«Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых».
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Ооржак Азиана Сергеевна

«Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы  разрядных   слагаемых».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_oorzhak_a.s.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы                  разрядных   слагаемых».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Место в разделе: шестой урок (из 11 уроков) по теме  «Числа от 1 до 1000.     Нумерация».

Цель: сформировать умение записывать трёхзначное число в виде суммы  разрядных слагаемых.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- постановка и формулирование проблемы

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение); умение прогнозировать.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Формирование умения представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; решать текстовые задачи; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Демонстрационный материал: 

  1. Таблица  разрядов с «карманами» для цифр;
  2. ИКТ
  3. Предметные картины

Раздаточный материал: листы А–4, карточки.

  1.                                              
  2. Ход урока.

I.        Самоопределение к учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

– Ребята мне хотелось бы с вами поближе познакомиться

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением

- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться  с одноклассниками

-Пожмите друг другу руки, если вы стараетесь уважительно относиться к людям

- Чтоб урок прошёл прекрасно, классно                                                                                   Говорю  вам  пожеланье: Пожелание удачи, пожелание добра.                                                     Пожелание терпенья  и, конечно же, уменья.

Дети, какой праздник мы отмечаем в апреле? (День космонавтики)

- Урок сегодня будет необычным, мы отправимся в путешествие в космос. Слайд1

- Что нужно для путешествия в космос?  Да, для этого нужна сила, выдержка и хорошее знание математики.

- Каждый космонавт должен знать историю космоса. Кто первым облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю.  (Юрий Алексеевич Гагарин)   Слайд 2

- Когда это было? (12 апреля 1961 года)

- Итак, путешествие начинается. Откроем бортовые журналы  и запишите дату нашего путешествия.            

(Дети пишут)

Индивидуальная работа  (3 ученика работают с карточками)

       -- Отгадав загадку,  мы узнаем, на чём полетим в космос

          Чудо- птица, алый хвост,

          Полетела в стаю звёзд

          (Ракета)

        -- Полетим мы в космос на ракете.     Слайд 3

  • Перед началом нашего путешествия выполним разминку. Слайд 4
  • Перед вами синквейн. Синквейн — это маленькое стихотворение, которое состоит из 5 строчек на определенную тему. В этом синквейне пропущена 1-ая строчка – это тема синквейна.  Восстановите синквейн, определите его тему. (Треугольник)
  • Какую фигуру напоминает ракета? (Треугольник)
  • А теперь поработаем с треугольником.
  • Сколько треугольников вы видите? (5)
  • Молодцы! С первым космическим заданием вы справились, летим дальше!

Чистописание

- Перед вами 3 цифры: 3  6   9      Слайд 5

- Пропишем эти цифры аккуратно у себя в тетрадях.

- Мы записали 3 цифры. Сейчас мы попробуем с вами вспомнить какие  трёхзначные числа можно записать с помощью данных цифр, не повторяя в записи одну и ту же цифру дважды? Чтобы ничего не упустить, советую действовать так: в ряд сотен поместить любую из этих цифр, а две другие менять местами в разрядах десятков и единиц.  Предлагаю начать с цифры  3.

      - Какие числа получим? 369, 396,

- А дальше по образцу продолжаете сами.

369, 396, 693, 639, 936, 963.

-Какие это числа? (трехзначные)

-Почему? (состоят из трех цифр)

- Чтобы глазки не уставали выполним гимнастику глаз. Глазами проследите за звездочкой.              Слайд 8-9

- Оправляемся в путешествие. Поехали!   Слайд 10                                           

  1. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
  • Мы приземлились на планете. Нас здесь ждёт много интересного. Но мы не знаем, как планета называется. Чтобы узнать название планеты, я предлагаю выполнить несколько  заданий.
  •  Ответьте на вопросы, найдите ответ на слайде и запишите только слог соответствующий  этому ответу.

