Урок математики в 1 классе.
план-конспект занятия по математике (1 класс)

Леонова Ольга Евгеньевна

Тема урока "Точки и линии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem_1kl.doc68.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_matem_1kl.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе.

 (учитель: Леонова О.Е.)

Тема урока:  «Точки и линии».

Цели урока:  сформировать представление у учащихся о таких понятиях как «точка» и «линия»;

повторить способы разбиения фигур по данным признакам, записи данных разбиений буквенными и числовыми равенствами;

закрепить знания числового ряда и состава чисел;

развивать мыслительные операции, вариативное мышление, творческие и интеллектуальные способности учащихся;

воспитывать у учащихся систему ценностей, направленную на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности, интерес к урокам математики.

Ход урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности:

- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Посмотрите на них. Улыбнитесь. И все внимание на меня.

- Проверьте готовность к уроку.

Все готово? Замечательно! Начинаем работать.

II.         Актуализация знаний.

  1. Считаем до 10 и обратно.

- Как хорошо, когда все числа идут друг за другом, по порядку.

- Но что это?!!     (Слайд №1:   2   4   1   6  3   5)

  1. Игра «Цифры поссорились».

а)  –  Случай странный! Случай редкий!

         Цифры в ссоре! Вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

Труд нелегкий! Труд немалый!

Сделай так, чтоб на листке

Цифра каждая стояла 

По порядку на строке!

(Учащиеся называют числа по порядку – хором).

(Слайд №2:  1  2  3  4  5  6)

б) – Что общего у всех этих чисел?   (однозначные)

- Назови наименьшее число;

- наибольшее;

- Какое число стоит между числом 1 и 3?

- Какое число предшествует числу 5? Следует за числом 5?

- На сколько каждое последующее число больше предыдущего? (на 1)

в) – Сравни числа.  Поставь знак «больше» или «меньше». 

(Слайд №3:                         )

5 ... 6

4 ... 3

1 ... 5


               

 г) – Числа можно не только сравнивать. Их можно еще складывать и вычитать.

Этим мы и займемся. А еще и поиграем в игру «День – ночь».

1 + 2 + 3 - 1 - 2 + 1 – 2 = ?    (2)

д) – Вот сейчас мы и посчитаем «двойками».

- Ритмический счет «двойками» (физминутка)

  1. – Но не только цифры могут спрятаться, у меня спряталось целое слово.

а) – Разгадайте ребус. Что же здесь за слово?

(Слайд №4 – задача:                         )

                        

б) Два кубика у Маши,

       Четыре у Наташи.

       А сколько же их вместе

       У Маши и Наташи?          (2 + 4 = 6)

- Как получили число 6?

- А как еще можно получить число 6?               (5 + 1;  3 + 3)

- Молодцы!

- А в нашей задаче каких предметов получилось 6? (кубиков) 

- А «кубик» - это какое геометрическое тело?             (куб)

- А еще какие вы знаете геометрические тела?

- А геометрические фигуры вы знаете? Какие?

в) – Выберите лишнюю геометрическую фигуру:

       (Слайд №5:           )

( 1 вариант: по размеру  -               ;

  2 вариант: по форме -          ;

  3 вариант: по цвету -        )

г) – Молодцы! А из каких геометрических фигур построена елочка?

 (Слайд № 6:                  )

- А сколько треугольников «спряталось» в елочке? (5)

III.        Постановка проблемы. Открытие нового знания.

1. – Но не только треугольники спрятались в елочке.

-  Под нашей елочкой пакет,

   И в пакете том секрет!

   Если тему урока хотите узнать,

   То слово вам надо расшифровать!

- Справимся с задачей?       (проблема) 

( у учащихся на партах карточки)

Ч  2 + 1 =                    Т  6 – 5 =                  К  5 + 1 – 2 =                   (Слайд №7)

А  3 + 2 =                   О  4 – 2 =

- Что интересного заметили в примерах 1 столбика?  (это суммы);

- 2 столбика?                                                                            (это разности);

- А в 3 столбике надо найти и сумму, и разность.

2. – Решайте примеры (самостоятельно).

- Все справились?

- А теперь проверьте, правильно ли вы решили.

Посмотрите на экран (самопроверка).   (Слайд №7 – с ответами (по щелчку)

- Кто ошибся? (сигнал)

- Поставьте зеленый плюс.      +

- Расположите ответы в порядке возрастания.

