Технологическая карта урока математики (3 класс) УМК "Перспектива"
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Митрофанова Любовь Петровна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.docx52.65 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

МАТЕМАТИКА

3 класс

УМК «Перспектива»

Тема: «Величины. Километр»

Автор: Митрофанова Любовь Петровна

ГБОУ школа №43

Приморский район

Санкт-Петербург

Раздел

Числа от 100 до 1000.  Величины

Тема

Величины. Километр

Цели

Сформировать представление о мерах длины.

Ввести единицу измерения длины «километр».

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Введение понятия «километр». Изучение меры длины километр: сравнение, перевод в другие единицы измерения длины. Решение задач с именованными числами.

Величина, единицы измерения, километр, меры длины.

Планируемый результат

Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание определять длину пути, используя разные единицы измерения;

- ответственное отношение к измерению длины пути;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия  «километр» и использовать его в активном словаре;

- соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение.

- выбирать способ выполнения задания и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретенные знания для выбора ближайшего пути.

Регулятивные умения: 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий;

- выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- переводить единицу изменения длины «километры» в «метры»;

- писать именованные числа в порядке возрастания;

- сравнивать именованные числа;

- выполнять вычисления с именованными числами;

- решать задачи с именованными числами;

- составлять  и писать текст задания с использованием значений длины в разных единицах измерения .

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема «Масштаб».

Информационный материал

Учебник «Математика 3 класс», часть 2, Рабочая тетрадь, часть 2 УМК «Перспектива».

Демонстрационный материал

Таблица  «Меры длины».

Интерактивный материал

Карточки с индивидуальным заданием.

Презентация «Величины .Километр».

Фронтальная.

Другие формы работы:

• индивидуальная -         ;

• парная  -         ;

• групповая  -            .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 • Мотивировать учащихся к изучению темы.

 Стимулировать желание

помочь Ване.

Тема урока: «Величины. Километр.»

Проблемная ситуация.

Ване надо срочно сбегать в аптеку за лекарством. Одна аптека находится за 100 м от дома, а другая на расстоянии 1 км. Ваня не может определить, какая из них ближе и стоит в раздумье.

Ребята, почему Ваня не может определить, какая из аптек ближайшая?

Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определённых знаний и умений для ответа на вопросы.

Есть ли у вас желание научиться определять длину пути, используя разные единицы измерения, чтобы выбрать ближайший объект следования?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ване.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Километр

Цели:

• Актуализировать знания об известных единицах измерения длины.

• Актуализировать умение:

- соотносить метр с сантиметром и дециметром;

- выполнять вычисление с именованными числами.

• Ввести понятие «километр».

• Научить:

- соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение;

- выражать километры в метрах и обратно;

- записывать именованные числа в порядке возрастания;

- сравнивать именованные числа;

- выполнять вычисления с именованными числами;

- решать задачи с именованными числами;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

            Актуализация известных знаний.

Назовите значение слова «величина».

Назовите известные вам единицы измерения длины (см, дм, м).

Расскажите, что можно измерить в см; в дм; в м?

Задание 2 (З)

             Актуализация известных знаний.

Определите длину размаха крыльев каждой птицы и соедините с соответствующим значением стрелочкой:

ворон

4 м

альбатрос

6 см 5 мм

колибри

1 м 50 см

(колибри, самая маленькая птица на Земле, – 6 см 5мм, альбатрос, самая большая птица – 4 м)

Задание 3 (З)

            Актуализация известных знаний.

Сравните числа и выражения:

Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, помогите исправить ошибки.

Проверьте правильность выполненного задания с вариантом на доске.

Первый вариант

Второй вариант

2см 2мм … 2м 2см

6 дм …5дм + 9см

3 см 3мм … 3дм 3см

5 м … 4м + 90см

Задание 4(З)

            Актуализация известных знаний.

Напишите решение каждой задачи, используя выражение:

- Леопард сделал 12 прыжков и преодолел расстояние в 96 м. Определите длину одного прыжка  леопарда.