  1. Назовите число, которое предшествует числу 101(100)
  2. Увеличьте 569 на 1 (570)
  3. Самое большое двузначное число? (99)
  4. Первое слагаемое 200, второе 50. Чему равна сумма? (250)
  5. Сколько сотен в числе 400? (4 )

Что же у вас получилось?

- Правильно ребята. Эта планета  трёхзначных чисел.    Слайд 11

- Какие числа здесь лишние? (4, 99) Почему? (4-однозн., 99-двузначное, остальные трехзначные)

- Молодцы! Вы справились!

- Ну что! Выполнили космическую разминку и летим вперед к новым знаниям.

Индивидуальное задание на затруднение.

- А теперь запишите  числа 99 и 635 и представьте каждое из них в виде суммы разрядных слагаемых

            - Закончили работу. Положите ручки.

III.        Постановка проблемы.

-    С записью какого числа вы справились легко? (99)

-    А как вы представили? (90+9)

  • Какое число вызвало затруднение? ( Трёхзначное)
  • Кому было трудно?
  • Кому было легко, те помогут другим членам нашего корабля изучить новую тему и закрепят знания и умения.
  • Почему? (Не знаем, как правильно записать сумму разрядных слагаемых)
  • Назовите тему урока. (Запись трёхзначного числа  в виде суммы разрядных слагаемых.)                    
  • Значит, чему нам надо научиться? (Нам надо научиться записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.)
  • А чтобы правильно записать сумму разрядных слагаемых какие знания нам помогут, как вы думаете? (Знания о разрядах числа)
  • Сколько разрядов вы знаете? (3 разряда: единицы, десятки и сотни)

 

Игра “Верите ли вы”  Слайд 12

-    Прежде чем узнать новое я предлагаю поиграть в игру  «Верите ли вы»

  • Перед вами 4 утверждения. Если согласны с данным утверждением, ставите любой знак в графе «да», если не согласны ставите знак в графе «нет» только в голубых клетках.  

Утверждения

да

нет

да

нет

1. Верите ли вы, что число 305 состоит из трёх разрядных слагаемых.

2. Верите ли вы, что каждом классе 3 разряда: единицы, десятки, сотни

3. Верите ли вы, что нуль в записи числа обозначает отсутствие единиц данного разряда

4. Представление числа в виде: 425 = 400 + 20 + 5
называется разложением числа на разрядные слагаемые или суммой разрядных слагаемых.

- Отложите листочки на край стола а в конце урока проверим верны ли были предположения.      

           

IV. Построение проекта выхода из затруднений (открытие детьми нового знания).

- Поработаем по таблице разрядов с числом 635.

- Сколько в числе единиц третьего разряда? (6)

  • Как называются единицы третьего разяда? (Сотни)
  • Значит, сколько сотен в этом числе? (6)             = вставлять число 6 в таблицу
  • 6 сотен какое это число? (600)

(Учитель делает запись на доске)

  • 600+...+...
  • Сколько в числе единиц второго разряда? (3)    =вставлять число 3 в таблицу
  • Как называется этот разряд?(Десятки)
  • 3 десятка какое это число? (30)
  • (учитель продолжает запись.)
  • 600+30+...
  • Сколько в числе единиц первого разряда? (5)     = вставлять число 6 в таблицу
  • _Как называется этот разряд? (Единицы)
  • 5 единиц какое это число?(5)
  • (учитель продолжает запись.)
  • 600+30+5
  • Какие числа нужно сложить чтобы получить число 635?(600,30,5)
  • Чем мы  заменили число 635? (Суммой разрядных слагаемых)
  • Сколько слагаемых?(Три)
  • Почему? (в этом числе есть единицы всех 3-х разрядов) или (есть все три разряда)
  • Сколько цифр в числе 635?
  • Какое это число?(трехзначное)

- Молодцы! Вы славно поработали.

- Продолжаем наше путешествие.

