Открытый урок по математике "Среди величин"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Никишова Светлана Аркадьевна

Познакомить дедей с понятием величины, какие они бывают, где применяются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по математике61.63 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике

«Среди величин»

УМК «  Планета  знаний»»

( 2 класс )

Учитель: Никишова С.А.

г. Люберцы, 2015 г.

Тема урока: Среди величин

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели деятельности педагога: организовать деятельность обучающихся на усвоение первоначальных знаний о величинах (время, расстояние, объём, масса)

Задачи:  развивать умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- формировать умения грамотно преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы;

- формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; умение  работать в парах, в группах; выполнять самоконтроль и самооценку.

Планируемые результаты:

Предметные:

- узнают первоначальные знания о величинах (время, расстояние, объём, масса);

- научатся  находить  и преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы

Регулятивные: уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.                                                                                  

                                                               

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: структурирование знаний; овладение новыми знаниями о величинах; формулирование ответов на вопросы, учить обучающихся логически мыслить, сравнивать, работать совместно с учителем и самостоятельно.

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу;

- осознание обучающимися ценности изучаемого предмета и совместной учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова Математика: Учебник для 2-класса. Стр. 32-33;  компьютер; проектор;  рабочие листы.

Этапы работы

Содержание этапа

I.

Организационный момент

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Мотивировать обучающихся на активную и плодотворную работу на уроке.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока.

Подготовиться к продуктивной работе на уроке, к активной мыслительной деятельности и осознанным действиям.

Задачи:

- создать условия для положительного  настроя обучающихся;

 - напомнить о важности аккуратной работы.

Метод: словесный.

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришло много  гостей на урок.  Мы все очень им рады.  

(Гимн.)

Тихо садитесь.

Проверим, всё ли у вас на месте.

Руки!

-На месте

Ноги!

-На месте

Локти!

Спина!

- Прямая! Сели глубже на стул, только ладошек проходит между партой и вами.

Вывод: Учащиеся мотивированы на учебную деятельность.

II.

Постановка учебной задачи

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Организовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие и осознание  новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока.

 Обучающиеся получат возможность определить учебную задачу; сформулировать тему урока;
осознать способы решения задачи.

Задачи:

- способствовать выявлению и устранению затруднений при постановке учебных целей;

-  помочь обучающимся в организации совместной познавательной деятельности.

Методы: репродуктивный, наглядный.

1. Устный счет. Разминка. Командное соревнование.

 - Для того чтобы вы окончательное проснуться проведем командное соревнование. 1 ряд – 1 команда и т.д. Будем решать примеры по цепочке. Каждой команде надо правильно решить выражение и ответ записать в следующую геометрическую фигуру. Затем мел передать другому участнику команды и так далее. Победителем считается та команда, которая быстрее всех решит свою цепочку и правильно. А остальные участники, не просто шумно болеют, а проверяют, проверяют свою цепочку, для того чтобы исправить недочет.

- Хозяин лесной

 Просыпается весной

 А зимой под вьюжный вой

 Спит в избушке снеговой?

-     Да, это медведь. А что мы знаем о медведях?      

-  Несмотря на большие размеры и кажущую  неуклюжесть он передвигается бесшумно и может проявить поразительное проворство и силу. Он хорошо умеет плавать. В конце сентября – начале октября залегает в берлогу. Выходит в конце апреля – в начале мая. Ест ягоды, орехи, зеленые сочные части растений, муравьёв, любит мёд.

  -     А как звали Мишку из мультфильма, который очень любил мёд?     Правильно, это Винни – Пух.

   -  Молодцы, ребята! Винни – Пух принес нам тему урока и зашифровал  ее. На доске даны понятия. И их надо объединить на две группы и дать название каждой группе. Я вам предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в паре. Открыли свои папочки, прочитали памятку,  кто забыл.

Памятка

 «Правила работы в группе»

1.Уважай различные мнения.

2.Выслушивай,  не перебивая.

3.Помогайте друг другу в случае затруднений.

4.Избегай прямых указаний.

5. Тактично  исправляйте ошибки  друг друга.

На доске  слова:

сложение

объём

вычитание

умножение

масса

деление
расстояние
время

- Подумали. На какие группы вы распределили слова?

(Проверяю одну пару. Дети называют одну группу слов - это арифметические действия, название второй группы вызывает затруднения, есть предположения, но пока сложно).

-   Как же назвать группу этих понятий? Винни –Пух предложил подсказку.  Расположи числа в порядке возрастания.  С чего начнем?                                  (Работа устно у доски.   Проверка.)

