Конспект урока и презентация на тему " Число и цифра ноль"
презентация урока для интерактивной доски по математике (1 класс) по теме

Курцева Людмила Петровна

Урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.6 МБ
Microsoft Office document icon Конспект к уроку44.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Число и цифра ноль. Урок-путешествие. Математика 1 класс УМК «Школа России» Автор презентации: Курцева Людмила Петровна Учитель начальных классов высшей категории ГБОУ Школа 2065

Слайд 3

5 4 3 2 1 1 2 3 4 Зайкин домик

Слайд 4

3 2 3+2=5

Слайд 5

3 0 3+0=3

Слайд 6

Учебник с.70

Слайд 8

+ 2 = 2 0 7 + 0 = 7 8 + 0 = 8 0 + 9 = 9

Слайд 10

Повезло опять Егорке- У реки сидит не зря: Два карасика в ведёрке и четыре пескаря. Но смотрите – у ведёрка Появился хитрый кот… Сколько рыб домой Егорка На уху нам принесёт? Семь рассерженных гусей, Семь отчаянных друзей Ходят-бродят «Га-га-га!» Тут хозяйка позвала их: Есть хотите? Да-да-да! И пошли ватагой всей Семь рассерженных гусей. Семь гусей ушли кормиться. Сколько же осталось птицы?

Слайд 11

Правила Если из числа вычесть то же самое число, то останется ноль. Если к нулю прибавить число или к числу прибавить ноль, то получится то же самое число.

Слайд 12

Источники: Карта – рисунок автора презентации Физминутки http://yankovairina.rusedu.net/gallery/4499/Galkina_I.A._Elektronnye_fizminutki_dlya_glaz._Chast_1.rar Волк http://ourkidsfamily.ru/uploads/posts/2012-01/1327144390_iuyt5.jpg Заяц http://43inta.ucoz.ru/kolobok_zajac.jpg Лисица http://i.ytimg.com/vi/N6mRFfxI26I/hqdefault.jpg Медведь http://joymylife.org.ua/children/kolobok/6.jpg Обложка http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/09/B4/635930.jpg Река http://fotohomka.ru/images/Dec/06/895fc095844667e9571d8372b49a6762/mini_1.jpg



Предварительный просмотр:

Тема. Число и цифра ноль (0). Урок-путешествие.

Цель: Познакомить с числом «ноль». Дать возможность учащимся самостоятельно сделать выводы о роли числа «ноль», осуществить самооценку уровня удовлетворенности своей деятельностью.  

Задачи:    

  • создать условия для открытия правил  выполнения арифметических действий с нулем,  расширения представления детей о множестве  целых чисел;
  • способствовать развитию  логического мышления, внимания;
  • способствовать воспитанию  интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные: формирование устойчивого  интереса к решению познавательных задач в области математики.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные:  нахождение способов решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие.

Коммуникативные: умение формулировать  и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в коллективной работе и в работе пары.

Предметные результаты: Осознание места числа 0 в числовом ряду. Соотношение цифры и числа. Овладение умениями анализировать данные и выбирать из них нужные, формирование умения решения простых задач (без введения термина) на основе счёта предметов с использованием схемы.

Оборудование. Карта страны «Цифирия» (плакат и на слайде), фигурки сказочных животных,  примеры на карточках, счетный материал, учебник, тетради, мультимедиа приставка, ноутбук.

ХОД УРОКА

  1. I. Организационный момент

Мы пришли все дружно в класс.

Математика у нас.

Вы к соседу повернитесь  

И друг другу улыбнитесь.

Я желаю вам удачи,

Только так, а не иначе.

К нам сегодня в гости пришли воспитатели детских садов (Представляю). Давайте улыбнемся нашим гостям.

  1. II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать.  Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

 Круглый, румяный,
            В печке печен,
            На окошке стужен.

Дети. Колобок.

У. Молодцы! Ребята, а как начинается сказка «Колобок»?

Д. – Испекла бабка колобок и поставила на окошко студиться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился по дорожке.

У. – Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в страну под названием "Цифирия".  Почему эту страну так назвали?

Д. -  Наверное, там живут цифры.

У. Скок да скок,
                Скок да скок,
                Покатился колобок,
                Круглый да румяный,
                Прямо на поляну.

Учитель вывешивает на доску карту страны (плакат и слайд №2).

