ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
план-конспект урока по математике (2 класс)

урок математики для обучающихся 2 класса по УМК "Школа России". 

Цель урока: Познакомить с письменным приемом сложе­ния двузначных чисел; показать место расположения десятков и единиц при решении выражений в столбик

Планируемые результаты:

Предметные: знать: устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; как найти периметр многоугольника; уметь: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; соотносить текст задачи с ее краткой записью; находить периметр прямоугольника.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способность понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: оценивать свои достижения на уроке; коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; уметь вступать в речевое общение.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; стремиться развивать мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosova_e.v._-_matem_2_kl_2.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Косова Елена Викторовна

Класс, учебник: 2 класс. Математика. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. М.: «Просвещение»

Тема урока: ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ  ЧИСЕЛ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК

Цели деятельности учителя

Познакомить с письменным приемом сложения двузначных чисел; показать место расположения десятков и единиц при решении выражений в столбик

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать: устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; как найти периметр многоугольника; уметь: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; соотносить текст задачи с ее краткой записью; находить периметр прямоугольника.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способность понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: оценивать свои достижения на уроке; коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; уметь вступать в речевое общение.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; стремиться развивать мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Образовательные
ресурсы

http://www.liveinternet.ru/users/byxtelka/post104646979 – Цитатник

Оборудование

Магнитная доска, компьютер, проектор

Наглядно-демонстрационный
материал

Схемы краткой записи задач различного вида

Основные понятия и термины

Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, чертеж, геометрические фигуры, прямоугольник, периметр

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ п/п

Этап
урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Средства обучения

1

2

3

4

6

7

I.

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Демонстрируют готовность

к уроку

Регулятивные: контролируют свои действия

Образные представления

II.

Актуализация знаний.

1. Каллиграфическая минутка

Прописывает образец на доске:

47 47 47 47 47…

58 58 58 58 58…

– Что вы заметили?

– Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях

Слушают учителя, отвечают

на вопросы, записывают число в тетради

Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.

Познавательные: выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

рабочая тетрадь, ручка, доска

 

2. Устный счет

1. «Цепочка».

– Проверьте, все ли в цепочке верно?

2. Какой знак пропущен?

6 * 2 = 5 * 3              8 * 2 = 18 * 8

8 * 3 = 11 * 0            7 * 4 = 6 * 5

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения

и вычитания; анализируют, обосновывают свою точку зрения; составляют равенства

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают таблицу

проектор, компьютер

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

сложения и вычитания в пределах 20

III.

Сообщение темы

и целей

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Предлагает найти значение суммы 45 + 23

(с подробным объяснением).

Объяснение: представим число 23 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3. Удобно к первому слагаемому сорок пять прибавить двадцать, а затем к полученному результату прибавить три.

45 + 23 = 45 + (20 + 3) = (45 + 20) + 3 =

= 65 + 3 = 68.

– До сих пор мы с вами пользовались различными устными приемами сложения двузначных чисел.

Познавательная: слушают учителя.

Коммуникативная: вступают

в диалог с учителем и одноклассниками.

Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

мультимедийная презентация

 

2. Открытие новых знаний

Предлагает рассмотреть запись на доске:

                             45

                          + 23

                             68

– Рассмотрите внимательно запись.

– Вы заметили, что в ней тоже записана сумма чисел 45 и 23?

– Расскажите, как это сделано.

Наблюдают, логически рассуждают, обобщают, делают выводы, что сегодня узнают один из письменных приемов сложения двузначных чисел, научатся складывать числа, используя данный прием

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.

Познавательные: анализируют

и сравнивают объекты, делают выводы.

Коммуникативные: знают

доска

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

– Как расположены единицы слагаемых? (Единицы расположены под единицами.) 

– Как расположены десятки? (Десятки расположены под десятками.)

Где стоит знак действия? (Слева от слагаемых.)

Что в записи заменяет знак равенства? (Черта.)

Как располагается значение суммы? (Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками.)

Далее поясняет, что при сложении в столбик вычисления начинают делать с единиц

правила ведения диалога; уважают в общении как партнеров, так и самих себя.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

IV.

Работа над новым материалом

1. Первичное закрепление

С целью отработки приема сложения двузначных чисел в столбик предлагает выполнить Задание 1 

(с. 4 учебника, ч. 2) 

Приглашает одного ученика выполнить работу на доске (с подробным объяснением).

Предлагает обучающимся самостоятельно

с последующей взаимопроверкой выполнить задание «Проверь себя».

Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают.

Самостоятельная работа:

задание «Проверь себя» (с. 4 учебника, ч. 2).Работают самостоятельно, осуществляют взаимоконтроль.

Познавательные: создают алгоритм деятельности; структурируют знания.

Коммуникативные: слушают, слышат и понимают партнеров по речевому общению; уважают всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают важность приобретаемых знаний и умений. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль, корректировку и оценивание

Учебник, тетрадь, ручка

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

своей деятельности и деятельности партнера.

2. Физкультминутка

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора

Выполняют

элементарные физические

упражнения

(в соответствии в текстом стихотворе-

ния), повторяя их за учителем

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

диск с записью музыки

 

3. Работа над задачами

– Прочитайте текст задачи 2.

– Что в задаче известно?

– О чем спрашивается?

– Какая это задача: простая или составная?

– Назовите данные и искомое числа.

– Рассмотрите внимательно схемы (вывешивает на доску различные схемы задач).

– Есть ли среди них та, которая соответствует прочитанной вами задаче?

– Запишите задачу кратко.

– Решите задачу по действиям, с пояснениями.

Решение:

1) 4 – 3 = 1 (м) – на передник;

2) 4 + 1 = 5 (м) – всего.

– Запишите решение задачи

Решение задач изученных видов.

Задача 2 (с. 4 учебника, ч. 2)Слушают учителя, отвечают

на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; соотносят текст задачи со схемой; выполняют краткую запись;

объясняют, каким образом следует выполнить решение, обосновывают выбор арифметических действий для

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи,

строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать

Учебник, тетрадь, ручка

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

выражением.

4 + (4 – 3) = 5.

– Сформулируйте и запишите ответ задачи

решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос

свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Личностные: имеют мотивацию
к учебной деятельности; осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений

 

4. Работа с геометрическим материалом

– Начертите в тетрадях прямоугольник

со сторонами 4 и 2 сантиметра.

– Как найти периметр прямоугольника?

– Найдем периметр данного прямоугольника.

– Начертите треугольник, имеющий такой же периметр.

– Каковы стороны вашего треугольника?

Под руководством учителя учащиеся записывают данную геометрическую задачу; чертят заданную фигуру; повторяют понятие периметра, самостоятельно находят периметр многоугольника

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера; при необходимости корректируют деятельность, выделяют то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить.

Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют.

Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать самостоятельность, внимание, наблюдательность

карандаш, линейка, тетрадь, ручка

5. Решение

выражений

Предлагает обучающимся работать в парах. На данном этапе урока можно предложить выполнить

Работа в парах:

задание 3 

(с. 4 учебника, ч.

Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и

Учебник, тетрадь, ручка

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

задание 3, которое способствует развитию навыков счета, закреплению изученных школьниками приемов сложения и вычитания

2)Решают числовые выражения

в парах; осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку

оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе

V.

Рефлексия учебной деятельности

– Чему научил вас сегодняшний урок?

– Все ли вам было понятно?

– Что особенно понравилось?

– Что вызвало затруднения?

– Как вы сегодня работали?

- Что вы расскажите дома родителям?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Регулятивные:

  выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

 преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

самостоятельное формулирова-ние познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

VI.

Домашнее задание

Учитель объясняет выполнение домашнего задания

Записывают задание в дневники

дневник, ручка

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

Коммуникативные:

- постановка вопросов

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

VII.

Выставление оценок

- Оцените свою работу на уроке.

Комментирует оценки

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка "Сложение вычитание с переходом через десяток"

Приключения Ивана-царевича, в поисках прекрасной Василисы...

Общий приём сложения чисел с переходом через десяток

Презентация к уроку математики в 1 классе....

Сложение чисел с переходом через десяток в разных системах счисления

Методические рекомендации о том, как научить учащихся складывать числа в разных системах счисления....

математика 1 класс, сложение чисел с переходом через десяток.

математика 1 класс, сложение чисел с переходом через десяток....

Технологическая карта к уроку математики по теме:Сложение чисел с переходом через десяток.

Технологическая карта урока математики по теме:"Сложение чисел с переходом через десяток". Материал предназначен для проведения урока математики во 2 классе (УМК "Школа России")....

Конспект урока математики. 1 класс. Тема "Сложение чисел с переходом через десяток", УМК "Перспекива"

Конспект представлен в виде технологической карты с подробным описанием всех этапов урока....