Авторская программа внеурочной деятельности "Математический кружок"
рабочая программа (математика) по теме
В программе дано планирование занятий кружка на 4 года (1, 2, 3, 4).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_gorbunova_l.n._mou_sosh_no1_g.o.kinel1_.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Самарский институт повышения квалификации работников образования
Общеобразовательное учреждение МОУ СОШ №1 г.о Кинель
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по внеучебной деятельности
«Математический кружок»
Автор Горбунова Л.Н.
2010 год
Пояснительная записка.
Математику затем учить надобно,
Что она ум в порядок приводит.
М.В.Ломоносов
Тот, кто однажды испытал радостное чувство от решения трудной задачи, будет стремиться познать ещё и использовать полученные знания в жизни.
Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружков способствует удовлетворению детской любознательности.
Участие детей в работе кружка воспитывает у них общественную активность, которая выражается в помощи учителю, в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе и т.д. Занятия в кружке оказывают серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся в классе.
Математика является тем самым предметным курсом, который аккумулирует в себе очень важные в учебной деятельности процессы – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. Вместе с тем математика – одна из самых сложных учебных дисциплин, особенно для учащихся начальных классов, так как мыслительные процессы у детей младшего школьного возраста недостаточно развиты. Зато у этих детей сильно развита потребность в игре. Ещё К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра занимает значительное место в разработке занятий математического кружка. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правило игры. Дидактическая игра на занятиях кружка должна занимать особое место, т.к. – это важное средство воспитания умственной активности учащихся.
Основное направление работы математического кружка - помогать расширению кругозора учащихся в различных областях элементарной математики. Учиться находить оптимальные пути решения нестандартных задач, расширять геометрические знания учащихся, а педагогу развивать у ребёнка гибкость и пытливость ума.
Новизна программы заключается в том, что кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии. Учит умению отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредотачивая внимание на количественных. Учит умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Помогает развитию пространственного воображения и логического мышления, формированию графической грамотности, элементов конструкторского мышления и конструкторских умений.
Цель программы: овладение младшими школьниками навыками аналитико-синтетической и проблемно-поисковой деятельности в математике, расширение кругозора учащихся, личностное развитие детей.
Задачи программы:
- научить вычленять основные составные элементы в задании, сопоставлять, сравнивать, находить рациональные способы решения учебных ситуаций, делать выводы и умозаключения;
- активно формировать математическое мышление, поднимать его на качественно новый уровень, создавать серьёзные предпосылки для усвоения более сложных математических понятий в дальнейшем обучении, способствовать формированию творческого и самостоятельного подхода к познанию и изучению предмета;
- развивать познавательные способности детей, расширять их математический кругозор, помогать глубже и прочнее овладевать программными знаниями.
Условия реализации работы кружка:
Занятиям кружка полезно придавать разнообразный характер. В практике работы используются следующие формы:
- решение занимательных задач;
- работа со стенгазетой;
- участие в математической олимпиаде;
- конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, знакомство с великими математиками, экскурсии.
Все материалы – результаты работы кружка следует выставлять в математическом или классном уголке. Целесообразно периодически устраивать выставки с показом изготовленных кружковцами математических газет, сборников задач, ребусов.
В младших классах в кружки следует вовлекать не только самых способных и подготовленных учеников. Надо постараться привлечь к кружковой работе по математике и средних и слабых ребят. Дело в том, что в процессе воспитания трудно раз и навсегда определить, кто на что способен. Очень многие талантливые люди в своём призвании утверждаются лишь после длительных поисков. Помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя.
Стимулом к организации математического кружка может быть беседа учителя о том, чем дети будут заниматься в этом кружке. Эта краткая беседа может возникнуть в связи с изучением какой-либо темы, при решении задач.
Для детей привлекательно не только то, что они слышат и узнают новое на кружке, но и то, что они будут делать самостоятельно. Отсюда следует, что к подготовке очередного занятия следует привлекать самих учеников. На занятиях кружка могут присутствовать не только его члены, но и все желающие, поэтому о занятиях следует оповещать всех учащихся.
Программа работы математического кружка рассчитана на 4 года, предназначена для учащихся 1-4 классов. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30-45 минут. Занятия планируются на весь учебный год – от второй недели сентября до конца мая, проводятся 1 раз в неделю.
