II. | Постановка учебной задачи
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока. Организовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие и осознание новых знаний. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока. Обучающиеся получат возможность определить учебную задачу; сформулировать тему урока; осознать способы решения задачи. Задачи: - способствовать выявлению и устранению затруднений при постановке учебных целей; - помочь обучающимся в организации совместной познавательной деятельности. Методы: репродуктивный, наглядный.
| 1. Устный счет. Разминка. Командное соревнование. - Для того чтобы вы окончательное проснуться проведем командное соревнование. 1 ряд – 1 команда и т.д. Будем решать примеры по цепочке. Каждой команде надо правильно решить выражение и ответ записать в следующую геометрическую фигуру. Затем мел передать другому участнику команды и так далее. Победителем считается та команда, которая быстрее всех решит свою цепочку и правильно. А остальные участники, не просто шумно болеют, а проверяют, проверяют свою цепочку, для того чтобы исправить недочет.
- Хозяин лесной Просыпается весной А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой?
- Да, это медведь. А что мы знаем о медведях? - Несмотря на большие размеры и кажущую неуклюжесть он передвигается бесшумно и может проявить поразительное проворство и силу. Он хорошо умеет плавать. В конце сентября – начале октября залегает в берлогу. Выходит в конце апреля – в начале мая. Ест ягоды, орехи, зеленые сочные части растений, муравьёв, любит мёд. - А как звали Мишку из мультфильма, который очень любил мёд? Правильно, это Винни – Пух. - Молодцы, ребята! Винни – Пух принес нам тему урока и зашифровал ее. На доске даны понятия. И их надо объединить на две группы и дать название каждой группе. Я вам предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в паре. Открыли свои папочки, прочитали памятку, кто забыл.
Памятка «Правила работы в группе» 1.Уважай различные мнения. 2.Выслушивай, не перебивая. 3.Помогайте друг другу в случае затруднений. 4.Избегай прямых указаний. 5. Тактично исправляйте ошибки друг друга. На доске слова: сложение объём вычитание умножение масса деление расстояние время - Подумали. На какие группы вы распределили слова? (Проверяю одну пару. Дети называют одну группу слов - это арифметические действия, название второй группы вызывает затруднения, есть предположения, но пока сложно).
- Как же назвать группу этих понятий? Винни –Пух предложил подсказку. Расположи числа в порядке возрастания. С чего начнем? (Работа устно у доски. Проверка.)
35 | 54 | 17 | 24 | 78 | 50 | 12 | 3 | ч | н | л | и | ы | и | е | в |
- Кто сможет сказать, что такое ВЕЛИЧИНЫ? (С маленькой единицы.) Какие величины уже знаете? Какие вы слышали, но не имеете представления? - А хотели бы узнать о них побольше? Вот и Винни –Пух интересует этот вопрос, что такое величины??? |
III. | Изучение нового материала Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока. Побудить обучающихся к активной деятельности при изучении нового материала. Создать группы обучающихся для совместной познавательной деятельности. Показать значимость изучаемой темы. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока. Обучающиеся научатся находить и преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы. Задачи: - помочь находить и преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма; -помочь обучающимся в систематизации новых знаний; - развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности. Методы по источнику передачи учебной деятельности: репродуктивный, проблемный.
| 2. Постановка целей и задач урока. - Тема нашего урока? (Величины) - Мы не только ответим на вопрос Мишки, что такое величины, мы еще разберем, какие бывают величины, единицы их измерения, что такое именованные числа. А также узнаем, можно ли составлять и решать задачи с величинами? Можно ли выполнять арифметические действия с именованными числами? Какова роль величин в жизни человека? Вот сколько задач, нам предстоит решить на уроке. Величина – это то, что можно измерить и результат измерения выразить числом. Работа по учебнику. Работа в парах. - Винни – Пух проделал сложный путь по сказочному лесу, прежде чем прийти к нам. Что с ним происходило, давайте узнает по учебнику. Откройте страница 32, найдите задание №1. (Читают вслух по ролям). - В конце стихотворения, мы видим таблицу. (Распечатать приложение №1) Это следующее задание Винни – Пух. Он предложил заполнить таблицу величин, а единицы измерения, он указал в стихотворении. Думаю, что мы справимся с этим заданием, найдем в стихотворении единицы измерения и заполним таблицу величин, опираясь на ваш жизненный опыт, попытаемся расширить каждую группу и познакомимся с краткой записью единиц измерения. После того, как вы заполните таблицу, вы можете сохранить ее в «Папке для памяток», выучить и опираться при затруднениях. Заполняем вместе.
