Урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс)

Долгих Алёна Владимировна

Урок математики в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и их свойствами: точкой, прямой и кривой линией, отрезком, лучом; находить сходство и различие данных геометрических фигур.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Ученик будет знать: понятия и свойства геометрических фигур: точки, прямой линии, кривой линии, отрезка, луча.

Ученик будет уметь: распознавать и изображать точку,  прямую и кривую линию, отрезок, луч.

Метапредметные

Познавательные УУД:

-умение строить речевое высказывание в устной форме;

-использование знаково-символических средств;

-умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;

Регулятивные УУД:

- понимание и применение предложенных учителем способов решения учебной задачи;

-развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;

-выполнять учебные действия в устной или письменной форме, использовать математические термины;

Коммуникативные УУД:

- формирование собственного мнения;

- умение аргументировать свою позицию, свой ответ; 

- умение принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные
- элементарные умения в проведении контроля  самооценки результатов своей учебной деятельности;

- наличие учебно-познавательной мотивации

- ориентация на бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование и ресурсы: учебник Математика 1 класс (1 часть) [М.И. Моро]  - М.:Просвящение,2016; рабочая тетрадь Математика 1 класс (1 часть) [М.И. Моро] - М.:Просвящение,2016; наглядный материал.

План урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).
  3. Выявление индивидуальных затруднений (5 мин).
  4. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).
  5. Реализация построенного проекта (10 мин).
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).
  8. Включение в систему знаний повторение (5 мин).
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности     (1-2 мин).

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики у вас буду вести я. Садитесь, пожалуйста!

Звонкий слышится звонок,

Начинается урок.

Желаю вам, мои юные математики,

Чувствовать себя комфортно,

Но быть внимательными, доброжелательными

И, конечно же, трудолюбивыми

- Поднимите руки, те, кто хочет сегодня на уроке узнать новое интересное, побыть математиком – исследователем.

- Я рада, что мы всем классом отправимся за новыми знаниями. Я желаю нам успешной работы.

- Что пригодится для успешной работы?(Ответы детей)

-Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас на месте, как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал, счётный веер, сигнальный светофор. Почему это важно?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6 мин).

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

- К нам сегодня на урок пришел в гости кот Тишка с незнакомыми друзьями, а какие это друзья вы назовете их чуть позже

а) Прямой и обратный счёт в пределах 10.

- Покажем нашему котику, как мы умеем считать до 10.

Индивидуальный опрос.

- Теперь будем считать от 10 до 1.

- Тишка хочет,  чтобы решили задачи в стихах. Слушаем внимательно. Приготовьте счётные веера,  ответы будете показывать на них.

б) Задачи в стихах:

Тишка – кот такой глупышка,

Очень рыбу любит Тишка.

На рыбалке побывал,

Два пескарика поймал,

Щуки две и два ерша.

Жизнь у Тишки хороша!

Кто быстрее сосчитал,

Сколько рыбок кот поймал? (6)

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов? (3)

По тропинке в лесок

Покатился колобок.

Встретил серого зайчишку,

Встретил волка, встретил мишку,

Да плутовку лису

Повстречал он в лесу

Отвечай поскорей

Сколько встретил колобок зверей. (4)

в) Игра «Молчанка»

- Котик приготовил для вас ещё одно задание. Чтобы получить вкусной сметаны,  хозяйка поручила Тишке вставить соответствующие  числа в примеры. Поможем нашему другу!

(Учитель показывает пропуск, учащиеся соответствующую цифру на веере цыфр.)

4 - □ = 2

5 - □= 2

4 - □ = 3

5 - 1 = □

1 + 3 = □

□ - 3=1

□ - 4=1

1 + □ = 2

 III. Выявление места и причины затруднения (5мин.)

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Котик Тишка пришёл не с пустыми руками,  он хочет рассказать сказку, а сказку не простую, а математическую. Внимательно слушаем, ведь котик не просто так хочет рассказать вам эту сказку.

В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Ее оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто ее не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (На доске рисунок.)

- Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые.)

Прямые линии похожи на натянутые веревочки, а веревочки,

которые не натянули, — это кривые линии.

- Сколько прямых линий? (2.)

