Урок математики в 1 классе по теме "Табличное сложение"
план-конспект урока по математике (1 класс)
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3. «Открытие» нового знаний и формулирование темы урока
4. Физкультминутка
5. Первичное закрепление
6. Тренировочные упражнения
7. Повторение и обобщение изученного
8. Итог урока. Самооценивание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1-м классе.
Тема: «Табличное сложение»
Цели урока:
- закрепить полученные ранее навыки табличного сложения и вычитания в пределах 10; решение простых текстовых задач; усвоить вычислительный прием сложения чисел в пределах 20 с переходом через десяток.
- развивать и совершенствовать логическое мышление, внимание, пространственное представление.
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, взаимовыручку.
Оборудование: М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В.Степанова Математика. Учебник для 1-го класса, карта путешествия, раздаточный материал: карточки «Домики с числами», зеленые, желтые и красные бумажные замки для самооценки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ученики:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-путешествие. А чтобы узнать, куда мы все вместе отправимся, вам необходимо выполнить задание.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Посмотрите, внимательно на доску. Что вы видите ?
7 13 4 9 11 6 18 20 3 12 8 10 1 15 2 16 5 17 14 19
н е т _ а а к ! с т у м В а _ т р и м и
Ученики: Цифры от 1 до 20, к ним прикреплены буквы, но стоят они не по порядку.
Учитель: Если мы вспомним и назовём все числа от 1 до 20 по порядку, то мы и получим название того места, по которому мы и будем путешествовать. От какого числа начнём считать?
Ученики: От числа 1.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
В _ с т р а н у _ м а т е м а т и к и !
Учитель: Так куда же мы отправляемся в путешествие?
Ученики: В страну математики.
На доске появляются иллюстрации домиков.
Учитель: Итак, в путь! А идем мы с вами по улице волшебных домиков. Как вы думаете, почему они волшебные?
Ученики: Потому что на этажах крышах домов живут цифры.
Учитель: Предлагаю вам заселить волшебные домики. Учащиеся записывают состав чисел первого десятка на карточках, сверяем правильность выполнения с доской.
Учитель: Молодцы! А теперь мы отправимся в парк отдыха нашей волшебной страны, в которой растут вот такие интересные деревья. На каждом дереве должно расти по 10 фруктов или ягод. Рассмотрите их внимательно и скажите, сколько фруктов или ягод нужно добавить на каждое дерево.
Ученики: На первом дереве не хватает 2 лимонов, на втором – 9 гроздьев винограда, на третьем – 5 яблок, на четвертом – 7 слив, на пятом – 4 груши, на шестом – 1 банана, на седьмом – 3 вишенок, на восьмом – 6 апельсинов, на девятом – 8 персиков.
3. «Открытие» нового знаний и формулирование темы урока
Учитель: А теперь мы попали в математический лес, к нам навстречу выходит…
Ученики: Лиса.
Учитель: Помогите Лисичке найти значения выражений.
3 + 4 10 + 3
7 + 3 9 + 2
Учитель: Смогли ли вы выполнить задание?
Ученики: Нет, не смогли.
Учитель: В чем затруднение? Чем последнее числовое выражение не похоже на предыдущие выражения?
Ученики: Здесь надо сложить два числа, сумма которых больше 10. Мы такие задания еще не выполняли.
Учитель: Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ученики: Будем учиться искать значение похожих сумм. Будем учиться складывать числа, сумма которых больше 10.
Учитель: А научит вас и лисичку находить значения таких выражений…
Ученики: Зайчик-математик.
Учитель: Для того, чтобы прибавить к девяти 2, сначала 9 дополним до 10, то есть заберём одну часть и переместим её к девяти. У нас осталась еще одна часть, и мы ее добавляем к десятку и получаем одиннадцать.
9 + 2 = 11
______________________
9 + 1 + 1 = 10 + 1 = 11
Учитель: Давайте рассмотрим способ нахождения значения выражения 2 + 9.
2 + 9 = 11
_______________________
2 + 8 + 1 = 10 + 1 = 11
Учитель: Для того, чтобы прибавить к двум девять, сначала 2 дополним до 10, то есть заберём одну часть от второго слагаемого и переместим её к первому слагаемому. У нас осталась еще одна часть, мы её добавляем к десятку и получаем одиннадцать. Расскажите, почему суммы равны?
Ученики: Потому что и в первом и во втором выражениях мы складывали одни и те же числа. От перестановки слагаемых значение суммы не меняется.
Учитель: Каким способом удобнее находить значение суммы?
Ученики: Удобнее складывать, когда первое слагаемое больше, чем второе, тогда его легче дополнить до 10.
4. Физкультминутка
Учитель: А теперь я вам предлагаю вам немного отдохнуть на лугу.
