Урок математики в 4 классе. Виды углов, виды треугольников
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Комарова Равиля Равильевна

Урок математики в 4 классе. Виды углов, виды треугольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx22.07 КБ
Файл samoanaliz_uroka_4_klass_vidy_treugolnikov.docx21.76 КБ
Файл vidy_treugolnikov.pptx868.77 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4 класс

УМК: «Перспектива»  

Предмет: Математика

Тема: Виды треугольников.

Цель: Формирование представления учащихся о разных видах треугольников.

Задачи:

  • Научить классифицировать треугольники по видам углов;
  • Выявить названия треугольников;
  • Развивать логическое мышление, внимание,

Планируемые результаты: к концу урока дети должны узнать виды треугольников, знать их названия, умнеть их классифицировать по видам углов

Формы организации работы детей: групповая и фронтальная работа.

Оборудование: 1ПК, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я пришел сюда учиться,

Не лениться, а трудиться!

 Только тот, кто много знает

     В жизни что-то достигает.

- Ребята! Прочтите четверостишие.

 - Вы с ним согласны?

- А вы готовы не лениться, а трудиться? (Готовы!)

II. Сообщение темы урока и цели.

- Итак, начнем.

- Попробуем догадаться, о чем пойдет речь на уроке и определим  его тему.

- Что такое геометрия? (раздел математики, который изучает фигуры, их свойства и т.д.)

- А о каких фигурах пойдет сегодня речь на уроке, вы узнаете, если правильно выполните задания.

О

Т

У

Г

Л

К

40 ∙ 80 : 100

3 ∙ 26 – 18

250 + 700

4 + 96 : 2

560 : 7 ∙ 4

902 – 348

Е

Н

Р

И

Ь

200 ∙ 7 – 300

649 – 40 – 19

880 : 44 ∙ 9

482 – 60

300 ∙ 9 – 200

60

180

110

950

52

32

320

2500

590

422

554

- Какое слово получилось?

- Молодцы!! Верно, выполнили задание.

- Ребята, а что вы знаете про треугольники?

- И тема нашего урока: треугольники, а точнее их виды.

- А зачем нам надо знать виды треугольников? Где нам в жизни могут треугольники понадобиться?

- Определите цель нашего урока. (узнать какие виды треугольников бывают)

 III. Актуализация ранее изученного материала.

- А поможет нам  в реализации нашей цели другая геометрическая фигура.

- Что за фигура изображена на экране?

- Из чего она состоит?

- А какие углы вы знаете?

- А что вы можете рассказать о прямом угле?

- Какой угол называется острым?

- Какой – тупым углом?

IV. Изучение нового материала.

- Мы не просто вспомнили об углах, эти знания вам пригодятся на сегодняшнем уроке и при выполнении следующего задания.

- Объединитесь в группы.

- У вас на столах лежат конверты с фигурами.

- Что общего у всех этих фигур?

- Задание: подумайте, на сколько групп можно разделить эти треугольники и разделите.

- Проверяем. На сколько групп разделила первая команда?

- А по какому признаку вы их разделили? (по типу углов)

- Объясните.

- Треугольник № 1 с какими треугольниками объединили?

- Что общего между треугольниками 1, 4, 7? (есть прямой угол)

- Треугольник № 2 с какими треугольниками объединили?

- Что общего между треугольниками 2, 5, 8? (есть острый угол)

- Треугольник № 3 с какими треугольниками объединили?

- И что общего между треугольниками 3, 6, 9? (есть тупой угол)

- Давайте попытаемся дать этим группам имена.

- Если у треугольника есть прямой угол, то он какой? Как его можно назвать?

- Если тупой угол есть?

- А если все углы острые?

- Итак, подведем итог.

- На сколько видов делятся треугольники?

- Как называются треугольники в каждой группе?

- Что значит прямоугольный треугольник?

- Какой треугольник называют остроугольным?

- Какой тупоугольным?

Физминутка для глаз.

- Сейчас немного отдохнем. Сядьте равно. Руки положите на стол.

- Представьте себе треугольник. Переведите взгляд на самый верхний его угол, из верхнего угла - в левый нижний – в верхний, в правый нижний.

- Молодцы. Сядьте правильно.

- Продолжаем работать.

- Мы узнали, какие виды треугольников бывают, теперь попробуем проверить как вы усвоили этот материал, для этого выполним следующее задание.

 «Найди лишнее»

- На СЛАЙДЕ  с треугольниками, найдите лишний.

( У детей возникает затруднение, разногласия, так как на глаз не всегда можно определить вид треугольника)

- Почему у вас возник спор? Что не понятно?

- Как все-таки узнать, какой это треугольник?

- С помощью чего? (треугольника или простой линейки)

- Если мы сомневаемся в том, какой это треугольник, надо приложить одну сторону линейки к линии и посмотреть, как соединятся другие. (слайд 9)

- Если обе стороны линейки и треугольника совпали, значит он прямоугольный.

- Итак, какая фигура лишняя? (голубой, он прямоугольный)

- Пришла пора применить полученные знания при выполнении геометрических задач:

- “Постройте прямоугольный треугольник”.

Дети чертят в своих тетрадях три разных небольших треугольника.

- Сколько треугольников вы начертили? (3)

- Почему три? (так как три вида)

- Как называются виды треугольников?

- Найдите у себя прямоугольный треугольник. Сколько в нем прямых углов? (1)

- Найдите тупоугольный треугольник. Сколько в нем тупых углов? (1)

- Найдите остроугольный треугольник. Сколько в нем острых углов? (3 ,т.е. все)

- Попробуйте сделать вывод, какой треугольник называют прямоугольным, тупоугольным, а какой остроугольным.

(Если дети не смогут сами сделать вывод, то показать готовое правило и спросить: «Что общего в правилах и в чем отличие?»)

Физминутка

- Сейчас все встанем и  поиграем.

- На экране буду будут показываться  треугольники, а вы в зависимости от его вида, будете выполнять команду.

Если треугольник тупоугольный – встать и прыгнуть,

если  остроугольный -  хлопнуть,

если прямоугольный – присесть.

V. Закрепление нового материала

 

- Итак мы узнали какие виды треугольников бывают, сейчас мы будем закреплять новый материал.

Задание №1  (ДОМИК)

- Найдите на рисунке треугольники и раскрасьте их по видам: прямоугольные – красным, тупоугольные – синим, остроугольные – зеленым.

- Если у вас возникнет сомнения, какой это треугольник, что нужно сделать?

- Проверяем.

- Поднимите руку, кто с этим заданием справился легко?

- А кто затруднялся? В чем было затруднение.

Задание № 2   Модель Фрейер

- А сейчас участник № 1 возьмет лист и  передаст его соседу по  плечу, Сосед по плечу согни лист пополам и передай соседу по лицу, сосед по лицу, согни пополам и передай соседу по плечу. Сосед по плечу, согни уголок и разверни лист.

 Участник № 1 напиши слева сверху слово ОБЯЗАТЕЛЬНО, передай соседу, следующее слово НЕОБЯЗАТЕЛЬНО, внизу – ПРИМЕРЫ,  АНТИПРИМЕРЫ

В центре слово – ТРЕУГОЛЬНИКИ               3 минуты 

VI. Итог урока.

- Вспомните цель нашего урока.

- На сколько видов делятся треугольники?

- Какие виды треугольников бывают?

- Что значит прямоугольный треугольник?

- Какой треугольник называют остроугольным?

- Какой тупоугольным?

- Найдите вокруг себя предметы с прямым углом?

VII. Рефлексия.

 - Сегодня я узнал…

— Было интересно…

— Было трудно…

— Я приобрел…

— Я смог…

— Я попробую…

— Я научился…

Оцените  свои знания.  Поднимите карандаши вверх.

VIII. Домашнее задание.

Выполнить  пробный тур олимпиады на своей страничке в УЧИ.РУ



Предварительный просмотр:

                                                                                                             Самоанализ урока

       Школа -  МАОУ «СОШ № 17»

       Класс- 4«А»

       предмет - математика

       УМК «Перспектива».

       Ф.И.О. учителя – Комарова Р.Р.

       Тема урока: Виды треугольников

     ____________________________________________________________________________________

Вопросы для самоанализа

План самоанализа

1.

Место данного урока в системе уроков. Тип урока.

Тип урока:

Открытия нового знания

2.

Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.

Предметные уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге. Знать понятия (четырехугольник, прямоугольник, квадрат), уметь их распознавать, правильно использовать соответствующие термины, знать виды треугольников по углам.

Метапредметные

Личностные: положительное отношение к школе, изучению математики. Понимание значения математики в жизни человека

Регулятивные принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

Познавательные сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам, сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме.

Коммуникативные принимать участие в работе парами и группами

Методологические (оргдеятельностные) выполнить работу творческого характера, используя полученные на уроке знания

3.

Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников.

Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.

4.

Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности.

Этапы урока:

1.Психологический настрой на урок

2.Самоопределение к учебной деятельности (формирование познавательного интереса к предмету)

3.Актуализация опорных знаний (актуализировать знания о геометрических фигурах)

4.Постановка проблемы

5.Открытие нового знания (сформировать навык определения треугольников по углам)

6.Физкультминутка (сформировать ценностное отношение к своему здоровью)

7. Первичное закрепление (работа с учебником)

8. Проектная работа в группах. Конструкторское бюро (выполнение творческого задания, используя знания о геометрических фигурах)

9. Рефлексия.(создание ситуации для осмысления всей работы на уроке)

10.Самооценка (формировать умения понимать причины успеха(неуспеха)учебной деятельности.

11.Домашнее задание.

5.

Оценка содержания каждого этапа урока.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего  режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

6.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.

На уроке были использованы следующие формы и  методы обучения:

словесные (устное сообщение, диалог);

наглядные (мультимедийная презентация этапов урока);

методы устного и письменного контроля и самоконтроля;

практические (участие в «превращении» одной фигуры в другую);

проблемно-поисковый метод (как отличить фигуры друг от друга ,почему их так называют ,назовите их отличительные признаки);

Структуры Сингапурской системы «Конэрс» и модель Фрейер.

В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
-в парах; 
- групповая.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

  Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я пришел сюда учиться, Не лениться, а трудиться! Только тот, кто много знает В жизни что-то достигает.

Слайд 8

60 180 110 950 52 32 320 2500 590 422 554 О Т У Г Л К Е Н Р И Ь 40 ∙ 80 : 100 = О 200 ∙ 7 – 300 = Е 3 ∙ 26 – 18 = Т 649 – 40 – 19 = Н 250 + 700 = У 880 : 44 ∙ 9 = Р 4 + 96 : 2 = Г 482 – 60 = И 560 : 7 ∙ 4 = Л 300 ∙ 9 – 200 = Ь 902 – 348 = К

Слайд 9

Виды треугольников ЦЕЛЬ: узнать какие виды треугольников бывают

Слайд 11

прямым углом называется угол величиной 90° острым называется угол меньше прямого тупым называется угол больше прямого

Слайд 12

1 5 7 9 4 6 3 8 2 Прямоугольные Остроугольные Тупоугольные

Слайд 13

«Найди лишнее»

Слайд 14

Прямоугольный Остроугольный Тупоугольный

Слайд 15

Виды треугольников Остроугольные Прямоугольные Тупоугольные - это треугольники, в которых есть прямой угол. - это треугольники, в которых все уголы острые. - это треугольники, в которых есть тупой угол.

Слайд 25

Задание №1 Найдите на рисунке треугольники и раскрасьте их по видам: прямоугольные – красным, тупоугольные – синим, остроугольные – зеленым.

Слайд 26

На уроке Я узнал… Было интересно… Было трудно… Я приобрел… Я смог… Я попробую… Я научился…

Слайд 27

САМООЦЕНКА ПОНЯЛ ВСЁ ПОНЯЛ, НО НЕ ВСЁ НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ

Слайд 28

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе «Углы. Виды углов. Построение прямого угла»

Цели урока:1.Проверить уже полученные знания и умения учащихся о геометрических фигурах и их свойствах. 2.Научить правильно называть элементы угла – вершины и его стороны, правильно на...

Конспект урока по математике 4 класс "Виды углов"

Конспект урока  "Виды углов"  по программе "Школа XXI века"...

Урок по математике. 3 класс. "Виды углов"

Автор: Нуртдинова Лилиана РамисовнаКласс: 3Предмет: математика  (Развивающая программа Л.В.Занкова)Тема: Углы. Виды углов. Развернутый уголТип урока: открытие нового знанияЦели:Обучающие:  Н...

Математика, 4 класс. Тема: "Углы. Виды углов"

Презентация предназначена для УМК "Школа 21 века"...

урок математики 2 класс "Виды углов"

Урок математики представлен в технологической карте и разработан в соответствии с ФГОС...

презентация к уроку математики 3 класс Виды углов

презентация к уроку математики по теме "Виды углов" 3 класс . Форма урока - Морское путешествие в остров знаний....

Конспект урока математики. Тема «Углы. Виды углов» (с использованием дистанционных технологий)

Конспект урока математики. Тема «Углы. Виды углов» (с использованием дистанционных технологий)...