Этапы урока | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. Цель приема: - активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой; - смотивировать на шаги к учебной деятельности Цель приема: определить эмоциональное состояние каждого ученика, а результат в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. | Учащиеся устанавливают контакт между собой и учителем.
| Прием «Улыбнемся друг другу». Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Прочитайте девиз нашего урока. (слайд 1) -Иди вперёд, а оглядывайся назад. В жизни обычно говорят: «Не оглядываться назад. Всё хорошее впереди.» Что обозначает этот девиз применительно к уроку математики? (Надо постоянно повторять пройденное, это может пригодиться в дальнейшем)
Прием выяснения ожиданий и опасений - У вас на партах лежат белые и голубые снежинки. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку, Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.
| (Коммуникативные УУД). Развивать умение слушать и понимать друг друга. (Личностные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: - организовать актуализацию умений представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения
| - Урок, как всегда начнём с разминки. Математическая разминка. 1. Игра «Ты мне, я тебе». Повтор таблицы умножения. 2. Решение примеров на табличное умножение и деление. Составление графиков по ответам. ( по группам( выбирают по желанию): 1 группа- 5 примеров, 2 группа-10 примеров, 3 группа- 15 примеров. 1 группа:
| 2 группа | 3 группа | 4*5 36:6 8*9 45:5 18:2
| 7*8 3*7 72:9 42:6 6*5 9*4 64:8 49:7 4*4 8*2 | 8*9 45:5 3*6 4*4 81:9 6*8 4:7 24:6 40:8 7*3 27:3 18:2 9*5 56:7 8*8 |
Проверить по графикам ( Взаимопроверка). (слайд 2) 3. Замените числа суммой разрядных слагаемых 69, 78, 54, 97, 36, 85. (слайд 2) 69= 60 + 9 54 = 50+ 4 36=30 + 6 78= 70+8 97= 90+7 85 = 80+5
4. Найди закономерность, продолжи ряд . (слайд 3) 12, 20, 28, :, :, :, : . 65, 55, 45, :, :, : . - Расскажите, как вы нашли числа. (Смотрю на первое и второе число, думаю, как из первого получили второе, проверяю на 3 числе.) - Расскажите о числах первого ряда. (двузначные, четные. делятся на однозначные числа 2 и 4, каждое следующее число больше первого на 8, и меньше на 8, численный ряд увеличивается. Наименьшее число 12, наибольшее число 60. Расскажите о числах второго ряда. (двузначные, нечетные. делятся на однозначное число 5, каждое следующее число больше первого на 10, и меньше на 10, численный ряд уменьшается. Наименьшее число 15, наибольшее число 65. ) - Разделите первый ряд чисел на число 4. (коллективно) (слайд 4) 12 : 4 = 20 : 4 = 36 : 4 = 44 : 4 = 52 : 4 = - как справились с примерами? - какие примеры вызвали затруднения? | Предметные Уметь заменять числа суммой разрядных слагаемых, Метапредметные: Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Создание условий для проявления способностей обучающихся. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
|
III Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
| - Почему возникло затруднение? (Это не табличные случаи деления. Не знаем, как разделить двузначное число на однозначное.) - Какая цель нашего урока? (научиться делить двузначное число на однозначное) | Предметные: понимать смысл слов «внетабличное деление» Метапредметные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: - организовать составление совместного плана действий; - определить средства реализации данного плана
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока. Высказывают свои предположения. Выполняют классификацию, обосновывают основания для классификации, сравнивают, делают выводы.
Выполняют движения по заданию
| -Вернёмся к девизу. Какая версия подтвердилась? - Подумайте и предложите свой способ выполнения задания. 44 : 4 - Представьте число 44 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4. Запишите получившее выражение. (40 + 4) : 4 - Как можно вычислить результат? (Можно первое слагаемое разделить на 4, потом второе слагаемое разделить на 4, а полученные результаты сложить) - Запишите выражение. 44 : 4 = (40 + 4) : 4 = 40 : 4 + 4 : 4 = 10 + 1 = 11 - Каким вычислительным приемом вы воспользовались, чтобы разделить двузначное число 44 на однозначное число 4? (Делением суммы на число) - Что вы сделали, чтобы воспользоваться этим приемом? (Заменили число 44 суммой разрядных слагаемых) - А затем? (разделить каждое слагаемое на 4) - Потом? (результаты сложить) - Решим следующий пример 52 : 4. Замените делимое суммой слагаемых. (Могут предложить вариант 52=50 +2) - Можно ли каждое слагаемое разделить на 4? - На какие удобные слагаемые можно разделить это число? (40 и 12) - Запишите выражение: 52 : 4 = (40 + 12) : 4 = 40 : 4 + 12 : 4 = 10 + 3 = 13 - Сделаем вывод: В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых. - Какая тема урока? (слайд 5) - А цель урока? - Давайте составим план наших действий АЛГОРИТМ: (слайд 6) (Учитель составляет алгоритм на доске, а уч-ся в тетради)
- 1. Заменяем число суммой разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых.
