Программа элективного курса "Азбука финансовой грамотности."
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)
Элективные курсы - специально организованные краткосрочные курсы, ориентированные на формирование представлений обучающегося о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта реализации определенного вида деятельности в какой-либо профессии, обеспечивающие самоопределение обучающегося относительно профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurspovyboruazbukafin.gramotnosti.3kl.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной
программе с изменениями утвержденными
приказом от _________ номер _________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
(курс по выбору)
Название курса: Азбука финансовой грамотности Класс: 4 а,б.в Учитель: Крашенинина Лариса Александровна Срок реализации программы – 2018-2019 уч.г. Количество часов по учебному плану: всего – 34/год; 1 ч/неделю |
Сургут, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 -4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и утвержденного приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.:Просвещение, 2011. Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО и ОООМКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г. Положение.о рабочей программе внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО и ОООМКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г. Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.
Цель:- сформировать основы финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста ; развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Описание места курса в учебном плане.
Занятия в данном курсе проводятся один раз в неделю. 34 часа в год
Результаты изучения элективного курса
1.1. Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
1.2. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
1.3. Предметные результаты:
Должны обеспечить:
1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
3)сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4)сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
5)владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
6)умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
7) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
8)умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.
Ценностные ориентиры содержания предмета:
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами финансово - экономической деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Программа реализует:
- идею метапредметных связей при обучении курса, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
- системно - деятельностный подход в обучении основ финансовой грамотности,что предполагает синтез процесса совершенствования финансово - экономической деятельности у учащихся
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Содержание элективного курса
(4-ий год обучения)
1. Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2. Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3. Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
4. Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5. Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6. Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7. Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
8. Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9. Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
10. Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
11. Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
Формы и методы работы.
Изучение курса «Основы финансовой грамотности» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
Школьный экономический анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный экономический анализ может проводиться:
- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;
- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.
Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента;
Деловые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности;
Экскурсионная деятельность:
- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-
экспозиционный фонд Банка России;
- предприятия и объекты инфраструктуры города;
Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра).
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика
4. Тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Встреча в лесной экономической школе | 1 | - | 1 |
2 | Основы экономического развития | 10 | 6 | 4 |
3 | Реклама. Качество товара | 4 | 2 | 2 |
4 | Банки. Ценные бумаги | 4 | 2 | 1 |
5 | Штрафы | 1 | 1 | - |
6 | Деловая этика | 1 | 1 | - |
7 | История профессий | 1 | 1 | - |
8 | Налоги | 2 | 1 | 1 |
9 | Международная торговля | 1 | 1 | - |
10 | Экономические задачи | 4 | 1 | 4 |
11 | Занимательная экономика | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Образовательный продукт | |
План | Факт | |||
Планируемые результаты Предметные: 1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества; 2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; 3)сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов; 4)сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; 5)владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни; Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников; Личностные: личностные результаты освоения программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок; 3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; 4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 6) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы Формы и методы контроля Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра). Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика | ||||
Встреча в лесной экономической школе .Как появились деньги. |
| Презентация. Сообщение. Сюжетно-ролевая игра. Презентация. Викторина. Реклама. Презентация. Сюжетно-ролевая игра. Бюджет семьи. Презентация. Сюжетно-ролевая игра. Сообщение. Расход семьи на неделю. Составление рекламы. Викторина. Кроссворд. | ||
Основы экономического развития. История монет. |
| |||
История монет. |
| |||
Основы экономического развития. |
| |||
5 | Представление творческих работ. |
| ||
6. | Бумажные деньги. |
| ||
7. | Безналичные деньги. |
| ||
8. | Представление результатов исследований. |
| ||
9. | Валюты. |
| ||
10. | Викторина по теме «Деньги». |
| ||
11 | Реклама. Качество товара. Что можно, а что нельзя рекламировать? |
| ||
12-13 | Качественные и некачественные товары. |
| ||
14. | Штрих-коды на товарах: что они обозначают? |
| ||
15. | Банки. Ценные бумаги. |
| ||
16. | Банки. История и виды вкладов. |
| ||
17. | Назначение и виды ценных бумаг. |
| ||
18. | Сбербанк – главный банк страны. |
| ||
19. | Штрафы: кто платит, когда и за что? |
| ||
20. | Откуда в семье берутся деньги |
| ||
21. | Истории профессий. «Все профессии важны, все профессии нужны» |
| ||
22-23. | Налоги и их виды. |
| ||
24. | Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют друг с другом? |
| ||
25. | Экономические задачи. Из чего складываются доходы в семье. Откуда в семье берутся деньги. | |||
26. | Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. | |||
27. | На что семьи тратят деньги. | |||
28. | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. | |||
29. | Занимательная экономика. Как правильно планировать семейный бюджет | |||
30-31 | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком.
| |||
32. | Современные деньги России и других стран. | |||
33. | Итоговая работа | |||
34. | Обзорный урок. Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Основы финансовой грамотности"
Подробная программа кружка...
рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для 3-4 классов
Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности и тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
РП внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
Программа внеурочной деятельности для 2 класса...
Программа кружка "Основы финансовой грамотности"
Календарно-тематическое планирование кружка "Основы финансовой грамотности " для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 4 класса составлена на основе авторской программы Юлия Корлюгова «Финансовая грамотность»: учебная программа.4 ...
Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Финансовая грамотность в английском языке»
Настоящая примерная программа учебного предмета английский язык разработана для 2 класса, является преемственной по отношению к программе Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. У...