Конспект урока математики по теме "Встречное движение"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Тема урока: Встречное движение.
Тип урока:. Урок применения знаний и умений.
Цели урока: Формировать умение решать задачи на встречное движение, применять формулы для решения задач на движение.
Задачи:
- Образовательные: отрабатывать умения решать задачи на втречное движение, практические навыки работы с величинами, совершенствовать вычислительные навыки, умение использовать рациональные способы устных вычислений.
- Воспитательные: продолжать работу по воспитанию культуры общения, чувства товарищества и взаимопомощи, способствующих созданию благоприятного психологического климата; самоконтроль, прививать интерес к предмету.
- Развивающие задачи (УУД)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vstrechnoe_dvizhenie.docx | 469.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 4 классе на тему «Встречное движение»
Тема урока: Встречное движение.
Тип урока:. Урок применения знаний и умений.
Цели урока: Формировать умение решать задачи на встречное движение, применять формулы для решения задач на движение.
Задачи:
- Образовательные: отрабатывать умения решать задачи на втречное движение, практические навыки работы с величинами, совершенствовать вычислительные навыки, умение использовать рациональные способы устных вычислений.
- Воспитательные: продолжать работу по воспитанию культуры общения, чувства товарищества и взаимопомощи, способствующих созданию благоприятного психологического климата; самоконтроль, прививать интерес к предмету.
- Развивающие задачи (УУД)
Регулятивные УУД.
- Уметь организовывать свою деятельность.
- Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
- Строить логические рассуждения.
- Планировать и анализировать свои действия.
Познавательные УУД.
- Использование схем при решении задач.
Коммуникативные УУД.
- Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам, работая в группе, паре.
Личностные УУД:
1.Осуществлять контроль за безопасностью движения на улице
Методы использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично- поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Оборудование:
- Учебник "Математика" Моро М. И. Бантова М.А. 4 класс;
- Компьютер
- Экран
- Магниты.
- Сигнальные карточки (красная, жёлтая и зелёная)
- Набор картинок для проектной работы.
Медиапродукт: презентация к уроку,
Методы, использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Ход урока:
1.Орг момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Прозвенел уже звонок
А у нас, ребята, с вами
Математики урок.
Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Вы готовы начать урок математики? (да) Проверим, как мы сидим:
- Руки? ( на месте)
-Ноги? ( на месте)
-Локти? ( У края)
-Спина? ( прямая)
Ребята ,нас впереди ждет много интересной работы
- Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Откроем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» Слайд .
- Эти слова пусть будут девизом нашего урока.
2. Самоопределение к деятельности.
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
1). Математическая разминка. Слайд.
Цепочка примеров.
400 : 8 = 50 + 160 = 210 – 40 = 170 х 10 = 1700
2) – Предлагаю определить, чему будет посвящён наш сегодняшний урок.
Для этого сначала найдите значения выражений:
- Чему равна 1/3 часть суток? (8)
- 500*60:100 (300)
- 953-720+42 (275)
- Чему равна площадь квадрата со стороной 6 дм? (36)
- Чему равен периметр этого квадрата? (24 дм)
- 555:5 * 10 (1110)
- Пете 16 лет, он на 3 года старше Миши. Сколько лет Мише? (13)
- Самое большое 4-значное число уменьшить на 9 десятков (9909)
- Расположите ответы в порядке возрастания и переверните карточки.
Самопроверка записи – на слайде
- Прочитайте, что у вас получилось? (Движение)
- Что такое движение?
- Движение – это перемещение ... в пространстве
Запомните. Это ключевое слово нашего урока.
- А математическая разминка – это движение мысли.
На этом уроке мы будем решать задачи на движение.
3. Актуализация знаний
А) Фронтальная работа:
- Какие величины не используются в задачах на движение?
Слайд
Задание: Удалите единицы измерения величин, которые не используются в задачах на движение.
- По каким признакам можно разделить оставшиеся величины на группы?
(скорость, время, расстояние)
Б) Работа на индивидуальных карточках:
- Запишите у себя в карточках (карточка №1) оставшиеся в табличке величины под понятиями: скорость, время, расстояние, дополните таблицу. (проверка по слайду) Слайд .
- Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?
(Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени)
- Какие ещё величины характеризуют процесс движения? ( Расстояние, время)
-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?
Соберите формулы (на партах, один у доски на магнитах)
Взаимопроверка. Проговаривание формул.
В) Использование жизненного опыта для решения задач. Соедини картинку со значением скорости (карточка №2)
Проверка. Слайд.
4. Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы) Слайд .
- А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от
направления? ( Скорость сближения, скорость удаления). Слайд.
- Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать? (Задачи на встречное движение)
Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.
Б) Решение задач на движение по алгоритму (задачу решить наиболее рациональным способом)
1.Составьте задачу по рисунку. Слайд .
1. Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 50 км/час, а другой 70 км/час. Они были в пути 2 часа.
- Какие величины известны? (Скорость и время)
- Какие нет? (Расстояние между пунктами.)