- Что это значит?

- Теперь посмотрите, какое слово у вас получилось? (Слайд №7 – щелчок:  1  2  3  4  5

                                                                                                                       - щелчок:  Т О Ч К А )

- Так с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (с точкой)

3. – А что такое «точка»? Давайте разберемся.

- Вы любите играть в «классики»?

- Покажите, как вы прыгаете на одной ноге в представляемые начерченные квадратики. (Дети прыгают на одной ноге, на другой, потом садятся за парты).

- Вы касались ногой пола? (да)

- Значит, что вы оставляете от подошвы на полу или асфальте, когда прыгаете? (след)

- А если по бумаге будет «прыгать» карандаш, т.е. если мы кончиком карандаша будем касаться бумаги, то что появится? (Дети пробуют на чистом листе) (появится точка)

IV.      Физкультминутка – гимнастика для глаз.

 - У меня в руках лист с изображением точки.

Следите за ней и повторяйте за мной упражнения.

- Глазки вверх подняли,                                        Открываем их опять!

Опустили вниз,                                                    Глазки отдохнули,

В сторону, в другую                                              Шею повернули.

И закрыли их.                                                         «Раз-два! Раз-два!»                    

«Раз, два, три, четыре, пять!»                           И работать нам пора!

V.      Проектирование и фиксация нового знания.

- А теперь поставьте карандаш в любую точку на листе и поведите его в сторону от точки.

- Что получилось? (линия)

- Значит, на уроке мы будем работать с точками и линиями.

  (Слайд №8: Тема урока: «Точки и линии»).

1. Учебник – стр.56.

а) №1 – Что вы видите? (точки)

- Около каждой точки стоит заглавная буква.

- А что мы пишем с заглавной буквы? (имена людей)

- Значит, это «имя» точки.

- Назовите, какие точки вы видите.

- Соедините красной линией точку А и точку Б.

- Поставьте на линии точку О.

- Соедините все три точки Б, В, Е.

- Какая фигура получилась? (треугольник)

- Поставьте точку Н внутри этого треугольника.

- Что можно сказать о линиях, которые вы провели? Они прямые? (да)

- А в №2?  (непрямые, волнистые)

- А хотите узнать, какие еще бывают линии?

б) Практическая работа (№3, 4 – исследование).

- Посмотрите в №3. Какие там даны линии?    (замкнутые)

- Как вы понимаете слово «замкнутая»?     (нет ни начала, ни конца)

- Если мы выйдем из точки А и пойдем по этой линии, то вернемся обратно в точку А. Это линия замкнутая.

- Обведите линию, на которой стоит точка М, убедитесь в том, что у линии нет ни начала, ни конца.

- Проведите свою замкнутую линию через точку К.

- Посмотрите друг у друга, верно ли вы сделали (взаимная проверка)

- А теперь кто скажет, какие линии в №4?  (незамкнутые)

- Что же значит «незамкнутая» линия? (два конца, концы не соединены)

№4 – Обведите синим карандашом линию с концами в точке Д и в точке Е.

- Это замкнутая линия?

- Проведите линию так, чтобы ее концами были точки С и Т.

- Какая она?  (незамкнутая)

- Отметьте на линии точку О.

- Отметьте точку А, не лежащую на линии.

                      С

                                     

                                         О                                    

                      А

                                                           Т

- Проверьте друг у друга.

- Все справились?

VI.       Первичное закрепление.

№5 стр.56 – самостоятельная работа с проверкой в классе (самопроверка).

- Обведите красным карандашом замкнутые линии, а зеленым – незамкнутые.

- Проверьте, все ли выполнили правильно. (Слайд №9 – проверка)

- Если все верно, поставьте «зеленый плюс».

VII.        Физкультминутка «Буратино».

- Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел:

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик отыскать,

Надо на носочки встать!                       (Слайд №10 – Буратино и золотой ключик)

VIII.      Повторение – «Задание от Буратино».

- Откройте золотым ключиком дверцу с заданием от Буратино: №6 стр.57.

- Справитесь?

- А что нужно сделать в этом задании?  (разбить фигуры)

- По каким признакам можно разбить фигуры на рисунке?

а) рис. 1 – Что за разбиение? (по форме)

- Какие равенства можно составить?

