Конспект урока математики по теме "Встречное движение"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Тема урока: Встречное движение.

Тип урока:. Урок применения знаний и умений.

Цели урока:  Формировать умение решать задачи на встречное движение, применять  формулы для решения задач на движение.

Задачи:

  • Образовательные: отрабатывать умения решать задачи на втречное движение, практические навыки работы с величинами, совершенствовать  вычислительные навыки, умение использовать рациональные способы устных вычислений.
  • Воспитательные: продолжать работу по воспитанию культуры общения, чувства товарищества и взаимопомощи, способствующих созданию благоприятного психологического климата; самоконтроль, прививать интерес к предмету.
  • Развивающие задачи (УУД)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vstrechnoe_dvizhenie.docx469.58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4 классе на тему «Встречное движение»

Тема урока: Встречное движение.

Тип урока:. Урок применения знаний и умений.

Цели урока:  Формировать умение решать задачи на встречное движение, применять  формулы для решения задач на движение. 

Задачи:

  • Образовательные: отрабатывать умения решать задачи на втречное движение, практические навыки работы с величинами, совершенствовать  вычислительные навыки, умение использовать рациональные способы устных вычислений.
  • Воспитательные: продолжать работу по воспитанию культуры общения, чувства товарищества и взаимопомощи, способствующих созданию благоприятного психологического климата; самоконтроль, прививать интерес к предмету.
  • Развивающие задачи (УУД)

Регулятивные УУД.

  1. Уметь организовывать свою деятельность.
  2. Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
  3. Строить логические рассуждения.
  4. Планировать и анализировать свои действия.

Познавательные УУД.

  1. Использование схем при решении задач.

Коммуникативные УУД.

  1. Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.
  2. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам, работая в группе, паре.

Личностные УУД:

1.Осуществлять контроль за безопасностью движения на улице

Методы использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично- поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.

Оборудование:

  • Учебник "Математика" Моро М. И. Бантова М.А. 4 класс;
  • Компьютер
  • Экран
  • Магниты.
  • Сигнальные карточки (красная, жёлтая и зелёная)
  • Набор картинок для проектной работы.

Медиапродукт: презентация к уроку,

Методы, использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.

Ход урока:

1.Орг момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел уже звонок
А у нас, ребята, с вами
Математики урок.

Давайте улыбнемся друг  другу и пожелаем удачи. Вы готовы начать урок математики? (да) Проверим, как мы сидим:

- Руки? ( на месте)

-Ноги? ( на месте)

-Локти? ( У края)

-Спина? ( прямая)

Ребята ,нас впереди ждет много интересной работы

- Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Откроем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!»           Слайд .

- Эти слова пусть будут девизом нашего урока.

2. Самоопределение к деятельности.

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

1). Математическая разминка. Слайд.

Цепочка примеров.

400 : 8 = 50 + 160 = 210 – 40 = 170 х 10 = 1700

2) – Предлагаю определить, чему будет посвящён наш сегодняшний урок.

Для этого сначала найдите значения выражений:

  1. Чему равна 1/3 часть суток? (8)
  2.  500*60:100  (300)
  3. 953-720+42 (275)
  4. Чему равна площадь квадрата со стороной 6 дм? (36)
  5. Чему равен периметр этого квадрата? (24 дм)
  6. 555:5 * 10 (1110)
  7. Пете 16 лет, он на 3 года старше Миши. Сколько лет Мише? (13)
  8. Самое большое 4-значное число уменьшить на 9 десятков (9909)

- Расположите ответы в порядке возрастания и переверните карточки.

  Самопроверка записи – на слайде  

- Прочитайте, что у вас получилось? (Движение)

- Что такое движение?

 - Движение – это перемещение  ...   в пространстве  

Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

- А математическая разминка – это движение мысли.    

На этом уроке мы будем решать задачи на движение.

3. Актуализация знаний

А) Фронтальная работа:

- Какие величины не используются  в задачах на движение?

Слайд

Задание: Удалите единицы измерения величин, которые не используются в задачах на движение.  

- По каким признакам можно разделить оставшиеся величины на группы?

(скорость, время, расстояние)

Б) Работа на индивидуальных карточках:

 - Запишите у себя в карточках (карточка №1) оставшиеся в табличке величины под понятиями: скорость, время,  расстояние, дополните таблицу. (проверка по слайду) Слайд .

- Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?

(Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени)

- Какие ещё величины характеризуют процесс движения?    ( Расстояние, время)

-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?

Соберите формулы (на партах, один у доски на магнитах)

Взаимопроверка. Проговаривание формул.

В) Использование жизненного опыта для решения задач. Соедини картинку со значением скорости (карточка №2) 

      Проверка. Слайд.

4.  Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы)  Слайд .

- А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от  

  направления? ( Скорость сближения, скорость удаления). Слайд.

- Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать?  (Задачи на встречное движение)

Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.

Б) Решение задач на движение по алгоритму (задачу решить наиболее рациональным способом)

1.Составьте задачу по рисунку. Слайд .

1. Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 50 км/час, а другой 70 км/час. Они были  в пути 2 часа.

- Какие величины известны? (Скорость и время)

- Какие нет? (Расстояние между пунктами.)

