I. Организационный момент
|
| - Звонок прозвенел. Он позвал на урок. Пора! Тишина! К нам наука идёт… Математика сложна, Но говорим с почтением, Что математика нужна, Всем без исключения!
| Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на активную деятельность, определяют значение математики в жизни людей. - Без счёта не будет на улице света, Без счёта не сможет подняться ракета, Без счёта письмо не найдёт адресата, И в прятки сыграть не сумеют ребята! | Личностные УУД: - формируем желание выполнять учебные действия; - формируем положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
| 1 минута |
II. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока. | - Игра «День - ночь».
На доске портрет А. С. Пушкина, он закрыт «тучками». По команде учителя: «Ночь!» дети ложатся на парту, закрывают глаза и выполняют устно вычисления примеров, которые диктует учитель. По команде: «День!» поднимаются и показывают ответ примера с помощью числовых «вееров».
- «Задания волшебного клубка». Работа в парах.
- Групповая работа «Расшифруйте слово».
|
3 + 4 – 2 + 4 – 0 – 1 9 – 9 + 5 – 3 + 6 – 7 8 – 2 – 6 + 7 – 4 + 3 2 + 2 + 5 – 8 + 4 + 2 - Вы помогли прогнать тучи. Чей портрет открылся?
Сегодня на уроке математики мы будем путешествовать по сказке А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане… ». Что вам понадобится в таком путешествии?
В путь! Чтобы клубок привёл нас в сказочную страну поработайте в парах: Задание: Сравните: 8 * 8 – 2 6 + 3* 5 + 3 4 * 4 + 1 5 – 2 * 5– 4 7 * 7 + 0 6 – 5 * 8 – 5
а * а + 3 б + 2 * б – 4 с + 8 * 8 + с
- Кому при выполнении этого задания было легко? - Кому пока было трудно?
- Клубок привёл нас к морю: В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. Словно горькая вдовица, Плачет, бьётся в ней царица; И растёт ребёнок там Не по дням, а по часам Давайте поможем морю выплеснуть бочку на сушу. Задание: Выполните вычисления, расшифруйте слово.
В 2 + 2, И 4 + 4, Н 7 – 2, Е 5 + 4, Р 5 – 3 , У 8 – 7, Н 4 + 3, А 7 – 4. Е 9 – 3,
- Сформулируйте тему нашего урока. - Поставьте цель нашего урока.
-Кому при выполнении этого задания было легко? - Кому пока было трудно?
|
Дети демонстрируют «веерки» с числами «8», «1», «6», «7».
- Это А. С. Пушкин – великий русский писатель и поэт.
Наши знания, внимание, сообразительность, дружба помогут нам преодолеть много разных препятствий.
Дети анализируют выражения, совещаются в парах, вставляют нужный знак. Затем осуществляется коллективная проверка. Ученики «сигнализируют» правильность – зелёными сигналами, неправильность - красными сигналами. Дети поднимают сигнальные карты (зелёной стороной – легко, красной стороной – трудно).
Групповая работа. Дети расшифровывают слово «уравнение».
«Решение уравнений». - Решать уравнения разных видов, используя свои умения.
| Личностные УУД: - формируем эмоциональное отношение к миру; - развиваем интерес учащихся к творческим заданиям; - помочь учащимся осознать себя как гражданина, как представителя российского народа.
Коммуникативные УУД: - формируем умение организовывать и осуществить сотрудничество со сверстниками. Познавательные УУД: - формируем умение осознавать познавательную задачу, отражать её во внешней речи. Регулятивные УУД: - формируем умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; -развиваем умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления. Коммуникативные УУД: - формирование умения работать в группах, учитывать позицию собеседников (партнеров); -формируем умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Регулятивные УУД: развиваем умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления. | 3 минуты
3 минуты
4 минуты |
III. Включение в систему знаний, постановка проблемы. | - «Белкины орешки». Беседа.
Дети отвечают на вопросы.
- Задания Черномора. Коллективная работа. Составление уравнений по рисунку, их решение.
А)
Б) Составление уравнений по схеме, их решение. Фиксация причины затруднения.
х
4 2
3.Физминутка. А) «Мы старались, мы учились».
Б) Игра «Ритмический счёт через 6».
| Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт. Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки злотые, Ядра – чистый изумруд; Слуги белку стерегут…
- Что такое уравнение?
- При помощи каких латинских букв принято обозначать неизвестный компонент в уравнениях?
- Что значит решить уравнение?
- Найдите уравнения: х < 5, 5 + 4 = 9, х + 4 < 9, х + 3 =7 9 + х, 7 – 1 = 6 Остров на море лежит, Град на острове стоит, Каждый день идёт там диво: Море сдуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в скором беге – И останутся на бреге Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор; С ними дядька Черномор…
Задание: составьте уравнение по рисунку. Решите его и сделайте проверку.
