Урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и их свойствами: точкой, прямой и кривой линией, отрезком, лучом; находить сходство и различие данных геометрических фигур.
Планируемые результаты обучения
Предметные
Ученик будет знать: понятия и свойства геометрических фигур: точки, прямой линии, кривой линии, отрезка, луча.
Ученик будет уметь: распознавать и изображать точку, прямую и кривую линию, отрезок, луч.
Метапредметные
Познавательные УУД:
-умение строить речевое высказывание в устной форме;
-использование знаково-символических средств;
-умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;
Регулятивные УУД:
- понимание и применение предложенных учителем способов решения учебной задачи;
-развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
-выполнять учебные действия в устной или письменной форме, использовать математические термины;
Коммуникативные УУД:
- формирование собственного мнения;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- умение принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные
- элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательной мотивации
- ориентация на бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование и ресурсы: учебник Математика 1 класс (1 часть) [М.И. Моро] - М.:Просвящение,2016; рабочая тетрадь Математика 1 класс (1 часть) [М.И. Моро] - М.:Просвящение,2016; наглядный материал.
План урока
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).
- Выявление индивидуальных затруднений (5 мин).
- Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).
- Реализация построенного проекта (10 мин).
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).
- Включение в систему знаний повторение (5 мин).
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики у вас буду вести я. Садитесь, пожалуйста!
Звонкий слышится звонок,
Начинается урок.
Желаю вам, мои юные математики,
Чувствовать себя комфортно,
Но быть внимательными, доброжелательными
И, конечно же, трудолюбивыми
- Поднимите руки, те, кто хочет сегодня на уроке узнать новое интересное, побыть математиком – исследователем.
- Я рада, что мы всем классом отправимся за новыми знаниями. Я желаю нам успешной работы.
- Что пригодится для успешной работы?(Ответы детей)
-Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас на месте, как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал, счётный веер, сигнальный светофор. Почему это важно?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6 мин).
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
- К нам сегодня на урок пришел в гости кот Тишка с незнакомыми друзьями, а какие это друзья вы назовете их чуть позже
а) Прямой и обратный счёт в пределах 10.
- Покажем нашему котику, как мы умеем считать до 10.
Индивидуальный опрос.
- Теперь будем считать от 10 до 1.
- Тишка хочет, чтобы решили задачи в стихах. Слушаем внимательно. Приготовьте счётные веера, ответы будете показывать на них.
б) Задачи в стихах:
Тишка – кот такой глупышка,
Очень рыбу любит Тишка.
На рыбалке побывал,
Два пескарика поймал,
Щуки две и два ерша.
Жизнь у Тишки хороша!
Кто быстрее сосчитал,
Сколько рыбок кот поймал? (6)
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? (3)
По тропинке в лесок
Покатился колобок.
Встретил серого зайчишку,
Встретил волка, встретил мишку,
Да плутовку лису
Повстречал он в лесу
Отвечай поскорей
Сколько встретил колобок зверей. (4)
в) Игра «Молчанка»
- Котик приготовил для вас ещё одно задание. Чтобы получить вкусной сметаны, хозяйка поручила Тишке вставить соответствующие числа в примеры. Поможем нашему другу!
(Учитель показывает пропуск, учащиеся соответствующую цифру на веере цыфр.)
4 - □ = 2
5 - □= 2
4 - □ = 3
5 - 1 = □
1 + 3 = □
□ - 3=1
□ - 4=1
1 + □ = 2
III. Выявление места и причины затруднения (5мин.)
Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- Котик Тишка пришёл не с пустыми руками, он хочет рассказать сказку, а сказку не простую, а математическую. Внимательно слушаем, ведь котик не просто так хочет рассказать вам эту сказку.
В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Ее оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто ее не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (На доске рисунок.)
- Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые.)
Прямые линии похожи на натянутые веревочки, а веревочки,
которые не натянули, — это кривые линии.
- Сколько прямых линий? (2.)
- Сколько кривых? (3.)
Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!» (Показ линии на доске)
Очень интересно стало точке посмотреть на нее. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч. (Показ на доске)
Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.
Испугалась точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч.
И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец. (Показ на доске)
Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.
IV. Построение проекта выхода из затруднений (1-2 мин).
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
- Так кто догадался кто вместе с котиком пришел к нам в гости?( прямая линия, луч, отрезок и точка)
- Правильно вместе с котиком пришли прямая линия, луч, отрезок и точка к нам на урок.
-Кто догадался, что мы будем делать на этом уроке? (Учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок.)
-Проверим так ли это, откроем учебник на с.40. Прочитаем тему и цель урока (Ученик читает).
-Тема урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»
V. Реализация построенного проекта (10 – 15 мин).
Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
- О каких линиях вы узнали из рассказа Тимошки? (О прямой, кривой, луче, отрезке.)
- Что узнали о прямой линии? (Она не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечная.)
- Посмотрите на рисунок на с. 40. Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая — нет.)
- Что узнали о луче? (У него есть начало, но нет конца.)
- Что узнали об отрезке? (У него есть и начало, и конец.)
- Прямую линию, отрезок и луч чертят по линейке.
- Как начертить прямую линию? (Провести по линейке линию.)
- Как начертить отрезок? (Поставить две точки и соединить их.)
- Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну.)
- Сколько кривых можно провести через две точки? (Много.)
- Прочитайте следующее задание.
- Раскрасьте рисунки самостоятельно.
- Выполните следующее задание.
- Откройте тетрадь на с. 15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить? (Прямые - 2,3, 5 и кривые —1,4.)
Физкультминутка
В понедельник я купался,
(Движения руками, выполняемые при плавании.)
А во вторник рисовал,
(Изобразить рисование.)
В среду долго умывался,
(Изобразить умывание.)
А в четверг в футбол играл.
(Бег на месте.)
В пятницу я бегал, прыгал,
(Прыжки на месте.)
Очень долго танцевал.
(Покружиться.)
А в субботу, воскресенье
(Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
(Сесть на корточки, руки под щеку.)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 – 10 мин).
Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
- Что вы запомнили о прямой, кривой линии, луче, отрезке? (Ответы детей.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин).
Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
- Тишка хочет научиться изображать прямую, кривую, отрезок, луч.
- Прямую линию, отрезок и луч чертят по линейке.
- Как начертить прямую линию? (Провести по линейке линию.)
- Как начертить отрезок? (Поставить две точки и соединить их.)
- А теперь начертите в тетради прямую, отрезок, луч и кривую линию.
- Сравните свой рисунок с рисунком на с.40, проверьте работу своего соседа, правильно ли он всё выполнил.
VIII. Включение в систему знаний и повторения (5 мин).
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
- Прочитайте задание на полях на с. 40. Как узнать, какой отрезок самый длинный? (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)
- Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий.)
- Какой отрезок самый короткий? (Красный.)
- Рассмотрите рисунок на с. 41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видете.
(Работа в парах.)
- Посмотрите на рисунки и записи, приведенные ниже.
- Какие записи подходят к рисункам?
Объясните их смысл.
(4 + 1 = 5— к 4 цыплятам прибежал еще один.
Стало 5 цыплят. 5—2 = 3— плавали 5 утят, 2 утенка ушли.
Осталось 3 утенка.
Записи 4— 1 = 3и 5- 1 = 4не подходят.)
Откройте тетради на с.15. Раскрасьте каждый рисунок так, чтобы он подходил к записи.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
- Давайте подведём итог нашей работы на уроке. С какими линиями на уроке мы познакомились сегодня? (Кривая, прямая, отрезок, луч).
-Какая из линий не имеет начала и конца? Какая из линий имеет начало, но не имеет конца? Какая из линий имеет и начало и конец? А какая линия самая извилистая?
-Оцените свою работу на уроке с помочью светофора, который лежит у вас на столах. Зеленый цвет – на уроке всё получилось отлично, я доволен своей работой, жёлтый цвет – всё получилось хорошо, но я хотел бы лучше, красный всё получилось не так, как хотелось бы.
- Ну, вот и все, подошёл к концу урок. Мы славно поработали. Спасибо вам, ребята за работу. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Урок математики 3 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение 57+40, 40+57. Применение переместительного закона математики".
На уроке дети знакомятся с новым видом сложения и повторяют изученный материал....
презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас
материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...
Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".
Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...
Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"
Конспект урока по математике выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...
Урок математики 1 класс. Тема: Составление математических рассказов и выбор действия к ним. Новогодние приключения в стране Математике
Конспект урока будет интересен учителям, работающим по системе Л.В.Занкова....