Конспект урока и презентация на тему " Число и цифра ноль"
презентация урока для интерактивной доски по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
5 4 3 2 1 1 2 3 4 Зайкин домик
3 2 3+2=5
3 0 3+0=3
Учебник с.70
+ 2 = 2 0 7 + 0 = 7 8 + 0 = 8 0 + 9 = 9
Повезло опять Егорке- У реки сидит не зря: Два карасика в ведёрке и четыре пескаря. Но смотрите – у ведёрка Появился хитрый кот… Сколько рыб домой Егорка На уху нам принесёт? Семь рассерженных гусей, Семь отчаянных друзей Ходят-бродят «Га-га-га!» Тут хозяйка позвала их: Есть хотите? Да-да-да! И пошли ватагой всей Семь рассерженных гусей. Семь гусей ушли кормиться. Сколько же осталось птицы?
Правила Если из числа вычесть то же самое число, то останется ноль. Если к нулю прибавить число или к числу прибавить ноль, то получится то же самое число.
Источники: Карта – рисунок автора презентации Физминутки http://yankovairina.rusedu.net/gallery/4499/Galkina_I.A._Elektronnye_fizminutki_dlya_glaz._Chast_1.rar Волк http://ourkidsfamily.ru/uploads/posts/2012-01/1327144390_iuyt5.jpg Заяц http://43inta.ucoz.ru/kolobok_zajac.jpg Лисица http://i.ytimg.com/vi/N6mRFfxI26I/hqdefault.jpg Медведь http://joymylife.org.ua/children/kolobok/6.jpg Обложка http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/09/B4/635930.jpg Река http://fotohomka.ru/images/Dec/06/895fc095844667e9571d8372b49a6762/mini_1.jpg
Предварительный просмотр:
Тема. Число и цифра ноль (0). Урок-путешествие.
Цель: Познакомить с числом «ноль». Дать возможность учащимся самостоятельно сделать выводы о роли числа «ноль», осуществить самооценку уровня удовлетворенности своей деятельностью.
Задачи:
- создать условия для открытия правил выполнения арифметических действий с нулем, расширения представления детей о множестве целых чисел;
- способствовать развитию логического мышления, внимания;
- способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие.
Коммуникативные: умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в коллективной работе и в работе пары.
Предметные результаты: Осознание места числа 0 в числовом ряду. Соотношение цифры и числа. Овладение умениями анализировать данные и выбирать из них нужные, формирование умения решения простых задач (без введения термина) на основе счёта предметов с использованием схемы.
Оборудование. Карта страны «Цифирия» (плакат и на слайде), фигурки сказочных животных, примеры на карточках, счетный материал, учебник, тетради, мультимедиа приставка, ноутбук.
ХОД УРОКА
- I. Организационный момент
Мы пришли все дружно в класс.
Математика у нас.
Вы к соседу повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Я желаю вам удачи,
Только так, а не иначе.
К нам сегодня в гости пришли воспитатели детских садов (Представляю). Давайте улыбнемся нашим гостям.
- II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Круглый, румяный,
В печке печен,
На окошке стужен.
Дети. Колобок.
У. Молодцы! Ребята, а как начинается сказка «Колобок»?
Д. – Испекла бабка колобок и поставила на окошко студиться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился по дорожке.
У. – Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в страну под названием "Цифирия". Почему эту страну так назвали?
Д. - Наверное, там живут цифры.
У. Скок да скок,
Скок да скок,
Покатился колобок,
Круглый да румяный,
Прямо на поляну.
Учитель вывешивает на доску карту страны (плакат и слайд №2).
- III. Устный счет
У. Встретил Колобка на полянке Зайка ... «Не пущу тебя дальше, – говорит Заяц, – пока не поможешь мне достроить домик. А не справишься – съем тебя».
Ребята, давайте поможем Колобку решить Зайкины задачи. Для начала построим Зайкин домик.
Дети показывают пропущенные числа при помощи цифр из веера (слайд №3 – для проверки нужно «кликнуть» мышкой по заполненному окошку).
У. Молодцы! Справились с Зайкиным заданием, а теперь, решим Зайкины задачи (веер цифр ): - Покажите число , следующее за числом 6, 9 ?
-Число, которое стоит перед числом 8 , 5 ?
-Покажите «соседей» числа 4, 9 ?
-Число, на 1 больше 7, на 1 меньше 10 ?
Можно путешествовать дальше!
- IV. Изучение нового материала
У. Докатился Колобок до озера. Здесь его встретил Серый Волк. (Слайд №4)
– Ты должен выполнить мои задания, иначе я тебя съем.
Волк дал Колобку два ведерка с рыбками. В одном ведерке 3 рыбки, в другом меньше, чем три, но больше, чем одна. Подскажите, сколько же было рыбок во втором ведерке?
Д. Две («кликнуть» по слайду для появления цифры 2).
У. Сколько же будет рыбок у Колобка?
Дети выкладывают решение на партах разрезными цифрами из набора: 3 + 2 = 5 (Проверка - слайд №4)
– Изменим задачу.
Пусть в первом ведерке было 3 рыбки, а во втором меньше, чем одна. Сколько рыбок было во втором ведерке?
Д. Ничего не было. Ноль рыбок.
У. – Что значит ноль?
Д. Это значит "ничего", "нисколько".
У. Вот он, посмотрите на него (вывешивается карточка с изображением цифры и слайд №5).
У. Сколько рыбок получил Колобок в этот раз?
Д. Три.
У. Как можно записать последнюю задачу?
Дети выкладывают решение на партах разрезными цифрами: 3 + 0 = 3. Слайд №5.
Казалось бы, что о нуле говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось. Назовите еще числа, в которых 0 играет очень важную роль ( 20,30,100 и т. д.) В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник 0 . Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей !
– Как вы думаете, доволен Волк Колобком? Можно двигаться дальше?
Д. Да!
- V. Чистописание
У. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь с улицы "Чистописание" (слайд №6, с.70 учебник).
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, Медведь!
– Хорошо, только при одном условии. Если в стране Цифири найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.
Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?
Д. Это ноль!
У. Конечно же, это цифра ноль. А на что еще похож ноль?Ответы детей. Считается,что 0 впервые стали писать в Индии. Везде он обозначался и назывался кружком. Название 0 возникло позже.
У. Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру.
Чем ноль отличается от Колобка?
Д. Колобок – круглый, ноль – овальный.
У. А чем отличаются печатный и письменный нули?
Д. Письменный надо писать с наклоном.
(Дети работают в тетради, сверяясь с образцом учебника)
- VI. Физкультминутка
У. Теперь и отдохнуть можно немного. На что похожи мячики? (На цифру ноль)( слайд №7 – Смотрите на картинки и глазками повторяйте движения мячей) и еще физкультминутка для глаз «Стриж летает высоко, а букашка - низко, влево , вправо , вверх и вниз , далеко и близко» )
- VII. Изучение нового материала (продолжение). Работа с учебником.
- У. Медведю очень понравилась работа Колобка, и он угостил его клубникой. Посмотрите в учебники с.70 (слайд №6 ). Сколько ягод было на первой тарелке?
- Д. Три.
- У. На второй тарелке?
- Д. Ноль.
- У. А что это значит?
- Д. Все ягоды съели.
- У. Выберите запись к этому рисунку.
- Д. 3 – 3 = 0
- У. Мишка очень любит ягоды. Около его домика растет смородина. Сколько ягод на веточке?
- Д. Пять.
- У. Как вы думаете, что было дальше? Составьте математический рассказ по рисунку. Найдите запись, соответствующую этому рассказу.
- Д. 5 – 5 = 0
- Далее чтение примера 8 – 8 = 0, составление рассказа по записи.
- У. Около дома Медведя растет березка. С нее опадают листочки. Посмотрите на рисунок и расскажите, что было? Что потом изменилось? Как это записали? Прочитайте. Какие два числа нужно сравнить? Какой знак поставим? Покажите карточку со знаком. Как называется в математике такая запись?
- Далее работа со всеми рисунками по тем же вопросам.
- У. Как получили ноль? Сделаем вывод (самостоятельные выводы детей).
|
У. А теперь снова в путь. Катился, катился Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно построить мост – мост из примеров. Поможем Колобку их решить! Примеры запишем в тетради (слайд №8 и карточки см. Приложение 2).
На доске и в тетрадях : 7 + 0 = □ □ + 2 = 2
8 + □= 8 0 + 9 = □
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения работы. Поставьте «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибка.
Обсудите с соседом по парте свои ответы. А теперь попробуйте сделать вывод: что получится, если к числу прибавить ноль? Если к нулю прибавить число?
Если к числу прибавить 0, получится то же самое число. Если к нулю прибавить число, получится то же самое число.
Коль ноль к числу ты прибавляешь
Иль вычитаешь из него,
В ответе тотчас же получаешь
Опять то самое число.
Релаксация (слайд №9) – в реке плавают рыбки, посмотрите, какие они красивые. Повторяйте движения рыбок глазками и головой.
- VIII. Закрепление пройденного материала
У. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса, а живет она на улице «Сообразилия» (слайд №10).
– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.
У. Поможем, ребята?
Д. Да!
У. Повезло опять Егорке –
У реки сидит не зря:
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
Д. Нисколько.
У. Почему?
Д. Кот все съест.
У. Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: «Га-га-га!»
Тут хозяйка позвала их:
– Есть хотите?
– Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться,
Сколько же осталось птицы?
Д. Нисколько.
- У. Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он выполнил. А помогли ему в этом вы, ребята.
- IХ. Итог урока. Рефлексия.
У. Решил наш Колобок вернуться к дедушке и бабушке.
Какое число узнал Колобок? Какую цифру научился писать?
Д. Ноль.
У. Что обозначает число ноль?
Д. «Ничего», «нисколько».
У. Давайте посмотрим, какое место займет ноль в числовом ряду (с.70), где он будет находиться?
У. Какие правила усвоил Колобок вместе с вами?
Д. Если из числа вычесть то же самое число, то останется ноль. Если к числу прибавить ноль или к нулю прибавить число, то получится то же самое число
(слайд №11).
Рефлексия (оценка процесса и результатов деятельности учащимися)
Ребята , давайте оценим нашу работу на уроке.
Зелёный кружок — если вы довольны результатом своей работы.
Жёлтый кружок –если были небольшие затруднения.
Красный кружок - было сложно,много трудностей.
Ничего страшного, если у кого-то сегодня не все получилось. Мы только учимся, на следующем уроке мы продолжим то, что начали сегодня. Я думаю, дальше у вас будет получаться все лучше и лучше. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по теме "Число семь.Цифра 7"
Современные образовательные технологии как средство реализации требований ФГОС. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи ...
Конспект урока по математике на тему "Число и цифра 6"
Конспект урока для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа "составлен с использованием сингапурских структур обучения...
Конспект урока по математике по теме "Число девять.Цифра 9".
Урок изучения нового по теме "число и цифра9". 1класс по программе "Школа 2100"....
Конспект урока по математике на тема:«Число 0. Цифра 0.» 1 класс
Тема:«Число 0. Цифра 0.»...
Конспект урока по математике на тему "Число и цифра 4"
По адаптированной основной образовательной программе начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата и легкой степенью умственной отсталости (...
Конспект урока по математике по теме: Число и цифра 2.
Конспект урока по математике 1 класс...
Конспект урока математики 1 класс Тема: Число и цифра 3. Числовой ряд 1,2.3. Порядковые числительные.
Урок математики в 1 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. (УО) На уроке целью является: создание условий для ознакомления с числом и цифрой 3. Задачи урока: 1). Ознакомле...