- Страус сделал пять шагов по 8 метров. Определите расстояние, которое преодолел страус.

- Лев сделал два прыжка по 4 м и три прыжка по 5м. Определите расстояние, которое преодолел лев.

Задание 5 (З)

            Актуализация известных знаний.

Определите меры длины среди предложенных чисел и выпишите их в порядке возрастания:

6см   480г  3м 9см   56см   23час    2дм 8см    7мм    18кг  1км        

Сообщение учителя

             Сообщение новых знаний.

Для измерения расстояний между населёнными пунктами используют единицу длины, которая называется километр. Приставка «кило» происходит от греческого слова «χίλιοι» и обозначает «тысяча». Слово «километр» сокращённо записывают так: км (точка после буквы не ставится). Например: 1 км, 35 км, 700 км.

1 километр содержит тысячу метров. Это записывают так: 1 км = 1000 м

Слайд № 9 Сообщение новых знаний.

В Москве возле Воскресенских (Иверских) ворот Кремля находится знак нулевого километра*. В  Зеленогорске, дачном курорте Санкт-Петербурга, есть памятник путешественнику, где на стрелках можно прочитать данные о расстояниях до городов России, например: до Архангельска (на север) – 792 км, а до Самары (на юг) – 1474 км.

Задание 6 (З)

Назовите условное обозначение километра.

Назовите количество метров, которые содержат 1 километр.

Задание 7 (З) Учебник, с.84, № 3.

              Сообщение новых знаний.

Прочитайте высказывания, которые содержат данные о протяжённости расстояний в метрах и километрах.

Задание 8 (З) Учебник, с.83, № 1.

Расскажите, сколько раз надо отмерить по 10 м, чтобы получилось 100 м?

Расскажите, сколько раз надо отмерить по 100 м, чтобы получился 1 км?

Задание 9 (П)

Можно ли утверждать, что 100 м – это 1 км? Обоснуйте своё мнение.

Физкультминутка для глаз

Многие тысячи км отделяют нас от звёзд. Мы можем лишь любоваться ими да загадывать желания на падающую звезду. Следите глазами за движением каждой звезды и загадывайте желания.

В продолжение музыки выполняйте  гимнастику для глаз.**

              Самостоятельная работа, взаимопроверка и самопроверка.

Задание 10 (У) Учебник, с.83, № 2, с взаимопроверкой.

Сравните именованные числа, используя знаки: >, < ,=:

Задание 11 (У)

Напишите именованные числа в порядке возрастания.

4 дм 9 см, 50 см, 2 м 7 дм 3 см, 100 см, 700 м, 1 км

Задание 12(У) Рабочая тетрадь, с. 66, № 1. с самопроверкой

Решите задачу с именованными числами.

Расстояние от Москвы до Ярославля 270км, до Углича на 30км меньше, чем до Ярославля, а до Иваново на 30км больше. Сколько км от Москвы до Углича? До Иваново?

Задание 13 (У) с взаимопроверкой

Закончите каждое предложение, используя меры длины:

Высота дома 15…

Лыжник пробежал 10…

Рост человека 1… 70…

Длина муравья 12…

Физкультминутка***

1. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.

2. Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).

Задание 14 (У) Учебник, с.85, № 5.

Сравните числовое выражение и число, которые выражены именованными числами, используя знаки: >, < ,=:

100м + 700 м … 1 км

800м … 1км – 300м

Задание 15 (У)   с взаимопроверкой

Сравните именованные числа, используя знаки: >, < ,= :

100м … 1 км

9 км … 960 м

400мин … 4 ч

700 см … 70м

Задание 16 (У) с взаимопроверкой

 Выпишите наименьшее и наибольшее расстояние из предложенных значений:

9км 500м     1200м     968м   320км    1200км     120км 248м  

Наибольшее значение:____________________

Наименьшее значение:____________________

*В России бронзовый знак нулевого километра находится в самом центре Москвы, перед Воскресенскими (Иверскими)  воротами в небольшом переходе, что соединяет Красную площадь с Манежной; называется «Нулевой километр автодорог Российской Федерации».

