Математический кружок
календарно-тематическое планирование по математике
Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математический кружок | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа математического кружка «Занимательная математика»
на основе материалов дистанционного математического кружка творческой лаборатории «Дважды Два».
Аннотация
Программа математического кружка создана для занятий с учащимися начальных классов. Основу программы составляют инновационные технологии. Новизна данной программы в следующем:
- развитие потенциальной одаренности младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;
- ярко выраженная математическая направленность;
- интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, творческое развитие;
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем обучении.
При отборе содержания программы использованы обще дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, усложнения содержания учебной деятельности; доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью; ориентация на потребности ребёнка; максимальное расширение круга интересов; доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами; ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Пояснительная записка.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагога. Данная программа предназначена для работы с учащимися первой ступени обучения, с учётом того, что период начального обучения – основополагающий в развитии и становлении личности: установлено, что электроэнцефалограммы взрослого и 13-летнего подростка практически полностью совпадают, что свидетельствует об окончании созревания нервных клеток головного мозга. Следовательно, максимум усилий для развития общих способностей детей надо прилагать в младшем школьном возрасте с целью создания условий для развития учащихся, для овладения ими элементами теоретического, обобщающего мышления, связанного с пониманием содержания задач, нахождением общего способа решения однородных задач разного вида, с их целостным планированием.
Продолжительность курса.
Программа рассчитана на 3 года.
Новизна данной программы в следующем:
- развитие потенциальной одаренности младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;
- ярко выраженная математическая направленность;
- интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, творческое развитие;
В качестве методической основы использованы модели обучения одарённых детей раннего возраста, разработанные американскими психологами Дж. Гилфордом «Структура интеллекта», а также теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» А. С. Савенкова, на основе материалов дистанционного математического кружка творческой лаборатории «Дважды Два». Технологиями обучения являются:
- проблемно-развивающее обучение; - адаптированное обучение; - индивидуализация и дифференциация обучения; - информационные технологии.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
- эвристическая беседа;
- практикум;
- интеллектуальная игра;
- дискуссия;
- творческая работа;
- исследовательская работа.
Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.
Формы контроля:
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:
№ занятия | Определение уровня трудности занятия | Настроение | Самооценка работы на занятии | ||
легкое | среднее | трудное |
Цель программы:
- обогащение кругозора учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;
- совершенствование сферы когнитивного развития – «обучения мышлению» (горизонтальное обогащение содержания по А.И. Савенкову);
- совершенствование сферы психосоциального развития – «социальной сферы» (горизонтальное обогащение содержания образов по А.И. Савенкову).
Задачи программы:
- развитие целостной картины мира;
- развитие воображения как основы творческой деятельности
- развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем;
- развитие способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
- развитие способностей к самопознанию и самопониманию.
Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:
- усложнения содержания учебной деятельности;
- доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;
- ориентация на потребности ребёнка;
- максимальное расширение круга интересов;
- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;
В процессе работы по программе у учащихся формируются следующие способности и умения
Познавательные способности.
Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного знания на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Использование путей поиска информации. Умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат. Умение рассуждать. Построение гипотез. Критичность мышления. Высокая любознательность.
Творческие способности.
Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость мышления и действий. Способность высказывать оригинальные идеи. Богатое воображение. Развитие интуиции.
Особенности эмоциональной сферы.
Уважение к другим. Толерантность. Склонность к самоанализу. Настойчивость в выполнении задания. Чуткость к анализу нравственных проблем.
Программа рассчитана для педагогов, желающих организовать работу кружка с учащимися младшего школьного возраста, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний, поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня.
Календарно-тематическое планирование
Программа рассчитана на 1 занятия в неделю, 36 часов в год, длительность занятий 40 минут.
Первый год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | |
1 | Вступительный тест | 1 | |
2 | Задачи на смекалку | 2 | |
3 | Ребусы | 2 | |
4 | Зазеркалье | 2 | |
5 | Разрезания | 3 | |
6 | Проверочный тест | 1 | |
7 | Логика | 3 | |
8 | Лабиринты | 2 | |
9 | Геометрия | 3 | |
10 | Закономерности | 3 | |
11 | Проверочный тест | 1 | |
12 | Переправы | 2 | |
13 | Множества | 3 | |
14 | Конструктивы | 3 | |
15 | Про числа | 3 | |
16 | Проверочный тест | 1 |
Второй год обучения
(1 час в неделю –36 часов в год)
№ | Тема | Кол-во часов | |
1 | Вступительный тест | 1 | |
2 | Задачи на смекалку | 2 | |
3 | Ребусы | 3 | |
4 | Плюс- минус один | 3 | |
5 | Спички | 3 | |
6 | Проверочный тест | 1 | |
7 | Двумя способами | 2 | |
8 | Комбинаторика | 3 | |
9 | Геометрия | 3 | |
10 | Множества | 2 | |
11 | Проверочный тест | 1 | |
12 | Кубики | 3 | |
13 | Логические головоломки | 3 | |
14 | Гори – гори ясно! | 2 | |
15 | Олимпиадное | 3 | |
16 | Проверочный тест | 1 |
Третий год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | |
1 | Вступительный тест | 1 | |
2 | Задачи на смекалку | 2 | |
3 | Плюс - минус один | 2 | |
4 | Переливания | 3 | |
5 | Римские цифры | 3 | |
6 | Проверочный тест | 1 | |
7 | Решения с конца | 3 | |
8 | Разрезания | 3 | |
9 | Части, уровень | 3 | |
10 | Комбинаторика | 3 | |
11 | Проверочный тест | 1 | |
12 | Взвешивания | 3 | |
13 | Кубики | 3 | |
14 | Логика | 2 | |
15 | Гори-Гори, ясно! | 3 | |
16 | Проверочный тест | 2 |
Методическое обеспечение программы
Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого. При выполнении творческих заданий следует оценивать только успех. Учитель должен внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем, видеть в каждом школьнике индивидуальность с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь показал, что когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными. Поисково-творческие задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижений.
Выводы и рекомендации
Эффективность программы определяется по количественному и качественному участию учащихся в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический кружок
Программа кружка расчитана на 4 года. Кружок обеспечивает полноценное интеллектуальное разитие учащихся, формирорвание мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретичес...
Авторская программа внеурочной деятельности "Математический кружок"
В программе дано планирование занятий кружка на 4 года (1, 2, 3, 4)....
Программа внеурочной деятельности "Математический кружок"
Программа для начальной школы...
Математический кружок "Умники и умницы"
Образовательная программа....
Математический кружок "Пифагор"
Математический кружок "Пифагор". Результаты за первый год обучения....
Рабочая программа. Математический кружок "Мир цифр"
Рабочая программа. Пояснительная записка. КТП....
Математический кружок.
План кружка....