  1. III. Устный счет

У. Встретил Колобка на полянке Зайка ... «Не пущу тебя дальше, – говорит Заяц, – пока не поможешь мне достроить домик. А не справишься – съем тебя».
Ребята, давайте поможем Колобку  решить  Зайкины задачи. Для начала построим Зайкин домик.

Дети показывают пропущенные числа при помощи цифр  из веера (слайд №3 – для проверки нужно «кликнуть» мышкой по заполненному окошку).

У. Молодцы! Справились с Зайкиным заданием, а теперь, решим Зайкины задачи (веер цифр ):   - Покажите число , следующее за числом 6, 9 ?

                          -Число, которое стоит перед числом 8 , 5 ?

                          -Покажите «соседей» числа 4, 9 ?

                -Число, на 1 больше 7, на 1 меньше 10 ?

Можно путешествовать дальше!

  1. IV. Изучение нового материала

У. Докатился Колобок до озера. Здесь его встретил Серый Волк. (Слайд №4)
– Ты должен выполнить мои задания, иначе я тебя съем.
Волк дал Колобку два ведерка с рыбками. В одном ведерке 3 рыбки, в другом меньше, чем три, но больше, чем одна. Подскажите, сколько же было рыбок во втором ведерке?

Д. Две («кликнуть» по слайду для появления цифры 2).

У. Сколько же будет рыбок у Колобка?

Дети выкладывают решение  на партах разрезными цифрами из набора: 3 + 2 = 5 (Проверка - слайд №4)

– Изменим задачу.
Пусть в первом ведерке было 3 рыбки, а во втором меньше, чем одна. Сколько рыбок было во втором ведерке?

Д. Ничего не было. Ноль рыбок.

У.  – Что значит ноль?

Д. Это значит "ничего", "нисколько". 

У. Вот он, посмотрите на него (вывешивается карточка с изображением цифры и слайд №5).

У. Сколько рыбок получил Колобок в этот раз?

Д. Три.

У. Как можно записать последнюю задачу?

Дети выкладывают решение  на партах разрезными цифрами: 3 + 0 = 3.  Слайд №5.

Казалось бы, что о нуле говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось. Назовите еще  числа, в которых 0 играет очень важную роль ( 20,30,100 и т. д.)  В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник 0 . Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей !
     – Как вы думаете, доволен Волк Колобком? Можно двигаться дальше?

Д. Да!

  1. V. Чистописание

У. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь с улицы "Чистописание" (слайд №6, с.70 учебник).
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, Медведь!
– Хорошо, только при одном условии. Если в стране Цифири  найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.
Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?

Д. Это ноль!

У. Конечно же, это цифра ноль. А на что еще похож ноль?Ответы детей. Считается,что  0 впервые стали писать в Индии. Везде он обозначался и назывался кружком. Название 0 возникло позже.

У. Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру.  

Чем ноль отличается от Колобка?

Д. Колобок – круглый, ноль – овальный.

У. А чем отличаются печатный и письменный нули?

Д. Письменный надо писать с наклоном.

(Дети работают в тетради, сверяясь с образцом учебника)

  1. VI. Физкультминутка

У. Теперь и отдохнуть можно немного. На что похожи мячики? (На цифру ноль)( слайд №7 – Смотрите на картинки и глазками повторяйте движения мячей) и еще физкультминутка для глаз «Стриж летает высоко, а букашка - низко, влево , вправо , вверх и вниз , далеко и близко» )

  1. VII. Изучение нового материала (продолжение). Работа с учебником.
  2. У. Медведю очень понравилась работа Колобка, и он угостил его клубникой. Посмотрите в учебники с.70 (слайд №6 ). Сколько ягод было на первой тарелке?
  3. Д. Три.
  4. У. На второй тарелке?
  5. Д. Ноль.
  6. У. А что это значит?
  7. Д. Все ягоды съели.
  8. У. Выберите запись к этому рисунку.
  9. Д. 3 – 3 = 0
  10. У. Мишка очень любит ягоды. Около его домика растет смородина. Сколько ягод на веточке?
  11. Д. Пять.
  12. У. Как вы думаете, что было дальше? Составьте математический рассказ по рисунку. Найдите запись, соответствующую этому рассказу.
  13. Д. 5 – 5 = 0
  14. Далее чтение примера 8 – 8 = 0, составление рассказа по записи.
  15. У. Около дома Медведя растет березка. С нее опадают листочки. Посмотрите на рисунок и расскажите, что было? Что потом изменилось? Как это записали? Прочитайте. Какие два числа нужно сравнить? Какой знак поставим? Покажите карточку со знаком. Как называется в математике такая запись?
  16.  Далее работа со всеми рисунками по тем же вопросам.
  17. У. Как получили ноль? Сделаем вывод (самостоятельные выводы детей).
  1. Если из числа вычесть то же самое число, то получится ноль.