- Какое время для этих поездов? (2 часа)

- Что значит 2 часа? (каждый был в пути 2 часа)

- С помощью чего мы решаем задачи на движение? (чертеж, таблица)

- Начертите чертеж. Проверьте.

- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?( да, мы знаем скорость и время)

-Второй? (тоже известно время и скорость поезда)

(решение) (учащиеся выходят к доске, решают)

-А теперь мы можем узнать все расстояние? ( можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе)

- А есть ли другой способ решения задачи? (да)

- Как по – другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом? (можно узнать скорость сближения)

-Что это такое?( на сколько км они сближаются за 1 час)

- На сколько км каждый час сближаются поезда?( на 120 км)

-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться? (уменьшаться)

- Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?

(выполняется меньше действий) (Один ученик объясняет у доски)

- Кто прокомментирует ответ?

- Кому не понятно решение задачи?

- Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины. Есть задачи, которые нельзя решить первым способом.

  1. Предлагаю посмотреть на экран. Составьте задачу. Слайд .

 «Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 12 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч. Расстояние между сёлами 38 км.

- Задайте вопрос? (Через какое время они встретились?)

- Что надо найти в задаче? (Время)

- Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим. (на слайде) Слайд .

- Какая величина в задаче общая? (расстояние)

- Можно ли сразу найти время движения? (нет, мы не знаем какое время двигался каждый)

- Что надо найти в этой задаче вначале? (скорость сближения)

Решение самостоятельно. Проверка.

4.Работа над новым материалом.

- Посмотрим объяснение в «Приложение к математике» (ИКТ)

- Откройте учебник с8, № 27 - коллективно. - Как называются такие задачи?

взаимообратные задачи).

5. Физкультминутка:

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два.

Он назад поплыл сначала.

Раза, два,

А потом поплыл вперёд.

Раз, два.

И поплыл, поплыл по речке

Набирая полный ход.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Работа на индивидуальных карточках (карточка № 3).

  Взаимопроверка

Работа по алгоритму для решения задач на движение.

  1. шаг:  Определить вид движения.  Для чего мы определяем вид движения?

2 шаг: Составление схемы или таблички.   Для чего нам это надо?

3 шаг:  Вспомнить формулы.  А это зачем нам?

4 шаг:   Применить формулы на практике.

 

Самостоятельное решение задачСлайды

- Перед вами 3 задачи. Они разные по сложности. Выберите любую из них. Представьте в виде чертежа или таблицы. Решите самостоятельно.

1.Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью 20 м / мин. Через сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.

2. От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.

3.Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

Кто решал первую задачу? И т. д.

1. Проверка задач. ( на слайдах) 

2. - При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание. Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.

4001 053https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-matiematikie-v-4-klassie-po-tie-1.html

832 974

           3169

Слайд .

  1. – А сейчас я предложу вам закончить работу над проектом. На прошлом уроке мы создали модель движения. Сегодня я предлагаю вам грамотно расположить на ней данные и составить задачу. Не забывайте, что математика – наука точная, нужно быть внимательными, как и при движении. Работаем в паре.

- Взаимопроверка.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/28/s_58b51d1dab075/575371_3.png https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/28/s_58b51d1dab075/575371_4.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/28/s_58b51d1dab075/575371_5.png https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/28/s_58b51d1dab075/575371_6.png

7. Рефлексия деятельности. Слайд .

- Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»

- Как вы понимаете её? (если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.)

- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы? (нет)

- Оцените своё настроение по «Светофору»

- Оцените так же свою работу на уроке.

- Нравятся вам такие задачи? Вы не очень устали?

- Я всё понял и поэтому мне….   легко давались задачи на встречное движение.

- Мне трудно….

8.Подведение итогов урока:

- Что такое движение? (Движение – это перемещение ... в пространстве)

Запомните. Это было ключевым словом нашего урока.

- Даже математическая разминка – это движение мысли.

  • - Какие виды работ выполняли на уроке?
  • - Какое задание было для вас интересным?
  • - Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
  • - Пригодятся ли вам знания на расчёт пути, времени и скорости в жизни?

- Закончите предложения, как найти расстояние? Скорость? Время?

(Чтобы найти расстояние, нужно……и т.д.)

- Что такое скорость сближения? Взаимообратные задачи?

9.Дом.задание: разноуровневые карточки №5,6

Спасибо за урок. Было интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики "Формула одновременного движения" 4 класс по программе " Школа 2000"

Урок математики по учебнику Л.Г.Петерсон  был дан в 4 классе и посвящен решению задач по формулам одновременного движения....

Конспект урока математики в 4 классе по теме: "Формула одновременного движения"

Конспект урока математики в 4 классе по учебнику Л.Г.Петерсон. Тема: "Формула одновременного движения"...

Конспект урока математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс

Урок математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс по УМК ""Начальная школа XXI века"....

Конспект урока математики.Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...

Конспект урока математики "Формула одновременного движения вдогонку" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о зависимости между расстоянием, скоростью и временем одновременного движения вдогонку; формирование умений решать задачи на одновременное движение вдого...

Конспект урока математики по теме "Движение вдогонку" (4 класс, УМК "Перспектива")

Конспект урока по математикеТема: «Движение вдогонку»Цель деятельности учителя:  ознакомление с решением задач на движение вдогонку Планируемые результаты: Предметные:- умет...