- По дороге нас застал метеоритный дождь. (Слайд 13)

- Но он нам не страшен. Для того, чтобы спастись от дождя, нужно поработать с таблицей на странице 48.

-Откройте учебники и рассмотрите таблицу.

- Что записано в левой части? (Числа)

-Все числа какие? (Трёхзначные)

- В правой? (Сумма разрядных слагаемых).

-Почему последние суммы состоят из двух слагаемых? (Во второй сумме нет слагаемого, обозначающего единицы, а в третьей – обозначающего десятки). ( В числе 640 на месте единиц 0. А в числе  903 на месте десятков 0. Мы просто не включаем нули в запись.)

- Сделаем вывод:

- Что обозначает нуль в записи числа? (отсутствие единиц данного разряда)

Повесить табличку:

-Дети, запомните «Нуль в записи числа обозначает отсутствие единиц данного разряда»

 - Молодцы!

- Мы благополучно спаслись от дождя. Ваш ум, смекалка, догадливость помогли нам избежать опасность.

       V. Физкультминутка.

- Космонавты могут позволить себе отдых и мы с вами потанцуем.

Танец «Арам-зам-зам». (Дети повторяют движения за учителем)

  1. Первичное закрепление.

- Ребята! Необходимо помочь одной планете. Ее название — Астроград. На этой планете воздух непригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли. Что же случилось?  На планете поселились космические пираты. А стали они пиратами потому, что не умеют представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых. Давайте спасем планету.

Слайд 14-15

Выполним № 1, стр. 48  -  1 строчку с комментированием у доски.

- У доски будут сами смелые, отважные космонавты. Остальные слушают и пишут в тетрадях.

- Прочитайте и запомните слова первого космонавта:

«Земля наша - голубая планета! И её надо беречь!» (1 ребенок прочитает) Слайд 16

- Молодцы! Вы перевоспитали пиратов, спасли жизнь на планете. Жители Вас благодарят.

  1. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Продолжаем наше путешествие по планете трехзначных чисел. Главный город этой планеты – Планетоград.  Ученики этого города затрудняются представить числа в виде суммы разрядных слагаемых. Давайте покажем детям этой планеты как мы умеем заменять числа  суммой разрядных слагаемых. Слайд 17-18

Работа с карточками

- У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны числа. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых: 806, 250, 346.

- Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат:  в верхнем углу карточки вы видите круг.

- Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь.

- Передайте карточку соседу.

- А теперь проверьте работу по эталону на слайде. Слайд 19

(Пройти по рядам и отработать индивидуально с каждым.)  

- Проверяем, если  нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть 1  ошибка – жёлтым, 2 ошибки из 3-ех – красным цветом.

- Верните карточку владельцу.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом? (Ответы детей:

  • Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил.
  • Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку.)

- Поднимите руки у кого оба кружка оказались зелеными.

- Вы успешно справились с новой темой.

- Поднимите руки у кого нижний кружок желтого цвета.

- Поднимите руки у кого нижний кружок красного цвета.

- Вам надо еще поработать над этой темой.

- Молодцы дети, мы сами научились представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, и детей города Планетоград научили.

-Путешествуя по городу Панетоград, нам нужно показать, что мы дружные космонавты, можем выручать друг друга.

-Работа в группах поможет нам в этом убедиться.

 с.48 №2 групповая работа по рядам

-Прочитайте задание. Задание всем понятно? 1 ряд – это 1-ая группа, 2 ряд-2-ая  и т.д.

- По мере окончания работы 1 представитель от группы напишет на доске.

- Сверим работу каждой группы по эталону на слайде.   Слайд 20

- Молодцы! Мы убедились что вы дружны, дальше можно смело продолжать работу. Дальше поехали.

VIII.        Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята! На город Планетоград спускается туман. Это всё оттого, что ученики в этом городе не могут решить задачу. Я предлагаю вам помочь им. Слайд 21

- Прочитайте задачу.

