Сложение однозначных чисел с переходом через разряд
план-конспект урока по математике на тему

Конспект урока по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: Математика

Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»

Класс: 1

Цель: 

  1. создать условия для формирования умения складывать однозначные числа с переходом через десяток разными способами;
  2. содействовать формированию умения находить значение таких выражений, пользуясь алгоритмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд.

Задачи:

  1. создать условия для воспитания чувства взаимопомощи, умения сотрудничать;
  2. содействовать развитию вычислительных навыков, наблюдательности, внимания, грамотным владениям математических понятий;
  3. способствовать формированию навыка практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  1. уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения.
  2. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные:

  1. Уметь осуществлять взаимопроверку.
  2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

Познавательные:

  1. Уметь устанавливать причинно – следственные связи
  2. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
  3. Устанавливать аналогии.
  4. Владеть общим приемом решения учебных задач.

Личностные: 

  1. Создать условия для формирования  интереса к учению и математике;
  2. Содействовать осознанию ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, самооценка на основе критерия успешности;
  3. Стараются проявить по назначению приобретенные математические способности.

Материально- техническое обеспечение: модели: треугольники -  десятки, круги - единицы; карточки с алгоритмом сложения; учебник математики, компьютер, учебная презентация.

Ход урока

  1. Мобилизующий этап.

-Ребята, девиз нашего урока математики.

И прекрасна и сильна

Математики страна.

Здесь везде кипит работа,

Путешествует здесь кто-то.

Сколько домнам угля надо?

А детишкам шоколада?

Сколько звезд на небесах,

А веснушек на носах?

  1. Актуализация знаний.
  1. Устный счет.

-Ребята, а сейчас мы с вами посчитаем устно.

-А кто желает работать по карточкам? ( работа по карточкам 3 человека)

Покажи число, в котором 1 десяток 1 единица. (11) ( используют счетные палочки) (слайд)

К 8 прибавить 10. (18) (слайд)

Из 15 вычесть 5. (10) (слайд)

На клумбе распустились 7 тюльпанов, а потом ещё 3. Сколько всего тюльпанов распустилось? (10) (слайд)

Брату 7 лет, а сестре 2 года. На сколько лет брат старше сестры? (5) (слайд)

Разбейте числа на группы?        (слайд)

(четные – нечетные, двузначные - однозначные)

  1. Открытие темы и целей урока.

Состав числа 10

- Что вы знаете про число 10? (наименьшее двузначное, круглое, соседи 9 и 11, четное, состоит из 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5) (слайд)

-Ребята, послушайте задачу и запишите ее решение.

Любит порядок мальчик Егорка.

Книги свои расставил на полках:

10 книжек на одной и 4 - на другой.

Сколько у Егорки книжек на двух полках? 10+4

Дима любит математику, нравится ему решать:

5 примеров, 3 задачи, уравнений тоже 5.

Сколько Дима выполнил заданий,

Приложив чуть-чуть стараний? 5+3+5

Собирала Анечка в саду ромашки.

7 подарит мамочке, 5 – сестренке Даше.

Жаль считает Аня лишь до 10.

Сосчитать цветочки Ане помоги. 7+5

-А теперь давайте проверим, посмотрите правильное решение на доске и сравните со своим, если есть ошибки, то исправьте их. (слайд)

Постановка проблемы.

- Какое выражение отличается от других?

(5+3+5, потому что три слагаемых)

- Какой пример легче всего решить, почему?

(10+4, потому что легко к десяткам прибавить единицы)

- Какой пример можно представить в таком же виде? (5+5+3=10+3)

- Какой пример мы еще не учились решать? (7+5).

- Чем этот пример похож на предыдущие? (на сложение, в ответе получится двузначное число больше 10). Сложение с переходом через десяток.

- Чем он отличается? (При сложении не образуется число 10).

- Как же его можно решить? (присчитыванием по числовому лучу и по таблице сложения).

-Ребята, так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

-Какая же будет тема нашего урока? (слайд)

-А какие цели мы поставим перед собой на урок?

  1. Первичное усвоение новых знаний.

- Ребята, давайте найдем новый способ сложение однозначных чисел с переходом через разряд.

1. У каждого конверт. Достаньте и рассмотрите фигуры: треугольник и кружки.

- Что обозначает треугольник? (десяток)

- Что обозначают круги? (единицы)

- Положите на треугольник 7 кругов. Возьмите еще 5 кругов. Сколько кругов надо добавить в треугольник, чтобы стало 10? (3). Сколько кругов у вас еще осталось? (2). Сколько всего кругов? (12).

Значит: 7+5=7+3+2=12 Мы сложили по частям.

- Как узнали, чему равна первая часть? (сколько надо к 7 добавить до 10).

- Как узнали вторую часть? (Надо было прибавить 5, прибавили 3, осталось прибавить еще 2).

Вывод: чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток, можно сначала добавить до 10, а затем добавить остальные единицы.

2. Чтение алгоритма сложения однозначных чисел по частям (дети заполняют по примеру 7+5)

1) Первое слагаемое - … Ему недостает до 10 … единицы.

2) Поэтому второе слагаемое разбиваем на части … и …

3) Добавляем сначала … до 10, а потом оставшиеся … единицы

4) Получаем ответ …

V. Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику: с.70 №1 (5 минут)

- Назови первое слагаемое (9), второе слагаемое (7). 9+7=9+1+6=16

9 недостает до 10 1 единицы. От второго слагаемого забираем единицу и добавляем к 9, получается 10 единиц, а потом добавляем оставшиеся 6 единиц.

