Конспект урока по математике 2 класс "Кратное сравнение"
план-конспект урока по математике (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Кратное сравнение».
Основные цели:
1) формировать умение решать задачи на кратное сравнение;
2) тренировать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Сегодняшний урок будет посвящён решению задач.
- Надо ли нам уметь решать задачи? Кто из вас боится трудностей? А затруднений? Стоит ли их бояться? Как мы с ними справляемся?
- Что дает нам затруднение? (новое знание)
- Как же вы узнаете новое знание? (Мы понимаем, что мы еще не знаем, а затем стараемся сами «открыть» новое знание.)
- А чтобы вы были ещё увереннее, сообщаю, что задачи сегодня будут… о птицах! Желаю и вам быть такими же уверенными в мире математике, как эти прекрасные создания в небе! В путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать умение учащихся решать задачи на разностное сравнение, тренировать вычислительный навык;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию.
- С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
- Что нужно хорошо уметь делать, чтобы правильно решать задачи? (Нужно уметь хорошо считать.)
- Сорока—лесная сплетница прилетела принесла задания для разминки.
- Тренинг вычислительных навыков.
- Восстановите цепочку вычислений. (слайд)
Задание из конверта.
3 | 20 | 6 | 5 | 44 | 36 | 21 | 16 | 22 | 13 | 54 | 10 | 9 | 42 | 24 | 7 | 18 |
Б | У | М | О | Х | Е | Л | З | К | Ь | Н | Р | Ш | Ь | Ш | Е | Е |
-- Задание для первого варианта: обведите в этой таблице только нечётные числа.
-- Задание для второго варианта: обведите числа, кратные 6.
-- Какое слово получилось у первого варианта? (Больше.)
-- А у второго варианта? (Меньше.)
- Решение задач на разностное сравнение.
-- Повторим решение задач с данными словами.
Учитель читает условие задачи, учащиеся записывают решение в тетради. Проверка организуется после решения каждой задачи.
- Птичка лесной конёк после своего пробуждения спела 30 мелодий, лесная синица 22. На сколько песен больше спела птичка лесной конёк?
- Размах крыльев деревенской ласточки составляет 34 см, а береговой ласточки—25 см. На сколько см меньше размах крыльев береговой ласточки, чем деревенской?
-- Какой способ вы использовали, решая задачи, в которых спрашивается, на сколько больше или меньше? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее число.)
Учитель открывает на доске эталон.
- Что это за вид задач? (Это задачи на сравнение.)
4) Пробное действие.
- Что вы повторили? (Мы повторили решение задач на сравнение, потренировались в вычислениях.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
На острове Сахалин в России обитают интересные птицы, зимующие в Японии. Утка мандаринка откладывает в своём гнезде 12 яиц, а сокол-сапсан 3 яйца. Во сколько раз больше яиц может отложить утка-мандаринка, чем сокол-сапсан?
- Сколько у вас получилось? (разные ответы)
-Почему получились разные ответы? (мы не решали такие задачи)
-Что нового вы увидели в этой задаче? (новые слова в вопросе)
- Когда используется знак минус? (Когда узнаем, на сколько больше или меньше.)
- Для тех, кто решил, вопрос: назовите правило и покажите эталон, по которому вы действовали (эталона нет).
- Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить место и причину затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить во сколько раз больше яиц у утки-мандаринки, чем у сокола-сапсана.)
- Чем эта задача отличается от предыдущих задач? (В предыдущих задачах требовалось найти, на сколько больше или меньше, а в этой задаче требуется узнать во сколько раз выше.)
- В чем затруднение? (В выборе действия для ответа на вопрос задачи.)
- Почему возникло затруднение? (У нас нет способа решения задач, в которых нужно узнать во сколько раз больше или меньше.)
- Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: согласовать и зафиксировать цель и тему урока, построить план и определить средства достижения цели.
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Построить способ решения задач, в которых нужно узнать, во сколько раз больше или меньше.)
- Когда в задаче есть вопрос «во сколько раз больше или меньше» такое сравнение называется кратным сравнением. Сформулируйте тему урока. (Задачи на кратное сравнение.)
Учитель записывает или открывает тему на доске.
- Что вам всегда помогало решать задачи? (Схема, рисунок, предметы, …)
- Я предлагаю воспользоваться геометрическими фигурами – кружками, которые будут заменять яйца птиц.
- Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать построенный проект.
- Я предлагаю вам выполнить план в группах. Напомните правила работы в группах.
- Положите перед собой 12 кружков.
- Сколько раз по 3 кружка в них содержится? (4 раза.)
- Покажите это на своих фигурах.
Дети раздвигают 12 кружков по 3 в каждой группе.
