Тема: Вычитание 6,7,8 и 9. | Тип: «открытие нового знания». |
Цель: формирование умения выполнять вычитание 6,7,8 и 9. Задачи: познакомить учащихся с разными способами вычитания, закрепить умение решать задачи на разностное сравнение. |
Формируемые универсальные учебные действия |
Познавательные: - вычитать по частям на числовом луче;
- выполнять вычитание разными способами, выбирать и использовать удобный способ вычитания при решении примеров и задач;
- использовать математическую терминологию: знакомство с новыми терминами «способ дополнения»; актуализация знаний по ранее изученным терминам « слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитание», «разность».
| Коммуникативные: - участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; договариваться между собой и слушать друг друга, выполнять задания в паре, задавать вопросы, используя простые речевые средства.
| Регулятивные: - по названию темы формулировать цели, сохранять учебную задачу на протяжении всего урока;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь действовать по предложенному алгоритму;
- осознавать качество усвоения материала урока.
| Личностные: - формировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- формировать уважение к авторам открытий, изобретений и опыту предшествующих поколений;
- формировать патриотические качества к своему региону, своей стране.
|
Ресурсы урока: Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 2/ Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.-М.: Просвещение,2016.; документ – камера; интерактивная доска SMART;раздаточный материал (конверты с бланками для работы в паре), бланк для письменных заданий, модель ракеты.
|
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация к деятельности |
-Здравствуйте! Сегодня урок математики проведу у вас - я. Меня зовут Анна Владимировна. -Давайте, поделимся друг с другом хорошим настроением. Образуем пары. Учитель с одним учеником показывает образец. -Здравствуй! (соединяют ладошки) - Успехов! (хлопают в ладоши) - Счастливого дня! (соединяют ладошки) - В котором мы будем с тобою друзья! (рукопожатие) Учитель предлагаем детям занять свои места.
- Ну-ка, проверь-ка, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Завтра, 12 апреля. Кто назовёт: «Какой это день?». Несколько десятков лет назад, солнечным утром произошло знаменательное событие. С космодрома Байконур стартовал советский космический корабль с первым космонавтом планеты – … как его звали? (Юрий Гагарин) Но путь к этому событию был трудным и длинным. Запуск космических кораблей требовал сложных математических вычислений. Хотели бы вы, накануне этого события, собрать и запустить ракету в космос? Тогда у нас не просто урок, а работа в конструкторском бюро. Но чтобы собрать нашу ракету, надо обладать особыми математическими знаниями. Этому и будет посвящен этот урок.
| Настраиваются на урок. Определяют личностный смысл учения. Организуются в пары и приветствуют друг друга. Настраиваются на предстоящую совместную деятельность.
Садятся на свои места. Слушают учителя. Проверяют готовность своего рабочего места.
Предполагаемый ответ - День Космонавтики. Слушают учителя и отвечают на вопрос. Вступают в диалог с учителем. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения.
|
На доске вы видите карточки с выражениями. Распределите их в два столбика. Как вы это сделаете?
2+7 | 10-8 | 1+9 | 5+4 | 10-6 | 4+3 | 9-7 | 10-9 |
4+3 10-8 2+7 10-9 1+9 9-7 5+4 8-6 -Как называются компоненты действия сложения? -Как называются компоненты действия вычитания? Найдите значения выражений первого (второго) столбика. -Какими способами воспользовались при решении этих примеров? - Как будем вычислять примеры другого столбика? Кто может объяснить? -Почему возникло затруднение? | Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи. Предположения детей.
Употребляют в речи математические понятия: слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Актуализируют умение решать примеры на сложение с помощью способов перестановки слагаемых (2+7 и 1+9) и сложения по частям. Пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на уроке. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении задания. Прогнозируют, выбирают способы решения. |
Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока.
|
-Чему будем учиться сегодня на уроке? -Какую цель поставим перед собой?
Как ракета должна выйти на заданную орбиту, так и мы с вами должны выйти на новый уровень знаний. Давайте, рассмотрим и объясним первый способ вычитания 6, 7, 8 и 9.Он представлен в задании 1. Какой новый способ вычитания нам встретился? Поработаем в паре. Выберем одно выражение:10-8. Рассмотрим способы вычитания по частям. Для работы каждой пары на парте лежит конверт. Достаньте из конверта его содержимое и рассмотрите его. Распределите в паре свои роли: дин участник показывает на числовом луче, другой записывает пример. Проверяем, на доске учитель записывает несколько вариантов. -Как вы считаете, удобен ли данный способ при решении таких примеров? Почему? Как же быть? Упавшая звезда решила вам помочь. Рассмотрите подсказку и догадайтесь в чем суть этого решения. 10-8=2
У этого способа есть название. Найдите его в учебнике на стр. 47. -Как называется новый способ вычитания? -Как вы понимаете смысл этого названия?
-На чём основан «способ дополнения»? -Значит, что нам необходимо вспомнить? В этом нам поможет задание 4 стр. 47 Состав 6 и 7 учитель проверяет фронтально. Выполняем задание 5 стр. 48 | Определяют цель урока. Предполагаемый ответ - найти новые способы решения примеров на вычитание 6, 7, 8 и 9.
Открывают учебник на странице 47. Объясняют новый способ решения примеров, глядя на иллюстрацию. Предполагаемый ответ – числа 6,7,8 и 9 можно вычитать по частям. Организуются в пары. Распределите в паре свои роли. Рассматривают содержимое конверта. Распределяют обязанности. При построении нового знания применяют новый способ решения.