- В чём причина затруднений? Чем отличается это уравнение от уравнений, встречающихся ранее?
- Какую цель можем поставить перед собой?
Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движения крыльев.) Чтобы ноги не болели. Раз - присели, два - присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) Посчитаем мы потом. - Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться рукой левой ноги (2), коснуться правой рукой правого плеча (3), коснуться левой рукой левого плеча (4), хлопнуть в ладоши (5), прикоснуться ладонями друг к другу и сказать «шесть», (12, 18,24,… 60). |
- Уравнение – это равенство, один из компонентов действий которого, надо найти. - При помощи латинской буквы «х», «с», «z», «у».
- Решить уравнение, значит, узнать какое число надо поставить вместо «х», чтобы получить верное равенство.
х + 3 =7
Дети составляют уравнение, комментируют его по алгоритму: - Читаю уравнение: …
- В этом уравнении части - … и целое - …
- Неизвестна часть. Применяю правило: «Чтобы найти часть, нужно от целого вычесть известную часть».
- Х равен разности… и …
- Ответ: х равен …
- Проверяю: …
У некоторых детей возникают затруднения. - Неизвестно уменьшаемое (целое).
- Научиться решать уравнения нового типа с опорой на правило.
Дети повторяют за учителем слова и движения.
Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают «про себя» до шестидесяти, одновременно выполняя под счёт движения. Вслух называются кратные шести числа, дети касаются ладонями друг друга.
| Личностные УУД: Формируем эмоциональное отношение к миру.
Коммуникативные УУД: - формируем умение вступать в учебный диалог с учителем, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД: - формируем умение извлекать информацию из практической работы, ориентироваться в своей системе знаний; - формируем умение перерабатывать информацию, выполняя универсальные логические действия (выполнять анализ, синтез, устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); - формируем умение систематизировать и обобщать информацию, представленную в наглядно - символической форме (в виде графических схем); - формируем умение осознавать познавательную задачу, отражать её во внешней речи.
Регулятивные УУД: - развиваем умение ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. Коммуникативные УУД: - формируем умение вступать в учебный диалог с учителем, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Коммуникативные УУД: - формируем умение формирование умения работать в парах, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
| 3 минуты
6 минут
3 минуты |
IV. Совместное открытие новых знаний. | Царевна Лебедь. Решение уравнений нового вида.
| За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть; Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит…
Задание: назовите в уравнении: х – 4 = 2 части и целое.
- Какое правило о взаимосвязи части и целого, как «волшебный клубочек» помогает нам в разных ситуациях? - Составим план решения уравнений данного вида.
|
- х – целое, а – часть, б- часть.
- Чтобы найти целое, нужно сложить части.
- Читаю уравнение: …
- В этом уравнении части - … и целое - …
- Неизвестно целое. Применяю правило: «Чтобы найти целое, нужно сложить известные части».
- Х равен сумме… и …
- Ответ: х равен …
- Проверяю: …
|
Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний. Личностные УУД: - формировать умение приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные УУД: - формируем умение извлекать информацию из практической работы, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; - формируем умение систематизировать и обобщать информацию.
| 5 минут
|
V. Первичное закрепление, фиксация изученного во внешней речи. | Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону (тетрадь С.19, № 2).
| - Решим уравнения нового вида.
- Кому при выполнении этого задания было легко? - Кому пока было трудно? | Дети решают уравнения, применяя полученные знания. Один из ребят работает у доски, на той её стороне, которая не видна другим ученикам. Затем дети проверяют правильность решения задачи у доски (коллективная проверка) и у себя в тетради (самопроверка).
| Регулятивные УУД: - формируем умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. | 5 минут |
VI. Закрепление ранее изученного. | - Решение составных задач.
Тетрадь С. 18 № 2(2).
| Царь слезами залился, Обнимает он царицу И сынка, и молодицу, И садятся все за стол; И весёлый пир пошёл…
- Кому при выполнении этого задания было легко? - Кому пока было трудно?
| Дети решают задачи, применяя полученные знания. Один из ребят работает у доски, на той её стороне, которая не видна другим ученикам. Затем дети проверяют правильность решения задачи у доски (коллективная проверка) и у себя в тетради (самопроверка).
| Познавательные УУД: - формируем умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные УУД: - формируем умение адекватно оценивать результат своих действий.
| 5 минут |
VII. Итог. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Что нового узнали на уроке? - Кому сегодня было легко? - Кому пока было трудно? - Кто доволен своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? - Кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе? - Отметьте своё настроение. | Ответы детей.
Дети отмечают своё настроение на доске при помощи смайликов (грустного, весёлого). | Регулятивные УУД: - формируем умение соотнести результат своей деятельности с целью урока, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и умение пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
| 2 минуты |