Предполагаемые результаты. К концу обучения ученики должны:
- находить оптимальные пути при решении нестандартных задач;
- научиться правильно использовать математическую терминологию, математический язык;
- уметь делать выводы и обобщения;
- знать геометрические фигуры, их свойства;
- владеть графической грамотностью;
- уметь искать нужную информацию;
- расширить свой кругозор.
Диагностика.
- анализ анкет;
- участие в олимпиадах по математике различного уровня;
- анализ сборников задач, ребусов, газет.
Тематическое планирование в 1 классе.
№ | месяц | Номер недели | Тема занятия |
1 | сентябрь | 2 | Задачи на развитие внимания (лабиринты). Знакомство с геометрическими фигурами: точка, прямая. |
2 | сентябрь | 3 | Задачи на развитие памяти. (Математические слова. Повтори-ка!). Стихи, задачи-смекалки, занимательные задания. |
3 | сентябрь | 4 | Задачи на развитие логического мышления. Задачи-смекалки. Знакомство с геометрическим материалом: прямая, кривая, отрезок. |
4 | октябрь | 5 | Задачи на развитие геометрических представлений и воображения (счетные палочки). Считалочки. |
5 | октябрь | 6 | Весёлые задачи. |
6 | октябрь | 7 | Задачи на развитие логического мышления. |
7 | октябрь | 8 | Дидактические игры. Числа от 1 до 10. «Сложение чисел. Задачи-смекалки. |
8 | ноябрь | 9 | Праздник числа. |
9 | ноябрь | 10 | Сказки, загадки, пословицы на занятиях математического кружка. Знакомство с геометрическим материалом: квадрат, прямоугольник, треугольник. |
10 | ноябрь | 11 | Дидактические игры. Математическое лото. |
11 | декабрь | 12 | Логические, эвристические, комбинаторные задачи. Дидактические игры «Магазин». |
12 | декабрь | 13 | Числовые цепочки: установление числовых закономерностей. Знакомство с геометрическим материалом: многоугольники, ромб, круг. |
13 | декабрь | 14 | Занимательные магические квадраты. |
14 | декабрь | 15 | Экскурсия в компьютерный класс. |
15 | январь | 16 | Домино. Знакомство с геометрическим материалом: луч, отрезок, прямая, кривая, ломаная. |
16 | январь | 17 | Геометрическое домино. |
17 | январь | 18 | Логические, эвристические, комбинаторные задачи. |
18 | февраль | 19 | Занимательные и игровые задания по математике. |
19 | февраль | 20 | Весёлые задачи. Знакомство с геометрическим материалом: конструирование из геом. фигур. |
20 | февраль | 21 | Турнир смекалистых. Школьный тур олимпиады. |
21 | февраль | 22 | Занимательные задачи. |
22 | март | 23 | Лото с геометрическими фигурами. |
23 | март | 24 | Занимательные и игровые задания по математике. |
24 | март | 25 | «Приключения в царстве математики» (пьеса-сказка) |
25 | апрель | 26 | Логические, эвристические, комбинаторные задачи. Дидактические игры «Лучший космонавт». |
26 | апрель | 27 | Математические цепочки. Знакомство с геометрическим материалом: конструирование из геометрических фигур. |
27 | апрель | 28 | Игра «Смелей, подумай! Найди ответ». |
28 | апрель | 29 | Занимательные задания «Математическая эстафета» |
29 | май | 30 | Игры на внимание. Знакомство с геометрическим материалом: конструирование из геометрических фигур. |
30 | май | 31 | Дидактические игры «Математические ручейки», «Забей мяч в корзину» |
31 | май | 32 | Занимательные задания «Лучший следопыт», «Стук-стук». |
32 | май | 33 | Итоговое. Занимательные задания «Игра на внимание», «Хлопки». |
Литература:
1. С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина «Альбом по математике и конструированию» 1 класс Москва, Просвещение 1994
2. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Развитие шестилетних детей на уроках математики» журнал «Начальная школа», №7 1990
3. В.Е.Дроздова «Весёлые задачи» журнал «Начальная школа», №6 1991
4. В.Ф.Ефимов «Этнические сведения при изучении математики» журнал «Начальная школа», №6 1994
5. Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» 1 класс Москва, Просвещение, 1989
6. О.Я.Комракова «Весёлые задачи» журнал «Начальная школа», №5 1995
7. С.А.Кузьмина «Математические цепочки» журнал «Начальная школа», №6 1997
8. И.Левитина «Приключения в царстве математики» журнал «Начальная школа», №6 1988
9. Т.А.Масловская «Дидактические игры на уроках математики» журнал «Начальная школа», №2 1997
10. С.Прохорова «Смелей, подумай! Найди ответ» журнал «Начальная школа», №6 1997
11. А.Н.Цовьянова «Праздник числа» журнал «Начальная школа», №6 1997
12. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова «Играя, учимся математике» Москва, Просвещение, 1993
Тематическое планирование во 2 классе.
