« Этнокультурное содержание образования по внеурочной деятельности «Развитие речи по тувинскому языку» младших школьников на примере тувинских народных сказок».
учебно-методический материал (4 класс)
Эффективная методическая практика организации процесса воспитания и обучения родным языкам и родным литературам .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_masterskaya.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд. « Этнокультурное содержание образования по внеурочной деятельности «Развитие речи по тувинскому языку» младших школьников на примере тувинских народных сказок».
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к родному языку, к родному городу и играет роль в становлении личности ребенка.
Стремление совершенствовать, сохранить родной язык и культуру народа посредством познания - актуально во все времена. Сегодня об этом говорят, об этом думают, многих заботит судьба народа.
Слайд. Количество часов по родному ( тувинскому) языку, литературному чтению на родном ( тувинском) языке , внеурочной деятельности в начальной школе.
Класс | Родной (тувинский) язык | Литературное чтение на родном (тувинском) языке | Развитие речи по родному (тувинскому) языку | Народоведение |
1 | 2 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч |
2 | 2 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч |
3 | 2 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч |
4 | 2 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч |
- Из таблицы мы можем сделать вывод, что нехватка часов в учебном плане может создавать трудности при изучении тувинскому языку.
Родной язык неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно усвоить культуру и традиции. Национальная культура может усваиваться вместе с родным языком, через устное народное творчество. Оно является национальным достоянием каждого народа.
Одним из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми являются сказки. Слайд .
При дефиците учебного времени, отводимого на чтение тувинских народных сказок ,неоценима роль внеурочной деятельности по тувинскому языку в сохранении и развитии родной речи, формировании уважения к чести и достоинству каждого народа. В нашей гимназии уроки родного языка, литературы и внеурочной деятельности « Развитие речи по родному языку проводятся по подгруппам. Преимуществами обучения класса по подгруппам являются : эффективное использование времени на уроке, комфортный темп изучения информации и развитие коммуникативных навыков учащихся. Во время внеурочной деятельности можно продолжить работу со сказками, используя различные формы .
Сказки играют большую роль в жизни человека. Вместе со сказками ребенок учится доброте, честности, уважению к старшим, стремлению помочь ближнему, а также мысленно проходит путь сказочных героев. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Слайд. Для девочки – это золотая даңгына (умница, рукодельница), а для мальчика – добрый молодец (смелый, сильный, добрый, любящий Родину). Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.
Слайд .
Тувинские народные сказки Чаан биле Күске» ( «Слон и Мышь») «Дилги чуге кыскыл апарганыл?» ( «Почему Лиса стала красной?») высмеивают хвастовство, учат скромности .
Детям также интересны и поучительные сказки «Анайжыгаш болгаш Кымыскаяк» (Козленок и Муравей) , «Алдан ала чылгылыг Алаадай-Мерген»(Алаадай-Мерген, который имеет 66 скакунов» ), которые учат нравственным ценностям: добру, взаимопомощи, умению держать слово.
Сказка «Υш чүүл эртемниг оол» ( «Мальчик с тремя знаниями») вроде бы не сложна сюжетом, но богата содержанием: здесь и польза знаний, и борьба за справедливость. Победа над злом обязательна.
Слайд .
С помощью сказок ребенок знакомится с народными обычаями, традициями, обрядами.
Почти во всех тувинских сказках описывается, как герои держат в хозяйстве скот. Это обусловлено охотничьим и скотоводческим способами хозяйствования тувинского народа.
Также в тувинских сказках о животных широко отражаются повадки зверей, особенности их ходьбы и бега, оттенки мастей скота ( «Чыраа кулун»)
Кроме того, в сказках народ прославлял труд человека, богатство которого мерилось не деньгами, а количеством скота у человека.
«Человек, зашедший в юрту, края чашки зубами коснется, зашедший в лес – серой угостится». В пословице речь идет о гостеприимстве, которым славились наши предки - тувинцы. Тувинцы с давних времен отличались гостеприимством. У тувинцев был обычай: любого человека, проезжающего мимо юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь пиалу горячего чая с молоком. Даже если хозяева бедные люди, то они угощали своих гостей черным чаем .
