Урок математики в 3 классе по теме "Арифметические действия"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Конспект урока математики в 3 классе по теме "Арифметические действия" нестандартного типа в виде деловой игры, связанной с профессией работников банка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок – деловая игра по математике в 3 классе по теме:
«Арифметические действия над числами»
Цели: создать условия для совершенствования вычислительных навыков; способствовать развитию мышления, памяти, внимания, познавательных интересов, содействовать воспитанию интереса к профессиональной деятельности работников банка, организованности, самостоятельности, выдержки, умения соблюдать правила игры, содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.
Формирование УУД на уроке:
Познавательные: отработка навыков устного счета и решения задач. Познакомить обучающихся с системой работы банков.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; формировать навыки совместной работы, формировать у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.
Личностные: осознавать ценности изучаемого предмета, необходимость самосовершенствования;
Тип урока: нетрадиционный.
Форма проведения урока: деловая игра - имитационный игровой метод активного коллективного обучения.
Цели использования:
1.Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
2.Воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
3.Передача целостного представления о профессиональной деятельности и её фрагментах с учётом эмоционально – личностного восприятия;
4.Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
5.Воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.
Технологии и методы обучения: технология коллективной мыслительной деятельности, технология развития критического мышления,технология проблемного обучения, личностно ориентированная технология обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, видео, конверты с таблицами, конверты с заданиями по количеству учащихся, образцы банковских карт с заданиями, картинки по теме «Банк», карточки с новыми словами, предметы для аукциона: лоты, молоточек, аудиозапись гонга, листы оценки.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лариса Борисовна. Я работаю учителем в Терновской школе. Я слышала от многих педагогов, что ученики 3 Б класса школы № 3 г. Строитель очень любознательные и сообразительные. И мне захотелось с вами познакомиться и провести у вас урок математики, но не обычный, а в форме игры.
- Вы любите играть? (Да).
- Но мы поиграем с вами в деловую игру, где вы будете в роли СОТРУДНИКОВ БАНКА, А Я С ВАШЕГО ПОЗВОЛЕНИЯ ВОЗЬМУ НА СЕБЯ ОБЯЗАННОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕГО БАНКА.
- Кто из вас знает, что такое БАНК? (Ответы детей)
СЛАЙД –БАНК.
Банк-это такая организация, которая выполняет различные операции с деньгами, оказывая услуги правительству, учреждениям и людям. Банк также работает с различными ценными бумагами, документами. (Ценная бумага – это документ, предоставляющий определенные права его владельцу: акции (документ, подтверждающий часть, долю собственности организации, по этому документу человек получает часть прибыли организации.); облигации также позволяют получать прибыль.
-А у вас в городе есть банки? Бывали вы там с родителями? (Сбербанк).
-Банки имеют различные названия: ВТБ, Почта банк, Русский стандарт, Восточный банк..)
- На ваших столах лежат папки с логотипом – знаком Сбербанка России.
Вы - сотрудники СБЕРБАНКА РОССИИ.
- Надзор за всеми банками осуществляет Центральный банк России. Роль представителей данного банка мы предоставим гостям, которые будут контролировать нашу банковскую деятельность.
- Чтобы еще лучше понять, как работают банки, я предлагаю вам посмотреть ВИДЕО - БАНК ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ. Просмотр видео. (2 мин 14 с)
- Итак, мы – в банке.
Посмотрите, все ли сотрудники присутствуют. Улыбнитесь друг другу.
Проведем «летучку» — небольшое производственное совещание для определения ТЕМАТИКИ, ЦЕЛИ И ПЛАНА НАШЕЙ РАБОТЫ.
- Как вы считаете, какими профессиональными качествами должен обладать работник банка? ( Он должен хорошо считать, быть внимательным, общительным и вежливым).
- Сейчас проверим ваше внимание и работоспособность в начале рабочего дня.
2. Уст.счет ( на табличках-ПЛАНШЕТАХ)- «Мозговой штурм»
- Уважаемые коллеги, приготовьте таблички - планшеты и маркеры.
Внимание на экран. Считаете устно, записываете конечный результат на ТАБЛИЧКЕ И ПОКАЗЫВАЕТЕ МНЕ. (Промежуточные результаты НЕ записываете). (СЛАЙД – «ЦЕПОЧКА ПРИМЕРОВ»)
-Предположите тему вашей работы. («Арифметические действия над числами» (повторение и обобщение изученного материала). ЕСЛИ БУДУТ ЗАТРУДНЯТЬСЯ, СПРОСИТЬ, ЧТО СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЛИ. (Вычисления, арифм. действия над числами.)
!!!!!! СЛАЙД С ТЕМОЙ - «Арифметические действия над числами».
- Теперь поставим цель нашей работы в соответствии с тематикой работы. (Отрабатывать и совершенствовать вычислительные навыки.)
Прием «Оратор»
- Докажите, что умение выполнять арифметические действия над числами имеет практическое значение. Где в жизни оно может пригодиться?)
3. Определяем названия отделов.
- Сегодня вы работаете в трех разных отделах банка.
- Представители от каждого ряда выйдут и возьмут на столе конверты с изображением банковской карты сотрудника соответствующего отдела.
- Открываем и достаем таблички с названием отделов.
Управляющий прикрепляет на доску названия отделов (на правой части доски и ставит на первые парты лицевой стороной к ряду стоячие таблички с названием отделов.)
- Кто из вас знает, что такое «депозит»- вклад, сумма денег, которую можно положить на свой счет в банке на различный срок- 1 месяц, полгода, год и т. д. За это время сумма вклада клиента увеличится.
№ 1. Депозитный отдел (Отдел по вкладам и переводам) оформляет операции по депозитам, денежным вкладам. Также депозитный отдел осуществляет денежные переводы клиентов в другой город или страну.
№ 2. Кредитный отдел.
-Что такое кредит? Это сумма денег, которую может дать банк клиенту взаймы, но возвращать нужно будет большую сумму, чем занимали.
№ 3. Операционно-кассовый отдел проводит операции по обслуживанию клиентов, которые могут здесь оплатить квитанции за квартиру, интернет, телефон, штрафы и другие услуги.
- Какими навыками и качествами должен обладать сотрудник банка? (Каждый сотрудник банка должен обладать хорошими вычислительными навыками, должен быть внимательным, общительным, вежливым.)
- Уважаемые коллеги, у вас на столах папки с логотипом сбербанка. В них находятся банковские карты и документы:
- лист желтого цвета с заданиями. Здесь же вы будете выполнять вычисления на клетчатой части листа;
- лист голубого цвета с дополнительными заданиями.
- Их вы будете выполнять, если быстро справитесь с основной работой. Вы можете выполнять все задания в трех рамках разного цвета или то, которое выберете. Каждое задание оценено бонусами, которые вы видите справа от заданий. Набранные бонусы помогут вам заработать премию.
- Когда будете работать на цветных листах, не забудьте записать свою фамилию и имя.
-Начинаем работу с банковской картой.
Скажите, для чего людям в реальной жизни нужна такая карта? ( На карту перечисляется зарплата, денежные переводы и потом, вводя пароль (индивидуальный номер, пин-код) в банкомате, можно снимать деньги.
- Сейчас представитель от каждого отдела будет выполнять задание у доски, а остальные сотрудники – на своих местах.
- Проверим свою осанку. Переверните обратной стороной банковскую карточку. Выполняем задание под номером 1. Записывают только решение задачи.
- Нам необходим отдых для глаз.
Гимнастика для глаз (я буду показывать)
1.Сядьте прямо и расслабьтесь. Не прижимая ладони сильно к лицу, прикройте глаза руками. Закрываем глаза и думаем о чем-нибудь хорошем.
2.Расположите ладони так, чтобы пальцы находились напротив ваших глаз, выполняйте повороты головой то в одну сторону, то в другую.
3. Выполняем движение глазами влево-вправо, вниз-вверх.
1. Работа в отделах.
I. Депозитный отдел – 1 ряд от окна. (Решают задачу.)
1. Клиент банка сделает вклад в размере 8000 рублей на длительный срок. По истечении срока сумма увеличится в 2 раза. Сколько денег получит клиент?
(8000 ∙ 2 = 16000 р.)
1 сотрудник из этого отдела работает
на белой части магнитной доски справа, пишет маркером. Остальные сидят за партами и решают на клетчатом листе желтого цвета.
II. Кредитный отдел – 2 ряд (посередине)
1. Для закупки деталей часовая мастерская взяла в банке кредит на сумму 15000 р. Через год она выплатила 17000 р. На сколько рублей мастерская заплатила больше, чем взяла у банка? (17000 -15000= 2000 р.)
Один сотрудник из этого отдела работает
на обратной стороне правого крыла зеленой доски, пишет мелом. Остальные сидят за партами и решают на индивидуальном клетчатом листе желтого цвета.
III. Операционно-кассовый отдел – 3 ряд.
1. Каждый месяц пенсионер Егоров получает денежный перевод в размере 9000 р. Какую сумму получил в банке пенсионер с сентября по ноябрь?
( 9000 ∙ 3= 27000 р.)
!!!!!Один сотрудник из операционно-кассового отдела работает
на обратной стороне левого крыла доски, пишет мелом. Остальные сидят за партами и решают задачу на индивидуальном клетчатом листе желтого цвета.
Время вышло и начинается проверка.
1 ОТДЕЛ.
-Поднимите руки те, сотрудники ДЕПОЗИТНОГО отдела, у которых такой же ответ, как на доске. Подсчет рук и количество бонусов заносится в катру эффективности работы отделов.
Если на доске неверно, сотрудники исправляют.
- Сотрудники, решившие правильно ставят на банковской карте «+», кто неправильно « - ».
2 ОТДЕЛ.
-Поднимите руки те, сотрудники КРЕДИТНОГО отдела, у которых такой же ответ, как на доске. Если на доске неверно, сотрудники исправляют.
-Сотрудники, решившие правильно ставят на банковской карте «+», кто неправильно « - ».
Подсчет рук и количество бонусов заносится в катру эффективности работы отделов.
3 ОТДЕЛ.
-Поднимите руки те, сотрудники ОПЕРАЦИОННО-КАССОВОГО отдела, у которых такой же ответ, как на доске. Если на доске неверно, сотрудники исправляют.
-Сотрудники, решившие правильно ставят на банковской карте «+», кто неправильно « - ».
Подсчет поднятых рук.
Количество бонусов заносится в карту эффективности работы отделов, которая прикреплена в центре доски.
Управляющий:
- Сейчас я познакомлю вас, с какими документами вам предстоит работать далее.
Задание № 2(В ГРУППАХ по 4 человека: 1 и 2 парта; 3 и 4 парта).
I. Депозитный отдел. Банковские переводы.
Работа в группах по 4 человека.
1 группа.
1 и 2 парта (4 человека, первая четверка) 1 ряда выполняют задание на листе А3 на маленьком столе, который сзади их ряда. Вычисляет примеры каждый член четверки на клетчатом желтом листе, который есть у каждого из них, сверяют, потом соединяют стрелками пример и ответ маркером.
Кто в какой город отправил перевод?
Сотрудники этой группы выходят к первому столу, стоящему сзади за их рядом, ведут подсчеты на клетчатом желтом листе, а потом на лист А3 соединяют линиями маркером пример с соответствующим ответом
Мама: 45 : 9 + 2995 (3000) Бабушка: 500 ∙ 2 + 600 + 400 (2000) Папа: 22 ∙ 3 +3934 (4000)
Дедушка: 81: 9 + 991 (1000)
1000 3000 4000 2000 5000
Москва Курск Новгород Орел Воронеж
Учащиеся должны заметить, что перевод в 5000 р. - лишний ответ.
2 группа.
3 и 4 парта (4 человека, вторая) 1 ряда работают над заданием (лист А3) за вторым столом, стоящим сзади рядов, но вычисления сначала делает каждый член группы на индивидуальном клетчатом желтом листе бумаги, потом сверяют результаты друг с другом в своей четверке, приходят к одному мнению и вписывают маркером ответ в квадратик и т.д.
Они решают «Цепочку примеров» - банковский перевод («Цепочка примеров»), вычисляют каждый пример все члены группы на клетчатом желтом листе,
- На какую сумму сделала перевод бабушка внучке, находящейся в другом городе?
∙ 4 + 820 -854 : 7 +1098 -600 +55 +1445
12 → ⚪ → ⚪ → ⚪ → ⚪ → ⚪→ ⚪ → ⚪ → ⚪
48 868 14 2 1100 500 555 2000
Проверка работы депозитного отдела.
Проверка начинается с работы первой четверки по трафарету. Лист А3 с выполненным заданием прикрепляется на доску. Кто-то из сотрудников этого отдела выходит и прикладывает трафарет к листу А3, на котором работала первая четверка. Стрелки должны совпасть. Если стрелки не совпадают, сотрудники всех отделов ведут подсчеты на желтых индивидуальных клетчатых листах и находят допущенную ошибку.
!!!!!!! Учащиеся должны сказать, что перевод в 5000 р. - лишний ответ.
Если этот отдел справился раньше других, сотрудники выполняют дополнительные задания на голубом листе: 3 карточки разного уровня сложности (
II. Кредитный отдел.
2. Работают в парах.
Выбери правильный ответ и поставь в последнем столбике номер соответствующего вопроса.
1. В каком месяце у нашего банка была самая большая прибыль по кредитам? 2. В каком месяце была самая маленькая прибыль?
3. В каком месяце прибыли не было вообще?
4. На сколько рублей прибыль в июне меньше, чем в сентябре?
Месяц | Прибыль | Номер вопроса |
май | 562 000 рублей | |
июнь | 526 000 рублей | |
июль | 265 000 рублей | |
август | 652 000 рублей | |
сентябрь | 625 000 рублей | |
октябрь | 256 000 рублей | |
ноябрь |
|
ОТВЕТЫ:
Выбери правильный ответ и поставь в последнем столбике номер соответствующего вопроса.
1. В каком месяце у нашего банка была самая большая прибыль по кредитам? 2. В каком месяце была самая маленькая прибыль?
3. В каком месяце прибыли не было вообще?
4. На сколько рублей прибыль в июне меньше, чем в сентябре?
Месяц | Прибыль | Номер вопроса |
май | 562 000 рублей |
|
июнь | 526 000 рублей | |
июль | 265 000 рублей |
|
август | 652 000 рублей | 1 |
сентябрь | 625 000 рублей | |
октябрь | 256 000 рублей | 2 |
ноябрь |
| 3 |
4. На сколько рублей прибыль в июне меньше, чем в сентябре?
-625 000
526 000
99 000 р.
Ответ: на 99 000 р.
Проверка – запишут на табличках номер вопроса и ответы.
1. август 2. октябрь 3. 99 000 р. |
Производственная гимнастика. Вышли из-за парт. Стали друг за другом. Я говорю, какие упражнения делаем под музыку.
- В сводной таблице отчета по кредитам найти ошибку и отметить (обвести в кружок или подчеркнуть) лишнюю цифру в каждой строке таблицы.
: 6 | 24 | 6 | 36 | 45 | 12 | 42 | 18 | 30 | 54 | 48 | 60 |
: 8 | 16 | 33 | 24 | 48 | 72 | 32 | 64 | 18 | 56 | 80 | 40 |
: 5 | 45 | 30 | 25 | 50 | 20 | 35 | 40 | 5 | 15 | 22 | 10 |
: 7 | 49 | 58 | 28 | 14 | 42 | 21 | 56 | 35 | 7 | 63 | 70 |
ОТВЕТЫ
: 6 | 24 | 6 | 36 | 45 | 12 | 42 | 18 | 30 | 54 | 48 | 60 |
: 8 | 16 | 33 | 24 | 48 | 72 | 32 | 64 | 18 | 56 | 80 | 40 |
: 5 | 45 | 30 | 25 | 50 | 20 | 35 | 40 | 5 | 15 | 22 | 10 |
: 7 | 49 | 58 | 28 | 14 | 42 | 21 | 56 | 35 | 7 | 63 | 70 |
Если справятся быстрее других отделов, могут сверить в четверках и приступать к дополнительным заданиям.
III. Операционно-кассовый отдел.
2. При распечатке чека закончилась кассовая лента, и итоговая сумма на чеке не распечаталась. Восстановите общую сумму оплаты услуг.
- Подведем итоги работы каждого отдела на итоговом производственном совещании.
Карта эффективности работы
отделов
№ п/п | Задание | Оценка эффективности |
1 | ||
2 |
5. АУКЦИОН.
Управляющая:
- Уважаемые сотрудники и в завершении рабочего дня в благодарность за продуктивную работу я хочу предложить вам поучаствовать в аукционе. У вас есть возможность со скидкой, по низкой цене выкупить купить 3 предмета, выставленные нашим банком на аукцион.
-Кто знает, что такое аукцион?
Аукцион - публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства, и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона.
- Правила нашего аукциона таковы. На торги будут выставлены 3 лота.
Лот — объект торга на аукционе. 1ЛОТ, самый дорогой, - самолет , 2 ЛОТ- прогулочный катер и 3 –й ЛОТ- машина.
-Но вместо денег вы за лоты будете расплачиваться правильными ответами на поставленные вопросы.
Посовещайтесь в своих отделах, выберите сотрудника, который будет отвечать на вопросы.
ЗВУЧИТ УДАР ГОНГА
-Итак, кто первый поднимет руку и даст правильный ответ, получает самый дорогой лот для своего отдела.
Допускаются дополнительные вопросы.
ПРИЕМ «ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА»- Альтернати́ва (фр. alternative, от лат. alternatus — другой) — возможность выбора одного из двух вариантов ответа, а ложная альтернатива- возможен ложный выбор
Может таблички??????
- Сколько получится при сложении 34 и 52: 68 или 86? (86)
- Произведение чисел 4 и 5 равно 25 или 24? (Нет. 20)
– 15 больше 3-х в 6 или в 5 раз? (В 5 раз)
УДАР МОЛОТКА - «ПРОДАНО»….отделу
- Сколько получится при умножении 8 и 9? 72 или 81(72)
- Разность чисел 95 и 14 равна 71 или 89? (Нет. 81)
- При вычитании 80 и 12 получится 68 или 78? (68)
УДАР МОЛОТКА - «ПРОДАНО»…..отделу
- При делении 32 на 4 получится 7 или 9? (Нет, получится 8)
- Если первый множитель 6, второй 5, то произведение равно
35 или 30? (Нет. 30)
- Частное чисел 54 и 6 равно 7 или 9? (9)
7.ИТОГ. Рефлексия.
-Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале нашей работы?
- Как вы считаете, удалось ли вам достигнуть их?
- Кто из сотрудников испытывал затруднения в работе, кого нужно отправить на курсы повышения квалификации за счет банка? Что было сложным для вас?
- Была ли для вас полезна деловая игра на уроке? Если да, то чем?
- Давайте попробуем оценить нашу работу самостоятельно. Я прошу сотрудников заполнить оценочный лист работы в отделе, отметив высказывания, характеризующие вашу работу на уроке.
Оценивание работы сотрудников отдела управляющим: прием «Оценка-не отметка» - создание ситуации успеха(смайликами, словами, послать на курсы переподготовки):
5 смайлов или 4 смайла, «Прекрасный ответ», «Вас было приятно слушать!», «Надо повторить таблицу и постараться в следующий раз работать лучше».
Я вам желаю, чтоб удача улыбалась,
И валюта приживалась,
А везенье не кончалось,
И в делах все получалось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 2 класс Порядок выполнения действий. Скобки
Знакомство с порядком выполнения действий при вычислениях;обучение нахождению значения выражений со скобками....
План-конспект урока математики 2 класс. Тема "Порядок действий. Скобки."
Урок математики разработан к УМК "Школа России" ФГОС. Тема урока "Порядок действий. Скобки.", тип урока: урок "открытия" нового знания. Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и записывать вы...
презентация к уроку Математика 4 класс "Поупражняемся в действиях над величинами" ПНШ
Презентация предлагается к заключительному уроку математикипо теме "Поупражняемся в действиях над величинами" в 4 классе. Материал представлен по теме "Олимпиада 2014" Знакомство с героями...
Урок математики 2 класс Тема: Порядок действий в выражении со скобками.
Цели:· Уточнить общее правило порядка действий в выражениях со скобками, сформировать способность к практическому использованию данного правила в выражениях.·...
Урок математики 2 класс.Порядок выполнения действий. Скобки.
Это первый урок по данной теме во 2 классе. "Школа России."...
Урок математики. 3 класс. "Порядок выполнения действий".
Урок комплексного применения знаний....
Урок математики 2 класс "Конкретный смысл действия деления"
Урок математики во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деления". УМК "Школа России".Данный урок представлен с презентацией и необходимым раздаточным материалом....