Тувинские мерки
план-конспект урока по математике

Ооржак Джамиля Огаан-ооловна

Очень полезная информация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tuvinskie_merki.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

                               Старинные тувинские меры длины

    За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц измерения, причём каждый народ имел свои. Мы поведем разговор о старинных тувинских мерах длины.

С каждым  новым поколением утрачиваются традиции, обычаи национального быта. Они являются бесценным опытом для нас.  Мы сейчас возвратимся к тем временам, когда не было измерительных приборов. Анализируя эти величины, мы уточняем, чтобы нынешнее и будущее поколения интересовались и знали о них. И изучить старинные меры длины тувинского народа, так как эта тема увлекательна и необходима. Необходимость проявляется в том, что приходится применять их когда под рукой нет измерительных инструментов. Например, вовремя отдыха или экскурсии на природе, при измерении площади поля под посадку картофеля, а также когда покупаем одежду и при шитье одежды.

Тувинские меры длины.

  • 1 илиг (1см-2см) –толщина указательного пальца;
  • 2 илиг (4см)- толщина двух пальцев;
  • 3 илиг (4см-6см)-толщина трех пальцев;
  • Дорт илиг (6см-8см)-толщина четырех пальцев;
  • Беш илиг (8см-10см)-толщина пяти пальцев;
  • Мычак (3см)-ширина большого пальца;
  • Мугур-соом (9см-13см)-длина между вытянутым большим и согнутым указательным пальцами;
  • Карыш  (25см)-длина между вытянутыми большим и средним пальцами;
  • Узун-соом (18см)-длина между вытянутыми большим и указательным пальцами;
  • Кулаш (180-190см)-длина между вытянутыми горизонтально (на уровне плеч) руками.
  • Чатрык кулаш (90-95см)-половина кулаша.
  • Тош чартыы-
  • Базым-широкий шаг

Раньше, когда не было измерительных инструментов, в основном пользовались мерами чартык кулаш, кулаш.  Ими измеряли длину веревок, волосяных, и ременных арканов.

 А мерой базым-небольшие расстояния и расстояния, покрываемые лошадью. Меры мычак, илиг применяли к определению толщины слоя сала у убойных животных, отстоя сливок, толщины кирпичного чая, и т.д.  С помощью карыш мерили шкурки, кожи, веревки для   привязывания ягнят, деревянные шкафчики, высоту и диаметр деревянных ведерок, для доения скота и т.д.  При измерении кроенных частей одежды, обуви, диаметра деревянных чашек применяли узун соом,  мугур соом.

Задачи:

-сколько сантиметров составляет длина ученического стола?

-а сколько это карыш, узун соом, мугур соом?

-сколько метров составляет длина, ширина и высота нашего класса?

-а сколько это базым?

-сколько сантиметров составляет ширина тетради? А сколько это илиг?

-сколько базым расстояние от начальной школы до основной школы? А сколько это метров?

Вывод:

Я научился измерять  с помощью тувинских мер длины, переводить из общепринятых  измерительных мер в традиционные, местные меры длины, которые в сельской местности до сих пор  применяются и возможно вам тоже пригодятся. Для нас важно знать их, чтобы всегда можно было прикинуть измерения. Ведь инструменты для этого всегда с человеком-руки, ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Мерка. Единичный отрезок. Как измерить удава?"

Образовательная система «Школа 2100» Технология проблемно - диалогического обучения...

Математика. 1 класс. Урок 25. Мерка. Единичный отрезок - Презентация

Математика. 1 класс. Урок 25. Мерка. Единичный отрезок - Презентация  Урок 25. Мерка. Единичный отрезок В презентации отображены:    дополнительное задание с интерактивно...

Урок математики в 1 классе (УМК "РИТМ") "Сравнение чисел. Числовые лучи с разными шагами (единичными мерками)"

Урок математики был проведен в 1 классе по УМК "РИТМ" (автор Э.И.Александрова). Учащиеся научились строить числовой луч и с его помощью  сравнивать числа. Дидактическая цель: создать услови...

«Построение системы мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом (основание системы, или коэффициент укрупнения)»

проект  урока математикикласс: 2Базовая программа: «Математика» 1-4 классы, Э.И. АлександроваТип урока: mixt – урок (комбинированный)Цель урока: создать условия для открытия нового способа постро...

«Вместимость как признак сравнения объектов. Измерение вместимости произвольными мерками».

Цель: создать условия для педагогического взаимодействия обучающихся и учителя, способствующего достижению целеполагающих задач:1) предметные: выявить новый признак сравнения объектов – вместимость (о...