Описание опыта профессиональной деятельности по теме"Исследовательская деятельность учащихся".
проект по теме

Мищинская Марина  Павловна

Данный опыт был представлен на методическом мероприятии в рамках курсов повышения квалификации в "Институте развития образования" в 2017 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mishchinskaya_proekt.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра педагогики и психологии

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Исследовательская деятельность учащихся

ВЫПОЛНИЛА:

Мищинская Марина Павловна,

МБОУ ООШ № 1 им. М. А. Погодина   ЗАТО Александровска


 РУКОВОДИТЕЛЬ:

Сапачева Лиана Рудольфовна,

доцент кафедры  ДиНО, к.п.н.

Мурманск

2017


Содержание

Введение …………………………………………………………………..3

Исследовательская деятельность младших школьников                    

……………………………………………………………....……………. 5

  1. Исследовательская деятельность младших школьников: понятие и особенности её организации.                     ……………………………….5
  2. Опыт организации исследовательской деятельности. ………………….8

        Заключение……………………………………………………………… 11

          Приложение

Введение

    Решение проблемы развития качества образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования  связано с обеспечением реализации основной образовательной программы начального общего образования. Что предполагает  создание для участников образовательного процесса условий, обеспечивающие возможность «работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности[1]» [5,  С.23].  Реализация ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного  типа,  методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.  Поэтому,  можно сказать, что организация  исследовательской  деятельности  младших школьников является  не только  одним из условий реализации основной образовательной программы  НОО, но и фактором развития качества образовательной деятельности.

    Актуальность темы проекта обоснована не только заинтересованностью государства в воспитании исследовательской культуры школьников, но и многими проблемами,  с которыми приходится сталкиваться педагогам  в процессе организации самой исследовательской деятельности.

    Целью данного проекта было рассмотреть исследовательскую деятельность как необходимый фактор развития качества образовательной  деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.  Для этого были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие  «исследовательская деятельность младших школьников», рассмотреть особенности её организации.
  2. Обобщить собственный опыт по проблематике проекта.

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников: понятие, особенности её организации

          Исследовательская деятельность учащихся представляет собой совокупность действий поискового характера, ведущую к открытию неизвестных для школьников фактов, теоретических знаний и способов деятельности.  Главный смысл исследования в школе заключается в том, что оно является учебным.  Его главной целью является развитие личности, а не достижение  научного результата. Оно создаёт предпосылки для формирования таких востребованных качеств, которые необходимы для успешной адаптации детей к нестабильным условиям действительности. Целями исследовательской деятельности является:

  • установление истины;
  • развитие умений работать с информацией;
  • формирование исследовательского типа мышления.

          Результатом этой деятельности должно стать формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

          Исследовательская деятельность для учащегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Она позволяет школьнику проявить себя индивидуально или в группе, приложить свои знания, принести пользу,  продемонстрировать публично достигнутый результат. Для учителя исследовательская деятельность – это  средство развития, воспитания и обучения, которое позволяет формировать специфические умения и навыки проектирования и исследования:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы, постановке задач);
  • целеполаганию и планированию;
  • самоанализу и рефлексии;
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах;
  • поиску и отбору информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

   Следует отметить некоторые особенности в организации исследовательской деятельности младших школьников.

1. Исследовательская деятельность – это активный развивающий  метод, использование которого  требует от педагога учёта  готовности к ней  детей:

  • сформированность ряда коммуникативных умений;
  • определённая «интеллектуальная зрелость»;
  • опыт самооценочной и оценочной деятельности.

2. Обучение навыкам исследования  младших школьников возможно на занятиях кружков системы дополнительного образования. В рамках школы оно реализуется во внеурочной деятельности и на уроках.     Так как на уроке перед учителем стоят задачи широкого спектра, можно сказать, что педагог реализует обучение лишь элементам исследовательской деятельности.  На современных уроках любого предмета сегодня особо востребованы проектные методы обучения. По мнению А. И.  Савенкова, принципиальное отличие исследования от проектирования в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, модели или прототипа.

 С точки зрения рассматриваемой нами проблемы, учителю достаточно внести небольшие коррективы в цель, задачи проекта, чтобы он стал «исследовательский». А значит, с дидактической точки зрения, более ценный, эффективный  для решения задач формирования универсальных учебных действий метод.

