Урок математики во 2 классе "Римские цифры"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Крылова Раиса Викторовна

Первый урок по теме: « Римские цифры». На изучение данной темы отводится 3 часа

Тип урока:- урок открытия новых знаний. 

Область применения: проводится во 2-Б классе по программе Л.В.Занкова. Учебник «Математики» под редакцией И.И. Аргинской

Цели:

  1. Воспитательные: формировать познавательный интерес; умение слаженно работать в паре, оказывать  взаимопомощь; умение ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать  результат своей деятельности.
  2. Развивающие: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,  сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.              
  3. Образовательные: познакомить с римскими цифрами;  научить читать, записывать римские цифры и выполнять  с ними элементарные арифметические действия.
  4. Здоровье сберегающие: учитывать индивидуальные  особенности  учащихся,  создавать ситуацию успеха,  обеспечить моменты  эмоциональной и физической разрядки,  чередовать  различные виды деятельности, подобрать оптимальный темп  ведения урока и способ  рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.28 КБ
Microsoft Office document icon buklet_dlya_uroka_matematiki.doc808.5 КБ
Файл marshrutnyy_list_na_kseroks.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Первый урок по теме: « Римские цифры». На изучение данной темы отводится 3 часа

Тип урока:- урок открытия новых знаний.  

Область применения: проводится во 2-Б классе по программе Л.В.Занкова. Учебник «Математики» под редакцией И.И. Аргинской

Цели:

  1. Воспитательные: формировать познавательный интерес; умение слаженно работать в паре, оказывать  взаимопомощь; умение ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать  результат своей деятельности.
  2. Развивающие: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,  сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.              
  3. Образовательные: познакомить с римскими цифрами;  научить читать, записывать римские цифры и выполнять  с ними элементарные арифметические действия.
  4. Здоровье сберегающие: учитывать индивидуальные  особенности  учащихся,  создавать ситуацию успеха,  обеспечить моменты  эмоциональной и физической разрядки,  чередовать  различные виды деятельности, подобрать оптимальный темп  ведения урока и способ  рефлексии.

Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс

1.

Организационный момент

- Сегодня, ранним утром, солнце заглянуло к нам в класс. Каждому из вас оно оставило тёплый лучик, чтобы растопить неуверенность, разбудить желание работать, помогать друг другу, узнавать новое.

- Взяли своё солнышко и  присели.

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным и вы постарались открыть новые секреты математики. Сегодня мы побываем в Древнем Риме.

2

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

- Путешествие начнётся, если выполним следующее задание:- Распределите данные выражения на 2 группы:

12 – 4                         V+II

X + V        48+2

- По какому признаку распределили?

- С какими цифрами вы менее знакомы?

- Подумайте и попробуйте сформулировать тему урока. («Римские цифры»)

- Исходя из темы урока, определите цели.

  Познакомимся с (римскими цифрами)

  Научимся записывать ( римские цифры)

  Будем выполнять с ними ( элементарные арифметические действия)

3

Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости

- Ребята, как вы думаете, где эти знания могут пригодиться в жизни?

- Молодцы, ребята. Используя все полученные знания о римской нумерации, вы сможете написать письмо и передать его школьникам Древнего Рима. А по дороге будем знакомиться с интересными местами этого города, выполнять задания в маршрутных листах и проставлять баллы.

- Мы подошли к главной площади города - Древнеримскому Форуму. Чтобы попасть туда, нам надо выполнить следующее задание:

Сравнение арабской и римской нумерации:

- Посмотрите на плакат: Это арабские и римские цифры. Сколько цифр используем для записи чисел в арабской нумерации?

- А в римской?

-Какие из римских цифр знаете?

-  Какие вам неизвестны?

- У вас у каждого на парте есть карточки-помощники, к которым вы можете обращаться, если во время урока возникнут затруднения.

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

2.Сопоставление арабских чисел с римскими:

- А сейчас работа в паре. Вам надо сопоставить арабские числа с римскими ( И/Д):

- Я посмотрела, все работают, кто готов – зажигает огонёк.

 (- Почему не смогли найти пары числам 4,6,?

. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III.

- А как дальше?  Как записать число 4? (затруднение)

- Для этого, как ни странно, нужно сначала узнать написание числа 5.

Сравните написание чисел  IV   VI   чем они похожи и чем отличаются?

(Мы запишем число 4 с помощью цифр V и I.    От пяти отнимаем один и ставим  I перед цифрой V.- Мы запишем число 6  с помощью цифр V и I . К пяти прибавляем один и ставим I справа от цифры V)

- Итак, мы очутились в центре города на главной площади, где проходили собрания.

- А что возвышается в центре одного из форумов, вы узнаете выполнив следующее задание: .

-    Разложи рисунки на две группы и запиши их номера в порядке возрастания.  Выполняют самостоятельно.

   

- Давайте проверим. (1 уч-ся называет, а ост. сигналы )

     Разложить рисунки в две группы можно было по цвету, с углами, без углов.

