятельности учащихся и практической их реализации на каждом этапе решения задачи
Актуальность Исходя из общих положений концепции математического образования, одна и основных задач начального курса математики - обеспечить интеллектуальное развитие и сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе. Одним из основных показателей уровня математического развития ребёнка является умение решать задачи. К сожалению, чаще всего для обучения детей решению задач учителями употребляется лишь показ способов решения определенных видов задач и закрепление их решения механически. В результате деятельность учащихся на уроке зачастую однообразна, так как наполнена большим объемом механической и непродуктивной работы. Чтобы этого избежать и чтобы дети с энтузиазмом принимались за работу, необходимо использование разнообразных форм и методов проведения урока в целом и решения текстовых задач в частности. Надо научить детей анализировать, обобщать, выделять главное, классифицировать.
Цель: выявить основные причины допускаемых ошибок в решении задач; раскрыть продуктивность внедрения различных форм и приемов, направленных на развитие аналитической деятельности учащихся в работе над задачами Задачи: 1)изучить теорию вопроса, опыт ведущих специалистов; 2)систематизировать методы и приемы развития аналитической деятельности учащихся на разных этапах решения задач; 3)доказать эффективность этих методов на практике, адаптировав для своего класса
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий для повышении эффективности решения текстовых задач на основе выбора оптимальных методов, форм, приемов развития аналитической деятельности учащихся Новизна опыта состоит в доказательстве результативности применения системы методов и приемов, нацеленных на развитие мыслительной деятельности учащихся в работе над задачами
Теоретическая основа Я. А. Коменский «Великая дидактика». 1933 г. Л.С. Выготский «Мышление и речь». 1934 г. Царева С.Е. Обучение решению задач. Начальная школа. 1997 Шикова Р. Дифференцированный подход к выбору способа проверки. Начальная школа. 1983. Левитас Г. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Начальная школа. 2001.
Глава I Методы и приемы обучения, применяемые при развитии аналитической деятельности учащихся на различных этапах работы над задачами 1.1 Приемы выполнения действий по восприятию и первичному анализу содержания текстовой задачи Чтение и слушание задачи Разбивка текста на смысловые части Постановка специальных вопросов Переформулировка, перефразирование, замена описания термином, синонимом Поиск лишних данных Построение модели Уметь хорошо читать и понимать смысл прочитанного Уметь анализировать задачу, выявляя структуру и взаимосвязи между данными и искомым Уметь моделировать данную в задаче ситуацию Приёмы Умения
1.2 Приемы поиска плана решения задачи Приёмы Рассуждения от условия к вопросу (синтетический способ), от вопроса к условию (аналитический способ) Составление уравнения Рассуждение по модели, по словесному заданию отношений Нахождение аналогии ( выявления полного и частичного сходства отношений между данными значениями величин в условии ранее решенных задач) «Ускорители» решения задач Иллюстрации Схемы Таблицы Дополнительные символы Условные знаки Стрелки
1.3 Способы и формы выполнения решения задач Оформление решения по действиям с ответом по действиям с пояснением каждого действия с вопросами перед каждым действиям по действиям с предварительной записью плана числовым выражением схематической моделью уравнением
1.4 Способы проверки правильности решения задачи До решения Во время решения После решения прикидка ответа или установление границ с точки зрения здравого смысла математики по смыслу полученных выражений осмысление хода решения по вопросам решение другим способом, другим методом подстановка результата в условие проверка на малых числах составление и решение обратной задачи
Глава II Технология покомпонентного обучения решению задач Примеры заданий Выбор среди данных задач (среди задач на данной странице учебника, задач, записанных на доске, карточке и т.п.) той, которая соответствует данному рисунку (чертежу, таблице, краткой записи). Выбор среди данных нескольких рисунков (чертежей, таблиц, кратких записей) того, который соответствует данной задаче Нахождение ошибок в данном рисунке, чертеже, таблице и т.п. (построенных к данной задаче) Выбор среди данных задач (задач по данной странице и страницах учебника, задач данного вида) таких же, какие решали сегодня на уроке, или задач, которые решаются так же, как только что решенная Классификация простых задач по действиям, с помощью которых они могут быть решены Выбор задач, ответ на вопрос которых может быть найден заданной последовательностью действий Выбор задач, при решении которых необходимо (или можно) применить данные вычислительные приемы Определение числа арифметических способов, которыми может быть решена данная задача Решение вспомогательной задачи или цепочки таких задач перед решением трудной для детей задачи Выбор на странице тех задач, которые ученик может решить устно (знает, как решить
Тренировочные карточки Задачи с недостающими данными Задачи - вопросы Задачи - вопросы Задачи - вопросы Бабушка испекла 24 пирожка и разложила на тарелки. Сколько пирожков на одной тарелке? Для ремонта квартиры купили 16 рулонов обоев: белые, зеленые и желтые. Зеленых обоев было 5 рулонов. Сколько было рулонов желтых обоев? ● Можно ли решить эти задачи? ● Дополните условие, чтобы задачу можно было решить. Задачи с буквенными данными Девочке купили а метров синей ленты и в метров красной, с метров истратили на отделку платья. Сколько метров ленты осталось? В бочке было с литров воды. В первый день израсходовали а литров, во второй в литров. Сколько литров воды осталось в бочке? Девочке купили а метров синей ленты и b метров красной, с метров истратили на отделку платья. Сколько метров ленты осталось? В бочке было c литров воды. В первый день израсходовали а литров, а во второй b литров. Сколько литров воды осталось в бочке? Девочке купили а метров синей ленты и b метров красной, с метров истратили на отделку платья. Сколько метров ленты осталось? В бочке было c литров воды. В первый день израсходовали а литров, а во второй b литров. Сколько литров воды осталось в бочке?
