План – конспект урока по математике в 1 классе на тему: "Решение уравнений"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Острая Елена Петровна

На уроке ученики получат возможность научиться решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым. Продолжится работа по формированию способности к решению составных задач на сложение и вычитание; составлению соответствующих графических схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_.docx793.76 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по математике в 1классе

Тема урока: Решение уравнений.

Цели:

  • формировать способность к решению уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым;
  • продолжать формировать способность к решению составных задач на сложение и вычитание; составлению соответствующих графических схем;  
  • тренировать автоматизированный навык счёта в пределах девяти;
  • развивать мыслительные операции, творческие способности, речь детей;
  • воспитывать взаимопомощь, положительное отношение к учёбе.

Оборудование:

  • портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане…», «тучки» с записью на них примеров в пять действий; 
  • сигнальные карточки (с одной стороны зелёная, с другой стороны красная);
  • индивидуальные «веера» с цифрами;
  •  рисунки и графические схемы для составления уравнений;
  • смайлики-магниты с грустным и весёлым выражением лица (на каждого ученика);
  • карточки с заданиями для работы в парах (9 штук);
  • карточки с заданиями для работы в группах (3 штуки).

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

Время

I. Организационный момент

- Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам   наука идёт…

Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна,
Всем без исключения!

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на активную деятельность, определяют значение математики в жизни людей.

 - Без счёта не будет на улице света, 
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
 
И в прятки сыграть не сумеют ребята!

Личностные УУД:

- формируем желание выполнять учебные действия;

- формируем положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

1 минута

II. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока.

  1. Игра «День - ночь».

На доске портрет А. С. Пушкина, он закрыт «тучками». По команде учителя: «Ночь!» дети ложатся на парту, закрывают глаза и выполняют устно вычисления примеров, которые диктует учитель. По команде: «День!» поднимаются и показывают ответ примера с помощью числовых «вееров».

  1. «Задания волшебного клубка». Работа в парах.

 

  1. Групповая работа «Расшифруйте слово».

     

3 + 4 – 2 + 4 – 0  – 1

9 – 9 + 5 – 3 + 6 – 7

8 – 2 – 6 + 7 – 4 + 3

2 + 2 + 5 – 8 + 4 + 2

- Вы помогли прогнать тучи. Чей портрет открылся?

Сегодня на уроке математики мы будем путешествовать по сказке

А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане… ». Что вам понадобится в таком путешествии?

 

В путь!  

Чтобы клубок привёл

нас в сказочную страну поработайте в парах:

 Задание: Сравните:

8 * 8 – 2       6 + 3* 5 + 3

4 * 4 + 1       5 – 2 * 5– 4

7 * 7 + 0       6 – 5 * 8 – 5

а * а + 3

б + 2 * б – 4

с + 8 * 8 + с

- Кому при выполнении этого задания было легко?

- Кому пока было трудно?

- Клубок привёл нас к морю:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам

Давайте поможем морю выплеснуть бочку на сушу.

Задание: Выполните вычисления, расшифруйте слово.

В 2 + 2,         И 4 + 4,

Н 7 – 2,          Е 5 + 4,

Р 5 – 3 ,          У 8 – 7,

Н 4 + 3,          А 7  4.  

Е 9 – 3,

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Поставьте цель нашего урока.

-Кому при выполнении этого задания было легко?

- Кому пока было трудно?

Дети демонстрируют «веерки» с числами «8», «1», «6», «7».

- Это А. С. Пушкин – великий русский писатель и поэт.

Наши знания, внимание, сообразительность, дружба помогут нам преодолеть много разных препятствий.

Дети анализируют выражения, совещаются в парах, вставляют нужный знак.

Затем осуществляется коллективная проверка. Ученики «сигнализируют» правильность – зелёными сигналами, неправильность - красными сигналами.

Дети поднимают сигнальные карты (зелёной стороной – легко, красной стороной – трудно).

Групповая работа.

Дети расшифровывают слово «уравнение».

«Решение уравнений».

- Решать уравнения разных видов, используя свои умения.

Личностные УУД:

- формируем эмоциональное отношение к миру;

- развиваем интерес учащихся к творческим заданиям;

- помочь учащимся осознать себя как гражданина, как представителя российского народа.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение организовывать и осуществить сотрудничество со сверстниками.

Познавательные УУД:

- формируем умение осознавать познавательную задачу, отражать её во внешней речи.

Регулятивные УУД:

- формируем умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

-развиваем умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения работать в группах, учитывать позицию собеседников (партнеров);

-формируем умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Регулятивные УУД: развиваем умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.

3 минуты

3 минуты

4 минуты

III. Включение в систему знаний, постановка проблемы.

  1. «Белкины орешки». Беседа.

Дети отвечают на вопросы.

  1. Задания Черномора. Коллективная работа. Составление уравнений по рисунку, их решение.

А)

Б) Составление уравнений по схеме, их решение. Фиксация причины затруднения.

                             х

     

                  4                     2

3.Физминутка.

А) «Мы старались, мы учились».

Б) Игра «Ритмический счёт через 6».

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт.

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые, Всё скорлупки злотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…

- Что такое уравнение?

- При помощи каких латинских букв принято обозначать неизвестный компонент в уравнениях?

- Что значит решить уравнение?

- Найдите уравнения:

х < 5,              5 + 4 = 9,  

х + 4 < 9,        х + 3 =7

9 + х,               7 – 1 = 6

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

Каждый день идёт там диво:

Море сдуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

 И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

С ними дядька Черномор…

Задание: составьте уравнение по рисунку. Решите его и сделайте проверку.