Предполагаемый ответ – не всегда, найти новый способ. Убирают бланк в конверт.
Предполагаемый ответ – уменьшаемое заменяем суммой удобных слагаемых, одно из которых равно вычитаемому, а второе слагаемое – это и есть разность.)
Предполагаемый ответ – дополняем вычитаемое до уменьшаемого, а разница и есть результат вычитания. Предполагаемый ответ – на знании состава числа. Предполагаемый ответ – состав чисел 6,7,8,9 и 10. Вспоминают состав чисел.
Вычисляют способом дополнения. |
Первичное закрепление |
Я убедилась, что вы обладаете особыми знаниями и готовы приступить к сбору ракеты. Хочу открыть вам секрет, будьте внимательны. В кабинете находятся подсказки, которые помогут вам собрать ракету. Возьмите свой рабочий бланк. Начнем с выполнения первого задания - расшифруй слово. Вам нужно найти значения выражений. Каждому значению соответствует буква, её необходимо вписать в нужную клетку. Это фамилия человека, который создал первый пилотируемый космический корабль. Молодцы! Это фамилия – Королёв. Сергей Королёв - учёный, который создал первый пилотируемый космический корабль. В Санкт – Петербурге есть проспект имени Королёва. Обратите внимание на свой конверт. На конверте марки. На одной из них – Сергей Королёв. И где же находится первая деталь нашей ракеты? На стенде кабинета три марки с портретами. (К. Циолковский, С. Королёв, Ю. Гагарин) Под каждой маркой стоит коробка. Подумайте, какую коробку откроем. Молодцы! | Слушают учителя.
Применяют новые способы для самостоятельного выполнения типовых заданий. Составляют слово. Осуществляют самоконтроль и самооценку результатов действий.
Пытаются самостоятельно понять, где искать первую деталь. |
Включение нового знания в систему знаний. |
Сергей Королёв всю жизнь решал сложные задачи, а умеете ли вы их решать? Переходим к выполнению второго задания. Это задача. Дима увидел в телескоп 9 звёзд, а Владик увидел 6 звёзд. На сколько звезд Дима увидел больше? Рассмотрите схему. О чём она рассказывает?
Учитель предлагает заполнить схему.
Что нужно найти в задаче?
Каким действием найдём разницу?
Какое выражение надо записать? Чему равно значение выражения? Самостоятельно запишите ответ задачи. Учитель предлагает придумать задачу на разностное сравнение по схеме. Место, где лежит вторая часть ракеты - связано с задачей. (4 карточки с ответами. На оборотной стороне карточки с правильным ответом, написано, где часть ракеты.) Молодцы! Эта ракета имела название «Восток – 1».
Физминутка про космос.
Выполняем последнее задание – математический диктант. Рассмотрите «игровое поле» и правильные ответы вычеркните. Учитель проговаривает формулировки. 1) Уменьшаемое 9, вычитаемое 5. Найдите разность. 2) Увеличьте 4 на 3. 3) Первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 4. Найдите сумму. 4) Если из 9 вычесть 2, а потом ещё 2, то получим… 5) Я задумала число, вычла из него 3 и получила 7. Какое число я задумала? 6) 9- это 7 и …. 7) Вычеркните предыдущее число для числа 4. 8) Найдите сумму чисел 3 и 7. Учитель предлагает детям проверить свои ответы с помощью магического образца. Если оставшиеся цифры записать в определённом порядке, то получим год, когда «Восток – 1» совершил свой полёт, реализовав первый в мире полёт человека в космос. Молодцы! |
Читают задачу. Условие читает 1 ученик, вопрос - 2 ученик.
Предполагаемый ответ - больший отрезок обозначает количество звезд у Димы, а меньший – у Владика. Учащиеся заполняют схему. На чертеже разницу показывают дугой и вопросительным знаком на большом отрезке. Предполагаемый ответ – разницу между количеством звезд, увиденными мальчиками) Вычитанием. (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.) Записывают решение задачи - 9-6 Отвечают на вопрос учителя. Записывают ответ. Придумывают задачи на разностное сравнение.
Пытаются самостоятельно найти вторую деталь.
Выполняют упражнения для профилактики утомления.
Учащиеся слушают. Вычеркивают ответы.
Проверяют правильность своих ответов.
Составляют год и пытаются найти подсказки в кабинете.
Находят третий элемент ракеты. |
Рефлексия. |
Перед проверкой работоспособности нашей ракеты, необходимо вспомнить. Учитель организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке. -Что нового узнали на уроке? -Какие способы вычитания мы сегодня рассмотрели? Учитель предлагает посмотреть видео - запуск космического корабля. Учитель организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Если ракету правильно собрали и всё рассчитали, то при взлёте мы видим огненный шлейф, а у нас он будет в виде 3 языков пламени разного цвета. - всё понял и могу объяснить другому (зелёная лента)
- не всё понятно, есть затруднение (жёлтая)
- не понял, нужно разобраться (коричневая)
Оцените свою работу на уроке. Приклеиваем наклейки на шлейф нужного цвета. Наша ракета готова! Завтра День Космонавтики. Я желаю, чтобы запуск был успешным и безопасным. Определяет творческое домашнее задание для самоподготовки по желанию ученика. Учитель дает краткую качественную характеристику работы класса. Урок закончен. Спасибо. |
Соотносят результаты своей учебной деятельности с целью урока.
Смотрят видеоролик. Определение эмоциональной оценки своей деятельности, успешности выполнения задания.
|