- Итак, открыли конверты, которые лежат на столах. Каждый находит таблицу для заполнения.
- Первый столбик, здесь записана величина время. Какую единицу измерения времени предлагает Мишка? Находим в стихотворении? - Мишка указал час. Правильно. - А еще какие единицы измерения времени вы можете занести в таблицу. (Час, минуты, секунды). Заполняем таблицу, постарайтесь запомнить краткое написание единиц. - Сделаем вывод! Время измеряется в часах, минутах, секундах. - Что вы заметили в кратком написании единиц измерения. При записи величины сначала пишется число, а потом сокращенное название единицы, в которой она измеряется. (Учитель проговаривает каждую единицу измерения: Час – 1ч, минута - 1мин, секунда – 1 с) - Что заметил в записи, я же сокращаю. (Не ставим точки после сокращения). Вывод: Единицы измерения записываются в виде числа с именем, поэтому еще мы их можем называть "именованные числа". Запомнили. Точки после наименований НЕ ставятся.
- Посмотрели следующий столбик, дано величина расстояние. Какую единицу измерения расстояния Винни – Пух указал в стихотворении кто догадался? - Сложный момент, согласна. Вам встретилось слово «верста». Кто сможет сказать, где мы уже слышали это слова? (Дети могут вспомнить, что встречали это слово в русских народных сказке, например, царевич ушёл за 1000 вёрст) - А вот индивидуальное задание было у Лизы Поповой, она в словаре Ожогова нашла ответ. Что же такое верста. (Выступление Лизы, что верста-это расстояние, чуть больше 1 км (1, 066км) - Попробуйте себе представить: полный шаг мужчины приблизительно равен 1 метру. Чтобы пройти версту, ему понадобится сделать тысячу шагов. - Еще какие единицы измерения расстояния мы можем записать в таблицу? (В сантиметрах, дециметрах, метрах, километр). Заполняем вместе. На уроке математики, мы уже достаточно часто встречаемся с сантиметрами и миллиметрами, итак: Сантиметр – 1 см, Миллиметр – 1 мм, Дециметр – 1 дм, Километр – 1 км, Метр – 1 м). Делаем вывод. Расстояние измеряется в сантиметрах, миллиметрах, дециметрах, километрах. - Третий столбец. Величина ОБЪЁМ. Найдем в стихотворение…Объём измеряется в литрах. Пишем Литр – 1 л. - И последний столбик МАССА. (Грамм – 1 г, килограмм – 1 кг) - А чем измеряют температуру. Вспомнили урок окружающего мира? (В градусах) Заполнили Градус – 1 С) - Это не полная табличка, есть еще и другие величины, и другие единицы измерения, о которых нам еще предстоит узнать. А, может быть, кто-то из вас заинтересуется этой темой и задумает выполнить проект, рассказывающий о многообразии величин и их истории? - Найдите в тексте слова, с помощью которых величины сравнивают между собой? (Раньше, меньше, дальше, ближе) -К каким величинам относятся эти слова? Раньше - позже – это о времени, Дальше- ближе – это о расстоянии, Меньше –больше - так можно сказать о любой величине Например, сегодня у меня на уроки ушло меньше времени, чем вчера. Можно сказать, и так: Сегодня я сделал уроки быстрее, чем вчера -Что значит быстрее? То есть меньше времени. - Можно ли время измерить ковшом? - Можно ли сахар измерить часами? - А килограммами - расстояние? |
IV.
| Первичное закрепление Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока. Организовать и направить учебную деятельность обучающихся на осознание, первичное закрепление и систематизацию новых знаний. Развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности: умение аргументировать, обосновывать свою точку зрения, признавать правоту другого. Определить степень усвоения учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока. Обучающиеся смогут проанализировать, объяснить и спланировать результат учебной задачи. Задачи: - применять полученные знания о величинах; - организовать взаимоконтроль, индивидуальный контроль. Методы: контроля и самоконтроля, репродуктивный.