-Какие главные слова берем для краткой записи? (Собрала и сварила, осталось)

Собрала - 8 к. по 3 кг в каждой    

Сварила - 14 кг                                    1 ученик запишет краткую запись на доске

Осталось - ?     (-)

- А теперь наметим план решения задачи.

- Сразу можем ответить на вопрос задачи? (Нет, не знаем сколько собрала)

- Первым действием что находим? Каким действием?

- Вторым действием что находим? Каким действием?

- Решите задачу сам-но. (1 ученик на индивидуальной доске)

- Молодцы! Мы помогли, туман рассеялся.    

- На борт нашего корабля  поступили какие-то зашифрованные сигналы с Земли. Слайд22

-Предлагаю вам их расшифровать. (Получившиеся числа заменяем разрядными слагаемыми)

- Назовите число, в котором  1 сот. 6 дес. 7 ед.   (100+60+7)

- Назовите число, в котором  4 сот.                      

- Назовите число, в котором  23 дес. 5 ед.            (200+30+5)

- Назовите число, в котором  5 сот. 9 ед.              (500+9)

- У кого такой ответ поднимите зеленый круг.

- Прочитайте, что у нас получилось.

-Пора домой!

IX.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Космос- это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на Землю.
  • Подведём итоги нашего путешествия.
  • Вспомните тему урока. (Представление трёхзначного числа  в виде суммы разрядных слагаемых.)
  • Изучив эту тему заполним вновь таблицу «Верите ли вы?», с которой мы работали в начале урока, заполните зеленые графы. Слайд 23
  •  Сравните, верны ли были ваши предположения, сделанные в начале урока.
  • Поднимите руки, кто согласен с 1-ым утверждением.
  • Поднимите руки, кто согласен со 2-ым утверждением?
  • Поднимите руки, кто согласен с 3 утверждением?
  • Поднимите руки у кого все первоначальные предположения совпали?

Оценка знаний и умений с помощью бланка «Оцени себя»                  Слайд 24

- А сейчас оцените свои знания и умения с помощью бланка «Оцени себя».

- Как оценил себя Орлан? Ачыты?

- Положите на край стола, соберу и посмотрю.

  • Сегодня вы хорошо работали на уроке. Поделитесь своими впечатлениями об уроке:
  • Перед вами лежат ладошки.  Раскрасьте те пальчики, на которых написаны слова, соответствующие вашему настроению.
  • Вот какое крепкое рукопожатие у нас получилось.
  • Большинство ребят считают, что им было интересно на уроке, и урок понравился.
  • Это  УСПЕХ сегодняшнего урока.

Домашнее задание.

Дома закрепите то, чему мы учились на уроке.

С.48  №  5   – обязательный для всех

№  6  – предлагаю тем, кто не боится трудностей.

Оценки с комментированием.

  • Всем спасибо за урок. Я очень довольна вами. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых"

Презентация  к  уроку  "Представление  многозначных  чисел  в  виде  суммы  разрядных  слагаемых"  (М.И. Моро  "Школы  России")  4...

Конспект урока по математике "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" (3 класс Школа России)

Конспект урока по математике по теме " Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" в 3 классе (Школа России) разработан в соответствии с ФГОС. Урок позволяет реализовать системно...

Конспект урока по математике на тему «Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых»

Конспект урока по математике на тему «Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых»...

3 класс. Конспект урока по математике на тему: "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" Школа России

Технологическая карта по математикеТема урока: Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемыхЦели урока: учить записывать трехзначные числа в виде суммы трехзначных слагаемых; закреп...

Урок математики «Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых».

Урок математики в 3 классе УМК М. Моро "Школа России"Тип урока: Урок открытия новых знаний. Ведущий метод: Проблемно-поисковый ....

Технологическая карта урока математики "Числа в пределах 1000: представления в виде суммы разрядных слагаемых" (УМК "Школа России" 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о числах в пределах 1000, представленных в виде суммы разрядных слагаемых.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать знания о числах в пределах 1000, представленных в ви...