В 4 классе после чтения сказки « Тоолду чуге чажырбазыл?»( « Почему нельзя таить сказку?» на уроке по внеурочной деятельности я провела беседу на тему « Гостеприимная юрта». В конце урока детям дала следующие задания группам. Слайд .
Перовой группе ответить на вопрос «Как заходили гости в юрту?», второй группе «Если гость пожилой человек» и третьей группе- « Как принимают хозяева гостей». Дети , посовещавшись, ответили на вопрос.
1 группа «Как заходили гости в юрту?»
Нельзя входить в юрту внезапно или незаметно. Человек подходя к юрте, должен покашлять ,почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком. Гость давал понять хозяевам, что он приехал с мирными намерениями. Чтобы показать это, он снимал с себя любые предметы оружия, оставлял снаружи. Нельзя было входить в юрту и с плеткой. Ее нужно оставлять у седла лошади и не вносить с собой в юрту, в противном случае хозяева могли обидеться на гостя.
Слайд. 2 группа «Если гость пожилой человек»
Если гость пожилой человек, то его хорошо угощали. Разделывали барана и готовили для гостя горячий хан, грудинку, курдюк. Приехавший перед отъездом ласково гладит головы всех детей, затем целует голову самого младшего и говорит ему : « Дарю тебе свое долголетие. Будь сильным, будь крепким!».
Слайд. 3 группа « Как принимают хозяева гостей»
Хозяин или хозяйка юрты, услышав, что кто-то подъехал к ним, непременно выходил навстречу гостя, помогал ему привязать лошадь к коновязи и приглашал в юрту. Хозяин всегда пропускает гостя вперед себя в юрту и предлагает занять почетное место напротив входа. Накормить гостя – обязанность хозяев. Еду и питье падают двумя руками. Это выражает особое почтение как к гостю, так и к подаваемой пище.
Далее дети с интересом сделали инсценировку .
В конце урока провела мини-викторину
- Особый обряд приветствия во время празднования Шагаа.(Чолукшууру)
- Назовите национальные блюда тувинцев? (курдюк, грудинка, боорзак, далган)
- Самое почетное блюдо тувинцев. (курдюк)
- В какой район Тувы наши предки ездили за солью? (Овюрский)
- Основное жилище тувинцев? ( Войлочная юрта)
- Игральные кости (кажыктар)
- Назовите тувинские молочные продукты (өреме, хойтпак, курут, быштак, ааржы, саржаг и т.д.)
- Сундук, разукрашенный национальными орнаментами, у тувинцев (аптара)
- Чем брызгала чай хозяйка юрты в огонь под треножником, затем выходила из юрты и брызгала чай тем же? (девятиглазник)
При знакомстве детей с тем или иным произведением стараюсь доводить до их сознания идею произведения, расширять активный и пассивный словарь. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показать красочную иллюстрацию к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежды , обстановки, в которой действуют герои. Даже названия сказок для городских детей являются непонятными и очень трудными в произношении. « Инек-Сокпа» ( «Сова»), «Чыраа кулун» ( Жеребенок- иноходец»)
Словарная работа при чтении тувинских народных сказок в начальной школе.
Слайд. В 1 классе при изучении сказки « Анайжыгаш болгаш Кымыскаяк» («Козленок и Муравей» ) провела словарную работу.
Слайд.Айыраң чечек ( показала картинку).
Улуг-эргек ( показала большой палец и поиграли в пальчиковую игру
« Чадыр-ѳг», «Матпаадыр» и т.д.
Шоодуп-кыжырып ( подбор синонима).
Чилбизи хайнып- аажок чиксеп эгелеп ( толкование слова).
Чтение сказок способствует повышению техники чтения у детей. Для мотивации детей при проверке техники чтения использую рейтинг.
В конце 1 полугодия 1 класса норма техники чтения следующее:
«Просто чудо!»- более 20 слов ( Список детей под ракетой)
«Это здорово!»- 16-20 слов. ( Список детей под самолетом)
«Замечательно!»- 10-15 слов ( Список детей под лошадкой)
«Эх, маловато!»- Менее 10 слов
У каждого учащегося имеется читательский дневник, где учитель держит тесную связь с родителями .
Для повышения познавательной активности детей и создания эмоциональной атмосферы провожу интегрированные занятия: чтение и рисование, пересказ и аппликация. Позвольте показать работы детей на тему « Мой самый любимый сказочный герой».