- Как вторым способом решили пример? 9+7=7+9= 7+3+6=16

- Какой еще можно сделать вывод? Каким же способом удобнее прибавить к большему меньшее или к меньшему большее? (Удобнее к большему числу прибавлять меньшее, потому что до десятка удобнее добавлять большее число)

2. №2 – на доске (10 минут)

Объясните, как решен пример (7+5=12)

Первое слагаемое 7. Ему недостает до 10 трех единиц. Поэтому второе слагаемое разбиваем на части 3 и 2. Добавляем к 7 сначала 3, получаем 10. Потом добавляем оставшиеся 2 единицы и получаем 1 десяток и 2 единицы – 12.

9+3 у доски с объяснением

8+6 парами и самопроверка с доски.

3. №3 (с комментированием в громкой речи)

а) с рисованием графической модели

б) на слух без рисунка

4. № 4 - самостоятельная работа (5 минут)

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Чему новому мы сегодня учились? (Как складывать однозначные числа с переходом через десяток).

-Какие трудности у вас возникали на уроке?

-Все ли вам удалось выполнить на уроке?

-Какую цель вы ставили на уроке? - Вы ее достигли?

-Ребята, если вам было все понятно на уроке, то приклейте смайлик «палец вверх», а если нет, то «палец вниз»

Работа по карточкам 

Вариант 1

Запишите числа в порядке убывания

18, 15, 12, 11, 10, 8, 5,3

Вариант 2

Двузначные числа разложите на сумму разрядных слагаемых

18=__+__

15=__+__

12=__+__

Вариант 3

Двузначные числа разложите на сумму разрядных слагаемых

11=__+__

10=__+__

14= __+__

Раздаточный материал.

4. Задания для осуществления педагогического контроля.

Карточка 1

Запиши цифрами числа:

Семнадцать

Одиннадцать

Двадцать

Пятнадцать

Карточка 2

Запиши числа в порядке их уменьшения:

16, 11, 19, 9,18,5,12

__________________________________________________________

Карточка 3

Сравни числа, поставь знаки <, > или =:

15 … 12               17 … 19                17 … 17           20…19             10….11

Карточка 4

Вычисли. Запиши ответы:

7 + 3 + 4 =                12 – 2 – 7 =                 16 – 3  =                14−4 =

8 + 2 + 6 =                13 – 3 – 4 =                 1 9 + 1  =               10+5 =

9 + 1 + 8 =                17 – 7 – 2 =                 15 + 4  =                16−10 =

Карточка 5

Реши задачу:

В автобусе было 10 пассажиров. На остановке вышли 3 пассажира. Сколько пассажиров осталось в автобусе?

Решение:_______________________________

Ответ:__________________

3 задание: также можно использовать видео урок, различную наглядность, карточки, презентацию.

Анализ

Тип урока: изучение нового материала.

     Данный урок занимает важное место в общей системе уроков по теме.

На уроке присутствовал подробный план урока, дидактический материал. Обучающиеся были подготовлены к уроку. Рабочее место готово. У детей было всё необходимое для урока (учебник, тетрадь на печатной основе). Классное помещение было готово к проведению урока (проветренное, чистое) и соответствовало гигиеническим требованиям. На уроке удалось организовать учащихся к уроку, мобилизировать их внимание.

     Изучаемый материал обладает научностью, доступен для восприятия, посилен для изучения. На уроке затронут жизненны опыт детей, актуален в изучении. Материал новый, раньше не изучаем. На уроке учитывались все индивидуальные особенности и интересы учащихся. Рационально использовано время на уроке. Оптимальный темп и чередование видов деятельности позволили учащимся лучше усвоить тему урока. Целесообразно использована наглядность. Осуществлялась обратная связь ученик – учитель. Также осуществлялся контроль за учащимися, учитывались знания каждого ученика.  

  Дети на уроке были активны. Высокая степень познавательной деятельности, творчества и самостоятельности. Высокий уровень развития учебных и специальных умений. На уроке присутствовала дисциплина, организованность и заинтересованность учащихся. Внимание учащихся было сосредоточено и устойчиво, как в начале урока, как и на всех его этапах.      План урока выполнен. Формулировка целей чёткая и конкретная. Цели и задачи урока выполнены.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1десяток 1еденица= 11

Слайд 2

8+10 = 18

Слайд 3

15-5= 10

Слайд 4

7+3= 10

Слайд 5

7-2= 5

Слайд 6

2 3 4 5 6 10 13 16

Слайд 7

9 10 11 Н аименьшее двузначное, круглое, четное. 10 состоит из: 1 и 9 2 и 8 3 и 7 4 и 6 5 и 5

Слайд 8

10+4= 14 5+3+5= 13 7+5= 12

Слайд 9

«Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд"

Урок математики  "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд" для 2 класса составлен на основе учебника  "Математика" - (автор Н.Б.Истомина) с учетом требований ФГОС.Урок введения н...

Методическая разработка к уроку математики для 2 класса. Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»

Презентация к уроку.Тип урока: закрепление изученного.Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»Цель: закрепить знания о приеме сложения однозначных чисел с переходом через разряд.Зад...

Открытый урок по математике по теме "Приемы сложения однозначных чисел с переходом через разряд вида +2, +3, +4, +5. Решение задач".

Открытый урок для 1 класса по математике по теме "Приемы сложения однозначных чисел с переходом через разряд вида +2, +3, +4, +5. Решение задач".  Программа "Школа России"...

Урок математики 1 класс. Сложение однозначных чисел с переходом через разряд.

Урок математики в 1 классе. На уроке используется метод групповой работы и прное взаимодействие. Урок проводился в рамках конкурса "Учитель года 2013"...

Математика: конспект урока "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. 1-й класс"

Математика: конспект урока "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. 1-й класс"...

Урок рефлексии в 1 классе по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд».

Урок математики в 1 классе. УМК «Перспектива» Тема:  «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд».Цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных приёмов сложения однознач...