№ | месяц | Номер недели | Тема занятия |
1 | сентябрь | 2 | Задания на развитие внимания. «Весёлый счёт». Отрезок. Длина отрезка. Единицы измерения длины. |
2 | сентябрь | 3 | Задания на развитие памяти. «Цепочка слов». Измерение длины отрезка, ломаной, кривой. |
3 | сентябрь | 4 | Развитие произвольного воображения. Периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника и т.д.) |
4 | октябрь | 5 | Задания на развитие мышления. Решение геометрических задач на нахождение периметра. |
5 | октябрь | 6 | Подумай и реши: логические, эвристические, комбинаторные задачи. Геометрическая головоломка «Танграм». |
6 | октябрь | 7 | Сообрази: действия с именованными числами. Площадь квадрата. Единицы площади. |
7 | октябрь | 8 | Выпуск стенгазеты №1. |
8 | ноябрь | 9 | Волшебные палочки: работа с геометрическим материалом. Оригами прыгающая лягушка. |
9 | ноябрь | 10 | Ну-ка, угадай-ка! Работа с числами. Луч. Прямой угол. (сказка) |
10 | ноябрь | 11 | Догадайся: решение примеров, равенств, неравенств. Оригами кузнечик. |
11 | декабрь | 12 | Числовые цепочки: установление числовых закономерностей. Построение треугольника по трём сторонам |
12 | декабрь | 13 | Занимательные магические квадраты. Прямоугольник. Диагонали прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. |
13 | декабрь | 14 | Немного истории. Единицы времени. Построение прямоугольника на клетчатой бумаге. Свойства сторон прямоугольника. |
14 | декабрь | 15 | Решение олимпиадных задач. Нахождение периметра и площади прямоугольника.. |
15 | январь | 16 | Решение и преобразование задач. Обратные задачи. Квадрат. Свойства диагоналей квадрата. |
16 | январь | 17 | Игровые и занимательные задания по математике. «Что изменилось?», «Как расставили игрушки?» Периметр квадрата. Построение квадрата по двум диагоналям. |
17 | январь | 18 | Выпуск стенгазеты №2. |
18 | февраль | 19 | Школьная олимпиада. |
19 | февраль | 20 | Игровые и занимательные задания по математике. «На какую пристань ты причалишь?», «Определи маршрут корабля». Оригами фонарик. |
20 | февраль | 21 | Задачи на смекалку. Углы. Деление углов пополам. |
21 | февраль | 22 | Задачи на сообразительность. Вычерчивание окружности. Радиус. Центр окружности. |
22 | март | 23 | Немного истории. Возникновение денег. |
23 | март | 24 | Математические фокусы. |
24 | март | 25 | Игровые и занимательные задания по математике. «На какой час назначен сбор?», «По какой тропинке ты пойдёшь?» Изготовление модели часов. |
25 | апрель | 26 | «Спор цифр». (инсценировка) |
26 | апрель | 27 | Логическое домино. Решение геометрических задач. |
27 | апрель | 28 | Игровые и занимательные задания по математике. «Где произойдёт стыковка кораблей?», «Волшебная таблица». Решение геометрических задач. |
28 | апрель | 29 | Выпуск стенгазеты №3. |
29 | май | 30 | «Считай, смекай, отгадывай». |
30 | май | 31 | Экскурсия «Измерение расстояния шагами». |
31 | май | 32 | Игровые и занимательные задания по математике. «Математический телефон», «Телеграф». Головоломка «Пифагор» |
32 | май | 33 | Весёлая математика. Игра – головоломка «Колумбовое яйцо». |
Литература:
1.С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Развитие детей на уроках математики» №7 1991.
2. Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» 2 класс Москва, Просвещение 1987
3.О.И.Минхаирова «В математическом кружке» журнал Начальная школа №6 1993
4. Л.П.Нестеренко «Математика и конструирование»2 класс Самара, 1993
5. О.Л.Сорочинская «Весёлые задачи» журнал Начальная школа №6 1993
6. О.В.Субботина «Олимпиадные задания по математике 1-4 классы» Волгоград, Издательство «Учитель» 2010
Тематическое планирование в 3 классе.
№ | месяц | Номер недели | Тема занятия |
1 | сентябрь | 2 | Решение ребусов и логических задач. |
2 | сентябрь | 3 | Как люди научились считать. Ломаная, длина ломаной. |
3 | сентябрь | 4 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. |
4 | октябрь | 5 | Изучение мер длины (ребусы, загадки, пословицы) |
5 | октябрь | 6 | Подумай и реши. Симметрия. |
6 | октябрь | 7 | Выпуск стенгазеты №1. |
7 | октябрь | 8 | Математические горки. Задачи в стихах. Наглядная алгебра. Логические задачи. Загадки. Игра «У кого какая цифра?» |
8 | ноябрь | 9 | Обратные задачи. Игра «Удивительный квадрат». Деление окружности на равные части (2, 4) |
9 | ноябрь | 10 | Выпуск стенгазеты №2. |
10 | ноябрь | 11 | Решение занимательных задач. Меры в пословицах. Деление окружности на равные части (6,3) |
11 | декабрь | 12 | Конкурс знатоков.(игра) |
12 | декабрь | 13 | Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы». Построение вписанных многоугольников. |
13 | декабрь | 14 | Немного из истории. Детям о времени. Понятие о перпендикулярных прямых. |
14 | декабрь | 15 | Выпуск стенгазеты №3. |
15 | январь | 16 | «Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. |
16 | январь | 17 | Клуб весёлых математиков |
17 | январь | 18 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. Понятие о параллельных прямых. |
18 | февраль | 19 | Детство женщины-математика С.Ковалевской. Игра «Задумай число» |
19 | февраль | 20 | Решение олимпиадных задач. Построение прямоугольников на нелинованной бумаге. |
20 | февраль | 21 | Выпуск стенгазеты №4. |
21 | февраль | 22 | Школьный тур олимпиады |
22 | март | 23 | Открытие нуля. |
23 | март | 24 | Решение задач повышенной трудности. |
24 | март | 25 | Экскурсия «Измерение расстояния на глаз и шагами» |
25 | апрель | 26 | Выпуск стенгазеты №5. |
26 | апрель | 27 | «Знакомство» с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями. |
27 | апрель | 28 | игра «Крестики-нолики» |
28 | апрель | 29 | Занимательные задачи со сказочным сюжетом. |
29 | май | 30 | Конкурс знатоков. |
30 | май | 31 | Выпуск стенгазеты №6. |
31 | май | 32 | Занимательные задачи со сказочным сюжетом |
32 | май | 33 | Игра «Цифры в буквах» |
Литература:
1. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Развитие познавательных способностей детей на уроках математики» 3 класс журнал «Начальная школа» №7-8 1992
2. О.И.Белякова «Занятия математического кружка 3-4 классы» Волгоград, издательство «Учитель», 2007
3. О.Комар «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении мер длины» журнал «Начальная школа» №6 1994
4. Э.П.Мотовилова «Клуб весёлых математиков» журнал «Начальная школа» №6 1988
Тематическое планирование в 4 классе.