Отметку «нулевого километра» редко можно увидеть пустующей в разгар дня. Существует поверье, что желания, загаданные, стоя на ней спиной к Воскресенским воротам, обязательно сбываются. Откуда оно появилось никому доподлинно неизвестно, особенно удивляет то, что связано оно со столь молодым произведением искусства, легенды и поверья чаще окружают элементы древности. Однако именно вокруг нулевого километра можно регулярно наблюдать скопление туристов, кидающих через плечо монетки (это ещё один, характерный для этой приметы ритуал).

Дата постройки памятника: 1996 г. Архитектор, скульптор, реставратор: А.И. Рукавишников.

**Упражнения для снятия усталости глаз:

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, 

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Зажмуривают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз.

*** Упражнения для снятия утомления, предложенные И. А. Васильевой, помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «километр» и использовать в активном словаре;

- соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения: 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- выражать километры в метрах и обратно;

- записывать именованные числа в порядке возрастания;

- сравнивать именованные числа;

- выполнять вычисления с именованными числами;

- решать задачи с именованными числами.

Блок Б. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень освоения темы, а именно:

- сравнивать именованные числа;

- записывать именованные числа в порядке возрастания;

- планировать свои действия в соответствии с целью;

- выполнять самопроверку учебного задания.

Диагностическое задание

               Самостоятельная работа и самопроверка.

1. Напишите именованные числа в порядке возрастания:

4 дм 9 см     50 см     2 м 7 дм 3 см     9 мм     700 м     1 км

___________________________________________________

2. Сравните выражения с именованными числами, используя знаки >, < ,= :

100 м + 700 м …1 км

5 дм + 2 дм … 70 см

700 м … 1 км – 400 м

Регулятивные умения:

- планировать свои действия в соответствии с целью;

- выполнять самопроверку учебного задания.

Предметные умения:

- сравнивать именованные числа;

- записывать именованные числа в порядке возрастания.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

• Стимулировать желание определять длину ближайшего пути, используя разные единицы измерения.

• Научить:

- использовать приобретенные знания для  выполнения ситуативного задания;

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Ване надо срочно сбегать в аптеку за лекарством. Одна аптека находится за 100 м от дома, а другая на расстоянии 1 км. Ваня не смог определить, какая из них ближе и стоит в раздумье.

Почему Ваня не идёт в аптеку?

Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определённых знаний и умений для ответа на вопросы.

Есть ли у вас желание научиться определять длину пути, чтобы выбрать ближайший объект следования?

Информативный вариант

Определите, какая аптека находится ближе. Для этого сравните длину пути, используя знаки >, < ,= .

100 м … 1 км

Импровизационный вариант

Определите, какая аптека находится ближе.

Эвристический вариант

Составьте  и напишите текст задания с использованием значений длины в разных единицах измерения, благодаря которым можно определить ближайший путь следования.

Личностные умения:

- проявлять творческое отношение к  составлению и оформлению учебного задания. 

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для  выполнения ситуативного задания.

Регулятивные умения: 

- выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

• Научить:

- проявлять осознание успешности при освоении темы;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Самоанализ

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь выполнять измерение длины разными единицами измерения, потому что……

2. Чтобы измерить длину разными единицами измерения  без ошибок, нужно…. .

 Рефлексия.

Самооценка 

Выберите высказывание и отметьте его значком «X» в соответствующем квадрате:

Урок прошёл плодотворно.

Я научился и могу помочь другим.

Я научился решать, но мне ещё нужна помощь.

Мне было трудно на уроке.

Личностные умения:

- проявлять осознание успешности при освоении темы.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о мерах длины.

Ввести единицу измерения длины «километр».

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения:

Личностные умения:

- ответственное отношение к измерению длины пути.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для выбора ближайшего  пути.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- составлять  и писать текст задания с использованием значений длины в разных единицах измерения.

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...