     Проверьте, как вы записали номера рисунков в порядке возрастания: .

- Оцените себя, если верно, если есть шибки, исправьте:

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

- Итак, в центре Форума –к олонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора, который приготовил вам задание:

Работа в учебнике:

- Вам нужно поработать с заданиями в учебнике: с.19,№ 307 (1,4) ( разноуровневое задание) Задание зачитывают ученики.

- С заданием под цифрой 1, я думаю, все справятся.

- А под цифрой 4 - нужно подумать. ( по 1 уч-ся у доски) 

- Оцените себя.

6

Динамическая пауза

Продолжаем наш путь. Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей. -Это самый большой из древнеримских амфитеатров.

- Пока мы находимся в Колизее, я предлагаю вам представить себя в роли гладиаторов. Тихонечко встали.

ФИЗМИНУТКА

Если в силе хочешь стать

Гладиаторам под стать,

Быть героем, как Спартак,

Помогай здоровью так:

Бегай, прыгай, плавай гордо,

Свои мышцы развивай,

Отдавать досуг свой сорту

Никогда не забывай.

А ещё поможет он

Умным стать, как Цицерон.

-Тихонечко присели.

-А теперь дальше в путь.

7

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

-Рядом с Колизеем можно увидеть много храмов. Самый поразительный  римский Пантеон – храм всех богов - Чтобы узнать в каком веке до н.э. он был построен, надо решить выражение:………..

5 + 5 - 2 - 7=       ( Самостоятельно 1 уч-ся с обратной стороны доски)                

- Прежде чем решать, подумайте, какое бы задание вы могли предложить на основании темы урока? (записать выражение римскими цифрами)

Выставление баллов.

Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы – АКВЕДУКИ.

-Римляне просят у вас помощи в решении задачи:

- ………читает

В город Рим вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор. Сколько акведуков не сохранилось до наших дней? Решение запиши римскими числами.

- Я предлагаю вам выбрать опорные слова для составления краткого условия задачи

( Было, Сохранилось, Оказалось, Не сохранилось, Собрали ) – на магнитах

-……..читает, а……..выбирает.

- Дополните краткое условие и решите задачу.

Решение запиши римскими числами.

 ( взаимопроверка)

- Оцените себя:

-Составьте и решите обратные задачи.

(дополнительные баллы за обратные задачи)

8

Гимнастика для глаз.

- Воду из акведуков использовали и для роста растений, чтобы их плоды были сочными и яркими, как наши колпачки.

Упражнение «Колпачки» (для снятия зрительного напряжения).

Вы на фото долго смотрели,

Ваши глаза утомиться успели,

Красные колпачок и зелёный одень на пальчики,

Это будут мальчики-с-пальчики!

За красным колпачком внимательно следи,

Рисуй в воздухе любые фигуры и глаз с него не своди.

Красный цвет раздражитель для глаза!

А теперь сделайте зелёным колпачком большой круг,

Который успокоит их сразу!

9

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

-Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города. Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви. 

-В центре – бог океанов и морей Нептун. Он приготовил вам  задания для самостоятельной работы: (дифференциация заданий)

сравни

III * V

IX * VIII

XII * VII

вычисли

IX + I =

IV + III =

VI – II =

исправь ошибки

VI +I = V

V + III = XI

IX – I = X

(Самопроверка. Выставление баллов)

Мы подошли к концу нашего путешествия. Познакомившись с достопримечательностями Древнего Рима, изучив римские цифры, и научившись выполнять с ними элементарные арифметические действии мы теперь можем написать письмо ребятам из римской школы.

-Я буду читать текст, а вы самостоятельно вписывать  римские числа.

        

-Давайте отправим письма римским школьникам.

10

Рефлексия деятельности

-Итак, путешествие закончилось.

Давайте подведём итог вашей работы. Продолжите фразу:

Мне больше всего удалось…

Я  получил от этого урока…

Я могу похвалить себя за …

Я могу похвалить …. за …

11

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Оценивание.

Поднимите руки кто получил «5»,  «4». Молодцы!

В маршрутном листе у вас уже прописано домашнее задание, оно дифференцировано по сложности: для всех  С.17, № 303; а по желанию вы можете придумать задания для своих одноклассников, с использованием чисел, записанных римскими цифрами.

- Спасибо за урок. Надеюсь, он был для вас интересным и познавательным.

- Я думаю, когда вы вырастите, то обязательно побываете в Риме и увидите и все те красивые места, с которыми знакомились на уроке.

- А в память о нашем уроке я дарю вам сувениры-магниты.

Уходя из класса, оставьте на доске магниты с солнышком, если оно помогло сегодня на уроке.



