Рабочая программа по математике для 3 класса (УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по математике (3 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по математике и на основе авторской программы «Математика» для начальной школы, разработанной Рудницкой Т. В., Юдачевой С. В. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиям к результатам освоения ООП НОО.
На реализацию программы по математике во 3 классе отводится 136 часов (34 учебные недели). Математика проводится 4 раза в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 421.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по математике и на основе авторской программы «Математика» для начальной школы, разработанной Рудницкой Т. В., Юдачевой С. В. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиям к результатам освоения ООП НОО.
На реализацию программы по математике во 3 классе отводится 136 часов (34 учебные недели). Математика проводится 4 раза в неделю.
Планируемые результаты освоения предмета
Содержание программы ориентировано на достижение третьеклассниками трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы по математике
У третьеклассника продолжат формироваться:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметные результаты освоения программы по математике
У третьеклассника продолжат формироваться:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
- понимание причин неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметные результаты освоения программы по математике
У третьеклассника продолжат формироваться:
- владение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- владение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание программы способствует формированию, становлению и развитию у третьеклассников следующих универсальных учебных умений:
• сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
- распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
- сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов);
- пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
- сравнивать числа;
- упорядочивать данное множество чисел;
- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений;
- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
- оценивать правильность предъявленных вычислений;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
- анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий;
- планировать ход решения задачи;
- анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;
- прогнозировать результат решения;
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий;
- ориентироваться на плоскости; различать геометрические фигуры; характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
- конструировать указанную фигуру из частей;
- классифицировать треугольники;
- распознавать некоторые пространственные фигуры на чертежах и на моделях;
- определять истинность несложных утверждений;
- приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
- с помощью учителя конструировать алгоритм решения логической задачи;
- актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств;
- собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты;
- с помощью учителя и самостоятельно сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
- переводить информацию из текстовой формы в табличную.
Планируемые результаты обучения в 3классе
Обязательный уровень
Ученик должен:
- знать названия и последовательность натуральных чисел до 1000 (включительно), уметь записывать их цифрами и сравнивать;
- знать названия и обозначения действий умножения и деления;
- знать наизусть таблицу умножения однозначных чисел и результаты соответствующих случаев деления;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 20 и 100;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений;
- знать названия компонентов четырех арифметических действий;
- знать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них,
уметь находить их значения, выполняя два-три арифметических действия;
- уметь решать арифметические текстовые задачи в три действия в различных комбинациях;
- уметь вычислять: периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Повышенный уровень
Обучающийся может:
- выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000, используя письменные приемы выполнения действий;
- различать числовые равенства и неравенства, знаки «<» и «>»;
- называть единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;
- приводить примеры верных и неверных высказываний;
- называть фигуру, изображенную на рисунке (ломаная, прямая);
- вычислять длину ломаной;
- изображать ломаную, обозначать ее буквами и читать обозначение;
- изображать прямую с помощью линейки, обозначать ее буквами и читать обозначение;
- различать луч и прямую;
- делить окружность на 6 равных частей с помощью циркуля;
- строить точку, симметричную данной, на клетчатом фоне.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
называть:
- любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
- компоненты действия деления с остатком;
- геометрическую фигуру (ломаная);
- единицы массы, времени, длины;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать: - знаки > и <;
- числовые равенства и неравенства;
читать: - записи вида: 120 < 365, 900>850;
воспроизводить: - соотношения между единицами массы, длины, времени;
- устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
приводить примеры: - числовых равенств и неравенств;
моделировать:
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа),таблицы, рисунка;
- способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать: - натуральные числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать: - структуру числового выражения;
- текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать: - числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
- план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:
- свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
- читать и составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
- выполнять деление с остатком;
- определять время по часам;
- изображать ломаные линии разных видов;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);
- решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе обучающийся может научиться: формулировать:
- сочетательное свойство умножения;
- распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать: - обозначения прямой,ломаной;
приводить примеры: - высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
- верных и неверных высказываний;
различать: - числовое и буквенное выражение;
- замкнутую и незамкнутую линии;
- прямую и луч, прямую и отрезок;
характеризовать:
- ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
- взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать: - буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить: - способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать учебные и практические задачи:
- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
- проводить прямую через одну и через две точки;
- строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тысяча
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<» и «>».
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения). Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000
Умножение вида 23.40.
Умножение и деление на двузначное число.
Величины и их измерения
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = = 100 лет, 1 год =12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.
Алгебраическая пропедевтика
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Логические понятия
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной. Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки. Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы
Тема |
Выполнение деления с остатком с помощью фишек |
Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. |
Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра |
Взвешивание предметов на чашечных весах |
Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки |
Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды |
Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии |
Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге |
Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом |
Учитель ориентируется на два уровня математической подготовки: обязательный и повышенный.