35

54

17

24

78

50

12

3

 ч

н

л

  и

ы

и

е

в

-    Кто сможет сказать, что такое ВЕЛИЧИНЫ? (С маленькой единицы.)

Какие величины уже знаете? Какие вы слышали, но не имеете представления?

   -   А хотели бы узнать о них побольше? Вот и Винни –Пух интересует этот вопрос, что такое величины???

III.

Изучение нового материала

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

 Побудить обучающихся к активной деятельности при изучении нового материала.

Создать группы обучающихся для совместной познавательной деятельности.

Показать значимость изучаемой темы.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока.

 Обучающиеся научатся находить и преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы.

Задачи:

- помочь находить и преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма; -помочь обучающимся в систематизации новых знаний; - развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности.

Методы по источнику передачи учебной деятельности: репродуктивный, проблемный.

2. Постановка целей и задач урока.

-   Тема нашего урока?   (Величины)

 - Мы не только ответим на вопрос Мишки, что такое величины, мы еще разберем, какие бывают величины, единицы их измерения, что такое именованные числа. А также узнаем, можно ли составлять и решать задачи с величинами? Можно ли выполнять арифметические действия с именованными числами? Какова роль величин в жизни человека? Вот сколько задач, нам предстоит решить на уроке.

 Величина – это то, что можно измерить и результат измерения  выразить  числом.

Работа по учебнику.  Работа в парах.

    -     Винни – Пух проделал сложный путь  по сказочному лесу, прежде чем прийти к нам. Что с ним происходило, давайте узнает по учебнику. Откройте   страница 32, найдите задание №1. (Читают вслух по ролям).

   -     В конце стихотворения, мы видим таблицу. (Распечатать приложение №1) Это следующее задание Винни – Пух. Он предложил заполнить таблицу величин, а единицы измерения, он указал в стихотворении. Думаю, что мы справимся с этим заданием, найдем в стихотворении единицы измерения и заполним таблицу величин, опираясь на ваш жизненный опыт, попытаемся расширить каждую группу и познакомимся с краткой записью единиц измерения. После того, как вы заполните таблицу, вы можете сохранить ее в «Папке для памяток», выучить и опираться при затруднениях.

 

Заполняем вместе.

   -    Итак, открыли конверты, которые лежат на столах.  Каждый находит таблицу для заполнения.

-  Первый столбик, здесь записана величина время. Какую единицу измерения времени предлагает Мишка? Находим в стихотворении?

-     Мишка указал час. Правильно.

-   А еще какие единицы измерения времени вы можете занести в таблицу. (Час, минуты, секунды). Заполняем таблицу, постарайтесь запомнить краткое написание единиц.

-     Сделаем вывод! Время измеряется в часах, минутах, секундах.

- Что вы заметили в   кратком написании единиц измерения. При записи величины сначала пишется число, а потом сокращенное название единицы, в которой она измеряется. 

 (Учитель проговаривает каждую единицу измерения: Час – 1ч, минута - 1мин, секунда – 1 с)

- Что заметил в записи, я же сокращаю. (Не ставим точки после сокращения).

Вывод: Единицы измерения записываются в виде числа с именем, поэтому еще мы их можем называть "именованные числа".  Запомнили. Точки после наименований НЕ ставятся. 

-  Посмотрели следующий столбик, дано величина расстояние. Какую единицу измерения расстояния Винни – Пух указал в стихотворении кто догадался?

-    Сложный момент, согласна. Вам встретилось слово «верста». Кто сможет сказать, где мы уже слышали это слова?

(Дети могут вспомнить, что встречали это слово в русских народных сказке, например, царевич ушёл за 1000 вёрст)

- А вот индивидуальное задание было у Лизы Поповой, она в словаре Ожогова нашла ответ. Что же такое верста. (Выступление Лизы, что верста-это расстояние, чуть больше 1 км (1, 066км)

-   Попробуйте себе представить: полный шаг мужчины приблизительно равен 1 метру. Чтобы пройти версту, ему понадобится сделать тысячу шагов.

-   Еще какие единицы измерения расстояния мы можем записать в таблицу? (В сантиметрах, дециметрах, метрах, километр). Заполняем вместе. На уроке математики, мы уже достаточно часто встречаемся с сантиметрами и миллиметрами, итак: Сантиметр – 1 см, Миллиметр – 1 мм, Дециметр – 1 дм, Километр – 1 км, Метр – 1 м).

Делаем вывод. Расстояние измеряется в сантиметрах, миллиметрах, дециметрах, километрах.