- Какое время для этих поездов? (2 часа)
- Что значит 2 часа? (каждый был в пути 2 часа)
- С помощью чего мы решаем задачи на движение? (чертеж, таблица)
- Начертите чертеж. Проверьте.
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?( да, мы знаем скорость и время)
-Второй? (тоже известно время и скорость поезда)
(решение) (учащиеся выходят к доске, решают)
-А теперь мы можем узнать все расстояние? ( можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе)
- А есть ли другой способ решения задачи? (да)
- Как по – другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом? (можно узнать скорость сближения)
-Что это такое?( на сколько км они сближаются за 1 час)
- На сколько км каждый час сближаются поезда?( на 120 км)
-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться? (уменьшаться)
- Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?
(выполняется меньше действий) (Один ученик объясняет у доски)
- Кто прокомментирует ответ?
- Кому не понятно решение задачи?
- Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины. Есть задачи, которые нельзя решить первым способом.
- Предлагаю посмотреть на экран. Составьте задачу. Слайд .
«Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 12 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч. Расстояние между сёлами 38 км.
- Задайте вопрос? (Через какое время они встретились?)
- Что надо найти в задаче? (Время)
- Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим. (на слайде) Слайд .
- Какая величина в задаче общая? (расстояние)
- Можно ли сразу найти время движения? (нет, мы не знаем какое время двигался каждый)
- Что надо найти в этой задаче вначале? (скорость сближения)
Решение самостоятельно. Проверка.
4.Работа над новым материалом.
- Посмотрим объяснение в «Приложение к математике» (ИКТ)
- Откройте учебник с8, № 27 - коллективно. - Как называются такие задачи?
( взаимообратные задачи).
5. Физкультминутка:
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
Он назад поплыл сначала.
Раза, два,
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.
6. Включение в систему знаний и повторение.
Работа на индивидуальных карточках (карточка № 3).
Взаимопроверка
Работа по алгоритму для решения задач на движение.
- шаг: Определить вид движения. Для чего мы определяем вид движения?
2 шаг: Составление схемы или таблички. Для чего нам это надо?
3 шаг: Вспомнить формулы. А это зачем нам?
4 шаг: Применить формулы на практике.
Самостоятельное решение задач. Слайды
- Перед вами 3 задачи. Они разные по сложности. Выберите любую из них. Представьте в виде чертежа или таблицы. Решите самостоятельно.
1.Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью 20 м / мин. Через сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.
2. От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.
3.Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.
Кто решал первую задачу? И т. д.
1. Проверка задач. ( на слайдах)
2. - При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание. Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.
4001 053
832 974
3169
Слайд .
- – А сейчас я предложу вам закончить работу над проектом. На прошлом уроке мы создали модель движения. Сегодня я предлагаю вам грамотно расположить на ней данные и составить задачу. Не забывайте, что математика – наука точная, нужно быть внимательными, как и при движении. Работаем в паре.
- Взаимопроверка.
7. Рефлексия деятельности. Слайд .
- Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»
- Как вы понимаете её? (если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.)
- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы? (нет)
- Оцените своё настроение по «Светофору»
- Оцените так же свою работу на уроке.
- Нравятся вам такие задачи? Вы не очень устали?
- Я всё понял и поэтому мне…. легко давались задачи на встречное движение.
- Мне трудно….
8.Подведение итогов урока:
- Что такое движение? (Движение – это перемещение ... в пространстве)
Запомните. Это было ключевым словом нашего урока.
- Даже математическая разминка – это движение мысли.
- - Какие виды работ выполняли на уроке?
- - Какое задание было для вас интересным?
- - Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
- - Пригодятся ли вам знания на расчёт пути, времени и скорости в жизни?
- Закончите предложения, как найти расстояние? Скорость? Время?
(Чтобы найти расстояние, нужно……и т.д.)
- Что такое скорость сближения? Взаимообратные задачи?
9.Дом.задание: разноуровневые карточки №5,6
Спасибо за урок. Было интересно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики "Формула одновременного движения" 4 класс по программе " Школа 2000"
Урок математики по учебнику Л.Г.Петерсон был дан в 4 классе и посвящен решению задач по формулам одновременного движения....
Конспект урока математики в 4 классе по теме: "Формула одновременного движения"
Конспект урока математики в 4 классе по учебнику Л.Г.Петерсон. Тема: "Формула одновременного движения"...
Конспект урока математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс
Урок математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс по УМК ""Начальная школа XXI века"....
Конспект урока математики "Когда время движения объектов одинаковое", 4 класс, ПНШ
Конспект урока математики...
Конспект урока математики.Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.
Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания учащихся о скорости, времени, расстоянии; формировать вычислительные навыки, навыки...
Конспект урока математики "Формула одновременного движения вдогонку" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о зависимости между расстоянием, скоростью и временем одновременного движения вдогонку; формирование умений решать задачи на одновременное движение вдого...
Конспект урока математики по теме "Движение вдогонку" (4 класс, УМК "Перспектива")
Конспект урока по математикеТема: «Движение вдогонку»Цель деятельности учителя: ознакомление с решением задач на движение вдогонку Планируемые результаты: Предметные:- умет...