На уроках математики использую числа. В 1 классе при изучении счета, я привожу примеры из тувинских сказок.
«3»- в тувинской литературе есть сказка , которая называется «Мальчик с тремя знаниями».Там используется цифра 3, «ожук паш» ( треножник в тувинском обиходе).
«4»- У животных , которые находятся в хозяйстве человека по 4 ноги ( овца, лошадь, коза, корова).
На уроках чтения использую различные виды сказок и стараюсь заинтересовать учащихся не только чтением и изучением сказок, но и привлечь самим создать или придумать, сочинить свои небольшие сказки. Это упражнение помогает развить фантазию и творческое воображение, которые важны для общего развития ребенка.
В игре «Закончи сказку» ученица 3 «г» класса, Монгуш Айдысмаа сочинила сказку « Хуулгаазын бөмбүк» .
На вопрос детей «Какие люди рассказывали сказки?» ученик 4 «г» класса , Хертек Буян приготовил доклад.
Сказки рассказывали во время народных праздников или же в узком кругу лиц, в том числе зимними вечерами. При этом среди тувинцев бытовало особое , ценностное отношение к тому человеку, который умел рассказывать сказки и имел широкий репертуар. Средний репертуар сказителя составлял 20-30 сказок. Существовало верование, согласно которому человек, имеющий сказительный дар, будет жить долго, потому что своими рассказами ему удается услаждать слух хозяина местности и нечисть к нему не поступит.
Существовал также обычай одаривания того , кто рассказывал сказки
( «холун актаар»- « обеливать руки») в рамках него сказителю преподносили что-нибудь из мясных или молочных продуктов или же восьмушку кирпичного чая.
Тувинские сказки предполагают несколько вариантов исполнения, так, например, они могут быть рассказаны как в форме речевого интонирования, так и в форме мелодического напевного исполнения. Дети пробуют рассказывать сказки в форме мелодического напевного исполнения.
Воспитательный процесс невозможен без тесного контакта с родителями. Родители постоянно в курсе того, чем мы занимаемся в классе.
Это совместные экскурсии в музеи, участие родителей во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях , совместные семейные чтения и т.д.
После экскурсии в музей гимназии на тему «К ветвистому дереву птицы слетаются, в приветливую юрту народ собирается» дети с интересом отвечали на вопросы учителя народоведения, Домур-оол В.ϴ..
- Вы запомнили, с какой стороны проходят гости в почетное место? (Гости проходят в почетное место с левой стороны юрты).
- Где располагаются гости? (Гости располагаются в почетное место – төр.)Как гости должны правильно сидеть в юрте?(Гости мальчики сидят, скрестив ноги. Девочки сидят следующим образом: одно колено упирается в землю, колени должны быть укрыты платьем. )
- Какая сторона считается мужской, а какая - женской? (Левая сторона юрты считается мужской, а правая – женской)
- Кому не разрешается входить на женскую половину юрты? (Если гостья женщина могла пройти на место по левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину.)
-Как хозяева юрты прощаются с гостями? ( Со словами «Пусть будут открыты ваши дороги» («Орууңар ажык болзун»).
Часто взрослые при подборе сказок для чтения детям не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ведь не каждый ребенок способен прослушать весь текст до конца. Данное умение формируется постепенно. Об этом говорилось в консультации для родителей , в которой даны рекомендации по использованию сказок в семейном воспитании.
Народные знания, доброта и отзывчивость должны лежать в основе всего воспитательного процесса. «Не зная свою культуру, не будешь знать и другой»,- гласит народная мудрость.
Патриотическое воспитание детей через ознакомление с традициями и культурой своего народа очень интересна и обширна; я и в дальнейшем планирую продолжить работу по приобщению детей к традициям тувинского народа, ибо наша общая задача – не только сформировать личность, но и наполнить душу ребенка красотой, наполнить ее добротой, уважением и любовью к людям, к своей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"
Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...
Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».
Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....
« Развитие речи и творческого воображения младших школьников"
« Развитие речи и творческого воображения младших школьников »....
Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.
«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...
Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)
Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи школьника".
Рабочая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ . Для 3 класса....
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
Аннотация. Целью данной статьи является изучение стадий критического мышления и применения этих техник в обучении учеников начальных классов. Рассмотрены три стадии критического мышления : вызов, осмы...