-   Третий столбец. Величина ОБЪЁМ. Найдем в стихотворение…Объём измеряется в литрах. Пишем Литр – 1 л.

-  И последний столбик МАССА. (Грамм – 1 г, килограмм – 1 кг)

- А чем измеряют температуру. Вспомнили урок окружающего мира?  (В градусах) Заполнили Градус – 1 С)

-    Это не полная табличка, есть еще и другие величины, и другие единицы измерения, о которых нам еще предстоит узнать. А, может быть, кто-то из вас заинтересуется этой темой и задумает выполнить проект, рассказывающий о многообразии величин и их истории?

- Найдите в тексте слова, с помощью которых величины сравнивают между собой? (Раньше, меньше, дальше, ближе)

-К каким величинам относятся эти слова?

Раньше -  позже   – это о времени,

Дальше- ближе – это о расстоянии,

Меньше –больше -  так можно сказать о любой величине

Например, сегодня у меня на уроки ушло меньше времени, чем вчера.

Можно сказать, и так: Сегодня я сделал уроки быстрее, чем вчера

-Что значит быстрее?

То есть меньше времени.

- Можно ли время измерить ковшом?

- Можно ли сахар измерить часами?

- А килограммами - расстояние?

IV.

Первичное закрепление

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Организовать и направить учебную деятельность обучающихся на осознание, первичное закрепление и систематизацию новых знаний.

Развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности: умение аргументировать, обосновывать свою точку зрения, признавать правоту другого.

Определить степень усвоения учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока.

Обучающиеся смогут проанализировать, объяснить и спланировать результат учебной задачи.

Задачи:

- применять полученные знания о величинах;

- организовать взаимоконтроль, индивидуальный контроль.

Методы: контроля и самоконтроля, репродуктивный.

Физкультминутка.

 Я называю единицы измерения, а вы мне показываете жестом, к какой величине они относятся. (Учитель показывает жесты для обозначения величин.) Например, время – прямые руки вверх над головой, ладошки прижаты друг к другу (стрелка); масса – руки чуть согнуты, в стороны, ладошками вверх (весы); расстояние – прямые руки в стороны; объем – руки в кольцо перед грудью).

        1) килограмм яблок;

        2) литр сока;

        3) 15 минут до конца урока;

        4) пройти 2 километра и т.п.

             5) весы находятся в равновесии;

             6) левая чаша весов опустилась;

             7) правая чаша весов опустилась;

             8) весы находятся в равновесии;

             9) масса предметов на правой чаше тяжелее, чем на левой;

           10) весы находятся в равновесии;

           11) груз на левой чаше легче;

           12) весы находятся в равновесии.

Вывод: двигательная активность в игровой форме способствует лучшему усвоению и закреплению изученного материала.

Работа в группах

-  Следующее задание Винни – Пуха. Чем же все это нам измерять? Каждой группе предлагается табличка с индивидуальным заданием. Необходимо вычеркнуть «лишние» слова.

V.

Работа с новым материалом. Как записать величины?

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить умение находить и преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы  

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы  

Корректировка: систематизировать знания;

выявить и исправить затруднения.

- Как вы думаете, а можем ли мы выполнять с величинами арифметические действия? (ответы детей). Давайте проверим наши предположения.

На доске даны примеры:

- Помогут ли примеры первого столбца решить выражения второго столбца? Как, объясните.

- Как выполнять действия с именованными числами?

Вывод: действия с именными числами, выполняются как с простыми числами, но не забывать дописывать наименование единиц измерения).

- Хорошо. А можем ли мы решить задачу с именными числами? Возьмём на примере одну величину.

- Давайте попробуем. Отгадайте загадку:

На руке,

И на стене,
И на башне в вышине:

Ходят, ходят
Ровным ходом -
От восхода до захода.

(Часы)

- Вы знаете, что существуют около 20 видов часов, среди них такие часы, как солнечные, песочные, водные, механические, электронные и другие (учитель показывает изображения названных видов часов).

- Как вы думаете, зачем человек придумал часы?

- Давайте будем бережно относиться ко времени, учиться правильно его распределять на важные дела и отдых, на игру и учебу.

-Кто-нибудь из вас вспомнит, какие крылатые высказывания, пословицы есть о важности, ценности времени?

(Делу время, потехе час. Порядок время бережет. Всему свое время. Пропущенный час годом не нагонишь. и др.)

Самостоятельная работа.

45 л – 15 л

22 кг – 10 кг

46 мин – 6 мин

(Проверка)

Составление задачи по краткой записи и ее решение с пояснениями.

На доске краткая запись к задаче.

