Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент. Ребята сегодня мы с вами отправляемся в путешествие вместе с М.В. Ломоносовым. | |
2. Постановка проблемы. А) Постановка проблемы учителем. - Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? Кто-нибудь о нем слышал? - Сегодня вы должны постараться узнать как можно больше о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Б) Постановка цели и задачи работы. Для этого я поделила вас на 3 команды. Цели и задачи у вас разные, но в течение урока мы все ваши исследования будем обобщать и узнаем много нового и интересного о М.В. Ломоносове. - Капитаны, ознакомьте нас с алгоритмом работы своих команд. 1 команда собирает материал о молодом поморе Михайло Ломоносове.: 2 команда познакомит нас с годами учебы Михаила Ломоносова 3 команда познакомит нас с Ломоносовым – ученым и инженером. | - Ответы учащихся, после которых выясняется, что о М.В. Ломоносове знаний мало. Капитаны: - Работа с деформированным текстом. - На карте найти и показать родину Ломоносова. - Расшифровка названия острова, где жила семья Ломоносовых. - Решение разноуровневых задач о жизни поморских крестьян. - Работа с текстом. - Расшифровка названия высшего учебного заведения в Москве, где учился М.Ломоносов. - Решение разноуровневых задач о жизни студентов того времени. - Работа с текстом - Расшифровка наук, какими занимался М.В. Ломоносов - Решение разноуровневых задач о деятельности Ломоносова –ученого |
3. Актуализация опорных знаний Прежде чем начать работу нам нужно актуализировать знания. Т.е. что мы делаем? Я думаю, вам пригодится формула пути. Стоимости. Работы. Нахождение числа от целого. Также вспомним алгоритмы умножения и деления многозначных чисел: 4 примера.
Словарная работа
- Мы видим, годы жизни Ломоносова. - Какой это век? На прошлом путешествии мы с вами познакомились с такими старинными мерами длины и массы, как Аршин, сажень, пуд. Мы вспомнили и повторили все нужные вам знания. Вам предстоит продемонстрировать, прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи путешествия. Для ее решения вам потребуются знания не только математики, но и других школьных предметов. Я надеюсь, что командиры команд правильно распределят работу в группах, т.к. объем работы большой и требуется вклад всех участников команды. В добрый путь! | - Вспоминаем алгоритмы решений и формулы решения задач. S = v*t Расстояние = скорость * время. P=n*p Стоимость= количество товаров* цена. A=n*v Работа= время выработки* производительность труда. Чтобы найти часть из целого, нужно число разделить на знаменатель, потом умножить на числительное. 3240: 8 Определяю первое неполное делимое… Намечаю количество цифр в частном.. Делю… Умножаю… Вычитаю.. Сравниваю остаток с делителем… Записываю первую цифру частного... Выбираю второе неполное делимое... Это число 4. 4 на 8 не делится, поэтому пишу 0 – это вторая цифра частного. Выбираю третье число неполное делимое. Это 40. ; 0 делю на 8. Это 5.записываю. Умножаю… Вычитаю … 4320:60 Убираю нули, и делю число на однозначное число. 403* 205 624*124 1711 – 18 век Старинные российские меры массы: 1 пуд = 40 фунтов = 16 кг 380 г 1 фунт 410 г Старинные российские меры длины: 1 миля = 7 верст = 1 км 469 м 1 верста = 500 саженей= 1 км 67 см 1 сажень = 3 аршина = 2м 14 см 1 аршин = 71 см Старинные денежные единицы: 1 рубль = 100 коп. 1 гривенник = 10 коп. 1 алтын = 3 коп. |
4. Решение проблемы. 1) Работа с деформированными текстами: 1 команда. Михаил, как и все крестьянские дети, во всем помогал отцу: ходил с ним в море, умел управлять кораблем, ловить рыбу, бить морского зверя. Отец Михаила построил и оснастил корабль, на котором вместе с командой моряков ходил по рек Северной Двине, Белому морю и Северному океану, промышляя рыбу, перевозя людей. Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году недалеко от города Холмогоры, в семье крестьянина –помора. Жизнь часто ставила перед отважными моряками самые разные задачи. Поморы были отважными моряками и охотниками. - Покажите на карте, где малая Родина Ломоносова | Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году недалеко от города Холмогоры, в семье крестьянина –помора. Поморы были отважными моряками и охотниками. Отец Михаила построил и оснастил корабль, на котором вместе с командой моряков ходил по рек Северной Двине, Белому морю и Северному океану, промышляя рыбу, перевозя людей. Михаил, как и все крестьянские дети, во всем помогал отцу: ходил с ним в море, умел управлять кораблем, ловить рыбу, бить морского зверя. Жизнь часто ставила перед отважными моряками самые разные задачи. Дети показывают на карте. |