- Что записали? (сумму)

- Какое правило применяли во 2-ом случае? (перестановку)

- Какие примеры на вычитание можно составить? (Слайд №11)

б) рис.2, 3 (аналогично; самостоятельно в парах)

- Проверка:

- Какое разбиение на 2-ом рисунке?

- Какие равенства? Почему их только два, а не четыре?

- Какое разбиение на 3 рисунке?

- Какие равенства?

А какими линиями мы окружали фигуры? (замкнутыми)

  1. Рефлексия.

- А что вы узнали о замкнутых линиях?

- А еще какие бывают линии?

- Молодцы!

- Ой, ребята, что это? Какое-то мрачное дерево!.. (открыть рисунок)

Но я открою секрет. Это «чудо-дерево»!

- Напомните мне, какое сейчас время года.

- А какой называют осень? (золотой)

- Почему «золотая»?                                 (Слайд №12)

- Да, вы видите у деревьев желто-красно-зеленый наряд. И наше дерево надо раскрасить!

- Если на уроке сегодня все получилось и вы не испытали никаких трудностей при работе, возьмите листочек желтого цвета. Если что-то вызвало затруднения, но вы справились с возникшей проблемой, возьмите листочек зеленого цвета. Ну а если было трудно на уроке, не все получилось, возьмите красный листочек.

- Определились с выбором? Ну, скорее к дереву! (учащиеся приклеивают листочки)

- Красивое получилось дерево? Вам нравится?

- А гостям? Давайте у них спросим.

- Я вижу, что у дерева больше листочков желтого цвета. И это очень приятно.                    Ведь желтый цвет – цвет солнца, цвет богатства, достатка. А значит, все у вас получилось, знаний в достатке.

- Но я вижу листочки зеленого цвета, а значит, не все получилось и не у всех.

- Какие были трудности? Что вызвало затруднения? (ответы учащихся)

- С трудностями будем справляться, ведь зеленый цвет – цвет надежды. И мы надеемся, что все у нас получится в дальнейшем, ведь для этого мы учимся. Правда?

(Красный цвет – красивый цвет. А красота спасет мир. А ваши знания спасет ваше трудолюбие, ваша работоспособность и дружба. Главное, верить друг в друга и помогать друг другу).

- Что особенно было интересным для вас на уроке?

- Значит, мы поработали с пользой! Замечательно! Молодцы! Спасибо за урок!                     (Слайд №12)



Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе.

 (учитель: Леонова О.Е.)

Тема урока:  «Точки и линии».

Цели урока:  сформировать представление у учащихся о таких понятиях как «точка» и «линия»;

повторить способы разбиения фигур по данным признакам, записи данных разбиений буквенными и числовыми равенствами;

закрепить знания числового ряда и состава чисел;

развивать мыслительные операции, вариативное мышление, творческие и интеллектуальные способности учащихся;

воспитывать у учащихся систему ценностей, направленную на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности, интерес к урокам математики.

Ход урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности:

- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Посмотрите на них. Улыбнитесь. И все внимание на меня.

- Проверьте готовность к уроку.

Все готово? Замечательно! Начинаем работать.

II.         Актуализация знаний.

  1. Считаем до 10 и обратно.

- Как хорошо, когда все числа идут друг за другом, по порядку.

- Но что это?!!     (Слайд №1:   2   4   1   6  3   5)

  1. Игра «Цифры поссорились».

а)  –  Случай странный! Случай редкий!

         Цифры в ссоре! Вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

Труд нелегкий! Труд немалый!

Сделай так, чтоб на листке

Цифра каждая стояла 

По порядку на строке!

(Учащиеся называют числа по порядку – хором).

(Слайд №2:  1  2  3  4  5  6)

б) – Что общего у всех этих чисел?   (однозначные)

- Назови наименьшее число;

- наибольшее;

- Какое число стоит между числом 1 и 3?

- Какое число предшествует числу 5? Следует за числом 5?

- На сколько каждое последующее число больше предыдущего? (на 1)

в) – Сравни числа.  Поставь знак «больше» или «меньше». 

(Слайд №3:                         )

5 ... 6

4 ... 3

1 ... 5


               

 г) – Числа можно не только сравнивать. Их можно еще складывать и вычитать.

Этим мы и займемся. А еще и поиграем в игру «День – ночь».

1 + 2 + 3 - 1 - 2 + 1 – 2 = ?    (2)

д) – Вот сейчас мы и посчитаем «двойками».