- Давайте попробуем придумать задачу о времени. Придумайте задачу по краткой записи:

Гулял - 2 часа

Спал - ?, в два раза больше, чем

Ел - ?, на три часа меньше

Вывод: единицы времени измеряются в часах, минутах, секундах.

VI.

Итог урока.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности.

Цель для обучающихся:объективно оценить собственную деятельность на уроке.

Задача: определить степень соответствия поставленной цели и результатов урока.      Методы:диалогический

- Молодцы. Хорошо поработали. Заслужили сюрприз. Я очень хочу видеть таких хороших детей у себя дома в лесу. Только вот гости не всегда ведут себя примерно. А вы знаете правила поведения в лесу?

-Винни - Пух интересуется, знаете ли вы правила поведения в лесу?

- не ломай ветки деревьев и кустарников

- не повреждай кору деревьев

                                            - не рви цветы в лесу

                                            - не лови насекомых

                                 - не разоряй муравейник

                                  - не разоряй птичьих гнёзд

                                  - не оставляй мусор в лесу

                                            - не разжигай костёр

-    С какими новыми понятиями вы познакомились?

-    В каких единицах измеряются величины?

-    Можно ли выполнять арифметические действия с именованными числами?

-    Используют ли единицы измерения при составлении и решении задач?

-    Какова роль величин в жизни человека?

Вывод: очень важно научиться   находить и преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы.

-    Какая работа вам показалась наиболее легкой?

 -    Какая работа для вас показалась трудной?

 -     На чем нам надо еще поработать?

VII.

Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать новое содержание,

осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса; закрепить умение правильного написания величин

Цель, которую ставит перед собой учитель: организация рефлексии и самооценки обучающимися собственной учебной деятельности.

Методы: контроля,

Самоконтроля

-    Оцените свою работу на уроке?

Выставление отметок за урок.

VIII.

Домашнее задание

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

 Создать условия для дифференцированных и творческих способностей  обучающихся
Задачи:

- стимулировать развитие творческих способностей;
- направить деятельность учащихся на обобщение

- Найдите в справочниках:

 какие еще величины существуют, в каких единицах они измеряются.

- Записали д/з

№3, №4 , стр. 33

 Задание по выбору

Приложение №1.

Величины. Единицы измерения величин.

Время

C:\Users\Никишов\Desktop\ES-102-L.jpg

Расстояние

C:\Users\Никишов\Desktop\img5.jpg

Объём

C:\Users\Никишов\Desktop\main.jpg

Масса

C:\Users\Никишов\Desktop\large_10a67ca416c6.png

Температура

C:\Users\Никишов\Desktop\2907thermometermain.jpg

Список литературы:

Учебное издание «Планета знаний» Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика 2 класс. Учебник в 2 – х частях. Часть 2.- М.: АСТ: Астрель, 2012. – 142с.

Поурочное планирование. Начальная школа. Математика. 2 класс. Система уроков по учебнику  М. И. Башмакова, М. Г. Нефедовой, часть 2. Изд. Учитель.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/05/21/otkrytyy-urok-matematiki-2-klass

http://infourok.ru/material.html?mid=42780

http://www.openclass.ru/node/331455

http://pedmaster.jimdo.com/

на этом сайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики "Величина. Объём. Литр" 1 класс

Урок построен на проблемно-диалогической технологии....

ОТКРЫТЫй УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ "ВЕЛИЧИНЫ. ДЕЛОВАЯ ИГРА"

Тема: Закрепление. Величины. Деловая игра.Цели: 1. Закреплять умение детей решать задачи с вопросами в косвенной форме, действия с величинами.2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать ...

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Открытый урок по математике в 4 классе по УМК "Гармония" по теме "Действия с величинами. Соотношения единиц длины."

Цели урока:Совершенствование умений переводить одни единицы величин в другие, складывать, вычитать величины, умножать величину на число. Совершенствовать умение решать задачи.Развитие мыслительн...

Открытый урок "Системы счисления. Построение и измерение величины в различных системах счисления"

Открытый урок по теме "Системы счисления. Построение и измерение величины в различных системах счисления" разработан учителем начальных классов МОУ "Гимназия № 17" Адвокатовой Еленой Алексеевной по си...

Открытый урок по математике "Величины.Масса.Килограмм."

Умк "Гармония" . Математика. 1 класс. Тема" Величины.Масса.Килограмм."...

Открытый урок по математике 1 класс по теме "Величины. Масса. Килограмм."

УМК "Школа 2100" открытый урок по математике 1 класс по теме "Величины. Масса. Килограмм". Урок открытия нового знания...