У. А теперь снова в путь. Катился, катился Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно построить мост – мост из примеров. Поможем Колобку их решить! Примеры запишем в тетради (слайд №8 и карточки см. Приложение 2).

На доске и в тетрадях : 7 + 0 = □    □ + 2 = 2
                                                   8 + □= 8       0 + 9 = □ 

           Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения работы. Поставьте «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибка.

Обсудите с соседом по парте свои ответы. А теперь попробуйте сделать вывод: что получится, если к числу прибавить ноль? Если к нулю прибавить число?

Если к числу прибавить 0, получится то же самое число. Если к нулю прибавить число, получится то же самое число.

Коль ноль к числу ты прибавляешь

Иль вычитаешь из него,

В ответе тотчас же получаешь

Опять то самое число.

Релаксация (слайд №9) – в реке плавают рыбки, посмотрите, какие они красивые. Повторяйте движения рыбок глазками и головой.

  1. VIII. Закрепление пройденного материала

У. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса, а живет она на улице  «Сообразилия» (слайд №10).
– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.

У. Поможем, ребята?

Д. Да!

У. Повезло опять Егорке –
                У реки сидит не зря:
                Два карасика в ведерке
                И четыре пескаря.
                Но смотрите – у ведерка
                Появился хитрый кот…
                Сколько рыб домой Егорка
                 На уху нам принесет?

Д. Нисколько.

У. Почему?

Д. Кот все съест.

У. Семь рассерженных гусей,
                Семь отчаянных друзей
                Ходят-бродят: «Га-га-га!»
                Тут хозяйка позвала их:
                – Есть хотите?
                – Да-да-да!

      И пошли ватагой всей
    Семь рассерженных гусей.
    Семь гусей ушли кормиться,
    Сколько же осталось птицы?

Д. Нисколько.

  1. У. Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он выполнил. А помогли ему в этом вы, ребята.
  2. IХ. Итог урока. Рефлексия.

У. Решил наш Колобок вернуться к дедушке и бабушке.

Какое число узнал Колобок? Какую цифру научился писать?

Д. Ноль.

У. Что обозначает число ноль?

Д. «Ничего», «нисколько».

У. Давайте посмотрим, какое место займет ноль в числовом ряду (с.70), где он будет находиться?

У. Какие правила усвоил Колобок вместе с вами?

Д. Если из числа вычесть то же самое число, то останется ноль. Если к числу прибавить ноль или к нулю прибавить число, то получится то же самое число

 (слайд №11).

Рефлексия (оценка процесса и результатов деятельности учащимися)

   

 Ребята , давайте оценим нашу работу на уроке.

Зелёный кружок — если вы довольны результатом своей работы.
Жёлтый  кружок –если  были небольшие затруднения. 
Красный кружок - было сложно,много трудностей.

Ничего  страшного, если у кого-то  сегодня не все получилось. Мы только учимся, на следующем уроке мы продолжим то, что начали сегодня. Я думаю, дальше у вас будет получаться все лучше и лучше. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по теме "Число семь.Цифра 7"

Современные образовательные технологии как средство реализации требований ФГОС. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи ...

Конспект урока по математике на тему "Число и цифра 6"

Конспект урока  для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа "составлен с использованием сингапурских структур обучения...

Конспект урока по математике по теме "Число девять.Цифра 9".

Урок изучения нового по теме "число  и цифра9". 1класс по программе "Школа 2100"....

Конспект урока по математике на тему "Число и цифра 4"

По адаптированной основной образовательной программе начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата и легкой степенью умственной отсталости (...

Конспект урока по математике по теме: Число и цифра 2.

Конспект урока по математике 1 класс...

Конспект урока математики 1 класс Тема: Число и цифра 3. Числовой ряд 1,2.3. Порядковые числительные.

Урок математики в 1 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. (УО) На уроке  целью является: создание условий для ознакомления с числом и цифрой 3.  Задачи урока: 1). Ознакомле...