Тренировочные карточки Задачи с неопределёнными данными а) I - ▲ б) I - ▲ II - ?, в ■ раз больше II - ?, на ● меньше в) I - ▲, в ■ раз больше г) I - ▲ II - ? II - ?, на ● больше Классификация задач Разбейте задачи на 2 группы. Посадили 12 тюльпанов, по 6 тюльпанов в каждом ряду. Сколько получилось рядов тюльпанов? Посадили 12 тюльпанов в 2 ряда поровну. Сколько тюльпанов было в каждом ряду? 15 морковок разложили в 3 пучка поровну. Сколько морковок в каждом ряду? В коробки разложили 12 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок потребовалось?
Результативность В ходе проведения формирующего этапа в результате систематического сочетания разнообразных подходов организации аналитической деятельности учащихся на уроках математики при решении задач уровень соответствующих умений у учащихся существенно возрос. Выбранные мною методы положительно повлияли не только на качество выполнения контрольных работ, но и на положительную результативность учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня .
Таблица 8 Динамика уровней сформированности умений решать задачи Уровень сформированности умения решать задачи Диагностирующий этап Контрольный этап Динамика Чел. % Чел. % Чел. % Высокий 12 42,8 17 60,7 + 5 +17,8 Средний 11 39,2 10 35,7 - 1 -3,5 Низкий 5 17,8 1 3,5 - 4 -14,2
Динамика роста качества решения текстовых задач в контрольных работах
Результативность учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня № п/п ФИ учащегося Учебный год Название конкурса Уровень Результаты 1 Верховцева Анфиса 2016-2017 Олимпиада уч-ся 4-х классов по математике Муниципальный победитель 2 Бондарев Михаил 2016-2017 Математический конкурс-игра «Кенгуру» Международный победитель 3 Маркова Анна 2016-2017 Математический конкурс-игра «Кенгуру» Международный победитель 4 Тесленко Полина 2017-2018 Онлайн –олимпиада Учи. Ру по математике Всероссийский победитель 5 Самойлова Полина 2017-2018 Онлайн –олимпиада Учи. Ру по математике Всероссийский победитель 6 Никитина Полина 2017-2018 Олимпиада «Плюс» VIII онлайн – олимпиада по математике Всероссийский победитель 7 Проскурин Георгий 2017-2018 Дистанционный конкурс по математике «Задачки от Немо» Международный победитель 8 Проскурин Георгий 2018-2019 VII дистанционная олимпиада по математике «Белоснежка и гномы» Международный победитель
В дальнейшей работе для меня будут актуальны такие задачи: Поиск и накопление новых методов и приёмов по развитию аналитической деятельности учащихся в рамках ФГОС Продолжение теоретической подготовки данной темы Систематизация и анализ результатов
Литература Кузнецова Л. Разбор задачи с использованием графических схем/ Л. Кузнецова // Начальная школа. 1992. - №11, №12. Кузнецова Л. Совершенствование работы над составными задачами/Л.Кунецова // Начальная школа. 1991. - №5. Кузнецова Л. Целенаправленная работа с текстовой задачей/ Л. Кузнецова // Начальная школа. 1991. - №2. Левитас Г. Решение текстовых задач с помощью уравнений/Г. Левитас // Начальная школа. 2001. - №1 – с. 76. Смолеусова Т. Этапы, методы и способы решения задачи/Т. Смолеусова // Начальная школа. 2003. - №4. Царева С.Е. Виды работ с задачами/С.Е. Царева //Начальная школа. 1990. - №10. Царева С.Е. Методика обучения решению комбинаторных задач/ С.Е Царева// Начальная школа. 1994. - №1, №12. Царева С.Е. Обучение решению задач/С.Е. Царева // Начальная школа. 1997. - №11. Царева С.Е. Обучение решению задач/С.Е.Царева // Начальная школа. 1998.- №1. Шикова Р., Царева С. Проверка решения задач и формирование самоконтроля/Р. Шикова, С. Царева // Начальная школа. 1984. - №2.
источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...
Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»
Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...
Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-4 классов. (Из опыта работы)
Выступление на ШМО...
Обобщение опыта по теме:«Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной работе»
В данном материале представлена работа с младшими школьниками во внеурочное время по таким направлениям как исследовательская и проектная деятельность....
Описание опыта профессиональной деятельности по теме"Исследовательская деятельность учащихся".
Данный опыт был представлен на методическом мероприятии в рамках курсов повышения квалификации в "Институте развития образования" в 2017 г....
Обобщение опыта педагогической и воспитательной деятельности с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе.
Специфика моей работы заключается в том, что в моем классе находится ребенок младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В моем классе 25 человек обучаются по общеобразов...
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях ФГОС"
Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне....