Структура урока (деятельность учителя и учащихся) I. Организационный момент. Здравствуйте. Меня зовут Елена Викторовна. Я рада с вами познакомиться и плодотворно поработать. Поприветствуйте наших гостей. Мы урок начнем с разминки. Выпрямляем свои спинки, На носочках потянулись, Вправо, влево повернулись И друг другу улыбнулись. Мне приятно, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка - залог успеха в любой работе. Думаю, что у нас все получится, и вы многому научитесь. Нашими помощниками будут Долечка и Апельсиныч.
II. Актуализация опорных знаний. - Долечка предлагает нам посмотреть мультфильм
Мультфильм «Апельсин». Обсуждение. - Я приготовила для вас сюрприз. Просмотрите мультфильм и скажите, почему рассердился волк?
- В чем его ошибка?
- Что получил каждый из животных?
- На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?
- - Какие это будут части?
1. Устный счет- разминка по теме «Доли» - Что ж друзья, скорей за работу,
Начнём, конечно, с устного счёта. - Долечка для Вас приготовила задания.
Задание 1. Какая часть круга закрашена.
Задание 2. Сравни доли, пользуясь схемы
одну третью и одну вторую долю | Одну восьмую и одну вторую долю | Одну восьмую и одну шестую долю | Одну вторую и одну шестую долю | Одну шестую и одну третью долю | Одну четвертую и одну восьмую долю | Одну четвертую и одну шестую долю | Одну четвертую и одну третью долю | Одну вторую и одну четвертую долю | Одну третью и одну восьмую долю |
III.Постановка целей и задач урока. - Ребята, у Долечки сегодня День Рождения и конечно какой день рождения без чего? (торт.)
- Что необходимо для приготовления торта? (Рецепт)
- Мы с Апельсинычем нашли рецепт, но он мне не понятен.
- Ребята, о чем вам может рассказать эта схема?
- Можем ли мы приготовить торт по этому рецепту?
(Нет, не хватает данных) - Давайте узнаем сколько и каких продуктов в граммах нужно взять для приготовления 600 г теста.
- Надо сначала найти сколько граммов в одной доле. Посчитайте сколько всего долей? (12) Теперь найдем сколько в одной доле!
600 : 12 = 50 г.(не учили, но вдруг) - Хорошо! А теперь посчитайте по сколько долей взято муки, масла, яиц и сахара.(мука 4 доли, масло 2 доли, яйца 3 доли, сахар 3доли)
- Зная,что одна доля это 50 г, давайте найдем сколько нужно масла в граммах? 50 х 4= 200 г 50 х 2=100 г, 50 х 3 = 150 г
- Значит: Мука – 200 г, масло – 100г, яйца – 150 г, сахар – 150г )
- Теперь у нас есть рецепт торта и он собран из частей в целый готовый торт. А кому мы подарим наш торт?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Правильно.
Научиться решать задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. IV. Первичное усвоение новых знаний. 1.Мотивация учебной деятельности - Наш торт уж готов, но у нас с Апельсинычем новая проблема.
- Для того, чтобы подарить торт, что еще нужно сделать?
(Надо его упаковать в коробку и обвязать лентой.) - Подойдет ли лента, которую подготовил Апельсиныч? (Нет, она короткая и это только доля целого числа)
- Какая лента понадобится, чтобы обвязать коробку? (Для того, чтобы обвязать коробку нужна лента длинная – целое число).
Задание 1 Найти целое число по его доле, если 1/2ленты составляет 40см - Чтобы понять и решить задачу, воспользуйтесь одной из схем.
- Какая схема дает подсказку при решении задачи? Почему?
целое доля целое доля
- Чтобы найти целое по его доле, что нужно сделать? Каким действием?
- Запишите решение и ответ.( 40*2=80 см)
- Какое умение вам помогло выполнить это задание? ( Умение находить целое по его доле)
Вывод: Чтобы найти целое по его доле, нужно данное число умножить на количество долей.
- Здорово! Мы выяснили, какой длины должна быть лента. Наш подарок почти готов. Оцените себя: все правильно –целый апельсин, возникли затруднения – долька.
- Что еще вы можете предложить для украшения нашего подарка?(Коробку нужно не только обвязать, но и оформить бантиком)
-Что для этого нужно? ( Взять ленту) - И снова у нас с Апельсинычем новая проблема.
Задание 2. Апельсиныч купил ленту для изготовления банта длиной 80 см, однако чтобы изготовить украшение понадобилась всего одну четвертую часть ленты. Определите долю от целого числа и отрежьте, столько сантиметров ленты, сколько уйдет на бант. целое – 80 см доля целое – 80 см доля - Чтобы понять и решить задачу, воспользуйтесь одной из схем.
- Какая схема дает подсказку при решении задачи? Почему?
- Чтобы найти долю от целого, что нужно сделать? Каким действием?
- Запишите решение и ответ.( 80:4=20 см)
- Какое умение вам помогло выполнить это задание? ( Умение находить долю от целого числа.)
Вывод: Чтобы найти долю от целого, нужно целое поделить на количество долей.
- Молодцы! Наше украшение на подарок готово.
(Оценивание обучающихся: все правильно –целый апельсин, возникли затруднения – долька.) - Чтобы убедиться, что подарок готов вспомним правила.
V. Физкультминутка. - А чтобы вы не забыли в какое время года у Долечки День Рождения, с вами потанцует Снеговичок.
VI. Первичная проверка понимания. - Мы отправляемся в путь дорогу в гости к Дольке. Сопровождать нас будет Апельсиныч. Но, чтобы путь наш был быстрым решим задачу.
Задача 1. Гости на автобусе проехали 12 километров, что составляет одну четвертую долю маршрута к дому Долечки. Сколько километров составляет весь путь к дому Долечки? ( самостоятельное решение и оценивание обучающихся : все правильно –целый апельсин, возникли затруднения – долька.) Задача 2.Учебник стр. 93 задание 8. Рассмотрите рисунки. Чтение задачи самостоятельно, вслух 1 из детей. анализ задачи. - Определите, какие геометрические фигуры изображены? шестиугольники
- На сколько частей поделены каждый из шестиугольников?
(Первый –на 3 доли Второй – на 12 долей Третий – на 6 долей) - Назовите закрашенную долю.( 1/3 доля, 1/12 доля, 1/6 доля)
- На какой фигуре закрашена большая доля? (Первая)
- На какой фигуре закрашена меньшая доля? (Вторая)
- На какой фигуре закрашена средняя доля? (Третья)
Работа в парах: - Чтобы определить какую долю закрасила каждая из девочек, используем комбинаторный способ решения задачи.
Перед вами карточка с именами девочек. У каждого имени изображены фигуры, зачеркните 2 из трех фигур, которые по условию задачи не соответствуюти вы узнаете какую долю фигуры закрасила каждая из девочек. - Что мы в этой задаче находили?( Долю от целого числа)
(Оценивание обучающихся : все правильно –целый апельсин, возникли затруднения – долька.) VII. Первичное закрепление. Работа в группах. - Каждая группа состоит из 4 человек. Первая группа 1-2 парта, вторая группа -3-4 группа.
Задание На праздник к Долечке пришли гости. На праздничном столе фрукты и сладости, но, чтобы испробовать их нужно быстро и правильно решить задачки. - Команда, выполнившая быстро и правильно задание, подает сигнал, взявшись за руки.
ЗАДАЧА | ОТВЕТ | Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза |
| Долечке подарили 12 подарков. Она открыла 1/3 часть подарков. Сколько подарков осталось у Долечки? |
| Половина дыни весит 3 кг. Сколько весит целая дыня? |
| Гостям на праздник купили торт массой 9 килограммов. Они съели треть всего торта. Сколько килограммов торта съели? |
| На столе 12 тарелок,1/4 всех тарелок заполнены. Сколько тарелок осталось пустых? |
| Оля съела 6 абрикосов, что составляет 1/3 часть всех абрикосов, которые лежат в вазе. Сколько абрикосов лежат в вазе? |
|
- Прошу выбрать спикера группы и огласить результат вашей работы, зачитав только ответы решенных задач.
(Оценивание обучающихся : все правильно –целый апельсин, возникли затруднения – долька.) 7. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы. - Чему мы сегодня научились? (находить часть от целого и целое по части )
- Перед вами лежат тортики. На сколько кусков он поделен? (на 8)
- Покажите 1/8, 2/8, 4/8. Покажите половину торта.
- Здорово, молодцы!
8. Итоги урок (рефлексия). - Вернемся к началу нашего урока. Теперь мы можем поздравить Долечку с Днем Рождения.
- Какое задание было легче?
- Какое задание вызвало затруднения?
- Где вы можете использовать полученные новые знания?
Я предлагаю вам дома потренироваться находить целое по доле и наоборот с помощью задачи №9, на странице 93 учебника по математике. - Давайте посчитаем у кого сколько апельсинов и сколько долек.
Самооценка успешности Укрась тортик Давайте украсим торт на доске. Перед вами лежат клубничка и долька апельсина. Если задания были легкими, выбери клубничку и укрась наш торт, что-то вызвало затруднение, дольку апельсина. Какой красивый торт у нас получился! Молодцы! Я благодарна вам за плодотворную работу… Желаю успехов в изучении математики.
|