- Сколько кривых? (3.)

Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!» (Показ линии на доске)

Очень интересно стало точке посмотреть на нее. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч. (Показ на доске)

Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

Испугалась точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч.

И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец. (Показ на доске)

Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.

IV. Построение проекта выхода из затруднений (1-2 мин).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Так кто догадался кто вместе с котиком пришел к нам в гости?( прямая линия, луч, отрезок и точка)

- Правильно вместе с котиком пришли прямая линия, луч, отрезок и точка к нам на урок.

-Кто догадался, что мы будем делать на этом уроке? (Учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок.)

-Проверим так ли это, откроем учебник на с.40. Прочитаем тему и цель урока (Ученик читает).

-Тема урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

V. Реализация построенного проекта (10 – 15 мин).

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- О каких линиях вы узнали из рассказа Тимошки? (О прямой, кривой, луче, отрезке.)

- Что узнали о прямой линии? (Она не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечная.)

- Посмотрите на рисунок на с. 40. Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая — нет.)

- Что узнали о луче? (У него есть начало, но нет конца.)

- Что узнали об отрезке? (У него есть и начало, и конец.)

- Прямую линию, отрезок и луч чертят по линейке.

- Как начертить прямую линию? (Провести по линейке линию.)

- Как начертить отрезок? (Поставить две точки и соединить их.)

- Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну.)

- Сколько кривых можно провести через две точки? (Много.)

- Прочитайте следующее задание.

- Раскрасьте рисунки самостоятельно.

- Выполните следующее задание.

- Откройте тетрадь на с. 15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить? (Прямые - 2,3, 5 и кривые —1,4.)

Физкультминутка

В понедельник я купался,

(Движения руками, выполняемые при плавании.)

А во вторник рисовал,

(Изобразить рисование.)

В среду долго умывался,

(Изобразить умывание.)

А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)

В пятницу я бегал, прыгал,

(Прыжки на месте.)

Очень долго танцевал.

(Покружиться.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Сесть на корточки, руки под щеку.)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 – 10 мин).

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Что вы запомнили о прямой, кривой  линии, луче, отрезке? (Ответы детей.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин).

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

- Тишка хочет научиться изображать прямую, кривую, отрезок, луч.

- Прямую линию, отрезок и луч чертят по линейке.

- Как начертить прямую линию? (Провести по линейке линию.)

- Как начертить отрезок? (Поставить две точки и соединить их.)

- А теперь начертите в тетради прямую, отрезок, луч и кривую линию.

- Сравните свой рисунок с рисунком на с.40, проверьте работу своего соседа,  правильно ли он всё выполнил.

VIII. Включение в систему знаний и повторения (5 мин).

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Прочитайте задание на полях на с. 40. Как узнать, какой отрезок самый длинный? (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)

- Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий.)

- Какой отрезок самый короткий? (Красный.)

- Рассмотрите рисунок на с. 41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видете.

(Работа в парах.)

- Посмотрите на рисунки и записи, приведенные ниже.

- Какие записи подходят к рисункам?

Объясните их смысл.

(4 + 1 = 5— к 4 цыплятам прибежал еще один.

Стало 5 цыплят. 5—2 = 3— плавали 5 утят, 2 утенка ушли.

Осталось 3 утенка.

Записи 4— 1 = 3и 5- 1 = 4не подходят.)

Откройте тетради на с.15. Раскрасьте каждый рисунок так, чтобы он подходил к записи.

IX.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Давайте подведём итог нашей работы на уроке. С какими линиями на уроке мы познакомились сегодня? (Кривая, прямая, отрезок, луч).

-Какая из линий не имеет начала и конца? Какая из линий имеет начало,  но не имеет конца? Какая из линий имеет и начало и конец? А какая линия самая извилистая?

-Оцените свою работу на уроке с помочью светофора,  который лежит у вас на столах. Зеленый цвет – на уроке всё получилось отлично,  я доволен своей работой,  жёлтый цвет – всё получилось хорошо,   но я хотел бы лучше,  красный всё получилось не так,   как хотелось бы.

- Ну, вот и все, подошёл к концу урок.  Мы славно поработали.  Спасибо вам, ребята за работу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...