- В чём причина затруднений? Чем отличается это уравнение от уравнений, встречающихся ранее?

- Какую цель можем поставить перед собой?

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

Посчитаем мы потом.

- Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться рукой левой ноги (2), коснуться правой рукой правого плеча (3), коснуться левой рукой левого плеча (4), хлопнуть в ладоши (5), прикоснуться ладонями друг к  другу и сказать «шесть», (12, 18,24,… 60).

- Уравнение – это равенство, один из компонентов действий которого, надо найти.

- При помощи латинской буквы «х», «с», «z», «у».

- Решить уравнение, значит, узнать какое число надо поставить вместо «х», чтобы получить верное равенство.

х + 3 =7

 

Дети составляют уравнение, комментируют его по алгоритму:

  1. Читаю уравнение: …
  2. В этом уравнении части - … и целое - …
  3. Неизвестна часть. Применяю правило: «Чтобы найти часть, нужно от целого вычесть известную часть».
  4. Х равен разности… и …
  5. Ответ: х равен …
  6. Проверяю: …

У некоторых детей возникают затруднения.

- Неизвестно уменьшаемое (целое).

- Научиться решать уравнения нового типа с опорой на правило.

Дети повторяют за учителем слова и движения.

Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают «про себя» до шестидесяти, одновременно выполняя под счёт движения. Вслух называются  кратные шести числа, дети касаются ладонями друг друга.

Личностные УУД:

Формируем эмоциональное отношение к миру.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение вступать в учебный диалог с учителем, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

-  формируем умение извлекать информацию из практической работы, ориентироваться в своей системе знаний;

- формируем умение перерабатывать информацию, выполняя универсальные логические действия (выполнять анализ, синтез, устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);

- формируем умение систематизировать и обобщать информацию, представленную в наглядно - символической форме (в виде графических схем); 

- формируем умение осознавать познавательную задачу, отражать её во внешней речи.

Регулятивные УУД:

- развиваем умение ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение вступать в учебный диалог с учителем, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение формирование умения работать в парах, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

 

3 минуты

6 минут

3 минуты

IV. Совместное

открытие новых знаний.

Царевна Лебедь. Решение уравнений нового вида.

http://skaz-pushkina.ru/kadr/cs198.jpg

         

 За  морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть;

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…

Задание: назовите в уравнении:

х – 4 = 2  части и целое.

- Какое правило о взаимосвязи части и целого, как «волшебный клубочек» помогает нам в разных ситуациях?

- Составим план решения уравнений данного вида.

- х – целое, а – часть, б- часть.

- Чтобы найти целое, нужно сложить части.

  1. Читаю уравнение: …
  2. В этом уравнении части - … и целое - …
  3. Неизвестно целое. Применяю правило: «Чтобы найти целое, нужно сложить известные части».
  4. Х равен сумме… и …
  5. Ответ: х равен …
  6. Проверяю: …

Регулятивные УУД:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний.

Личностные УУД:

- формировать умение приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные УУД:

-  формируем умение извлекать информацию из практической работы, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- формируем умение систематизировать и обобщать информацию.

5 минут

V. Первичное закрепление, фиксация изученного во внешней речи.

Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону (тетрадь С.19, № 2).

 

- Решим уравнения нового вида.

- Кому при выполнении этого задания было легко?

- Кому пока было трудно?

Дети решают уравнения, применяя полученные знания.

Один из ребят работает у доски, на той её стороне, которая не видна другим ученикам.

Затем дети проверяют правильность решения задачи у доски (коллективная проверка) и у себя в тетради (самопроверка).

Регулятивные УУД:

- формируем умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 5 минут

VI. Закрепление ранее изученного.

  1. Решение составных задач.

Тетрадь С. 18 № 2(2).

http://skaz-pushkina.ru/kadr/cs248.jpg

Царь слезами залился,

Обнимает он царицу

И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол;

И весёлый пир пошёл

- Кому при выполнении этого задания было легко?

- Кому пока было трудно?

Дети решают задачи, применяя полученные знания. Один из ребят работает у доски, на той её стороне, которая не видна другим ученикам.

Затем дети проверяют правильность решения задачи у доски (коллективная проверка) и у себя в тетради (самопроверка).

Познавательные УУД:

- формируем умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД:

- формируем умение адекватно оценивать результат своих действий.

5 минут

VII. Итог. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Кому сегодня было легко?

- Кому пока было трудно?

- Кто доволен своей работой?

- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе?

- Отметьте своё настроение.

Ответы детей.

Дети отмечают своё настроение на доске при помощи смайликов (грустного, весёлого).

Регулятивные УУД:

- формируем умение соотнести  результат своей деятельности с целью урока, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и умение пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс по теме "Решение задач"

Урок закрепляет умение решать задачи, развивает смекалку, внимание, развивает логическое мышление.Включает в себя текстовые задачи, задачи на смекалку, геометрические задачи. На этапе устного счета со...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

разработка урока математики 4 класс по теме "Решение составных уравнений".

Урок составлен по УМК "Перспектива" ( автор Л.Г. Петерсон). Построен в системно-деятельностной технологии....

Конспект урока по математике 4 класс по теме "Решение задач с помощью таблиц и чертежей"

В данном уроке показана особенность работы в сменных группах....

План-конспект урока по математике(4 класс)на тему:Решение примеров и задач.

Конспект урока по математике.Решение примеров и задач.4 класс...

Конспект урока по математике 3 класс по теме " Решение задач на кратное сравнение"

Урок построен по  технологии деятельностного метода...