Видишь, бабочка летает,
(Машем руками – крылышками.)
На лугу цветы считает.
(Считаем пальчиком.)
– Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать, не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц…
(Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела
(Машем руками – крылышками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считаем пальчиком.)
5. Первичное закрепление
Учитель: А за лугом, на котором мы с вами отдыхали, появилось озеро, которое называется «Складываем по частям». Нужно найти значения выражений на туловищах лебедей. Как мы будем считать?.
Ученики: Заменим число 3 суммой чисел 2 и 1, потому что к 8 прибавить 2, получится 10 и потом еще добавим 1, получится 11.
8 + 3 = 8 + 2 + 1 = 10 + 1 = 11
2 1
7 + 4 = 7 + 3 + 1 = 10 + 1 = 11
3 1
6 + 5 = 6 + 4 + 1 = 10 + 1 = 11
4 1
6. Тренировочные упражнения
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску, наши мостики через речку сломались, сможем ли мы их починить при помощи математических знаков «>», «<», «=», чтобы перейти на другую сторону реки?.
Ученики: Сможем. Первое слагаемое и слева, и справа одинаковые, значит будем сравнивать вторые слагаемые.
6 + 6 > 6 + 5
7 + 4 < 7 + 5
8 + 4 > 8 + 3
Учитель: Найдите значение выражения 6 + 6. Как будем считать?
Ученики: Второе слагаемое заменим на 4 и 2, потому что удобнее к 6 прибавить 4, получится 10. Потом добавим еще 2, получится 12.
Аналогичная работа проводится в числовыми выражениями 7 + 5, 8 + 4.
7. Повторение и обобщение изученного
Учитель: Вот мы почти добрались до волшебного замка. Что нам мешает увидеть этот замок?.
Ученики: Высокий забор.
Учитель: Чтобы ворота открылись, вам необходимо решить математическую задачу.
В Стране Математики 3 деревни, 4 посёлка и 5 городов. Сколько всего населённых пунктов в Стране Математики? Что мы должны сделать, чтобы решить задачу?
Ученики: Составить схему.
Учитель: Что нам известно?
Ученики: Известны части 3, 4, 5, а нам нужно найти целое.
Учитель: Как найти целое, зная части?
Ученики: Сложить части.
Учитель: Сколько различных способов можно использовать, чтобы решить данную задачу?
Ученики:
4 + 3 + 5
5 + 3 + 4
4 + 5 + 3 и т.д.
3 + 4 + 5 = 7 + 5
Учитель: Как к семи прибавить пять?
Ученики: Заменить число пять на слагаемые 3 и 2, потому что удобнее к 7 прибавить 3, получится 10. Потом добавим еще 2, получится 12. В Стране Математики 12 населённых пунктов.
Учитель: Первый ряд находит значение первого числового выражения, второй ряд – второго числового выражения, третий ряд – третьего числового выражения.
Итог урока. Самооценивание
Учитель: Молодцы. А вот и наш волшебный замок. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ученики: Мы научились складывать числа, значение суммы которых больше десяти.
Учитель: Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат домики зеленого, желтого и красного цвета. Если на уроке все задания были легкими, вы научились складывать числа, сумма которых больше десяти и вам было интересно, прикрепите на доску зеленый домик; если не все задания показались вам легкими, прикрепите желтый домик, а если вам было сложно на уроке и требуется помощь, прикрепите красный домик.
– Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 2 класс Внетабличные случаи сложения и вычитания
Урок математики по теме"Внетабличные случаи сложения и вычитания"Целью урока является отработка вычислительных навыков сложения и вычитания изучееных видов....
урок математике 2 класс на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление"
Интегрированный урок математике во 2 классе на тему: "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление."Тип урока: Игра - путешествие....
Урок математики 2 класс . "Закрепление пройденного. Сложение и вычитание в пределах 100"
Подробный конспект открытого урока по математике во 2 классе по традиционной программе....
Школа России.Урок математики.1 класс.Общие приёмы сложения с переходом через 10.
Предлагаемая методическая разработка представляет собой план-конспект урока математики для 1 класса по программе "Школа России". Тема урока: "Общие приёмы сложения с переходом через...
Урок математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание отрезков"
Урок разработан по программе "Школа России" Соответствует ФГОС....
урок математики 2 класс по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел. Закрепление"
Сценарий урока с использованием компьютера.Предмет – МатематикаКласс – ВторойТема – Закрепление изученного материала. «Поход Оха и Аха по окрестностям»Учебно-методическое обеспечениеДемидова Т.Е...
Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Сложение с нулем"
Презентация подготовлена к уроку математики в 1 классе по теме "Сложение с нулем". Знакомит в занимательной форме с числом 0, раскрывает его математический смысл. Обогащает речь ребенка крылатыми выра...