- Ритмический счет «двойками» (физминутка)

  1. – Но не только цифры могут спрятаться, у меня спряталось целое слово.

а) – Разгадайте ребус. Что же здесь за слово?

(Слайд №4 – задача:                         )

                        

б) Два кубика у Маши,

       Четыре у Наташи.

       А сколько же их вместе

       У Маши и Наташи?          (2 + 4 = 6)

- Как получили число 6?

- А как еще можно получить число 6?               (5 + 1;  3 + 3)

- Молодцы!

- А в нашей задаче каких предметов получилось 6? (кубиков) 

- А «кубик» - это какое геометрическое тело?             (куб)

- А еще какие вы знаете геометрические тела?

- А геометрические фигуры вы знаете? Какие?

в) – Выберите лишнюю геометрическую фигуру:

       (Слайд №5:           )

( 1 вариант: по размеру  -               ;

  2 вариант: по форме -          ;

  3 вариант: по цвету -        )

г) – Молодцы! А из каких геометрических фигур построена елочка?

 (Слайд № 6:                  )

- А сколько треугольников «спряталось» в елочке? (5)

III.        Постановка проблемы. Открытие нового знания.

1. – Но не только треугольники спрятались в елочке.

-  Под нашей елочкой пакет,

   И в пакете том секрет!

   Если тему урока хотите узнать,

   То слово вам надо расшифровать!

- Справимся с задачей?       (проблема) 

( у учащихся на партах карточки)

Ч  2 + 1 =                    Т  6 – 5 =                  К  5 + 1 – 2 =                   (Слайд №7)

А  3 + 2 =                   О  4 – 2 =

- Что интересного заметили в примерах 1 столбика?  (это суммы);

- 2 столбика?                                                                            (это разности);

- А в 3 столбике надо найти и сумму, и разность.

2. – Решайте примеры (самостоятельно).

- Все справились?

- А теперь проверьте, правильно ли вы решили.

Посмотрите на экран (самопроверка).   (Слайд №7 – с ответами (по щелчку)

- Кто ошибся? (сигнал)

- Поставьте зеленый плюс.      +

- Расположите ответы в порядке возрастания.

- Что это значит?

- Теперь посмотрите, какое слово у вас получилось? (Слайд №7 – щелчок:  1  2  3  4  5

                                                                                                                       - щелчок:  Т О Ч К А )

- Так с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (с точкой)

3. – А что такое «точка»? Давайте разберемся.

- Вы любите играть в «классики»?

- Покажите, как вы прыгаете на одной ноге в представляемые начерченные квадратики. (Дети прыгают на одной ноге, на другой, потом садятся за парты).

- Вы касались ногой пола? (да)

- Значит, что вы оставляете от подошвы на полу или асфальте, когда прыгаете? (след)

- А если по бумаге будет «прыгать» карандаш, т.е. если мы кончиком карандаша будем касаться бумаги, то что появится? (Дети пробуют на чистом листе) (появится точка)

IV.      Физкультминутка – гимнастика для глаз.

 - У меня в руках лист с изображением точки.

Следите за ней и повторяйте за мной упражнения.

- Глазки вверх подняли,                                        Открываем их опять!

Опустили вниз,                                                    Глазки отдохнули,

В сторону, в другую                                              Шею повернули.

И закрыли их.                                                         «Раз-два! Раз-два!»                    

«Раз, два, три, четыре, пять!»                           И работать нам пора!

V.      Проектирование и фиксация нового знания.

- А теперь поставьте карандаш в любую точку на листе и поведите его в сторону от точки.

- Что получилось? (линия)

- Значит, на уроке мы будем работать с точками и линиями.

  (Слайд №8: Тема урока: «Точки и линии»).

1. Учебник – стр.56.

а) №1 – Что вы видите? (точки)

- Около каждой точки стоит заглавная буква.

- А что мы пишем с заглавной буквы? (имена людей)

- Значит, это «имя» точки.

- Назовите, какие точки вы видите.

- Соедините красной линией точку А и точку Б.

- Поставьте на линии точку О.

- Соедините все три точки Б, В, Е.

- Какая фигура получилась? (треугольник)

- Поставьте точку Н внутри этого треугольника.

- Что можно сказать о линиях, которые вы провели? Они прямые? (да)

- А в №2?  (непрямые, волнистые)

- А хотите узнать, какие еще бывают линии?

б) Практическая работа (№3, 4 – исследование).