- Сколько получилось групп? (4 группы.)
- Так во сколько же раз 12 больше 3? (В 4 раза.)
- А во сколько раз 3 меньше 12? (Тоже в 4 раза.)
- Как это узнать с помощью вычислений? (Надо 12 разделить на 3.)
- Почему? (Мы должны узнать, сколько раз по 3 содержится в 12.)
- Какой последний шаг осталось выполнить? (Построить способ.)
- Как же узнать, во сколько больше или меньше одно число, чем другое? (Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее число.)
- Как определить, что вы правильно сделали вывод? (Посмотреть в учебнике.)
- Откройте учебники на странице 43. Прочитайте правило.
Один из учащихся читает правило вслух.
- Сделайте вывод. (Мы правильно сделали вывод.)
- Какой опорный сигнал можно составить? (По аналогии с тем, что мы построили для решения на разностное сравнение.)
- Что вы измените? (Вместо предлога на, нужно записать предлог «во», вместо знака минус поставить знак деления.)
Учитель вывешивает на доску эталон.
- Вы достигли поставленной цели? (Да.)
- Ответьте на вопрос задачи из пробного действия. (Утка-мандаринка откладывает в 4 раза больше яиц, чем сокол-сапсан).
- Какие задачи вы теперь можете решать? (Задачи на кратное сравнение.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи правило кратного сравнения.
- Задачи из конверта.
Прочтите первую задачу о птицах Африки. Составьте выражение к этой задаче. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
- Пеликан высиживает птенцов n недель, а страус d недель. Во сколько раз дольше высиживает птенцов страус, чем пеликан?
- Длина ног фламинго a см, а ног птицы-носорога b см. На сколько см ноги фламинго длиннее ног птицы-носорога?
- Фотограф сделал x черно-белых снимков птиц и z цветных. Во сколько раз чёрно-белых снимков меньше, чем цветных?
2) Работа в парах.
№ 2, стр. 44
- Найдите № 2 на странице 44.
- Выполните это задание в парах. Задание под буквой а комментирует I вариант, под буквой б II вариант.
Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-6.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение применять правило кратного сравнения.
--Решите самостоятельно задачу.
В начале лета кукушка подкинула в гнёзда других птиц 9 яиц, а в конце лета 3. Во сколько раз больше яиц кукушка подкинула в начале лета, чем в конце? На сколько яиц меньше она подкинула в конце лета, чем в начале?
(Проверка на слайде)
- Кто из вас испытал затруднение?
- В каком месте? (...)
- Почему возникло затруднение?
- Исправьте ошибку.
- Кто не ошибся?
- Что вы можете сказать? (У нас нет затруднения при решении задач на кратное сравнение.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать умение решать уравнения.
- Сегодня я предлагаю повторить решение уравнений.
№ 10, стр. 45
- Найдите № 10 на странице 45.
- Выберите любое уравнение и решите его с проверкой.
Учащиеся самостоятельно решают уравнение по выбору в рабочих тетрадях. Проверка организуется по образцу Д-8.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Где вы можете поработать над ошибками? (Дома.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
- Какую цель урока вы ставили перед собой? (Узнать способ решения задач на кратное сравнение.)
- Достигли ли вы цели? Докажите.
- Кому удалось сегодня учиться? Докажите.
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике "Масса как новый признак сравнения объектов"
Данный конспект урока говорит о том как лучше познакомить учащихся с Массой как новым признаком сравнения объектов, поможет лучше усвоить новый материал....
Конспект урока по математике "Круг и квадрат. Сравнение шара и куба"
Предложенный конспект урока предназначен для учащихся с умеренной умственной отсталостью...
Конспект урока по математике ТЕМА: Сравнение предметов: толстый – тонкий.
Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей с опорой на имеющийся опыт. На уроке были гости: герои мультиков Винни Пух и Пятачок. Были использованы пальчиковая гимнастика, динамические ...
Конспект урока по математике 1 класс "Сравнение чисел. Результат сравнения"
Сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по сравнению чисел....
Конспект урока по математике "Разностное сравнение чисел", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять разностное сравнение чисел;знакомство с понятием «разностное сравнение чисел».Планируемые результатыПредметные: иметь пр...
Конспект урока по математике «Кратное сравнение чисел и величин», 3 класс, А.Л.Чекин. М.: Академкнига/ учебник, презентация.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Кратное сравнение чисел и величин»Цель деятельности учителя: формирование умения сравнивать числа и величины кратно; совершенствование вычислительных нав...
Конспект урока по математике. Тема: "Сравнение трехзначных чисел" (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование навыка сравнения трехзначных чисел; усвоение способов сравнения трехзначных чисел.Планируемые результатыПредметные:- знать три способа сравнения трехз...