| Физкультминутка. Я называю единицы измерения, а вы мне показываете жестом, к какой величине они относятся. (Учитель показывает жесты для обозначения величин.) Например, время – прямые руки вверх над головой, ладошки прижаты друг к другу (стрелка); масса – руки чуть согнуты, в стороны, ладошками вверх (весы); расстояние – прямые руки в стороны; объем – руки в кольцо перед грудью). 1) килограмм яблок; 2) литр сока; 3) 15 минут до конца урока; 4) пройти 2 километра и т.п. 5) весы находятся в равновесии; 6) левая чаша весов опустилась; 7) правая чаша весов опустилась; 8) весы находятся в равновесии; 9) масса предметов на правой чаше тяжелее, чем на левой; 10) весы находятся в равновесии; 11) груз на левой чаше легче; 12) весы находятся в равновесии. Вывод: двигательная активность в игровой форме способствует лучшему усвоению и закреплению изученного материала.
Работа в группах - Следующее задание Винни – Пуха. Чем же все это нам измерять? Каждой группе предлагается табличка с индивидуальным заданием. Необходимо вычеркнуть «лишние» слова.
|
V. | Работа с новым материалом. Как записать величины?
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить умение находить и преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы
Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы
Корректировка: систематизировать знания; выявить и исправить затруднения. |
- Как вы думаете, а можем ли мы выполнять с величинами арифметические действия? (ответы детей). Давайте проверим наши предположения.
На доске даны примеры:
- Помогут ли примеры первого столбца решить выражения второго столбца? Как, объясните. - Как выполнять действия с именованными числами? Вывод: действия с именными числами, выполняются как с простыми числами, но не забывать дописывать наименование единиц измерения).
- Хорошо. А можем ли мы решить задачу с именными числами? Возьмём на примере одну величину. - Давайте попробуем. Отгадайте загадку:
На руке, И на стене, И на башне в вышине: Ходят, ходят Ровным ходом - От восхода до захода. (Часы)
- Вы знаете, что существуют около 20 видов часов, среди них такие часы, как солнечные, песочные, водные, механические, электронные и другие (учитель показывает изображения названных видов часов).
- Как вы думаете, зачем человек придумал часы?
- Давайте будем бережно относиться ко времени, учиться правильно его распределять на важные дела и отдых, на игру и учебу.
-Кто-нибудь из вас вспомнит, какие крылатые высказывания, пословицы есть о важности, ценности времени? (Делу время, потехе час. Порядок время бережет. Всему свое время. Пропущенный час годом не нагонишь. и др.) Самостоятельная работа. 45 л – 15 л 22 кг – 10 кг 46 мин – 6 мин (Проверка)
Составление задачи по краткой записи и ее решение с пояснениями. На доске краткая запись к задаче. - Давайте попробуем придумать задачу о времени. Придумайте задачу по краткой записи:
Гулял - 2 часа Спал - ?, в два раза больше, чем Ел - ?, на три часа меньше
Вывод: единицы времени измеряются в часах, минутах, секундах.
|
VI. | Итог урока. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока. Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности. Цель для обучающихся:объективно оценить собственную деятельность на уроке. Задача: определить степень соответствия поставленной цели и результатов урока. Методы:диалогический
| - Молодцы. Хорошо поработали. Заслужили сюрприз. Я очень хочу видеть таких хороших детей у себя дома в лесу. Только вот гости не всегда ведут себя примерно. А вы знаете правила поведения в лесу?
-Винни - Пух интересуется, знаете ли вы правила поведения в лесу? - не ломай ветки деревьев и кустарников - не повреждай кору деревьев - не рви цветы в лесу - не лови насекомых - не разоряй муравейник - не разоряй птичьих гнёзд - не оставляй мусор в лесу - не разжигай костёр
- С какими новыми понятиями вы познакомились? - В каких единицах измеряются величины? - Можно ли выполнять арифметические действия с именованными числами? - Используют ли единицы измерения при составлении и решении задач? - Какова роль величин в жизни человека? Вывод: очень важно научиться находить и преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы.
- Какая работа вам показалась наиболее легкой? - Какая работа для вас показалась трудной? - На чем нам надо еще поработать?
|