      Больше возможностей для развития потенциала исследователя во внеурочной деятельности.  Они могут быть реализованы на внеурочных учебных курсах, имеющих интеллектуальную направленность. Одним из  таких, например,  является программа исследовательского обучения А. И. Савенкова «Я – исследователь».

3. Следующей особенностью в организации исследовательской деятельности является то, что степень активности учителя и самостоятельности детей  на разных этапах обучения  должна изменяться. С приобретением опыта исследователя, у детей увеличивается активность и повышается уровень самостоятельности.

4. Также, залогом успешного обучения исследовательской деятельности будет выполнение педагогом таких требований, как учёт возрастных особенностей, мотивация, систематичность.

     Таким образом, рассмотрев понятие и особенности организации исследовательской деятельности, можно сказать, что современному учителю для эффективного решения данной проблемы необходимо:

  • быть «гибким», подстраиваться под реальные  возможности детей;
  • быть рациональным, так как перед учителем стоит широкий спектр задач;
  • работать систематично.

Опыт организации исследовательской деятельности

    Содержание ООП  НОО даёт учителям широкие возможности для  развития и формирования элементов исследовательской деятельности детей с первого класса. Анализ педагогического опыта и содержания ООП НОО позволил выделить основные направления моей  работы  по проблематике проекта.

  1. В первую очередь, работа по формированию навыков и культуры учебного диалога (умение задавать вопросы,  слушать собеседника, объяснять свою точку зрения).
  2. Отработка на уроках первоначальных навыков таких методов познания и логических операций, как:
  • классификация,
  •  обобщение,
  •  сравнение,
  •  группировка,
  •  наблюдение и проведение опытов,
  • моделирование,
  • экспериментирование,
  • анализ,
  • синтез.
  1. Работа по формирования «информационной грамотности» учащихся.
  2. Проектная деятельность.

    Внеурочная деятельность позволяет организовать обучение исследовательской деятельности  более целенаправленно, рационально. Я работаю по программе «Юный интеллектуал» (составлена на основе Программы курса «Развитие познавательных способностей», О. Холодовой) и «Юный исследователь». Первый курс ориентирован на развитие интеллектуальных способностей и мотивации к познавательной деятельности. Второй курс более индивидуализирован, так как  работа ведётся лишь с несколькими детьми. Его содержание направлено на обучение навыкам исследовательской деятельности. В процессе освоения курса параллельно идёт работа над собственным исследовательским проектом.  В нашей школе, как и во многих других, ежегодно проходит научная конференция, где ребята представляют свои работы. Лучшие исследовательские проекты отправляются на муниципальный конкурс «Золотой росток. Юниор» и другие.      

    Анализ опыта участия автора проекта в конкурсах  в качестве члена жюри и научного руководителя позволил отметить следующие тенденции:

  1. Набирает силу популярность исследовательских направлений, связанных с использованием ИКТ, «Робототехника».
  2. Негативный момент – приоритетным становится не само исследование, а получение какого-либо продукта.
  3. Заметно повысилось качество оформления научных работ.
  4. Повысилось качество презентации результатов (дети стараются не только читать доклад, но и пересказывать).
  5. Повысилась ИКТ- компетентность школьников. (Некоторые выступающие самостоятельно демонстрируют презентацию своего проекта, без помощи наставника.)

               Такие  положительные результаты взаимодействия научного руководителя и ученика могут быть достигнуты при следующих условиях:

  • Педагогом была учтена мотивация и  «готовность» ребёнка к

исследовательской деятельности, определены его потребности.

  • Налажен контакт с родителями, которые заинтересованы в

интеллектуальном  и творческом развитии своего  ребёнка.

  • При работе над проектом ученик был активен, самостоятелен.

          Так как исследовательская деятельность в начальной школе носит обучающий характер,  уровень активности и самостоятельности детей низкий.  С этой проблемой пришлось столкнуться, когда я работала в рамках курса «Юный исследователь»  с первоклассниками.  Для преодоления трудностей было сделано следующее:

  1. Предложены темы работ, с учётом личных предпочтений, интересов и возрастных особенностей.
  2.  Сбор материала, его обработка и систематизация – сложный процесс.

 На этом этапе наблюдается снижение мотивации, в том числе и из-за перенасыщения информацией.  Для решения этой проблемы я использовала заготовки в виде таблиц для записи данных. Например, «Режима дня декоративной крысы» (Приложение 1, Приложение 2).  Для детей (а также родителей-помощников), такое оформление полученной информации более доступно для восприятия, так как есть подсказки и ориентиры. Заметно упрощается анализ материала. А если задание юному учёному  понятно, и он видит, что всё получается, проблема мотивации и пассивности не будет актуальна.

     Таким образом, включая детей в исследовательскую деятельность в рамках внеурочных курсов и обучая её элементам на своих уроках, учитель  может заложить её прочные основы.

         

 

Заключение

Проблема исследовательской деятельности младших школьников востребована и актуальна. С одной стороны – это заинтересованность государства в обновлении и развитии отечественной науки, особенно инженерных направлений. С другой стороны, исследовательская деятельность как метод, может быть фактором развития качества образования. Данный подход отвечает цели проекта: рассмотреть исследовательскую деятельность как необходимый фактор развития качества образовательной  деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

В процессе решения задач было изучено понятие исследовательской деятельности и выделены некоторые особенности её организации в начальном звене. На основе этих данных были сделаны выводы о том, что результативность работы учителя в рамках данной  проблемы зависит от умения учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей и системности обучения.

На основе анализа собственного педагогического опыта и содержания ООП НОО были выделены основные направления работы в рамках проблематики проекта, автор проекта описал некоторые современные тенденции в системе конкурсов научно-исследовательских работ, рассказал о собственном методе решения трудностей, связанных со сбором и систематизацией научного материала.

Список литературы

Книги под заголовком автора:

  1. Кобзарева Т. А., Судак И. Г., Елиференко Т. В., Суслова Л. Н, Воропай И. Г.  Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы – Волгоград.: Учитель, 2015. – 166 с.

  1. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Климанова Е.В., Соловьева Н.Б. Урок-исследование в начальной школе. / под ред.  Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2014. – 168 с.

Электронные ресурсы:

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего   образования  [Электронный ресурс] – «Стандарты образования», [2015].Режим доступа: http://www.edustandart.ru/programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya/
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016 года, [Электронный ресурс], [2016]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/
  3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ(1-4 КЛ.)  [Электронный ресурс] , [2016]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922
  4. Терлецкая Н. В. Исследовательская деятельность учеников глазами учителя //[Электронный ресурс] , [2014] Начальная школа – Режим доступа: http://n-shkola.ru/articles/view/35

Приложение 1

Таблица для записи  исходных данных объекта, полученных в результате исследования по теме  «Особенности поведения декоративной крысы в домашних условиях»

Предмет исследования

Декоративная крыса _______________________

(кличка)

Средние данные данного вида

Возраст

         

          *******

 

Пол

    самец

          *******

Рост (длина)

 

    20-25 см

Рост (длина)

с хвостом

           

     40-45 см

 

Вес

  450 – 600 граммов

Окрас

            *******

Приложение 2

Таблица для записи  исходных данных объекта, полученных в результате исследования по теме  «Особенности поведения декоративной крысы в домашних условиях»

Период времени

Род занятий

Утром

7:00 - 8:00

8:00 - 9:00

9:00 - 10:00

10:00 - 11:00

11:00 – 12:00

Днём

12:00 – 13:00

13:00 – 14:00

14:00 – 15:00

15:00 – 16:00

Вечером

16:00 – 17:00

17:00 – 18:00

18:00 – 19:00

19:00 – 20:00

20:00 – 21:00


[1] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ(1-4 КЛ.)  [Электронный ресурс] , [2016]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития"

В презентации обобщён опыт работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития"...

Курсовая работа по теме: «Исследовательская деятельность учащихся на уроке как фактор эффективности обучения»

«…главное для педагога - не мешать детям в их естественном развитии как маленьких исследователей…»  Я.А. Коменский Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рас...

МАСТЕР-КЛАСС ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.   2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям 3...

Презентация опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность учащихся" (муниципальный конкурс "Учитель года - 2017")

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конк...

Доклад на тему: "Из опыта организации и проведения проектно- исследовательской деятельности в начальных классах ​"

Доклад на тему: "Из опыта организации и проведения проектно- исследовательской деятельности в начальных классах ​"В современной школе реализуются разные технологии обучения, это проблем...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Методическое пособие по проектной деятельности ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Пособие используется для выполнения проектов как индивидуальных, так и коллективных. Данное методическое пособие служит дополнительным материалом при оформлении проектных работ. Позволит систематизиро...