Формирование УУД при решении задач. Мастер-класс
опыты и эксперименты по математике
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий при решении задач.
В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться (УУД). Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
При решении задач формируются следующие универсальные учебные действия:
- Познавательные УУД
— осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
— использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
— понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
— выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
— пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи);
— выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.
- Коммуникативные УУД
— использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;
— строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
— участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
— участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
— взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;
— принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
- Регулятивные УУД
— понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
— составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
— соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
— сравнивать различные варианты решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
— выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
— в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
- Личностные УУД
— элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
— основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
— стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
— элементарные умения общения (знание правил общения и их применение).
Общие приёмы решения задач включают несколько этапов.
Общий приём решения задач включает : знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приёмами и операциями.
Компоненты общего приёма решения задач.
I.Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приёма решения задач.
II.Перевод теста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
В результате анализа задачи текста выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако текстовая форма выражения этих величин сообщения часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того, как данные задачи специально вычленены в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств – моделей различного вида: чертеж, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод теста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении теста.
III.Установление отношений между данными и вопросом.
На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения ( вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных. Выделяются четыре типа отношений между объектами и их величинами: равенство, часть/целое, разность, кратность – сочетание которых определяет разнообразие способов решения задач. Анализ практики обучения показывает, что особую трудность для учащихся представляют задачи с отношением кратности.
IV.Составление плана решения.
На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий – план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных задач.
V.Осуществление плана решения.
VI.Проверка и оценка решения задачи.
Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения, ведущего к результату (рациональность способа, нет ли более простого). Одним из вариантов проверки правильности решения, особенно в начальной школе, является способ составления и решения задачи, обратной данной.
В период начального образования основным показателем развития УУД становится овладение моделированием. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково – символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи. Из разных видов деятельности со знаково – символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование.
Аналогические этапы (компоненты) входят в состав учебного моделирования.
- Предварительный анализ текста задачи;
- Перевод текста задачи на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
- Построение модели;
- Работа с моделью;
- Соотнесение результатов, полученных ан модели, с реальностью (с тесктом)
Мастер – класс
Прочитайте задачу.
1) У Вали 5 золотых монет, а у Саши на 2 золотых монет меньше. Сколько золотых монет у Саши?
У: О ком говорится в задаче? (о Вали и о Саши).
У: Давайте напишем на доске их имена.
В.
С.
У: Что нам известно в задаче? ( у них есть золотые монеты)
У: Сколько золотых монет у Вали? (5)
У: Обозначим монеты кружочками.
У: Мы знаем сколько монет у Саши? (на 2 меньше)
У: Что значит на 2 меньше? (столько же, но без 2)
У: Какой вопрос в задаче? (Сколько монет у Саши?)
У: Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (да)
У: Каким действием мы можем это узнать? ( минусом)
Выберите схему, которая подходит к условию задачи (схемы на доске).
2) Вова купил 3 стаканчика мороженого. Это на 2 стаканчика больше, чем купил Петя. Сколько стаканчиков мороженого купил Петя?
1) В.____________
П._______________________
?
2) В._______________________
П.____________
?
У: Прочитайте задачу.
У: Какая схема подходит к тексту задачи? (2)
У: Почему?
У: Кто купил мороженого больше? (Вова)
У: Нанесём данные на схему:
3
2) В._______________________
П.____________ 2
?
У: Можем сразу ответить на вопрос задачи? (да)
У: Каким действием можем узнать? (минусом, 3-2)
Заполнить таблицу данными из условия задачи.
3) За 5 карандашей Оля заплатила 45 рублей. Сколько рублей стоят 3 карандаша?
У: Прочитайте задачу.
У: Какую модель удобнее составить к тексту задачи: схему или таблицу? (таблицу)
У: Какие величины запишем в таблицу? (цена, количество, стоимость)
У: Внесите все данные в таблицу.
Цена | количество | Стоимость |
? руб одинаковая | 5 к | 45 р. |
3 к. | ? руб |
У: Сколько вопросов в задаче? (2)
У: Значит сколько действий в задаче?
У: Что узнаем первым действием? (цену 1 карандаша)
У: Что узнаем вторым действием? (стоимость трёх карандашей)
Оформление условия задачи в виде чертежа.
4) Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали 2 мотоциклиста. Один из них двигался со средней скоростью 70 км/ч и проехал до встречи 140 км, а другой двигался со средней скоростью 65 км/ч. Найдите расстояние между городами.
У: Давайте данные задачи покажем на чертеже.
70км/ч 65км/ч
1 2
140км ? км
?км
У: Что значит 70 км/ч, 65 км/ч?
У: Что значит 140 км ?
Оформление условия задачи графически.
5) В одной банке 3 кг огурцов. Сколько огурцов в 4 таких банках?
У: Составьте модель к тексту задачи, используя геометрические фигуры.
3кг 3 кг 3 кг 3 кг
У: Какой вопрос задачи?
У: Мы можем сразу ответить? (да)
У: Каким действием? (умножением)
Подведение итога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий при решении задач"
В мастер-классе показаны варианты формирования УУД при решении задач, используя знаково - символическое моделирование....
Урок-рефлексия с решением частных задач. Мастер-класс по русскому языку на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?"
Урок-рефлексия с решением практичских задач на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?" (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова)...
Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)
Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопостовля...
Формирование УУД через решение задач. Моделирование как универсальное учебное действие.
В статье раскрывается смысл моделирования и применения модели для решения задач в начальной школе....
Мастер - класс "Формирование УУД на уроках математики при решении нестандартных задач"
Мастер - класс "Формирование УУД на уроках математики при решении нестандартных задач", использован для обмена опытом с учителями начальных класссов а методическом объединении....
Формирование умения анализировать решенную задачу на урках математики в начальной школе
Анализ решенной задачи способствует более глубокому пониманию и содержания и метода решения задачи....