Актуализация знаний и пробного учебного действия | - У вас на партах конверты с геометрическими фигурами (три квадрата разных размеров, треугольник).
- Назовите эти фигуры? - Что можете о них сказать? - Какая фигура лишняя? Почему?
- Найдите прямой угол в треугольнике. - Какую работу можно выполнить с этими фигурами? - Вычислите периметр этих фигур (парная работа) (Самопроверка)
- Как находили периметр квадрата?
- Кто вычислял иначе? Как?
- Кто использовал оба способа для нахождения периметра квадрата? - Как вычислили периметр треугольника? - Что заметили?
- Какое правило помогло правильно найти значение числового равенства? - Назовите единицы измерения периметра?
- Расположите эти единицы в порядке убывания. - Какую длину измеряют в мм? см? дм? м? км? | Работа в парах (достают конверты с фигурами, отвечают на вопросы)
- Эти фигуры называются квадраты и треугольник. - Квадраты имеют четыре стороны, четыре угла, четыре вершины. Все углы прямые. Квадрат можно назвать прямоугольником. У треугольника три угла, три вершины, три стороны. Обучающиеся показывают прямой угол треугольника. - Можно измерить стороны, вычислить периметр фигур. Если ученики выполнили задание, предлагают помощь другим (после самопроверки). 10см + 10см + 10см + 10см = 40(см) 5см + 5см + 5см + 5см = 20(см) 1 см + 1 см + 1 см + 1см = 4(см) 10см х 4 = 40(см) 5см х 4 = 20(см) 1см х 4 = 4(см) Ответы детей.
10см + 7см + 7см = 24(см) - Слагаемое 7 повторяется два раза, поэтому сложение одинаковых чисел можно заменить умножением. 10см + 7см х 2 = 24(см) - В равенствах без скобок первым выполняем действие умножение. - Сантиметр, километр, миллиметр, дециметр, метр. - Км, м, дм, см, мм. - В мм можно измерить толщину учебника, длину ручки. В см измеряют ширину и длину тетради, учебника. Дм измерю длину и ширину парты. Км и м нужны для того, чтобы измерять растояние. |
Выявление места и причины затруднения | - Почему не можете вычислить площади этих фигур? - Какое возникло затруднение?
- Над какой темой будем работать на уроке? - Какова цель урока?
| -Мы не знаем что такое «площадь».
Составление таблицы "Знаю-Не знаю" Знаю | Не знаю | 1. Как найти периметр фигуры 2. В каких единицах измеряется периметр | 1. Как найти площадь фигуры 2. В каких единицах измеряется площадь |
-Площадь фигуры. -Узнать, что такое площадь фигуры, научиться ее измерять, познакомиться с единицами измерения площади. |
Построение проекта выхода из затруднения | - Как вы понимаете что такое «площадь»? Где вы встречались с этим словом? - Из каких источников информации можем узнать значение этого слова?
Поиск информации учащимися самостоятельно. Самопроверка (определение на доске) На доске представлены три картинки.
Комсомольская площадь
Жилая площадь
Площадь фигуры
- Какая картинка подходит к определению из словаря?
| Ответы детей
- С помощью словаря, учителя, учебника, интернета (выявляют значение понятия «площадь») - Это величина, показывающая сколько места занимает фигура.
- К значению слова "площадь" подходит третья картинка - площадь фигуры.
- Площадь фигуры - Площадь самого маленького квадрата. - Наложили одну фигуру на другую |
Реализация построенного проекта | - Закрасьте средний и маленький квадраты. - Какую часть фигуры закрасили? - Как называется величина, показывающая сколько места занимает фигура? - Площадь какой фигуры меньше?
- Как узнали?
- Измерьте площадь большого квадрата, пользуясь меркой. - Какие результаты получились?
- Что заметили? - Почему так получилось? - Как вы измеряли площадь квадрата? - Как рационально посчитать количество маленьких мерок в большом квадрате?
- Как можно найти площадь фигуры?
- Кто может записать формулу нахождения квадрата? |
- Внутреннюю часть. - Эта величина называется площадь.
- Площадь маленькой фигуры меньше? - Наложили одну фигуру на другую. - Измерили "на глаз". Самостоятельная работа
У одних ребят площадь большого квадрата равна ста маленьким, у других - четырем средним. - Квадрат один и тот же, а измерения разные. - Пользовались разными мерками. - Посчитали количество мерок в каждом ряду. Видим, что ряды повторяются 10 раз. Можем 10 х 10 = 100 (мерок)
- Для того, чтобы найти площадь фигуры, нужно длину умножить на ширину. S = а х b |
Первичное закрепление | - Начертите квадрат со стороной 7 см. Вычислите площадь. - Какой формулой воспользуемся? - Чему равно а? Чему равна b?
- Как найти площадь квадрата?
- В каких единицах измеряется площадь? - Как узнаем? - Какие единицы измерения нужно сложить для того, чтобы узнать периметр? - Что заметили?
- При нахождении площади фигуры сантиметры умножаем на сантиметры и получаем новую единицу измерения - квадратный сантиметр. Записывается она так: см2 . - Какие еще единицы измерения площади известны в математике? Возвращаемся к записи единиц измерения длины в порядке убывания - Закончите запись: км м дм см мм см2 - Допишите решение задачи. |
S = а х b (Проговариваем вместе и записываем в тетрадь) S = 7см х 7см S = 49 ?
Затруднение - Эту информацию узнаем у учителя. - Если сложить см, получаем см. Если прибавляем дм, то получаем дм. - Заметили, что единицы измерения одинаковые.
Затруднение
км м дм см мм км2 м2 дм2 см2 мм2 S = 7см х 7см S = 49 см2 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Найдите площадь прямоугольника, длина которого 3 см 2 мм, а ширина 2 см. - Что заметили? - Какую работу выполним?
- Запишите решение задачи. (Самопроверка)
- Как 52 умножить на 20? |
- Разные единицы измерения сторон. - Приведем к единим измерениям длины. 3см2мм = 52мм 2см = 20мм 32мм х 20мм =
- 32 умножить сначала на 2, затем на 10. 32 возьмем два раза получится 64, умножим на 10 получим 640 32мм х 20мм =640(мм2 ). |
Включение в систему знаний и повторения | - Вычислите площадь фигуры
- Как вычислить площадь этой фигуры? Предлагаю желающим выполнить задание двумя способами. Самопроверка
| Самостоятельная работа
Разделить на прямоугольники, вычислить площадь каждой фигуры и сложить полученные величины. У ребят получилось два варианта решения. Сравнить их. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Что нового узнали на уроке? - С каким новым понятием познакомились? - На каком этапе урока почувствовали затруднение? - Какие задания понравились? - О чем бы еще хотелось узнать? - Кого из ребят хотите поблагодарить за урок? - Кто из ребят оказывал вам помощь на уроке? - Предлагаю вернуться к таблице "Знаю-Не знаю".
- Выберите домашнее задание: 1. Найти площадь прямоугольника, ширина которого 4 см, а длина в 2 раза больше. 2. Найти площадь прямоугольника, ширина которого 4 см, а длина в 2 раза больше. Выразить единицы измерения площади в мм2 (мостик к последующим урокам). 3. Начертить прямоугольник площадью 12 см2 . (Таких прямоугольников может быть несколько) | Ответы детей
Знаю | Знаю | 1. Как найти периметр фигуры 2. В каких единицах измеряется периметр | 1. Как найти площадь фигуры
2. В каких единицах измеряется площадь |
|