- 2. Делим каждое слагаемое на число.
- 3. Складываем результаты.
Пора отдохнуть (физминутка) Песня Фиксиков « Трыц- Тыц» (дежурные проводят разминку).
| Предметные понимать смысл слов «внетабличное деление» Сравнивать понятия «сумма разрядных слагаемых» и «сумма удобных слагаемых» Метапредметные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цели: -проговаривание нового знания, - моделирование | Высказывают предположения. Работают в парах.
| Давай заглянем в учебник на с 15. Закончи решение и объясни его (задание под красной чертой), (Устно).
№ 1.(устно) (слайд 7) №2 Решают 1 столбик с устным объяснением ( по алгоритму) (слайд 7) 84 : 6 3 х 18 57 : 3 4 х 17 91 : 7 6 х 13
| Метапредметные отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; (Регулятивные УУД) осуществлять анализ учебного материала; (Познавательные УУД) слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (Коммуникативные УУД) оценивать усваиваемое содержание учебного материала (Личностные УУД)
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку и проверку в парах.
| Решают 3,4 столбики по вариантам, проверяют сильные уч-ся, которые быстрее всех решили.. (слайд 8 – 1 вариант) (слайд 9 – 2 вариант) -Какие трудности возникли? - Кто из вас ошибся? - В чем? - Сделаем вывод. ( Нужно потренироваться) - Кто не ошибся? - Молодцы. - А теперь продолжим работу.
| Предметные Познакомиться с вычислительным приемом внетабличного деления. Метапредметные Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: - выполнение заданий, в которых новое знание используется вместе с изученным раннее. | Отвечают на вопросы учителя Анализируют, обобщают, делают выводы.
Выполняют взаимопроверку.
| Сегодня мы научимся решать задачи, используя новые приемы деления. (слайд 10). Работать в группах. 1 группа- составляет краткую запись к задаче, 2 группа- заполняет таблицу, 3 группа- делает рисунок к задаче. ( Всем группам раздать листочки) Задача: Пассажир купил 3 билета на электричку по одинаковой цене и заплатил 54 рубля. Сколько денег он заплатит за 5 билетов? - Прочитайте задачу. -Что в задаче известно? - Что нужно узнать? - Какого вида задача? (цена, кол-во, стоимость) - Запишем условие задачи в таблицу - Какой основной вопрос в задаче? (сколько стоят 5 билетов) - Как найти стоимость? (цену умножить на количество) - Сможем мы наити стоимость? (нет, неизвестна цена) - Цена неизвестна, но что про нее сказано? (одинаковая) - Как найти цену? ( стоимость разделить на количество) - назовите выражение (54 : 3) - Что узнаем? (цену) - Сможем узнать стоимость 5 билетов? (да, умножить на 5) Записать. Проверить. - Карточки.
- На столах у вас лежат карточки с примерами на деление двузначного числа на однозначное. Согните нижнюю часть листочка. Решите данный пример и запишите свой ответ на согнутую часть. Проверьте свой ответ с ответом на обратной стороне, если ответы совпали значит вы решили верно. Затем сосед проверяет. Если верно решили- хвалит, если нет- помогает найти верное решение. Следующий пример решает таким же способом. По 3 примера каждому. Затем говорят кто безошибочно решил, у кого 1 ошибка. | Метапредметные : отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. (РегулятивныеУУД) осуществлять анализ учебного материала (ПознавательныеУУД) слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (КоммуникативныеУУД) ЛичностныеУУД оценивать усваиваемое содержание учебного материала |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Определяет своё эмоциональное состояние. Показывают снежинки. Отвечают на вопросы учителя. | - Итак, прежде чем мы подведем итоги, поднимите белую снежинку , если вы считаете, что урок для вас прошел хорошо. И синюю, если что-то не получилось. - Назовите тему урока. - Какие задачи ставили на урок? - Оцените свою работу по шкале успешности. (слайд 11) Д/з: с.15 № 3, № 5 ( 1 столбик), Доп-но: №5 ( 2, 3 столбик) | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, проводить рефлексию. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |