«Деление с остатком.»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Федорова Екатерина Петровна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы, методы и приёмы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент.

1 мин

Готовность к уроку.

Готовность к уроку.

Слушают учителя.

Позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.

2

Актуализация знаний.

Устный счет.

Блицтурнир

Минутка для любознательных.

2 мин

2 мин.

1 мин

Задачи на внимание.

а) Вася ниже Кости, а Костя ниже Руслана. Кто выше: Вася или Руслан?       (Руслан)

б) В соревновании по бегу Антон, Володя и Серёжа заняли три места. Какое место занял каждый из них, если Володя занял не второе и не третье, а Серёжа – не третье? (Володя-1, Серёжа-2, Антон-3.

Игра «Баскетбол».

Разделимся на две команды. Первый ряд-команда №1. Второй ряд-команда № 2.

Игроки каждой команды должны быстро решить пример в мячике со слайда, прочитать, и сказать ответ. Спрашиваю по поднятой руке самого первого из двух команд. Если ответ не правильный, снимается 1 очко. Выигрывает команда, быстрее забившая все мячи.

Слайд 1. Баскетбольные ворота. Мячи.

Слайд 2-8. 32:8;  18:3;  16:4;  54:9;  36:9; 42:7;  24:6.

Побеждает команда №__. Больше всех назвала правильных ответов. Вы забили своим противникам_____голов. Счет_____.

(Читаю задачу, учащиеся записывают ответ, один у доски.)

1)Сестра помыла а тарелок, а брат –b тарелок. На сколько тарелок сестра помыла больше, чем брат? (а-b)

2)Каждое бревно распиливают на 6 поленьев. Сколько поленьев получится, если распилить d бревен? (d:6).

3) За с тетрадей заплатили 24 рубля. Сколько стоит одна тетрадь? (24:с).

4) Поезд проехал 160 км со скоростью n км/ч. За какое время он преодолеет это расстояние? (160:n.)

1)Груша тяжелее яблока, но легче апельсина. Яблоко тяжелее персика, а апельсин легче ананаса. Какой фрукт самый лёгкий, какой фрукт самый тяжёлый? (Самый легкий фрукт – персик, самый тяжелый – ананас.)

2) У Ани, Тани и Лены платья красного, синего и желтого цвета. Аня не в синем платье, а Лена не в синем и не в желтом. Кто в каком платье? (Лена в красном платье, Аня- в желтом, Таня – в синем.)

Слушают учителя. Настраивают свое внимание.

Решают задачи.

Работают в 2 группах.

Решают примеры.

Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу

Планировать свои высказывания.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;  

3

Самоопределение к деятельности.

3 мин

-Решите пример на деление с остатком.

Слайд 9. 42:5.

1.Как выполняли деление с остатком на предыдущих уроках?

2.Удобно ли использовать рисунки или палочки при решении этого примера?

3.Каким способом вы предлагаете решить этот пример?

4.Какое самое большое число до 42 делится на 5 без остатка?

5.Что мы  с вами сейчас сделали?

6. А от куда вы знаете это число?

7.Какой получим ответ?

8.Проверим: остаток меньше делителя?

9. Что нужно сделать дальше?

10. проверьте решение примера.

11. Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Слайд 10. Тема урока: «Деление с остатком»

1.Мы делали рисунки, выкладывали палочки.

2.Нет, не удобно – число 42 большое.

3.Обсуждают.

4. 40

5.Вспомнили самое большое число до 42, которое делится на 5 без остатка.)

6.Это число из табл.умножения.

7. Ответ 8, остаток 2.

8.Да, 2 меньше 5)

9.Делитель умножить на частное и прибавить остаток.

10.(8*5+2=42)

11. Выполнять деление с остатком разными способами.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи.

4

Работа по теме урока.

Мотивационный этап.

Сообщение темы урока.

Работа по учебнику.

Постановка учебной задачи

Этап: Решение учебной задачи.

3 мин

3 мин

-Прочитаем на с.28, как выполнили деление с остатком.

Будем учиться выполнять деление с остатком разными способами.

32:5=___

32 не делится на 5 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 32 делится на 5 без остатка. Это 30.

Найдем частное: 30:5=6

Найдем остаток: 32-30=2

32:5=6 (ост.2)

Слайд 11.Алгоритм деления  с остатком.

  1. Находим самое большое число, меньше делимого, которое делится на делитель.
  2. Находим частное.
  3. Вычисляем остаток.
  4. Проверяем: остаток меньше делителя?

№1(с.28) Рассуждая так же выполни деление с остатком.( Первый пример проговариваем, остальные примеры вызываю к доске решать, 2 человека по 2 примера.)

17:4=4.2   22:6=3.6  27:5=5.4   59:9=6.5.   27:7=3.8

Взаимопроверка.

Высказывают ответы.

Объясняют решение данное в учебнике.

Решаю примеры.

Сверяют с доской.

умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;  готовность слушать и вести диалог;

Ориентирование в учебнике, понимание его условных обозначений,

активное использование речевых средств.

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

5

Физкультминутка

2

На доске.

6

7

Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

Закрепление изученного.

5-7 мин

5мин

1мин

 № 2 (с.28)

1.Прочитайте задачу.

2.Как удобно записать задачу кратко?

3.Что надо узнать в задаче?

4.Как назовем этот столбец?

5.Что такое 18 и 6?

6.Что еще известно в задаче?

Заполните табл. И запишите решение задачи одним выражением.

Расход на один стакан клюквы

Количество клюквы

Общий расход сахара.

Брат

2 ст.

18 ст.

?

   ?

Сестра

6 ст.

?

Решение

1 способ: (18+6)*2=48(с.)

2 способ: 18*2+6*2=48(с.)

Ответ: маме потребовалось 48 стаканов сахара.                      

Дополнительно №7.с.28.

№3 (с.28) Какое самое большое число до 23 делится без остатка на 3:(7*3=21)на 4:(5*4=20), на 6: (3*6=18),на 8: (3*8=24) ,на 9: (2*9=18) ?

С.р. :№4 (с.28)  Вариант 1- 1 задачу. Вариант 2 – 2 задачу. К доске 1,2.

Кто решит выполняют задания  в р.т.   №89.(с.34) самостоятельно ; №91(с.34.)- в парах.                       

Выполняют задание в учебнике.

1.Читают задание.

Отвечают на вопросы:

2.С помощью табл.

3.Сколько стаканов сахара потребовалось в варенье.

4.Общий расход сахара.

5.Количество стаканов клюквы.

6.Количество стаканов сахара на стакан клюквы – 2.

Записывают в тетради решение и ответ.

Выполняют с.р. в рабочей тетради.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

8

Итог урока.

3 мин

Слайд 12.

- Чему мы с вами учились на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

Слайд 13.Д/з : Учебник № 5,6 (с.28).

Отвечают и закрепляют с учителем пройденный материал. Подводят итоги урока.

Записывают д.з.

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, моделирование, умозаключение(формирование навыков умственных действий)

9

Рефлексия.

1 мин

(«Проверь себя» (учебник, с.28). Работа в парах. Проверка.)

ОЦЕНКИ ЗА УРОК!

В течение 1 минуты оценивают урок.

Выслушивают оценки.

умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

Адекватно воспринимать оценку учителя

Предмет: Математика

Класс: 3 «А»

Тема урока: «Деление с остатком.»

Цели урока: закреплять умения выполнять деления с остатком, строить отрезки и находить их длину, решать простые и составные задачи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся выполнять деление с остатком и оформлять запись в столбик;
  • Личностные: ценностное отношение к умению выполнять деление с остатком, к совместной познавательной деятельности, к полученным результатам.

 Тип урока: закрепление

Оборудование: учебник «Математика» 3 класс,2 часть, рабочая тетрадь, презентация.



Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс: 3 «А»

Тема: «Разряды счётных единиц. Образование и названия трёхзначных чисел»

Цели деятельности учителя: познакомить с образованием и названиями трёхзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи с пропорциональными величинами;

        

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся называть трехзначные числа; решать задачи с пропорциональными величинами; выполнять внетабличное умножение и деление; анализировать и делать выводы;

Личностные: формировать  навык устного счета; умение называть трёхзначные числа; развивать внимание, логическое мышление, память; развивать умение высказывать своё мнение, слушать ответы одноклассников; развивать познавательный интерес;

Оборудование: Математика 3 кл. 2 ч. М.И. Моро, М.А. Бантова 3-е изд – М.: Просвящение, 2013. – 112 с.

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

9.25-9.26

-Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок математики мы проведём под девизом: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай, запоминай и пытайся понять»

 Математика повсюду.                            

 Глазом только поведёшь,                      

 И примеров сразу уйму,                        

 Ты вокруг себя найдёшь.    

 Ох, скажу я вам, ребята,

 Все примеры не назвать.

 Но должно быть всем понятно,

 Что математику вам надо знать

 Обязательно на пять!

Я желаю вам хорошего настроения на весь день!

Приветствовать;

Слушать;

Настраиваться эмоционально на урок;

К: формировать положительное отношение к урокам математики;

2.

Актуализация знаний

Практич.: устный счёт

Дидакт. Игра «Круговые примеры»

Практич.: уст. Решение задач

Практич.: решение логической задачи

9.26-9.30

9.30-9.33

9.33-9.35

- Ребята, Чтобы привести ум в порядок проведём математическую  разминку.

- Игра называется «Круговые примеры». Сейчас я вам на ряд раздам карточки с примерами, ваша задача, быстро посовещавшись разложить эти карточки так, чтобы предыдущий пример являлся началом следующего. Пример, с которого нужно начинать цепочку, выделен курсивом. Выигрывает тот ряд, который выполнит задание быстрее и не допустит ошибок.

- Хорошо. А сейчас по решаем задачки в стихах.

1. Девяносто огурцов

Бабушка солила,

По пятнадцать штук она

В банки разложила.

Сколько банок надо было,

Бабушка забыла. (90:15 = 6 банок).

2. Три бельчонка маму белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама белка,

Девять шишек принесла,

Разделила на троих

Сколько каждому из них? ( 9:3= 3 шишки)

3. У речки гуляли четыре утёнка,

И двадцать четыре весёлых гусёнка.

Во сколько раз было больше гусят?

На сколько меньше было утят? (24:4 = 6 раз.  24 – 4 = 20). Хорошо.

- А сейчас решим логическую задачку.

На одной чаше весов арбуз, на другой -  половина такого же арбуза и гиря в 2 кг. Весы находятся в равновесии. Какова масса арбуза? (4 кг.)  Молодцы.

Работать в группе;

Решать примеры;

Составлять цепочку;

Решать задачи;

Отвечать на вопросы;

Решать логическую задачу;

П: умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

Р: умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий;

К: строить речевые высказывания

3.

Постановка учебных задач

Словесн.: ответы на вопросы;

9.35-9.40

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.(100)
-Объясните смысл пословицы.

-Что мы можем сказать о числе 100. (трёхзначное)

- Посчитайте сотнями? (сто, двести, триста…900). Какие это числа? (трёхзначные).

- Ребята, сейчас на доске вы видите числа: 28, 12, 312, 44, 35

- Что лишнее? (312) Почему? (оно трёхзначное).

- Теперь посчитайте, какие числа получатся если присчитывать к числу 100 по одному? (101,102,103,104, и т.д)

- А теперь посчитайте, какие числа получатся, если к 100 десятками? (110,120,130,140 и т.д). А что это для чисел? (название, имя).

- Так как вы думаете, что мы будем сегодня изучать

- Определите тему урока.(ответы детей)

- Правильно, тема нашего урока «Трёхзначные числа»

- Какие цели мы можем поставить на урок? (учиться называть трёхзначные числа; образовывать трёхзначные числа).

Объяснять смысл пословицы;

Называть  трёхзначные числа;

Выполнять устные вычисления;

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

П: применять базовые знания для решения данной проблемы;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

4.

Решение частных задач

Наглядн: работа с рисунком разрядов

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: письм. упр. работа по учебнику

Практич.: работа со счётными палочками

Словесн.: ответы на вопросы

9.40-9.45

9.45-9.50

- Ребята, а сейчас откройте учебники на стр. 43. Рассмотрите рисунок.

- Из  каких разрядов состоят трёхзначные числа? (единицы, десятки, сотни).

- Посмотрите рисунок, и скажите названия чисел? Какие они? они трёхзначные. Сколько цифр потребуется для записи таких чисел что означает каждая цифра? (в записи числа на первом месте справа стоят единицы, на втором месте справа – десятки, на третьем месте справа – сотни), таким образом запись этого числа выглядит так… (123)

- Сколько сотен в числе 123? (1 сотня) сколько десятков? (2 дес.) сколько единиц? (3 ед.) Посмотрите следующие числа  

- Сколько сотен  числе 520? ( 5 сот.) десятков? (2 дес.) единиц? (0 ед.) Но разряд единиц отсутствует, что нужно сделать, чтобы показать что разряд единиц есть? (на месте единиц вписать 0)

- Прочитайте модель второго числа. (302) в нём 3с. 2ед., оно трёхзначное. Сколько цифр потребуется для записи этого числа? Но разряд десятков отсутствует. Ваши предположения, что нужно сделать, чтобы показать, что это трёхзначное число, но разряд десятков отсутствует? (предположение детей – записать на месте отсутствующего разряда 0).

- Сколько сотен в числе 302? (3 сот.), десятков? (0 дес.), единиц? (2 ед.). А что обозначают нули в записи? ( в числе 302 десятков 0).

- Давайте выполним №1.

Сколько всего палочек взяли, если:

1. 2 пучка по 100 палочек, 4 пучка по 10 палочек, и 5 палочек.

2* 100 = 200

4 * 10 = 40

200 + 40 + 5 = 245 палочек.

2. 5 пучков по 100 палочек и 7 палочек. Сколько всего будет палочек? (5 * 100 + 7= 507 палочек).

- Посмотрите №2.

- Ребята, кто желает у доски выложить числа 236, 305, 800 из палочек? Как будем выкладывать? Сколько сотен в числе 236? Десятков? Единиц? (2 сотни, 3 десятка, 6 единиц).

- Сколько сотен, десятков и единиц в числе 305? (3 сотни, 0 десятков, 5 единиц).

- Сколько сотен, десятков, единиц в числе 800? ( 8 сотен, 0 десятков, 0 единиц).  

- Выполним №3.

- Какие числа получатся? (640, 108).

Анализировать рисунок;

Называть разряды;

Работать с числами, называть разряды в каждом их них;

Выполнять упражнение с объяснением;

Разбирать числа по разрядам;

Отвечать на вопросы;

Р: умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий;

Физминутка

9.50-9.51

- А сейчас пришло время немного отдохнуть.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы руки разведём

И побежим кругом.

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и к преодолению препятствий;

Практич.: решение задачи

9.51.-9.55

9.55-10.05

- Прочитайте №4.

- О чём говориться в задаче? (о горючем).

- Что нам известно? (за 1 час машина расходует 15 литров горючего) Что нужно найти? (на сколько часов хватит 45, 60 , 90 литров горючего).  Составим краткую запись.

1ч – 15 л.

? ч – 45 л., 60 л. 90 л.

Можем сразу ответить на вопрос задачи? (да). Как?

  1. 45 : 15 = 3 (ч.) на 3 часа хватит 45 литров горючего.
  2. 60 : 15 = 4 (ч) –на 4 ч  хватит 60 литров горючего
  3. 90 : 15 = 6 (ч) – на 6 ч хватит 90 литров горючего.

– Молодцы.

- Давайте решим №6.

44:2 = 22        88:2 = 44                         66:2 = 33

44:22 = 2        88:22 = 4                         66:22 = 3

66:3 = 33        88:4 = 22

66:33 = 3        88:44 = 2

Проводить анализ задачи;

Решать задачу;

Решать примеры;

П: выполнять действия по заданному алгоритму;

строить логическую цепь рассуждений.

5.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

10.05-10.10.

- Итак, ребята, давайте подведём итог урока. Чем мы сегодня занимались? Понравились ли вам урок? Достиг ли ты поставленных целей? Что нового узнали?

 Были ли трудности? Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.

Подводить итог урока;

Р.Осуществлять контроль и результата деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"

Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...

Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.

Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически -   мыслить, обогащать мат...

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".

Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....