№ | месяц | Номер недели | Тема занятия. |
1 | сентябрь | 2 | Задания на развитие и совершенствование внимания. Магические квадраты. |
2 | сентябрь | 3 | Задания на развитие восприятия и воображения. Игра «Найдите числа, зная их сумму». |
3 | сентябрь | 4 | Задания на развитие памяти. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. |
4 | октябрь | 5 | Из истории мер длины. Координатный угол. |
5 | октябрь | 6 | Выпуск стенгазеты №1 |
6 | октябрь | 7 | Числа - великаны. Коллективный счёт. Загадки-смекалки. Игра «Знай свой разряд». |
7 | октябрь | 8 | Турнир смекалистых |
8 | ноябрь | 9 | Выпуск стенгазеты №2 |
9 | ноябрь | 10 | Решение олимпиадных задач. Построение простейших графиков. |
10 | ноябрь | 11 | Из истории мер массы. Многогранники ( грани, вершины, рёбра)) |
11 | декабрь | 12 | Математический КВН. |
12 | декабрь | 13 | Задачи, связанные с квадратом. |
13 | декабрь | 14 | Выпуск стенгазеты №3 |
14 | декабрь | 15 | Задачи связанные с нумерацией |
15 | январь | 16 | Немного из истории. Из истории развития счёта. Виды углов. Классификация углов по их величинам в градусах. |
16 | январь | 17 | Задания на развитие мышления. Углы, измерение углов в градусах с помощью транспортира. |
17 | январь | 18 | Конкурс знатоков. |
18 | февраль | 19 | Задачи с многовариантными решениями. |
19 | февраль | 20 | Выпуск стенгазеты №4 |
20 | февраль | 21 | Решение задач на движение. Лабиринты. |
21 | февраль | 22 | Школьный тур олимпиады. |
22 | март | 23 | Занимательные задачи со сказочным сюжетом. |
23 | март | 24 | Из истории Римской нумерации. |
24 | март | 25 | Выпуск стенгазеты №5 |
25 | апрель | 26 | Решение логических задач. Арифметические ребусы. |
26 | апрель | 27 | Решение задач на движение. |
27 | апрель | 28 | Геометрические задачи. Виды треугольников. |
28 | апрель | 29 | Занимательные задачи со сказочным сюжетом. |
29 | май | 30 | Выпуск стенгазеты №6 |
30 | май | 31 | Олимпиадные задачи. Построение отрезка, равного данному. |
31 | май | 32 | Логические, эвристические, комбинаторные задачи. |
32 | май | 33 | Итоговое. |
Литература:
1. Р.Н.Абдульманов «Задачи, связанные с нумерацией» журнал «Начальная школа» №6 1990
2. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики» журнал «Начальная школа» №8 1993
3. Т.А.Заболотных «Использование исторического материала в процессе обучения математики» журнал «Начальная школа» №6 1993
4. Л.А.Зуброва «Турнир смекалистых» журнал «Начальная школа» №6 1990
5. Д.Клименченко «Задачи с многовариантными решениями» журнал «Начальная школа» №6 1991
6. В.Н.Русанов «Задачи, связанные с квадратом» журнал «Начальная школа» №6 1990
7.В.Н.Русанов «Конкурс знатоков» журнал «Начальная школа» №5-6 1992
8.В.Н.Русанов «Математические олимпиады младших школьников» Москва, Просвещение 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности "Моя Москва"
Программа представляет единство базовых образовательных предметов и предметов художественно-эстетического цикла как основу для воспитания гармонично развитой личности ребенка....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности. Кружок "Поиграй-ка"
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)...
Программа внеурочной деятельности (кружок "Акварель" ФГОС)
Внеурочная деятельность по художественному направлению в рамках ФГОС. Рабочая программа включает: пояснительную записку, цели и задачи, тематическое планирование, результаты, диагностики....
Программа внеурочной деятельности (кружок "Подвижные игры" ФГОС)
Программа составлена для учащихся начальных классов....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «ГЕОМЕТРИКА»
ЛИЦЕНЗИРОВАНА НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ21 декабря 2011 года программа внеурочной деятельности «Кружок «Геометрика» прошла экспертизу в Академии постдипломного педаго...
Программа внеурочной деятельности. Кружок "Народоведение (обычаи моего народа)"
Программа разработана в рамках введения ФГОС НОО. Она поможет продуктивно заполнить часы внеурочной деятельности, так как даёт возможность работать в различных направлениях. Это и патриотическое воспи...
Авторская программа внеурочной деятельности. Театральный кружок "В мире театра"
Данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть ф...