Математический кружок
календарно-тематическое планирование по математике

Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математический кружок36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  математического кружка «Занимательная математика»

на  основе материалов дистанционного математического кружка творческой лаборатории «Дважды Два».

Аннотация

Программа математического кружка создана для занятий с учащимися начальных классов. Основу программы составляют инновационные технологии. Новизна данной программы в следующем:

  • развитие потенциальной одаренности младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;
  • ярко выраженная математическая направленность;
  • интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, творческое развитие;

Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем обучении.

При отборе содержания программы использованы обще дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, усложнения содержания учебной деятельности; доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью; ориентация на потребности ребёнка; максимальное расширение круга интересов; доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами; ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Пояснительная записка.

         Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагога. Данная программа предназначена для работы с учащимися первой ступени обучения,  с учётом того, что   период начального обучения – основополагающий в развитии и становлении личности: установлено, что электроэнцефалограммы взрослого и 13-летнего подростка практически полностью совпадают, что свидетельствует об окончании созревания нервных клеток головного мозга. Следовательно, максимум усилий для развития общих способностей детей надо прилагать в младшем школьном возрасте с целью создания условий для развития учащихся, для овладения ими элементами теоретического, обобщающего мышления, связанного с пониманием содержания задач, нахождением общего способа решения однородных задач разного вида, с их целостным планированием.  

         

Продолжительность курса.

Программа рассчитана на 3 года.

Новизна данной программы в следующем:

  • развитие потенциальной одаренности младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;
  • ярко выраженная математическая направленность;
  • интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, творческое развитие;

   В качестве методической основы использованы модели обучения одарённых детей раннего возраста, разработанные американскими психологами Дж. Гилфордом «Структура интеллекта»,  а также теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» А. С. Савенкова, на основе материалов дистанционного математического кружка творческой лаборатории «Дважды Два». ​ Технологиями обучения являются:

- проблемно-развивающее обучение;                                                                             - адаптированное обучение;                                                                                                    - индивидуализация и дифференциация обучения;                                  - информационные технологии.

          При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

                Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- эвристическая беседа;

- практикум;

- интеллектуальная игра;

- дискуссия;

- творческая работа;

- исследовательская работа.

         Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.

           Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.

    Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:

занятия

Определение уровня трудности занятия

Настроение

Самооценка работы на занятии

легкое

среднее

трудное

Цель программы:

  • обогащение кругозора учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;
  • совершенствование сферы когнитивного развития – «обучения мышлению» (горизонтальное обогащение содержания по А.И. Савенкову);
  • совершенствование сферы психосоциального развития – «социальной сферы» (горизонтальное обогащение содержания образов по А.И. Савенкову).

Задачи программы:

  • развитие целостной картины мира;
  • развитие воображения как основы творческой деятельности
  • развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем;
  • развитие способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
  • развитие способностей к самопознанию и самопониманию.

Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:

  • усложнения содержания учебной деятельности;
  • доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;
  • ориентация на потребности ребёнка;
  • максимальное расширение круга интересов;
  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
  • сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;

В процессе работы по программе у учащихся формируются следующие способности и умения

Познавательные способности.

Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного знания на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Использование путей поиска информации. Умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат. Умение рассуждать. Построение гипотез. Критичность мышления. Высокая любознательность.

Творческие способности.

Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость мышления и действий. Способность высказывать оригинальные идеи. Богатое воображение. Развитие интуиции.

Особенности эмоциональной сферы.

Уважение к другим. Толерантность. Склонность к самоанализу. Настойчивость в выполнении задания.  Чуткость к анализу нравственных проблем.

 

Программа рассчитана для  педагогов, желающих организовать работу кружка с учащимися младшего школьного возраста, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний, поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня.

Календарно-тематическое планирование

 Программа рассчитана на 1 занятия в неделю, 36 часов в год, длительность занятий 40 минут.

Первый год обучения

Тема

Кол-во часов

1

Вступительный тест

1

2

Задачи на смекалку

2

3

Ребусы

2

4

Зазеркалье

2

5

Разрезания

3

6

Проверочный тест

1

7

Логика

3

8

Лабиринты

2

9

Геометрия

3

10

Закономерности

3

11

Проверочный тест

1

12

Переправы

2

13

Множества

3

14

Конструктивы

3

15

Про числа

3

16

Проверочный тест

1

Второй год обучения

(1 час в неделю –36 часов в год)

Тема

Кол-во часов

1

Вступительный тест

1

2

Задачи на смекалку

2

3

Ребусы

3

4

Плюс- минус один

3

5

Спички

3

6

Проверочный тест

1

7

Двумя способами

2

8

Комбинаторика

3

9

Геометрия

3

10

Множества

2

11

Проверочный тест

1

12

Кубики

3

13

Логические головоломки

3

14

Гори – гори ясно!

2

15

Олимпиадное

3

16

Проверочный тест

1

Третий год обучения

Тема

Кол-во часов

1

Вступительный тест

1

2

Задачи на смекалку

2

3

Плюс - минус один

2

4

Переливания

3

5

Римские цифры

3

6

Проверочный тест

1

7

Решения с конца

3

8

Разрезания

3

9

Части, уровень

3

10

Комбинаторика

3

11

Проверочный тест

1

12

Взвешивания

3

13

Кубики

3

14

Логика

2

15

Гори-Гори, ясно!

3

16

Проверочный тест

2

                           

Методическое обеспечение программы

             Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого. При выполнении творческих заданий следует оценивать только успех. Учитель должен внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем, видеть в каждом школьнике индивидуальность с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь показал, что когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными. Поисково-творческие задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижений.  

Выводы и рекомендации

Эффективность программы определяется по количественному и качественному участию учащихся в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах  различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический кружок

Программа кружка расчитана на 4 года. Кружок обеспечивает полноценное интеллектуальное разитие учащихся, формирорвание мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретичес...

Авторская программа внеурочной деятельности "Математический кружок"

В программе дано планирование занятий кружка на 4 года (1, 2, 3, 4)....

Математический кружок "Умники и умницы"

Образовательная программа....

Математический кружок "Пифагор"

Математический кружок "Пифагор". Результаты за первый год обучения....

Рабочая программа. Математический кружок "Мир цифр"

Рабочая программа. Пояснительная записка. КТП....