Этапы урока | Деятельность учителя
|
|
Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация. (самоопределение к учебной деятельности)
| Прозвенел звонок! А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! - Улыбнитесь нашим гостям. Садитесь. Откройте тетради и запишите дату, классная работа – Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Математика - наука тайн: мы узнаем тайну чисел, действий, выражений, задач. Но А. Нивен сказал: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Это значит, нужно самому трудиться, и тогда все непременно получится. Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать? (Открывать что-то новое, неизвестное) -Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.) – Помогать при исследовании нам будут научные книги: наши учебники. Исследовать тему мы будем по этапам: 1. Зарядка для ума. 2. Определение темы, цели. 3.Практический этап. 4. Работа с книгой. 5.Проблемный этап. 6.Итоги исследования. На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на разных этапах урока.
| Отвечают на вопросы учителя | Личностные: воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные: организовывать свою деятельность Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
|
II. Актуализация и пробное учебное действие
| 1) - Проверка таблицы умножения и деления. - Возьмите карточку учета знаний, запишите только ответы (взаимопроверка) - Оцените свою работу в листе самооценки.
2) - Решите задачи: - Лошадь рысью проходит за 1 час 13 км. Сколько км она пройдет за 3 часа? - Карандаш стоит 2 руб. Сколько стоят 30 таких карандашей? - Стороны прямоугольника 5 и 8 см. Найдите площадь прямоугольника? - Булка хлеба стоит 20 руб. Сколько стоит половинка буханки хлеба ? - Что значит “половина”? (Целое разделим на две равные половины и возьмем одну часть) 3) – Решите примеры и расшифруйте слово (дети решают пример на карточке, переворачивают ее, получается слово «мандарин») М - 60:10 А - 6*7 А - 42*1 Р - 90*0 Н – 17 : 17 И - 7*8 Д – 40 : 5 Н - 45:45 – Вы скажете, причём тут мандарин, когда у нас урок математики? А он нам поможет назвать тему урока. – Вот у меня мандарин. Я его очистила. Когда мы начинаем его есть, то мы его делим на что? (На дольки) – Мандарин состоит из долек. Если мы посмотрим на чеснок, он тоже состоит из …. - Где в окружающем мире еще встречаются доли? – Приходилось ли вам делить что-то на части? – А целое? – А как по-другому называют части? -Кто догадался, какая тема нашего урока? - Ребята, вы молодцы! Тема нашего урока «Доли». (Слайд 1) -Какую цель перед собой поставим? (Узнать, что такое доля.) -Узнаем, как образуются, называются и записываются доли. (Слайд 2) - Перейдем к следующему этапу исследования |
Формулируют тему и цель урока
| Личностные: проявлять интерес к учебному процессу, выполнять самооценку. Познавательные: обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат.Регулятивные: осуществлять самоконтроль, учиться высказыватьсвоё предположение на основе жизненного опыта. Коммуникативные: слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
|
III. Поиск решения проблемы
| -Ребята, а что значит - разделить на доли? - Что такое доля? (Доля – это часть) (Беру яблоко и говорю): -С мандарином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли? (Разрезать на части) -Я взрослая, отрежу себе побольше, а Таня маленькая, ей можно поменьше. -Правильно я поступила? (Нет) -Получились доли? (Нет) - Почему? (Части неравные) -А как правильно разрезать? (разделить на равные части) -Какой вывод можно сделать? (Чтобы образовались доли, нужно целое разделить на равные части.) Что такое доля? (Одна из равных частей). -Значит, как второе яблоко правильно разрезать на доли? (Сначала разрезать пополам) - Возьму целое яблоко, делю его на части. -На сколько равных долей разрезано яблоко? (На 2) - Одну такую долю (часть) яблока дам Саше, другую Тимофею. Как на языке математики сказать, какую долю (часть) яблока я дала Саше? (мнение детей). (Одну долю из двух, половину) - А как это записать, вы знаете? (Пока не знаем) – У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг) – Сложите круг пополам. – Разверните. – Сколько равных частей получили? (2) – Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части. – Как они называются? (Половинки) Половина – это часть целого числа. Закрасьте половину круга. -Еще на столе у вас лежит полоска бумаги. Она целая. Возьмите ее, согните пополам и еще раз пополам. Разверните ее. На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)? (На 4 части) -Заштрихуйте одну долю полоски. Как можно назвать данную долю? Как можно записать это число? (Не знаем). - Как же мы можем это узнать? (Из учебника) | Находят и решают проблему
| Личностные: учиться принимать другую точку зрения; уважительно относиться к одноклассникам; применять правила делового сотрудничества. Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы, выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя; Регулятивные: оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
|
IV Развитие умений
| Да, ребята. Верный ответ мы найдем в учебнике на стр.76. Прочтите про себя, что написано в рамке. - А теперь поработаем вместе и объясним, какое открытие мы сделали, прочитав учебник.(Слайд 3-5) -Дан отрезок. Мы его принимаем за целое. На сколько частей он поделен? Какая часть выделена? Как она называется на языке математики -Как записывается половина целого ? (Аналогично проводится работа с , долями.)
- Какую же долю взяла себе Саша? Как это записать?
- Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Посмотрите на полоску на бумаге. Какую долю полоски мы заштриховали? Как это записать? Запишите на заштрихованной части. Итак, число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, число над чертой показывает, что мы закрасили одну такую долю. В первых учебниках математики (в XVII веке) доли назывались - «ломаные числа». Современное обозначение долей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время доли считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в доли”, что означает “попасть в трудное положение”. - Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что доли не смогут нас поставить в трудное положение. - Оцените в листе самооценки, как вы поняли новый материал.
| Узнают,как образуются, называются и записываются доли целого
| Личностные: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию. Познавательные: извлекать информацию из иллюстраций, текстов учебника; перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию. Регулятивные:организовывать свою деятельность; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясьинструкциями учителя; высказывать своё предположение (версию) Коммуникативные: слушать и понимать речь других; учиться представлять результат учебной деятельности другим |
V.Физминутка
| - Прочитайте числа: 1/2, 1/6, 1/4. –Если показываю 1/2, то приседаете, Если – 1/6, – прыжки, Если 1/4 – игра в ладоши с соседом. Ловушка – погрозить пальчиком. 1/2, 1/6, 1/4, 1/2, 1/3, 1/4,1/6. |
Организуют свою деятельность, выполняя при этом учебную | Регулятивные: организовывать свою деятельность |
VI.Первичная проверка понимания
| 1)Работа с учебником. Стр. 77 №3 - Прочтите и объясните, как образовалась доля целого. 2) Назови долю(Слайд 6-10 ) - На экране вы видите фигуру, разделенную на доли. Вам нужно правильно назвать долю. 3)Работа по карточке – У вас на карточке прямоугольники, которые разделены на доли. – Какого цвета доля? (Розового) – Какого цвета доля? (Синего) – Какого цвета доля? (Зелёного) – Какого цвета доля? (Жёлтого)
|
Находят ответы на вопросы, извлекая информацию из иллюстраций
| Личностные: проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию Познавательные: находить ответы на вопросы, извлекать информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные:организовывать свою деятельность, высказывать своё предположение . Коммуникативные:слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для аргументации своей позиции
|
VII. Самостоятельное применение знаний
| Работа в парах. Карточки: изображено 10 фигур, каждая разделена на доли: на 3, 8, 2, 4, 6,12 и т.д. Надо подписать закрашенную долю: ,, , , , и т.д.. - Оцените свою работу в паре в листе самооценки.
Работа в группах. - Работая в группе, заполните пустые строки в таблице
доля | название | 1 2 |
|
| одна четвертая | 1 3 |
|
| одна шестая
| 1 12 |
|
Проверка по эталону. (Слайд 11) - Оцените свою работу в листе самооценки.
|
Применяют правила делового сотрудничества ,работают в группах, парах. Делают выводы | Личностные: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию. Познавательные:обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные:организовывать и осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; оценивать сложившуюся учебную ситуацию. Коммуникативные:слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции . |
VIII.Первичныйконтроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа по учебнику, стр. 77 №4. Проверка. (Слайд12-16 ). А сейчас проверим то, что сделали, по образцу на экране. Проверьте свою работу и оцените еёв листе самооценки. - Увидели свои ошибки? - Над чем нужно поработать? | Проверяют и оценивают свою работу в листе самооценки
| Личностные: Сформировать познавательный интерес к учебной мотивации. Познавательные: находить ответы на вопросы, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; оценивать результат Регулятивные:выполнять учебные действия в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.
|
IXРефлексия
| - А теперь познакомимся с домашним заданием. Я приготовила для вас карточки с заданиями разной сложности. - Зеленая – самое легкое задание: определить и записать доли; жёлтая – задание посложнее: указать доли, решить примеры (с.81 № 6); белая – указать доли, подобрать числа так, чтобы получились верные равенства (с.77 № 7)
|
| Личностные: самоопределяться при выборе индивидуальных заданий |
| 1. Повторение сведений о долях. - Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке? - Что мы должны были узнать? (Что такое доля) – Что такое доля? (Часть целого) - Чему должны были научиться на уроке? (Делить целое на доли, называть и записывать доли.) - Достигли мы поставленных целей? - Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое) - Что показывает число над чертой? (Взята одна доля) 2.Осознание учащимися своей учебной деятельности - Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Подумайте и закончите одно из предложений: Я знаю… Я умею… Я научился… -Что вам больше всего понравилось на уроке? 3.Самооценка учениками своей учебной деятельности - Давайте вместе приготовим для гостей шуточный пирог из долек. У вас на партах лежат три цветные доли пирога. Если вам было интересно на уроке и если в листах самооценки у вас набрано много баллов, то есть вы всё поняли, не допускали ошибок, то выберите желтую долю. Если возникали затруднения, то синюю; если осталось много непонятного, то красную. Давайте посмотрим, что у нас получилось. – Каких долек больше? Что это значит? – Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?
- Работа в группах.
- Задание на смекалку: разделите головку сыра на 8 равных долей, сделав только 3 разреза. МОЛОДЦЫ! - Благодарю всех за работу! | Знают, что такое доля; обозначают числа в записи доли целого.
| Личностные: осуществлять самооценку. Познавательные: уметь сравнивать цель и результат. Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме;учиться работать в группе; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
|