Обязательный уровень
Ученик должен:
- знать названия и последовательность натуральных чисел до 1000 (включительно),
уметь записывать их цифрами и сравнивать; - знать названия и обозначения действий умножения и деления;
- знать наизусть таблицу умножения однозначных чисел и результаты соответствующих случаев деления;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000 в случаях, сводимых к
действиям в пределах 20 и 100; - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные
приемы вычислений; - знать названия компонентов четырех арифметических действий;
- знать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них,
уметь находить их значения, выполняя два-три арифметических действия;
- уметь решать арифметические текстовые задачи в три действия в различных комбинациях;
- уметь вычислять: периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Повышенный уровень
Обучающийся может:
- выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000, используя письменные приемы выполнения действий;
- различать числовые равенства и неравенства, знаки «<» и «>»;
- называть единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;
- приводить примеры верных и неверных высказываний;
- называть фигуру, изображенную на рисунке (ломаная, прямая);
- вычислять длину ломаной;
- изображать ломаную, обозначать ее буквами и читать обозначение;
- изображать прямую с помощью линейки, обозначать ее буквами и читать обозначение;
- различать луч и прямую;
- делить окружность на 6 равных частей с помощью циркуля;
- строить точку, симметричную данной, на клетчатом фоне.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: называть:
- любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
- компоненты действия деления с остатком;
- геометрическую фигуру (ломаная);
- единицы массы, времени, длины;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать: - знаки > и <;
- числовые равенства и неравенства;
читать: - записи вида: 120 < 365, 900>850;
воспроизводить: - соотношения между единицами массы, длины, времени;
- устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
приводить примеры: - числовых равенств и неравенств
моделировать:
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
- способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать: - натуральные числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать: - структуру числового выражения;
- текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать: - числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
- план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:
- свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
- читать и составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
- выполнять деление с остатком;
- определять время по часам;
- изображать ломаные линии разных видов;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);
- решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе обучающийся может научиться: формулировать:
- сочетательное свойство умножения;
- распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать: - обозначения прямой, ломаной
приводить примеры: - высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
- верных и неверных высказываний;
различать: - числовое и буквенное выражение;
- прямую и луч, прямую и отрезок;
- замкнутую и незамкнутую линии
характеризовать: - ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
- взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать: - буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить: - способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать учебные и практические задачи:
- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
- проводить прямую через одну и через две точки;
- строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
Тематическое планирование |
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Числа от 100 до 1000 | 3 |
2 | Сравнение чисел. Знаки «<» и «>». Входная контрольная работа. | 4 |
3 | Единицы длины: километр, миллиметр | 3 |
4 | Ломаная. | 3 |
5 | Проверочная работа по теме «Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел». Длина ломаной | 3 |
6 | Единицы массы: килограмм, грамм | 2 |
7 | Единица вместимости: литр. Контрольная работа по теме «Длина, масса, вместимость» | 3 |
8 | Сложение в пределах 1000 | 5 |
9 | Вычитание в пределах 1000. Итоговая контрольная работа за 1 четверть. | 5 |
10 | Работа над ошибками. Решение задач на сложение и вычитание в пределах 1000. | 1 |
11 | Сочетательное свойство сложения | 3 |
12 | Сумма трёх и более слагаемых | 3 |
13 | Сочетательное свойство умножения | 3 |
14 | Произведение трёх и более множителей | 3 |
15 | Симметрия на клетчатой бумаге. Контрольная работа по теме «Симметрия на клетчатой бумаге» | 3 |
16 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок | 3 |
17 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях» | 5 |
18 | Верные и неверные предложения (высказывания). Итоговая контрольная работа за I полугодие. | 3 |
19 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение задач и примеров в пределах 1000. | 4 |
20 | Числовые равенства и неравенства | 5 |
21 | Деление окружности на равные части | 3 |
22 | Умножение суммы на число | 3 |
23 | Умножение на 10 и на 100 | 3 |
24 | Умножение вида 50· 9, 200· 4 | 4 |
25 | Прямая. Контрольная работа по теме «Прямая. Деление окружности на равные части» | 3 |
26 | Умножение на однозначное число. Контрольная работа по теме «Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число» | 6 |
27 | Работа над ошибками. Формирование вычислительных навыков. | 2 |
28 | Измерение времени | 4 |
30 | Итоговая контрольная работа за 3-ю четверть. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 2 |
31 | Деление на 10 и на 100. | 2 |
32 | Нахождение однозначного частного | 4 |
33 | Деление с остатком | 4 |
34 | Деление на однозначное число . Контрольная работа по теме «Деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число» | 5 |
35 | Умножение вида 23·40 | 4 |
36 | Умножение на двузначное число | 6 |
37 | Деление на двузначное число. Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число». | 6 |
38 | Промежуточная аттестация. Формирование навыка решения задач | 2 |
39 | Итоговая годовая контрольная работа. Умножение и деление на двузначное число | 3 |
40 | Решение задач по теме «Умножение и деление на двузначное число». | 3 |
Итого | 136 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Программа – Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2017г.
- Учебники – Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., учебник 3 класс в двух частях, М., Вентана-Граф, 2012г.
- Учебные пособия – Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., Рабочие тетради «Математика» 3 кл., М., Вентана-Граф, 2018г., Рудницкая В. Н. Дидактические материалы «Математика». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2018г., Кочурова Е. Э. Рабочие тетради «Дружим с математикой». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2018г.
- Методические пособия для педагогов - Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2017г., Математика: 3 класс: методическое пособие / Л. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. – М.: Вентана-Граф, 2017г., Оценка знаний. Математика. 1 – 4 класс. Автор: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В., – М.: Вентана-Граф, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс("Начальная школа ХХI века")
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколенияв соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебнико...
Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа XXI века"
Примерная рабочая программа для 4 класса разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по математике 3 класс "Начальная школа 21 века" "
Рабочая программа для учебника 2006 года...
Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"
Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....
Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"
Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....
рабочая программа по математике 3 класс. "Начальная школа 21 века" .ФГОС.
Рабочая программа по математике 3 класс, УМК "Начальная школа ХХI века" содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся с учетом ФГОС(УУД), календарн...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа 21 века"
Материал содержит рабочую программу по математике , поурочное планировани....