- Посмотрите в №3. Какие там даны линии?    (замкнутые)

- Как вы понимаете слово «замкнутая»?     (нет ни начала, ни конца)

- Если мы выйдем из точки А и пойдем по этой линии, то вернемся обратно в точку А. Это линия замкнутая.

- Обведите линию, на которой стоит точка М, убедитесь в том, что у линии нет ни начала, ни конца.

- Проведите свою замкнутую линию через точку К.

- Посмотрите друг у друга, верно ли вы сделали (взаимная проверка)

- А теперь кто скажет, какие линии в №4?  (незамкнутые)

- Что же значит «незамкнутая» линия? (два конца, концы не соединены)

№4 – Обведите синим карандашом линию с концами в точке Д и в точке Е.

- Это замкнутая линия?

- Проведите линию так, чтобы ее концами были точки С и Т.

- Какая она?  (незамкнутая)

- Отметьте на линии точку О.

- Отметьте точку А, не лежащую на линии.

                      С

                                     

                                         О                                    

                      А

                                                           Т

- Проверьте друг у друга.

- Все справились?

VI.       Первичное закрепление.

№5 стр.56 – самостоятельная работа с проверкой в классе (самопроверка).

- Обведите красным карандашом замкнутые линии, а зеленым – незамкнутые.

- Проверьте, все ли выполнили правильно. (Слайд №9 – проверка)

- Если все верно, поставьте «зеленый плюс».

VII.        Физкультминутка «Буратино».

- Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел:

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик отыскать,

Надо на носочки встать!                       (Слайд №10 – Буратино и золотой ключик)

VIII.      Повторение – «Задание от Буратино».

- Откройте золотым ключиком дверцу с заданием от Буратино: №6 стр.57.

- Справитесь?

- А что нужно сделать в этом задании?  (разбить фигуры)

- По каким признакам можно разбить фигуры на рисунке?

а) рис. 1 – Что за разбиение? (по форме)

- Какие равенства можно составить?

- Что записали? (сумму)

- Какое правило применяли во 2-ом случае? (перестановку)

- Какие примеры на вычитание можно составить? (Слайд №11)

б) рис.2, 3 (аналогично; самостоятельно в парах)

- Проверка:

- Какое разбиение на 2-ом рисунке?

- Какие равенства? Почему их только два, а не четыре?

- Какое разбиение на 3 рисунке?

- Какие равенства?

А какими линиями мы окружали фигуры? (замкнутыми)

  1. Рефлексия.

- А что вы узнали о замкнутых линиях?

- А еще какие бывают линии?

- Молодцы!

- Ой, ребята, что это? Какое-то мрачное дерево!.. (открыть рисунок)

Но я открою секрет. Это «чудо-дерево»!

- Напомните мне, какое сейчас время года.

- А какой называют осень? (золотой)

- Почему «золотая»?                                 (Слайд №12)

- Да, вы видите у деревьев желто-красно-зеленый наряд. И наше дерево надо раскрасить!

- Если на уроке сегодня все получилось и вы не испытали никаких трудностей при работе, возьмите листочек желтого цвета. Если что-то вызвало затруднения, но вы справились с возникшей проблемой, возьмите листочек зеленого цвета. Ну а если было трудно на уроке, не все получилось, возьмите красный листочек.

- Определились с выбором? Ну, скорее к дереву! (учащиеся приклеивают листочки)

- Красивое получилось дерево? Вам нравится?

- А гостям? Давайте у них спросим.

- Я вижу, что у дерева больше листочков желтого цвета. И это очень приятно.                    Ведь желтый цвет – цвет солнца, цвет богатства, достатка. А значит, все у вас получилось, знаний в достатке.

- Но я вижу листочки зеленого цвета, а значит, не все получилось и не у всех.

- Какие были трудности? Что вызвало затруднения? (ответы учащихся)

- С трудностями будем справляться, ведь зеленый цвет – цвет надежды. И мы надеемся, что все у нас получится в дальнейшем, ведь для этого мы учимся. Правда?

(Красный цвет – красивый цвет. А красота спасет мир. А ваши знания спасет ваше трудолюбие, ваша работоспособность и дружба. Главное, верить друг в друга и помогать друг другу).

- Что особенно было интересным для вас на уроке?

- Значит, мы поработали с пользой! Замечательно! Молодцы! Спасибо за урок!                     (Слайд №12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...