Предварительный просмотр:

I

1

X

10

C

100

M

1000

II

2

XX

20

CC

200

MM

2000

III

3

XXX

30

CCC

300

MMM

3000

IV

4

XL

40

CD

400

V

5

L

50

D

500

VI

6

LX

60

DC

600

VII

7

LXX

70

DCC

700

VIII

8

LXXX

80

DCCC

800

IX

9

XC

90

CM

900



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист:

1.) Разложи рисунки на 2 группы и запиши их номера в порядке возрастания:

I группа:____________________________________________        

II группа:___________________________________________

1балл

1балл

2.) с.19,№ 307(1,4)

____________________________________________________

____________________________________________________

1балл

2балла

3.) Реши уравнение:

      72 + х = 80

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

3балла

4.) Реши выражение:

      5 + 5 – 2 – 7 =

____________________________________________________

3балла

5.) Задача:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

3балла

6.) Самостоятельная работа:

сравни

III        V

IX       VIII

XII         VII

вычисли

IX + I =

IV + III =

VI – II =

исправь ошибки

VI +I = V

V + III = XI

IX – I = X

9баллов

23 балла – «5» - отлично

20 баллов– «4» - хорошо

17 баллов – «3» - надо постараться

14 баллов – мне надо быть более внимательным и всё получится..

I

1

X

10

XIX

19

II

2

XI

11

XX

20

III

3

XII

12

XXX

30

IV

4

XIII

13

XL

40

V

5

XIV

14

L

50

VI

6

XV

15

LX

60

VII

7

XVI

16

LXX

70

VIII

8

XVII

17

LXXX

80

IX

9

XVIII

18

XC

90

I

1

X

10

XIX

19

II

2

XI

11

XX

20

III

3

XII

12

XXX

30

IV

4

XIII

13

XL

40

V

5

XIV

14

L

50

VI

6

XV

15

LX

60

VII

7

XVI

16

LXX

70

VIII

8

XVII

17

LXXX

80

IX

9

XVIII

18

XC

90

I

1

X

10

XIX

19

II

2

XI

11

XX

20

III

3

XII

12

XXX

30

IV

4

XIII

13

XL

40

V

5

XIV

14

L

50

VI

6

XV

15

LX

60

VII

7

XVI

16

LXX

70

VIII

8

XVII

17

LXXX

80

IX

9

XVIII

18

XC

90

I

1

X

10

XIX

19

II

2

XI

11

XX

20

III

3

XII

12

XXX

30

IV

4

XIII

13

XL

40

V

5

XIV

14

L

50

VI

6

XV

15

LX

60

VII

7

XVI

16

LXX

70

VIII

8

XVII

17

LXXX

80

IX

9

XVIII

18

XC

90

I

1

X

10

XIX

19

II

2

XI

11

XX

20

III

3

XII

12

XXX

30

IV

4

XIII

13

XL

40

V

5

XIV

14

L

50

VI

6

XV

15

LX

60

VII

7

XVI

16

LXX

70

VIII

8

XVII

17

LXXX

80

IX

9

XVIII

18

XC

90

I

1

X

10

XIX

19

II

2

XI

11

XX

20

III

3

XII

12

XXX

30

IV

4

XIII

13

XL

40

V

5

XIV

14

L

50

VI

6

XV

15

LX

60

VII

7

XVI

16

LXX

70

VIII

8

XVII

17

LXXX

80

IX

9

XVIII

18

XC

90

I

1

X

10

XIX

19

II

2

XI

11

XX

20

III

3

XII

12

XXX

30

IV

4

XIII

13

XL

40

V

5

XIV

14

L

50

VI

6

XV

15

LX

60

VII

7

XVI

16

LXX

70

VIII

8

XVII

17

LXXX

80

IX

9

XVIII

18

XC

90

I

1

X

10

XIX

19

II

2

XI

11

XX

20

III

3

XII

12

XXX

30

IV

4

XIII

13

XL

40

V

5

XIV

14

L

50

VI

6

XV

15

LX

60

VII

7

XVI

16

LXX

70

VIII

8

XVII

17

LXXX

80

IX

9

XVIII

18

XC

90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиа-сопровождение к уроку математики "Число 9. Цифра 9"

Возможно данная презентация будет Вам полезна!...

Конспект урока математики "Число и цифра 8"

Урок математики для 1 класса по программе Л.Г.Петерсон...

Урок математики "Число и цифра 9".

На уроке математики учащиеся первого класса знакомятся с числом и цифрой 9....

Урок математики Число и цифра 7

УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс...

Презентация к уроку математики "Число 7.Цифра 7." ( 1 класс)

Презентация к уроку математики  по программе Л.Г. Петерсон. Презентация содержит план-конспект урока и задания, которые выполняются на каждом этапе урока....

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

Урок математики "Число 8. Цифра 8" по учебнику «Математика. 1 класс». Авторы: М.И. Моро, С.И Волкова (УМК "Школа 2100")

Урок составлен на основе деятельностного метода обучения. Тип урока - «открытие» нового знания. Цель урока - создать условия для ознакомления с образованием числа 8 и графической записью это...