2 команда. Юный Михаил с детства пристрастился к чтению книг сначала он учился у местного дьячка, потом самостоятельно прочитал и выучил “Грамматику” М.Смотрицкого и “Арифметику” Л.Магницкого эти две книги потрясли юношу Ломоносов захотел учиться самым разным наукам но это можно было сделать только в Москве из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой догнав купцов, будущий ученый последовал с ними в Москву - Приблизительно просчитайте расстояние от Холмогор до Москвы | Юный Михаил с детства пристрастился к чтению книг. Сначала он учился у местного дьячка, потом самостоятельно прочитал и выучил “Грамматику” М.Смотрицкого и “Арифметику” Л.Магницкого. Эти две книги потрясли юношу. Ломоносов захотел учиться самым разным наукам, но это можно было сделать только в Москве. Из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Догнав купцов, будущий ученый последовал с ними в Москву. (При помощи линейки и масштаба учащиеся находят расстояние) |
3 команда. Михаил Васильевич Ломоносов понял и принял ж_лание Петра 1 сделать Р_ссию великой страной. Множество дел было осуществлено им для этого и одно из них – работа Ломоносова – химика. В те времена цветные стекла умели делать только в Италии. Итальянцы хранили в тайне свои секреты и дорого продавали свои изделия из стекла. Р_ссии необходимы были собственные ст_кольные заводы. Михаил Васильевич в своей химической лаборатории поставил огромное количество опытов и не только открыл секрет производства цветного ст_кла, но и построил в Усть-Рудицах современный для того времени ст_кольный завод. Ломоносов был не только ученым, но и инженером художником. В его художественной мастерской были созданы великолепные мозаики. - На карте. | Михаил Васильевич Ломоносов понял и принял желание Петра 1 сделать Россию великой страной. Множество дел было осуществлено им для этого и одно из них – работа Ломоносова – химика. В те времена цветные стекла умели делать только в Италии. Итальянцы хранили в тайне свои секреты и дорого продавали свои изделия из стекла. России необходимы были собственные стекольные заводы. Михаил Васильевич в своей химической лаборатории поставил огромное количество опытов и не только открыл секрет производства цветного стекла, но и построил в Усть-Рудицах современный для того времени стекольный завод. Ломоносов был не только ученым, но и инженером художником. В его художественной мастерской были созданы великолепные мозаики. |
2) Расшифровка слов. 1 команда. Название острова, где жила семья поморов Ломоносовых. 2 команда. Название ВУЗа в Москве, где учился Ломоносов. 3 команда. Какими науками занимался М.В. Ломоносов? | Учащиеся решают выражения в учебнике с. 26, вставляют буквы и получают ответ КУРОСТРОВ. После решения выражений получают ответ: АКАДЕМИЯ. ХИМИЯ, ФИЗИКА, ГЕОЛОГИЯ, ГЕОГРАФИЯ, АСТОРНОМИЯ, ИСТОРИЯ. |
3) Решение задач. Я подобрала вам задачи трех уровней сложности. Вы сами выбираете, какие задачи вам решать. Каждая задача имеет свой балл. По этим баллам будет рейтинг. | №4 с.26 Читают текст задачи. Рассказывают: Скорость | Время | Расстояние | 2500 2500 | 3 Одинаковое | ? ? | | | 450 саж |
1) 2500 * 3= 7500 саженей. 2) 7500 + 7500 + 450 = 15450 саженей Ответ: они находятся в расстоянии 15450 саженей друг от друга. №4 с.27 В день – 1 алтын=3 коп. На бумагу – 2/5 На еду – 1/3 Осталось – ? 3 * 365= 1095 коп. в год. - 1095:5 *2=438 коп.на бумагу;
- 1095:3 =365 коп. на еду;
- 1095-(438+365)=292 коп.;
- 300-292= 8 коп. не хватит.
Ответ: не хватит. №5 Цена | Количество | Стоимость | ? | 80 пудов Одинаковое | 720 руб | 7 на 6 меньше | ? |
- 720:80=9 руб
- 9-6= 3 руб
- 3* 80 = 240 руб
- 720 -240 =480 руб
Ответ: на 480 руб меньше. |
4) Решение комплексной задачи Случайное блуждание частицы | На листе бумаги проводят эксперимент, позволяющий возможное движение такой частицы. |
5. Подведение итогов работы. Посмотрите на шкалу и оцените работу своей команды: - Работа с текстом.
- Работа с картой.
- Расшифрование спрятанного слова.
- Решение разноуровневых ззадач.
- Решение комплексной задачи.
| Самооценка. |